тематическое планирование по музыке 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс) по теме

Прокофьева Людмила Евгеньевна

Тематическое планирование по музыке 3 класс по программе авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_muzyka_3_klass.docx49.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7

г. Чехова Московской области

 

Утверждаю

                             директор МБОУ гимназии №7

                                                                                  Рубцова Е.Н.

________________________                                      

                                                                 Приказ №___ от ___________

Рабочая программа

по музыке

3в класс

Составлена на основе авторской  программы «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7- классы. – М. «Просвещение», 2009;;

                                                                                         

Составитель:      

Прокофьева Л.Е.

2012-2013 учебный год

Содержание

Пояснительная записка……………………....................................................................3

Основное  содержание ……………………………………………………………………………………..5

Требования к уровню подготовки учащихся…………………………………………………….7

Календарно – тематическое планирование……………………………………………………..8

Контрольные материалы……………………..................................................................11

Перечень учебно – методического обеспечения …………………………………………………………15

Пояснительная записка

Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи уроков музыки во 3 классе:

  1. развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
  2. обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
  3. накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
  4. выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
  5. совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
  6. развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера;  выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
  7. совершенствование умения  передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
  8. освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и  формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
  9. развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
  10. развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  1. Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  2. Метод эмоциональной драматургии;
  3. Метод создания «композиций»;
  4. Метод игры;
  5. Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.

Структура курса

№ п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1

Тема №1. “Россия – Родина моя”  

5

2

Тема №2. “День, полный событий” 

4

3

Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм”

7

4

Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

3

5

Тема №5. “В музыкальном театре”

6

6

Тема №6. “В концертном зале”

4

7

Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”

5

итого

34

Цели  изучения  курса

Компетенции

Общеучебные

- овладение учащимися методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений.

- расширение и обогащение опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождение при этом оригинальных решений.

- умение формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах

-  умения и навыки работы с различными источниками информации.

Предметно - ориентированные

- эмоциональное и осознанное отношение к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;

-понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш),  а так же  более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;

накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

-умения и навыки хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

- умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

-включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

-накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

Знать/понимать:

  1. Жанры музыки (песня, танец, марш);
  2. Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
  3. Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов  и вокальных голосов;
  4. Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  5. Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
  6. .

Уметь:

  1. Выявлять жанровое начало  музыки;
  2. Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
  3. Определять средства музыкальной выразительности;
  4. Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
  5. Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
  6. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Россия – Родина моя

Мелодия – душа музыки.

Комбинированный

Слушать музыку П. Чайковского

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

Комбинированный

Слушать романсы

Жанр канта в русской музыке. Виват, Россия! Наша слава  - русская держава

Комбинированный

Повторить песню «Солдатушки, браво ребятушки»

Кантата «Александр Невский».

Комбинированный

Слушать хор «Вставайте, люди русские» С. Прокофьева

Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна…

Комбинированный

Слушать хор «Славься» М. Глинки

День, полный событий Образы утренней природы в музыке.

Комбинированный

Слушать  «Утро» Э. Грига

Портрет в музыке «В каждой интонации спрятан человек».

Комбинированный

Повторить песню С. Прокофьева «Болтунья»

Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского.

Комбинированный

Повторить песню М. Мусоргского «С куклой»

Образы вечерней природы.

Комбинированный

Повторить песню М. Мусоргского «Вечер»

О России петь – что стремиться в храм. Два музыкальных обращения к Богородице.

Комбинированный

Слушать «Аве, Мария»

Древнейшая песнь материнства.

Образ матери в музыке, поэзии, живописи.

Комбинированный

Повторить песню В. Гаврилина  «Мама»

Образ матери в современном искусстве.

Комбинированный

Слушать классическую музыку

Праздники православной церкви. Вербное воскресение.

Комбинированный

Повторить песню А. Гречанинова «Вербочки»

Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.

Комбинированный

Слушать классическую музыку

Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

Комбинированный

Слушать церковную музыку

Обобщающий урок.

Музыка на Новогоднем празднике.

Обобщение

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Былина как древний жанр русского песенного фольклора.

Комбинированный

Слушать былинную музыку

Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля.

Комбинированный

Повторить песню Садко из оперы – былины «Садко» Н. Римского - Корсакова

Масленица – праздник русского народа.

Комбинированный

Слушать народную музыку

В музыкальном театре

Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

Комбинированный

Слушать увертюру к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки

Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.

Комбинированный

Слушать классическую музыку

Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки.

Комбинированный

Слушать хор фурий из оперы К. Глюка

Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу.

Комбинированный

Слушать арию Снегурочки « С подружками по ягоду ходить» Н. Римского - Корсакова

Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

Комбинированный

Слушать вступление к опере «Садко» Н. Римского - Корсакова.

Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова.

Комбинированный

Слушать классическую музыку

В концертном зале

Инструментальный концерт. Народная песня в концерте.

Комбинированный

Слушать классическую музыку

В концертном зале

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость.

Комбинированный

Слушать «Песни Сольвейг» Э. Грига

Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена.

Комбинированный

Слушать классическую музыку

Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора.

Комбинированный

Слушать «Лунную сонату» Л.Бетховена

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина.

Комбинированный

Повторить песню «Чудо – музыка живёт» Я. Дубравина

Мир композиторов: Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композиторов.

Комбинированный

Слушать «Шествие солнца»

Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайковский, В.А. Моцарт.

Комбинированный

Слушать классическую музыку

Прославим радость на земле.

Комбинированный

Слушать музыку

Обобщающий урок

Обобщение

Слушать классическую музыку

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Тема №2. “День, полный событий” Обобщающий урок по теме

1

2

Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм” Тестирование

1

3

Тема №5. “В музыкальном театре” Обобщающий урок по теме

1

4

Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” Тестирование

1

ИТОГО                                                                                       4

Тестирование учащихся III класса

Первое полугодие

Звучит ария Ивана Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».

Вопрос 1: Как называется это произведение?

Вопрос 2: Какой композитор сочинил эту музыку?

Вопрос 3: Какие средства музыкальной выразительности создают

образ защитника Родины? Нужное – подчеркни.

Вопрос 4: Напиши названия знакомых тебе литературных и музыкальных произведений, в которых созданы образы защитников Отечества?

Звучит романс «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова.

Вопрос 5: К какому жанру можно отнести это произведение?

Вопрос 6: Какие средства выразительности передают характер этой музыки?

Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.

Вопрос 7: Какой композитор сочинил эту музыку – русский или зарубежный?

Нужное – подчеркни.

Вопрос 8: Где может звучать эта музыка?

Звучит «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт».

Вопрос 9: Какие стихи созвучны этому музыкальному сочинению (1 или 2)?

 1.       Сонный зимний ветер надо мной поет,

Усыпляет песней, воли не дает,

Пусть заносит снегом, по полю бежит,

Вместе с колокольчиком жалобно дрожит.

                                                               И. Бунин

         2.          Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

                      За морями ночлег свой покинуло,

                      На поля, на луга, на макушки ракит

                      Золотыми потоками хлынуло.

                                                                                 И. Никитин

10. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которыми ты познакомился

      на уроках музыки в III классе.

Тест для учащихся III класса

Первое полугодие (200__/200__уч. г.)

Фамилия, имя_____________________________Школа________ Класс______

     1. Романс «Жаворонок»          Ария Ивана Сусанина          Величание

     2. Чайковский        Прокофьев           Мусоргский               Глинка    

  1. Медленный темп            Напевная мелодия               Мажорный лад    

      Низкий голос (бас)

  1. _______________________________________________________________

         ________________________________________________________________

5. Песня         Симфония           Романс               Кант

     6. Взволнованная мелодия          Быстрый темп             Минорный лад

     7.  Зарубежный              Русский

     8.  В концертном зале         В школе                           В церкви

     9.  Первое                                           Второе

    10.  _______________________________________________________________

          ________________________________________________________________

Тестирование учащихся III класса

Первое полугодие

  1. Звучит первая часть «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена.

Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?

     Вопрос 2: Какой образ создает композитор в этой музыке? Нужное –

     подчеркни.

     Вопрос 3: Для чего в жизни человека нужна музыка героического

     характера? Ответ в свободной форме.

  1. Звучит песня «Аве, Мария!» Ф. Шуберта.

Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?

Вопрос 2: К какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное – подчеркни.

     Вопрос 3: Какие стихи созвучны этому музыкальному произведению?

     (подчеркни слова – первое, второе).

  1. Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать,

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении ей!

                                                                      А. Фет

  1. Она идет, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…      

Данте

           Вопрос 4: Какие средства выразительности создают образ этой музыки?

           Нужное – подчеркни.

           Задание 5: Запиши слова, которые передают твое отношение к этой

           музыке?

  1. Звучит «Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского.

Вопрос 1: Какой композитор сочинил эту музыку? Нужное – подчеркни.

Вопрос 2: Какие инструменты исполняют это сочинение? Напиши их названия.

Вопрос 3: Где может звучать эта музыка: в церкви, в концертном зале, в опере, на народном празднике? Нужное – подчеркни.

  1. Как ты оцениваешь свои певческие  умения и навыки? Нужное –  подчеркни. Учитель в квадрате (в правом углу теста) может отметить уровень развития певческой культуры: отлично + ;  хорошо + –; удовлетворительно –. Желательно сопоставить самооценку учащегося и оценку учителя.
  2. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которым ты познакомился на уроках музыки в 3 классе. Ответ в свободной форме.

Второе полугодие 200__/200__ учебного года

Фамилия, имя__________________________Школа______Класс______

I.   1. Название              ___________________Композитор___________________

     2.  ЛИРИЧЕСКИЙ                ГЕРОИЧЕСКИЙ                СКОРБНЫЙ

     3. _________________________________________________________

         _________________________________________________________

II.  1. Название __________________ Композитор___________________

      2. ПЕСНЯ                                РОМАНС                               МОЛИТВА

      3.  Первое                                   Второе

      4.   Песенность       Мажор      Голос певца        Красота сопровождения  

 5. _________________________________________________________

III.  1.  ГЛИНКА                 ЧАЙКОВСКИЙ                           ГРИГ

  1. Музыкальные инструменты            _______________________________

3.  В церкви                      В концертном зале                       В опере        

     На народном празднике  

IV.   Отлично                    Хорошо                              Удовлетворительно

V.    Мои любимые сочинения:___________________________________

   _________________________________________________________

Перечень учебно – методического обеспечения

Список методической литературы по предмету

1.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта\ М.2000

2.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей \ М.2004

3.Гудилина С.И. Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникационной среды \ М.2004

4.Кабалевский Д.Б.  Как рассказывать детям о музыке? \ М.2005

5.Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие \ Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская

6. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

7. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс», М., Просвещение, 2007г.

8. «Искусство в школе»   - методический журнал

9.»Искусство» - приложение к методической газете «1 сентября»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ

  1. нотная хрестоматия,
  2. фонохрестоматия,
  3.  учебно-методический комплект (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 3 класс;)
  4. дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

4. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

5.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

7.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

8.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

9.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

10.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

11.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

12.http://pedsovet.su/load/122-1-0-964

13.http://portfolio.1september.ru/work.php?id=568666

14.http://hubu.ru/#ru%2Fcomp_list%2F%3Fgenre=8&style=87&kind=M

Рассмотрено                                                                              Согласовано                                            

на заседании ШМО                                                       _____________________                          

протокол № ____ от______                                            заместитель директора по УР                              

руководитель ШМО                                                                          ____________________                                           Федотова И.В.  __________                  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по музыке, 1 класс

Данное тематическое планирование было разработано для 1 классов по программеобразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Музыка».  «Баласс», 2011 годАвторы: Усачёва В.О, Школяр Л.В. Включает в с...

Тематическое планирование по музыке 3 класс/Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/

Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. ...

Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе

Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе, "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по музыке. 2 класс.

Календарно-тематическое планирование по музыкеСистема Л.В. Занкова2 класс 34 часа (1 час в неделю)Автор курса Г.С.Ригина...

Рабочая программа и тематическое планирование по музыке во 2 классе "Школа 2100"

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго  поколения. Москва «...

Календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса УМК "Перспектива"

Календарно-тематическое планирование по музыке в 1 классе...

календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс, автор программы Т.В.Челышева  УМК "Перспективная начальная школа".  Учебник:«Музыка» 1 класс Т.В.Челышева     М.: ...