КТП Музыка 3 класс "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

Сафиева Екатерина Анатольевна

Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_muzyka.docx38.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7. Календарно-тематическое планирование по музыке в 3 классе

урока, дата

Тема урока,

страницы учебника

Задачи урока

Основные

понятия

Характеристика

учебной деятельности учащихся

В концертном зале (15ч)

Концертные

залы.

С 6-7

Формирование представлений о концертах как одной из наиболее

распространённых форм публичных выступлений музыкантов.

Концерт.

Концертный зал.

Знаменитые

концертные залы.

Слушать знакомые произведения классической музыки или их фрагменты в концертном

исполнении

Исполнять песни из программы для 2 класса.

2    

Концерт хоровой музыки.

С. 8-9

Развитие культуры восприятия музыки, вокально-хоровых умений и навыков учащихся. Воспитание интереса к хоровому пению. Музыкально-этическое воспитание учащихся.

Хор. Виды хоровых коллективов.

Известные

Российские хоры.

Правила поведения хора на сцене.

Слушать фрагмент концерта хоровой музыки

(видеозапись); записи выступлений различных хоровых коллективов (Государственного

академического русского народного хора им.

Исполнять в хоровом исполнении песню

«Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского,сл. М. Матусовского) —

3    

Концерт хоровой музыки: гимн.

С. 10-13

Знакомство с Государственным гимном Российской Федерации,

с историей гимнов нашей страны. Дальнейшее развитие культуры музыкального восприятия, вокально-хоровых умений и навыков учащихся.

Патриотическое воспитание.

Гимн. Виды

гимнов.

Слушать и исполнять Государственный гимн

Российской Федерации (муз. А. Александрова,

сл. С. Михалкова); песню «Моя Москва» (муз.

И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Агаряна).

4    

Концерт хоровой музыки: церковное песнопение.

С. 14-17

Знакомство учащихся с православным церковно-певческим искусством как одним из важных пластов традиционной отечественной

музыкальной культуры.

Церковный

хор.

Знаменный распев.

Концерты

церковных хоров

Слушать знаменный распев; «Всенощное бдение» П.И. Чайковского (фрагмент).

Исполнять обиходные церковные песнопения

5    

Концерт хоровой   музыки: хор. С. 18-19

Продолжение знакомства учащихся с различными жанрами хоровой музыки и её художественно-образным содержанием. Дальнейшее знакомство с творчеством композиторов П.И. Чайковского и

Н.А. Римского-Корсакова.

Хор как хоровое произведение.

Хоры русских

Композиторов-классиков. Хоровые

«краски».

Слушать и исполнять хор девушек из оперы

«Евгений Онегин» П.И. Чайковского (первую

фразу); хор «На севере диком» (муз. Н.А. Римского-Корсакова, сл. М.Ю. Лермонтова).

Дополнительные виды учебной деятельности

Рисовать на темы «Девица-красавица», «Чудесный сон».

6      

Концерт хоровой музыки: кантата.

С. 20-21

Знакомство с кантатой как одним из жанров музыки. Развитие представлений о взаимосвязи музыки с историей нашей страны, с другими видами искусства. Патриотическое воспитание.

Кантата.

Композитор

С.С. Прокофьев. Музыкальные и

Кинематографические образы защитников Родины.

Слушать и исполнять кантату «Александр

Невский С.С. Прокофьева (фрагменты различных частей); «Вставайте, люди русские» (из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева).

7      

Концерт камерной музыки.

С. 24-25

Дальнейшее знакомство учащихся с музыкальными жанрами.

Развитие музыкального восприятия, художественно-эстетического

вкуса и потребности в посещении концертов классической

Камерная музыка. Камерная вокальная и камерная

инструментальная музыка.

Малые музыкальные

формы.

Слушать записи концертов камерной музыки

(фрагменты): произведений камерной музыки

в исполнении знаменитых музыкантов.

Исполнять камерные вокальные произведения композиторов-классиков для детей (повторение).

8    

Концерт камерной музыки: романс.

С. 26-29

Формирование у учащихся представлений о романсе.

Знакомство с композиторами — авторами знаменитых романсов.

Развитие музыкального восприятия и вокальных способностей учащихся. Художественно-эстетическое воспитание.

Романс.

Музыкальные «краски» и образы

романсов.

Слушать романсы: «Белеет парус одинокий»

(муз. А. Варламова, сл. М. Лермонтова), «Колокольчики мои» (муз. П. Булахова,

сл. А. Толстого), «Соловей» (муз. А. Алябьева

сл. А. Дельвига), «Романс черепахи Тортиллы» из к/ф «Приключения Буратино»(муз.А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина). Исполнять мелодекламации текстов романсов Выполнять упражнения арт-терапи: «Цветок», «Перекличка птиц», «Волны» (повторение).

9

Концерт камерной музыки: пьеса.

С. 30-31

Формирование у учащихся представлений о пьесе как одном из

жанров камерной инструментальной музыки. Развитие музыкально-исполнительских умений и навыков учащихся.

Пьеса. Композитор

А. Лядов и

его пьесы для

фортепьяно.

Слушать пьесы из цикла «Бирюльки» А. Лядова; «Про старину» А. Лядова. Исполнять старинные русские народные песни (повторение).

Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах музыкально-инструментальные

импровизации на тему «Бирюльки» («Бирюлька-юла», «Бирюлька — пирамидка», Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии «Зеркало», «Юла» (повторение). Рисовать под музыку миниатюры на тему «Про старину».

10

Концерт камерной музыки: соната.

С.32-33

Знакомство учащихся с сонатой как одним из жанров камерной инструментальной музыки,

формирование у них первоначальных представлений о сонатной форме.

Соната. Композитор

Л.В. Бетховен

и его сонаты.

Слушать сонату № 14 («Лунная») Л.В. Бетховена.

Исполнять песню «Сурок» (муз. Л.В.Бетховена, русский текст Н. Райковского).

Музицировать, исполнять на музыкальных

инструментах музыкальную картину на тему

одной из картин М. Чюрлёниса («Весенняя соната», «Солнечная соната», «Морская соната» или «Звёздная соната»); музыкальную импровизацию «Мелодия лунной ночи».

11

Концерт симфонической

музыки.

С. 36-37

Развитие представлений учащихся о симфонической музыке, симфоническом оркестре и

его составе. Развитие культуры восприятия музыки и интереса к музыкально-исполнительской деятельности. Формирование у учащихся установки на посещение концертов симфонической музыки.

Симфоническая музыка.

Симфонический оркестр.

Музыкальные инструменты симфонического

оркестра.

Знаменитые

симфонические оркестры.

Слушать «Путеводитель по оркестру для юношества» Б. Бриттена.

Повторять исполнение под аккомпанемент

симфонического оркестра (фонограмму)

Гимна РФ.

12

Концерт симфонической

музыки: симфония.

С. 38-39

Знакомство учащихся с симфонией как крупной музыкальной формой.

Дальнейшее знакомство с образами природы в музыке.

Симфония.

Взаимосвязь

симфонической и народной музыки.

Музыкальные и поэтические образы природы.

Слушать симфонию №1 (Зимние грёзы)

П. Чайковского (фрагмент). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах звуковые картины, ритмические и мелодические импровизации на темы: «Музыка зимы», «Зимние грёзы». Рисовать фантазию на тему «Зимние грёзы».

13

Концерт симфонической

музыки:

А. Бородин.

Симфония

№2 «Богатырская».

С. 42-43

Развитие творческого воображения.

Симфония.

Композитор

А. Бородин.

Героические

музыкальные образы.

Слушать симфонию № 2 («Богатырская»)

А. Бородина (экспозиция).

Исполнять русскую народную песню «Вспомним, братцы, Русь и славу» (повторение).

Сочинить две контрастные «богатырские» мелодии (музыкальные темы).

14

Концерт симфонической

музыки: симфоническая

картина.

С. 44-45

Дальнейшее знакомство с жанрами симфонической музыки и

творчеством композитора А. Лядова.

Симфоническая картина.

Сказочные

музыкальные образы.

Слушать симфонические картины А. Лядова

«Баба-яга» (фрагменты); «Волшебное озеро»

(фрагменты). Исполнять песни о сказочных персонажах (например, игровую русскую народную песню «Баба-яга», «Песенка Водяного» из мультфильма «Летучий корабль» (муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина). Выполнять упражнение арт-терапии «Звуковые волны».

15

Концерт симфонической

музыки: симфоническая

сюита.

С. 48-49

Дальнейшее знакомство с жанрами симфонической музыки. Продолжение формирования у учащихся представлений о взаимосвязи русской классической и народной музыки. Актуализация знаний о жанрах русских народных песен.

Симфоническая сюита.

Музыкальные образы

русской старины.

Слушать симфоническую сюиту А.К. Лядова

«Восемь русских народных песен для оркестра» (фрагменты). Исполнять русские народные песни «Я с комариком плясала», «Как у наших у ворот»;

повторять русские народные песни различных

жанров (шуточные, колыбельные, хороводные, плясовые).

В музыкальном театре (11 ч.)

16

Музыкальные театры.

С. 58-59

Формирование у учащихся представлений о музыкальном театре

и его устройстве. Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами разных стран. Формирование у учащихся установки на посещение музыкальных театров.

Музыкальный театр. Виды музыкальных театров.

Знаменитые

музыкальные

театры. Правила поведения в театре.

Слушать фрагменты музыкальных спектаклей.

Повторять исполнение фрагментов хоров из

опер (например, «Хора девушек» из оперы

«Евгений Онегин» П.И. Чайковского, хора

«Славься!» из оперы «Иван Сусанин»

М.И. Глинки).

17

Опера.

С. 60-65

Формирование у учащихся первоначальных представлений об опере как о крупном музыкально-сценическом произведении.

Опера. Виды

искусства,

объединённые в оперном спектакле. История

возникновения оперы.

Либретто.

Слушать фрагменты оперы «Сказка о царе

Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; фрагменты старинной итальянской оперы (по выбору

учителя).Повторять исполнение фрагментов хоров из опер (например, хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта», хора «Девицы-красавицы» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»).

18

М. Глинка.

Опера «Руслан и Людмила».

С. 66-69

Создание у учащихся целостного представления об опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» как шедевре классической музыки. Знакомство с музыкальными «портретами» действующих лиц оперы и музыкальными «красками»

Русская классическая

опера.

Реальные

и фантастические музыкально-поэтические образы.

Слушать хор «Лель таинственный, упоительный» (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки); старинные народные свадебные песни;

песню Бояна, каватину Людмилы, арию Руслана, рондо Фарлафа, марш Черномора, музыку к танцам разных народов (из оперы «Руслан

и Людмила» М. Глинки); фрагменты оперы

М.И. Глинки «Руслан и Людмила». 

19

Н.А. РимскиКорсаков. Опера

«Снегурочка» (весенняя сказка).

С. 70-75

Создание у учащихся целостного представления об опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» как шедевре

классической музыки. Знакомство с музыкальными «портретами» действующих лиц оперы и музыкальными «красками», с помощью которых они были созданы композитором. Нравственно-эстетическое и этнокультурное воспитание.

Русская классическая

опера.

Музыкальные образы

древнерусской мифологии и традиционной

народной

культуры.

Слушать фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц»,

арию Снегурочки (из Пролога), песни Леля,

песню слепцов-гусляров, хоры «Ай, во поле

липенька», «А мы просо сеяли».

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии «Перекличка птиц» и «Лесное эхо» (повторение).

Рисовать пейзаж «Ярилина долина».

20

Оперы для детей.

С. 76-79

Знакомство учащихся с оперными спектаклями для детей и детским

музыкальным театром им. Н. Сац. Развитие музыкально-слуховых

представлений о современном музыкальном языке. Дальнейшее

формирование установки на посещение оперных спектаклей. Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Детский музыкальный

театр.

Оперы современных композиторов

для детей.

Слушать фрагменты детских опер.

Исполнять фрагмент оперы А. Зарубы

«Репка». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание одного из эскизовдекораций к детской опере (например,

«Репке»).

Инсценировать «Песенку весёлых козлят» изоперы М. Коваля «Волк и семеро козлят».

Рисовать эскизы костюмов и декораций к любой детской опере (например, «Репке»).

21

Балет. П.И.

Чайковский. Балет «Лебединое озеро».

С. 80-83

Формирование у учащихся первоначальных представлений о балете как крупном музыкально-сценическом произведении.

Развитие представлений о взаимосвязи в балетном спектакле различных видов искусства. Формирование у учащихся целостного представления о балете

П.Чайковского «Лебединое озеро» как шедевре классической музыки.

.

Балет. Виды

искусства,

объединённые в балетном спектакле. История

возникновения балета. Музыкальнохореографические образы природы и

сказочных героев.

Слушать фрагменты балета П.И. Чайковского

«Лебединое озеро»: «Русский танец», «Неаполитанский танец».

Исполнять характерные движения одного из старинных бальных (придворных) танцев, пластическую импровизацию «Музыкальные

волны» под музыку П.И. Чайковского к балету «Лебединое озеро». Рисовать эскиз костюма и маски для одного из видов старинного балетного спектакля: балета-маскарада, балета на рыцарские темы или балета-фантазии.

22

Балет. П.И.

Чайковсий.

Балет «Спящая красавица».

С.84-85

Формирование у учащихся целостного

представления о балете П.И. Чайковского «Спящая красавица»

как шедевре русской классической музыки. Дальнейшее формирование представлений о Музыкально-хореографических образах сказочных героев.  Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Музыкально-хореографические образы красавицы, принца и

других сказочных персонажей.

Слушать и исполнять начало мелодии (на

звук «А») вальс из балета П.И. Чайковского

«Спящая красавица». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание рисунка «Красавица» или «Принц». Представлять музыкально-пластические импровизации под музыку П.И. Чайковского к

балету «Спящая красавица» на одну из следующих тем: «Кот в сапогах и белая кошечка», «Красная Шапочка и волк», «Фея Сирени ифея Карабос»; исполнять танцевальные движения вальса.

Рисовать Красавицу и Принца.

23

Балет.

И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка».

С. 86-89

Первоначальное знакомство с историей

«Русских сезонов» в Париже. Формирование у учащихся целостного представления о балете И. Стравинского «Петрушка» как шедевре русской музыки ХХ века.

Музыкально-хореографические образы.

Слушать фрагменты балета И.Ф. Стравинского «Петрушка». Исполнять песни «Петрушка» (муз. И. Арсеевой, сл. Н. Френкеля); «Петрушка» (муз.

И. Брамса, сл. неизвестного автора).

Создавать танцевальную импровизацию под

музыку «Русская» из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка».

Инсценировать «Народные гулянья на масляной» (по либретто оперы И.Ф. Стравинского

«Петрушка») — проектная деятельность.

24

Балет: В детском музыкальном театре.

С. 90-91

Продолжение знакомства учащихся с детским музыкальным театром. Развитие интереса к балетному

искусству. Дальнейшее формирование представлений об особенностях современной музыки и хореографии.

Детский музыкальный

театр.

Детские оперные спектакли. Сказочные музыкально-хореографические образы.

Слушать фрагменты детских балетных спектаклей. Исполнять на звук «А» музыкальные темы из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (повторение). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах музыкальные «портреты» персонажей детских балетных спектаклей с помощью любых музыкальных инструментов. Инсценировать одну из сцен балета С.С. Прокофьева «Золушка» (проектная деятельность).

Рисовать эскизы занавеса, декораций и костюмов для одного из балетов-сказок; макет декорации для одного из детских балетов; гримировать одного из персонажей сказочного балета.

25

Оперетта.

С. 92-93

Первоначальное знакомство учащихся с опереттой и с известными театрами оперетты. Сравнительный анализ

оперетты с другими видами музыкально-сценического искусства.

Знакомство с постановками оперетт в Детском музыкальном театре им. Н. Сац. Формирование интереса к жанру

оперетты и установки на посещение театра оперетты. Музыкально-эстетическое и полихудожественное воспитание.

Оперетта. Театры оперетты. Детские

оперетты.

Сказочные

образы в опереттах.

Слушать фрагменты известных оперетт (например, «Летучая мышь» (муз. И. Штрауса),

«Принцесса цирка» и «Королева чардаша»

(муз. И. Кальмана). Исполнять фрагмент одной из детских оперетт. Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах импровизацию на тему «Песенка Кота в сапогах» или «Танец Кота в сапогах» (любой музыкальный инструмент). Подготовить постановку фрагментов детской оперетты ( например, «Репка» П. Аедоницкого) (проектная деятельность).

26

Мюзикл.

С. 94-95

Формирование у учащихся первоначальных представлений о мюзикле как крупном музыкально-сценическом произведении.

Сравнительный анализ мюзикла с другими видами музыкально-сценического искусства. Развитие представлений о современном языке музыкально-сценического искусства. Развитие музыкально-познавательных интересов учащихся. Формирование у них установки на посещение

мюзиклов.

Мюзикл и его

происхождение.

Мюзиклы зарубежных и

российских

композиторов.

Детские мюзиклы.

Слушать фрагменты известных зарубежных

мюзиклов («Ветсайдская история», «Кошки»), мюзиклов для детей.

Исполнять фрагмент одного из детских мюзиклов.

Участвовать в постановке фрагментов детского мюзикла (например, «Принц и нищий»

А. Журбина) (проектная деятельность).

В музыкальном музее (8 ч)

27

Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира.

С. 102-105

Формирование у учащихся представлений о музыкальных музеях,

их видах, экспонатах и музыкально-просветительной деятельности.

Музыкальный музей.

Виды музыкальных музеев. Музыкальный

экспонат.

Слушать фортепьянные пьесы П.И. Чайковского.

Исполнение песни П.И. Чайковского (из цик

ла «16 песен для детей»).

28

Музыкальные инструменты.

С. 106-111

Формирование у учащихся представлений о богатстве и разнообразии музыкальных

инструментов разных времён, стран и народов.

Экспонаты

музыкальных музеев.

Слушать записи звучания старинных клавишных и духовых музыкальных инструментов; записи звучания старинной скрипки и других струнных музыкальных инструментов.

Создавать ритмо-пластические импровизации

на одну из следующих тем: «Ритмы жаркой

Африки», «Русские ложкари», «Тарантелла».

29

Музыка и техника.

С. 112-113

Развитие представлений учащихся о взаимосвязи музыки и техники. Формирование интереса к изучению

различных музыкальных устройств, многообразных способов записи и воспроизведения звуков. Сравнительный анализ «живой» и «механической» музыки.

Экспонаты

музыкальных музеев

старинные

музыкальные автоматы.

Слушать пьесу «Музыкальная табакерка»

А. Лядова; пьесу «Шарманщик поёт»

П.И. Чайковского; звучание механического

пианино (в художественном фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино») и других старинных механических музыкальных устройств; звучание виниловых пластинок. Исполнять музыкальную игру «Граммофон».

30

Музыка и

изобразительное искусство.

С. 114-117

Развитие представлений детей о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства,

дальнейшее формирование у них творческих способностей на основе синтеза искусств.

Экспонаты

музыкальных музеев.

Слушать записи звучания музыкальных инструментов, изображённых в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного

творчества.

Исполнять «Песню о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера).

31

Музыка и

книги.

С. 118 -119

Развитие представлений детей о роли нотных изданий и книг о

музыке в музыкальном мире.

Экспонаты

музыкальных музеев.

Повторение исполнения песен, сопровождавших воображаемые экскурсии по музыкальному музею (например, «Весёлый барабанщик»

(муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы)

32

Школа Скрипичного ключа: уроки

сольфеджио.

Урок 1. Мажор и минор.

С. 124-125

Формирование у учащихся первоначальных  представлений о сольфеджио

Сольфеджио.

Лад. Мажор и

минор. Диез и

бемоль. Тональность.

Слушать музыкальные произведения из программы для 3 класса, написанные в мажорном

и минорном ладах.

Исполнять песни, написанные в разных тональностях (например, «Наш весёлый пастушок» (муз. Ю. Литовко, сл. народные), «Коровушка»; песни Л.М. Абелян «Про диез» и

«Про бемоль».

33

Школа Скрипичного ключа: уроки

сольфеджио.

Урок 2. Интервалы.

С. 126-127

Формирование у детей

знаний и слуховых представлений об интервалах. Воспитание ценностного отношения к школе, учению и учителю.

Слушать звучания различных интервалов.

Исполнять пение по нотам различных интервалов; песню «Интервалы» (муз. О. Мандичевского, русский текст К. Алемасовой).

34

Школа Скрипичного ключа: хоровой

класс.

С. 128-129

Дальнейшее формирование у детей представлений о хоровом пении

и об обучении ему в детских музыкальных школах и студиях. Воспитание ценностного  отношения к школе, учению и учителю.

Исполнять упражнения на распевание; песню

Л.М. Абелян «Петь приятно и удобно»; повторять хоровые произведения из программы по

музыке для 3 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 2 класс Планета знаний

Пояснительная записка и примерное тематическое планирование...

Рабочая программа "Планета знаний" по музыке

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта общего образования  (5 марта 2004 года), примерной программы по УМК "Планета знаний". Программа составлен...

Пояснительная записка по музыке по программе "Планета знаний""

Пояснительная записка по музыке по программе "Планета знаний" 4 класс....

Рабочая программа по музыке УМК Планета знаний

Рабочая программа разработана в соответствии с актуальными задачами модернизации российского образования, с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным образовате...

"В концертном зале" 3 класс УМК "Планета знаний" презентация для урока музыки

Данна презентация для урока музыки УМК "Планета знаний" для 3 класса по теме "В концертном зале"...