Тематическое планирование по музыке 4 класс ПНШ
календарно-тематическое планирование по музыке на тему
Тематическое планирование по музыке 4 класс для учителей, работающих по ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование + рабочая программа по музыке 4 класс ПНШ | 70.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Музыка»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т.В. Челышевой, В.В.Кузнецовой в соответствии с требованиями ФГОС начального образования, в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов :
1.Закон РФ «Об образовании»;
2.Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
3.Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. №373) сделавшего упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
4. .Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005.
Цели:
- формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется: в формировании у него целостной художественной картины мира; в воспитание его патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем – в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
В рабочую программу изменения не вносились.
Программу обеспечивают: «Музыка» 4 класс, авторы Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова УМК «Перспективная начальная школа» Академкнига/Учебник .
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроках.
Основой для определения критериев оценки результатов освоения программы по курсу «Музыка» стал компетентностный подход, отражающий требования Стандарта и рекомендации примерной образовательной программы по музыке.
Компетентностный подход предполагает:
• проявление знания и понимания школьниками предметной области;
• демонстрацию ими практического и оперативного применения знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;
• осознание бытийной, ценностной значимости предметных знаний в социальном контексте
Планируемые результаты освоения программы «Музыка» достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:
1. Степень развития интереса к музыке проявляется в: многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся; ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве; устойчивости интереса – длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве.
2. Степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через: выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию; высказывание самостоятельных взглядов и суждений; способность к нравственной оценке.
Высокая степень – устойчивое, средняя – периодическое, низкая – эпизодическое проявления положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.
3. Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по: способности «с лету», без предварительной подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении; способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка; способности размышлять о музыке – анализировать, сравнивать, обобщать; способности ощутить авторский стиль; способности отличать шедевр от моды (развитие художественного вкуса).
Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое – о средней, эпизодическое – о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся.
Оценивать следует все виды музыкальной деятельности обучающихся на уроке. Учитель может поставить две оценки — одну за слушание музыки, другую за пение. А может поставить одну общую. Наряду с текущим учетом, проводимым на каждом уроке, различают итоговый учет в конце каждой четверти и всего учебного года. Данные текущего и итогового учета позволяют проследить динамику музыкального развития детей.
Критерии оценки: объективность, систематичность, гласность.
Оценивание работы на уроке музыки:
- «5» — соответствие трем критериям либо первым двум: проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее;высказывания о прослушанном или исполненном произведении; активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки; рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
- «4» — соответствие двум или одному критерию;
- «3» — отсутствие соответствия данным критериям.
- «2» и «1» — недопустимы, так как они могут погасить интерес ребенка и соответственно его потребность в красоте и доброте .
2. Общая характеристика учебного предмета.
Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.
Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется: в опоре на жизненный опыт детей; в формировании у них увлеченного отношения к музыкальному искусству, процессу художественного познания; в развитии творческого мышления и воображения, музыкально-творческих способностей школьников; в воспитании их эстетического чувства и музыкального вкуса; в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально-ценностных отношений предшествующих поколений людей в собственной жизненной практике.
То есть речь идет о тождественности главных целевых установок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского – оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Соответственно, наблюдается и совпадение принципов данных концепций.
Так, принцип непрерывности общего развития каждого школьника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа», воплощается в тематическом построении содержания образования у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное и систематическое музыкальное развитие младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальному тематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемственность занятий по музыке в начальной и основной школе. Логика тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского существующими априори закономерностями самого музыкального искусства. Следовательно, «погружение» в искусство происходит естественно и логично: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.
Принципиальное созвучие двух образовательных подходов обусловило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:
• в реализации сверхзадачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественно-педагогического замысла программы 1 класса «Мир музыки в мире детства» и последующего его воплощения во 2–4 классах;
• в заимствовании тематического построения программы Д.Б. Кабалевского во 2–4 классах; определении художественно-педагогического замысла каждого класса: 2 класс – «Музыка как вид искусства», 3 класс – «Музыка – “искусство интонируемого смысла”», 4 класс – «Музыка мира»;
• в опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским – автором нетрадиционной музыкально-педагогической концепции.
Вместе с тем основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского нашли свое воплощение в стратегии развития отечественного музыкального образования, выраженной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (нового поколения), а также в рекомендованной примерной программе по музыке.
Таким образом, рабочая программа «Музыка» для 4 классов общеобразовательных школ развивает концепцию Д.Б. Кабалевского массового музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры учебного предмета «Музыка» соответствуют основным требованиям стандарта:
•патриотизм — любовь к родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
•социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
•гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
•семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода
•личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
•труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
•наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
•традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
•искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
•природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
•человечество — мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
5.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебной программы по курсу
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
6. Содержание учебного предмета 4 класс (34 ч)
«Музыка мира»
Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.
Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.
Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.
Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.
Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».
Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.
Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.
4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор – Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.
В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шо-пена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.
Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14, композиторских– 22.
1-я четверть – «Музыка моего народа»
Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание отличительных особенностей русской музыки. Народная песня – энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов
Характеристика деятельности обучающихся:
-Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа.
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.
-Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись.
-Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов.
-Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
2-я четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
Темы: «От Москвы – до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: всеобщность закономерностей музыки. Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.
Характеристика деятельности обучающихся:
-Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов.
-Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.
-Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.
-Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).
-Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств.
3-я четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание интернациональности музыкального языка. Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира. - Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран. - Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. - Сольмизировать и сольфеджировать мелодии. - Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. - Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. 4-я четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель»
Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: обобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов. Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов. Характеристика деятельности обучающихся: - Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. - Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов. - Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного). - Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). - Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские). - Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях. - Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). - Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении. - Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. - Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.
7. Тематическое планирование.
Тематическое планирование | Содержание курса | Характеристика деятельности обучающегося |
1-я четверть «Музыка моего народа»(8ч) Россия — Родина моя. Музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа. | Идея четверти: осознание отличительных особенностей русской музыки. Народная песня — энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни—к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа. Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись. Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. |
2-я четверть «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» ( 8 ч) «От Москвы до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России. | Идея четверти: всеобщность закономерностей музыки. Музыка народов — субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций | Воспроизводить мелодии ориентацией на нотную запись. Анализировать художественно - образное содержание, музыкальный язык произведений эазных народов. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов. Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение. Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных |
3-я четверть «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (10ч) Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает народам дружить? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир! | Идея четверти: осознание интернациональности музыкального языка. Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразитель- ность. Музыкальные инструменты народов мира | Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира. Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран. Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. Сольмизировать и сольфеджировать мелодии Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность |
4-я четверть «Композитор — исполнитель — слушатель» (8ч) Композитор — творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь! | Идея четверти: обобщение со- держания учебной программы по курсу«Музыка» для начальных классов. Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор — народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель - состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор — Исполнитель — Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов | Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов. Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и испол нительские коллективы(в пределах изученного). Узнавать и определять различные виды музыки(вокальная, инструмен- тальная, сольная, хоровая, оркестровая). Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские). Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях. Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации |
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Количество часов |
«Музыка моего народа» | 8 |
«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» | 8 |
«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» | 10 |
«Композитор – исполнитель – слушатель» | 8 |
Итого | 34 |
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»
1. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник. 2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник. 3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник. Учебно-методический комплекс:
- Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. Учебник. 4 класс. – М.: Академкнига,
- Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Дидактический материал: комплект портретов композиторов, демонстрационный материал, наглядные пособия – таблицы (музыкальные инструменты)
Интернет-ресурсы: википедия (свободная энциклопедия), классическая музыка, музыкальный энциклопедический словар
Музыкальный материал к темам учебной программы по курсу «Музыка»
1-я четверть «Музыка моего народа»
«Музыка». Музыка Г. Струве, слова И. Исаковой.
«Русь». Музыка В. Голикова, слова Н. Мухина.
«Как у наших у ворот». Русская народная песня (с сопровождением на ложках и бубне).
«Ходит месяц над лугами». Из альбома фортепьянных пьес «Детская музыка». С. Прокофьев.
«Играй, гармонь». Музыка В. Голикова, слова А. Дитерихса.
«Как в лесу, лесу-лесочке». Русская народная песня. Запись и обработка С. Полонского.
«Осень». Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
«Как во городе стольном киевском». Русская народная песня.
«Первая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Фантазия на темы И. Рябинина» для фортепьяно с оркестром. А. Аренский.
«Вставайте, люди русские!». Хор из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
«Парень с гармошкой». Г. Свиридов.
«Колыбельная» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
Вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге» из скерцо-фантазии «Баба-Яга». А. Даргомыжский.
«Кадриль». Музыка В. Темнова, слова О. Левицкого.
«Воронежские частушки»
«Озорные частушки» музыка Р. Щедрина
«Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Исполняет В. Соколик.
«Частушки Бабок-Ежек». Музыка М. Дунаевского, слова Ю. Энтина.
«Тили-бом» из цикла «Три истории для детей» для голоса и фортепьяно на русские народные тексты из собрания сказок А.Н. Афанасьева.
«Сны». Музыка Р. Бойко, слова И. Михайловой.
Фрагменты из балета «Чиполлино»: «Общий танец», «Танец полицейских и Помидора», «Шествие Лимона», «Груша наигрывает на скрипке», «Строительство домика Тыквы», «Выход Помидора», «Погоня». Музыка К. Хачатуряна. Чтец В. Абдулов.
2-я четверть «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
«Улетели журавли». Музыка Р. Бойко, слова Е. Благининой.
Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (главная мелодия 1-й части). С. Рахманинов.
Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (фрагмент). С. Рахманинов.
«Исламей». Фантазия для фортепьяно (татарская и кабардинская темы). М. Балакирев.
«Перепелочка» (фортепьянная пьеса на тему белорусской народной песни). А. Эшпай.
«Зима». Музыка Ц. Кюи.
«Здравствуй, русская зима!». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.
«Кто о чем поет?» (в татарском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«На лужке». Марийская народная песня. Русский текст В. Татаринова.
«Колыбельная». Народная песня коми. Русский текст С. Болотина.
«Ой, тайга, ой, пурга». Чукотская народная песня. Русский текст и обработка О. Грачева.
«Уйнапат». Эскимосская народная песня.
«Моя колыбельная». Удыгейская народная песня.
«Сокол». Аварская народная песня.
«В каждом ауле песни поют». Черкесская народная песня.
3-я четверть «Между музыкой разных народов мира нет не переходимых границ»
«Бульба». Белорусская народная песня.
«Камертон». Норвежская народная мелодия. Русский текст Я. Серпина.
«Ласточка» (в азербайджанском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«Мавриги». Узбекский народный танец-марш (для исполнения с музыкально-ритмическими движениями).
«Полька». Чешская народная песня-танец. Русский текст В.Викторова .
«Люли, люли, моя крошка». Литовская народная песня, русский текст Ю. Григорьева.
«Провожание». Народная песня коми.
«Солдатушки, бравы ребятушки». Русская народная песня.
«Третий танкист». Музыка Т. Попатенко, слова Я. Халецкого.
«Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Светлячок». Грузинская народная песня.
«Русская песня», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» для фортепьяно. П. Чайковский.
«Маленький негритенок». К. Дебюсси.
«Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс». Д. Гершвин.
«Дело было в Каролине» (в американском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«Летите, голуби, летите!». Песня из кинофильма «Мы за мир» музыка И. Дунаевского, слова
М. Матусовского
«Вариации на русскую тему». Л. Ван Бетховен.
«Венецианская ночь». М. Глинка.
«Богдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». 4-я часть симфонической сюиты «Шехеразада» (Allegro). Н.А. Римский-Корсаков.
«Баллада о детях». Музыка Н. Финка, слова З. Ямпольского.
«Пойду ль я, выйду ль я». Русская народная песня (с сопровождением на баяне, ложках, бубне).
«Взял бы я бандуру». Украинская народная песня в исполнении капеллы бандуристов под управлением Г. Кулябы.
«Плясовая» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
«Лявониха». Белорусский народный танец. Обработка для цимбал с оркестром. Н. Прошко. Солирует на цимбалах А. Славия.
«Это для нас!». Музыка Т. Попатенко, слова М. Лаписовой.
«Ах маслинца, сметанница». Русская народная песня.
«Февраль (Масленица)» из фортепьянного альбома «Времена года». П. Чайковский.
«Веснянка». Украинская народная песня.
Концерт № 1 для фортепьяно с оркестром (главная тема финала). П. Чайковский.
«Свадьба Солнца и Весны». Музыкальная сказка в стихах. Стихи Поликсены Соловьевой. Музыка М. Кузмина.
4-я четверть «Композитор – исполнитель – слушатель»
«Маленькая двухголосная фуга». И.С. Бах.
Симфония № 40 (соль-минор) (экспозиция 1-й части). В.А. Моцарт.
«Вальс». А. Грибоедов.
Сцена Снегурочки с Морозом и Весною из пролога к опере «Снегурочка». Н.А. Римский-Корсаков.
«Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка». Н. А. Римский-Корсаков.
«Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков.
Фрагменты из оперы «Садко». Н.А. Римский-Корсаков:
(четвертая картина) – «Песня Варяжского гостя» (бас), «Песня Индийского гостя» (тенор), «Песня Веденецкого гостя» (баритон);
(шестая картина) – «Колыбельная Волховы» (сопрано). Исполняет Г. Олейниченко.
«Беловежская пуща». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова. Исполняют: ВИА «Песняры»,
А. Макарский, Большой детский хор под упр. В. Попова, Ф. Гойя (гитара).
«До свиданья, Москва!». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова. Исполняют: Л. Лещенко и
Т. Анциферова; Л. Лещенко и Л. Долина; М. Магамаев; инструментальный ансамбль «Мелодия»; Дмитрий Маликов (инструментальная запись); Ф. Гойя (гитара).
«Поклонимся великим тем годам». Музыка А. Пахмутовой, слова М. Львова. Исполняют: Л. Зыкина, И. Кобзон, Н. Басков, Р. Ибрагимов.
«Дом под крышей голубой». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.
«Славься!». Хор из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». М. Глинка.
Календарно-тематическое планирование 4 класс.
№ урока | Тема | Количество часов | Планируемые результаты | Формы контроля | Дата | |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | |||||
1 четверть | ||||||
1-2 | Россия- Родина моя | 2 | Народная песня- энциклопедия жизни русского народа. | Личностные: Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Познавательные: Анализировать художественно-образное содержание музыки своего народа. Коммуникативные: Участвовать в инсценировках народных и композиторских музыкальных произведений. | Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения | |
3-4 | Музыка как энциклопедия русской жизни | 2 | Разнообразие жанров народной песни | Личностные:Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Познавательные: Анализировать художественно-образное содержание музыки своего народа. Коммуникативные: Участвовать в инсценировках народных и композиторских музыкальных произведений. | Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения | |
5-6 | Преданья старины глубокой | 2 | От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, демократизм, гуманистическое начало). | Личностные:Проявлять интерес к музыкальному языку произведений своего народа. Познавательные: Воспроизводить мелодии по нотам, сольфеджируя их с текстом, ориентируясь на нотную запись. Коммуникативные: Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, района, края | Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения | |
7 | Музыка в народном духе | 1 | Современная интерпретация народной песни. | Личностные: Проявлять интерес к музыкальному языку произведений своего народа. Познавательные: Воспроизводить мелодии по нотам, сольфеджируя их с текстом, ориентируясь на нотную запись. Коммуникативные: Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, района, края | Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения | |
8 | Сказочные образы в музыке моего народа | 1 | Общее и различное в музыке народов России и Мира: содержание, язык, форма. Интренационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов. | Личностные:Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Познавательные: Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа. Коммуникативные: Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, района | Слушание музыки. Пение . Музыкально-пластические движения | |
2 четверть | ||||||
9-10-11 | От Москвы до самых до окраин | 3 | Музыка народов- субъектов РФ. Сочинения композиторов на тему песен других народов. | Личностные: Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. Познавательные: Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. Коммуникативные: Исполнять различные по характеру музыкальные произведения с группой одноклассников | Слушание музыки.Пение. Музыкально-пластические движения. Драматизация музыкальных произведений | |
12-13 | Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны | 2 | Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. | Личностные: Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. Познавательные: Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. Коммуникативные: Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке, обсуждать это с одноклассниками. | Слушание музыки.Пение. Музыкально-пластические движения. Драматизация музыкальных произведений | |
14-15-16 | Маша иМиша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России | 3 | Взаимопроникнове ие музыкальных интонаций. | Личностные:Сопоставлять музыкальные образы произведений в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных. Познавательные: Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов. Коммуникативные: Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке, обсуждать это с одноклассниками. | Слушание музыки.Пение. Музыкально-пластические движения. Драматизация музыкальных произведений | |
3 четверть | ||||||
17-18 | Выразительность и изобразитель-ность музыки народов мира | 2 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания;песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. | Личностные:Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира. Познавательные: Сольмизировать и сольфеджировать мелодии. Коммуникативные: Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. | Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения. | |
19-20 | Своеобразие музыкальных интонаций в мире | 2 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания;песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. | Личностные: Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира. Познавательные: Сольмизировать и сольфеджировать мелодии. Коммуникативные: Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. | Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения. | |
21-22 | Как музыка помогает народам дружить? | 2 | Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания;песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. | Личностные: Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира. Познавательные: Сольмизировать и сольфеджировать мелодии. Коммуникативные: Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. | Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения. | |
23-24 | Какие музыкальные инструменты есть у разных народов | 2 | Музыкальные инструменты мира | Личностные: Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира. Познавательные: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Коммуникативные: Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. | Слушание музыки.Пение. Музыкально-пластические движения. Драматизация музыкальных произведений | |
25-26 | Как прекрасен этот мир! | 2 | Музыкальные инструменты мира | Личностные: Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Познавательные: Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Коммуникативные: Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. | Слушание музыки.Пение. Музыкально-пластические движения. Драматизация музыкальных произведений | |
4 четверть | ||||||
27-28 | Композитор- творец красоты | 2 | Понимать триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель» | Личностные:Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). Познавательные: Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские). Коммуникативные:Участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. | Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения. Драматизация музыкальных произведений | |
29-30-31 | Галерея портретов исполнителей | 3 | Понимать триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель» Композитор-народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнительский состав (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. | Личностные: Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). Познавательные: Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов. Коммуникативные: Участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. | Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения. Драматизация музыкальных произведений | |
32-33-34 | Вслушивайся и услышишь! | 3 | Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов. | Личностные:Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении. Познавательные:Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). КоммуникативныеУчаствовать в музыкальной жизни страны, школы, района, края. | Слушание музыки. Пение. Музыкально-пластические движения. Драматизация музыкальных произведений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по музыке, 1 класс
Данное тематическое планирование было разработано для 1 классов по программеобразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Музыка». «Баласс», 2011 годАвторы: Усачёва В.О, Школяр Л.В. Включает в с...
Тематическое планирование по музыке 3 класс/Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. ...
Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе
Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе, "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по музыке. 2 класс.
Календарно-тематическое планирование по музыкеСистема Л.В. Занкова2 класс 34 часа (1 час в неделю)Автор курса Г.С.Ригина...
Рабочая программа и тематическое планирование по музыке во 2 классе "Школа 2100"
Рабочая программа по музыке разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «...
Календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса УМК "Перспектива"
Календарно-тематическое планирование по музыке в 1 классе...
тематическое планирование по музыке 3 класс
Тематическое планирование по музыке 3 класс по программе авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...