тематическое планирование по музыке 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс) по теме
Тематическое планирование по музыке 3 класс по программе авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_muzyka_3_klass.docx | 49.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7
г. Чехова Московской области
Утверждаю
директор МБОУ гимназии №7
Рубцова Е.Н.
________________________
Приказ №___ от ___________
Рабочая программа
по музыке
3в класс
Составлена на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7- классы. – М. «Просвещение», 2009;;
Составитель:
Прокофьева Л.Е.
2012-2013 учебный год
Содержание
Пояснительная записка……………………....................................................................3
Основное содержание ……………………………………………………………………………………..5
Требования к уровню подготовки учащихся…………………………………………………….7
Календарно – тематическое планирование……………………………………………………..8
Контрольные материалы……………………..................................................................11
Перечень учебно – методического обеспечения …………………………………………………………15
Пояснительная записка
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки во 3 классе:
- развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
- развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
- Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- Метод эмоциональной драматургии;
- Метод создания «композиций»;
- Метод игры;
- Метод художественного контекста.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.
Структура курса
№ п/п | Тема (глава) | Количество часов |
1 | Тема №1. “Россия – Родина моя” | 5 |
2 | Тема №2. “День, полный событий” | 4 |
3 | Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм” | 7 |
4 | Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” | 3 |
5 | Тема №5. “В музыкальном театре” | 6 |
6 | Тема №6. “В концертном зале” | 4 |
7 | Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” | 5 |
итого | 34 |
Цели изучения курса
Компетенции | |
Общеучебные | - овладение учащимися методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений. - расширение и обогащение опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождение при этом оригинальных решений. - умение формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах - умения и навыки работы с различными источниками информации. |
Предметно - ориентированные | - эмоциональное и осознанное отношение к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной; -понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл; накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности); -умения и навыки хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.); - умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; -включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); -накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях |
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
Знать/понимать:
- Жанры музыки (песня, танец, марш);
- Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
- Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
- Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
- .
Уметь:
- Выявлять жанровое начало музыки;
- Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
- Определять средства музыкальной выразительности;
- Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
Россия – Родина моя Мелодия – душа музыки. | Комбинированный | Слушать музыку П. Чайковского | ||
Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. | Комбинированный | Слушать романсы | ||
Жанр канта в русской музыке. Виват, Россия! Наша слава - русская держава | Комбинированный | Повторить песню «Солдатушки, браво ребятушки» | ||
Кантата «Александр Невский». | Комбинированный | Слушать хор «Вставайте, люди русские» С. Прокофьева | ||
Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна… | Комбинированный | Слушать хор «Славься» М. Глинки | ||
День, полный событий Образы утренней природы в музыке. | Комбинированный | Слушать «Утро» Э. Грига | ||
Портрет в музыке «В каждой интонации спрятан человек». | Комбинированный | Повторить песню С. Прокофьева «Болтунья» | ||
Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского. | Комбинированный | Повторить песню М. Мусоргского «С куклой» | ||
Образы вечерней природы. | Комбинированный | Повторить песню М. Мусоргского «Вечер» | ||
О России петь – что стремиться в храм. Два музыкальных обращения к Богородице. | Комбинированный | Слушать «Аве, Мария» | ||
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, живописи. | Комбинированный | Повторить песню В. Гаврилина «Мама» | ||
Образ матери в современном искусстве. | Комбинированный | Слушать классическую музыку | ||
Праздники православной церкви. Вербное воскресение. | Комбинированный | Повторить песню А. Гречанинова «Вербочки» | ||
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. | Комбинированный | Слушать классическую музыку | ||
Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. | Комбинированный | Слушать церковную музыку | ||
Обобщающий урок. Музыка на Новогоднем празднике. | Обобщение | |||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Былина как древний жанр русского песенного фольклора. | Комбинированный | Слушать былинную музыку | ||
Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля. | Комбинированный | Повторить песню Садко из оперы – былины «Садко» Н. Римского - Корсакова | ||
Масленица – праздник русского народа. | Комбинированный | Слушать народную музыку | ||
В музыкальном театре Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. | Комбинированный | Слушать увертюру к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки | ||
Образы Фарлафа, Наины. Увертюра. | Комбинированный | Слушать классическую музыку | ||
Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. | Комбинированный | Слушать хор фурий из оперы К. Глюка | ||
Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. | Комбинированный | Слушать арию Снегурочки « С подружками по ягоду ходить» Н. Римского - Корсакова | ||
Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского. | Комбинированный | Слушать вступление к опере «Садко» Н. Римского - Корсакова. | ||
Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова. | Комбинированный | Слушать классическую музыку | ||
В концертном зале Инструментальный концерт. Народная песня в концерте. | Комбинированный | Слушать классическую музыку | ||
В концертном зале Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость. | Комбинированный | Слушать «Песни Сольвейг» Э. Грига | ||
Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена. | Комбинированный | Слушать классическую музыку | ||
Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора. | Комбинированный | Слушать «Лунную сонату» Л.Бетховена | ||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина. | Комбинированный | Повторить песню «Чудо – музыка живёт» Я. Дубравина | ||
Мир композиторов: Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композиторов. | Комбинированный | Слушать «Шествие солнца» | ||
Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайковский, В.А. Моцарт. | Комбинированный | Слушать классическую музыку | ||
Прославим радость на земле. | Комбинированный | Слушать музыку | ||
Обобщающий урок | Обобщение | Слушать классическую музыку |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Тема №2. “День, полный событий” Обобщающий урок по теме | 1 | |
2 | Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм” Тестирование | 1 | |
3 | Тема №5. “В музыкальном театре” Обобщающий урок по теме | 1 | |
4 | Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” Тестирование | 1 |
ИТОГО 4
Тестирование учащихся III класса
Первое полугодие
Звучит ария Ивана Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».
Вопрос 1: Как называется это произведение?
Вопрос 2: Какой композитор сочинил эту музыку?
Вопрос 3: Какие средства музыкальной выразительности создают
образ защитника Родины? Нужное – подчеркни.
Вопрос 4: Напиши названия знакомых тебе литературных и музыкальных произведений, в которых созданы образы защитников Отечества?
Звучит романс «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова.
Вопрос 5: К какому жанру можно отнести это произведение?
Вопрос 6: Какие средства выразительности передают характер этой музыки?
Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.
Вопрос 7: Какой композитор сочинил эту музыку – русский или зарубежный?
Нужное – подчеркни.
Вопрос 8: Где может звучать эта музыка?
Звучит «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт».
Вопрос 9: Какие стихи созвучны этому музыкальному сочинению (1 или 2)?
1. Сонный зимний ветер надо мной поет,
Усыпляет песней, воли не дает,
Пусть заносит снегом, по полю бежит,
Вместе с колокольчиком жалобно дрожит.
И. Бунин
2. Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
И. Никитин
10. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которыми ты познакомился
на уроках музыки в III классе.
Тест для учащихся III класса
Первое полугодие (200__/200__уч. г.)
Фамилия, имя_____________________________Школа________ Класс______
1. Романс «Жаворонок» Ария Ивана Сусанина Величание
2. Чайковский Прокофьев Мусоргский Глинка
- Медленный темп Напевная мелодия Мажорный лад
Низкий голос (бас)
- _______________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Песня Симфония Романс Кант
6. Взволнованная мелодия Быстрый темп Минорный лад
7. Зарубежный Русский
8. В концертном зале В школе В церкви
9. Первое Второе
10. _______________________________________________________________
________________________________________________________________
Тестирование учащихся III класса
Первое полугодие
- Звучит первая часть «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена.
Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?
Вопрос 2: Какой образ создает композитор в этой музыке? Нужное –
подчеркни.
Вопрос 3: Для чего в жизни человека нужна музыка героического
характера? Ответ в свободной форме.
- Звучит песня «Аве, Мария!» Ф. Шуберта.
Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?
Вопрос 2: К какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное – подчеркни.
Вопрос 3: Какие стихи созвучны этому музыкальному произведению?
(подчеркни слова – первое, второе).
- Чистая дева, скорбящего мать,
Душу проникла твоя благодать,
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
А. Фет
- Она идет, хвале внимая,
Благим покрытая смиреньем,
Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…
Данте
Вопрос 4: Какие средства выразительности создают образ этой музыки?
Нужное – подчеркни.
Задание 5: Запиши слова, которые передают твое отношение к этой
музыке?
- Звучит «Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского.
Вопрос 1: Какой композитор сочинил эту музыку? Нужное – подчеркни.
Вопрос 2: Какие инструменты исполняют это сочинение? Напиши их названия.
Вопрос 3: Где может звучать эта музыка: в церкви, в концертном зале, в опере, на народном празднике? Нужное – подчеркни.
- Как ты оцениваешь свои певческие умения и навыки? Нужное – подчеркни. Учитель в квадрате (в правом углу теста) может отметить уровень развития певческой культуры: отлично + ; хорошо + –; удовлетворительно –. Желательно сопоставить самооценку учащегося и оценку учителя.
- Назови полюбившиеся тебе произведения, с которым ты познакомился на уроках музыки в 3 классе. Ответ в свободной форме.
Второе полугодие 200__/200__ учебного года
Фамилия, имя__________________________Школа______Класс______
I. 1. Название ___________________Композитор___________________
2. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ СКОРБНЫЙ
3. _________________________________________________________
_________________________________________________________
II. 1. Название __________________ Композитор___________________
2. ПЕСНЯ РОМАНС МОЛИТВА
3. Первое Второе
4. Песенность Мажор Голос певца Красота сопровождения
5. _________________________________________________________
III. 1. ГЛИНКА ЧАЙКОВСКИЙ ГРИГ
- Музыкальные инструменты _______________________________
3. В церкви В концертном зале В опере
На народном празднике
IV. Отлично Хорошо Удовлетворительно
V. Мои любимые сочинения:___________________________________
_________________________________________________________
Перечень учебно – методического обеспечения
Список методической литературы по предмету
1.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта\ М.2000
2.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей \ М.2004
3.Гудилина С.И. Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникационной среды \ М.2004
4.Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? \ М.2005
5.Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие \ Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская
6. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
7. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс», М., Просвещение, 2007г.
8. «Искусство в школе» - методический журнал
9.»Искусство» - приложение к методической газете «1 сентября»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ
- нотная хрестоматия,
- фонохрестоматия,
- учебно-методический комплект (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 3 класс;)
- дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
4. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
5.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
7.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
8.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
9.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
10.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
11.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
12.http://pedsovet.su/load/122-1-0-964
13.http://portfolio.1september.ru/work.php?id=568666
14.http://hubu.ru/#ru%2Fcomp_list%2F%3Fgenre=8&style=87&kind=M
Рассмотрено Согласовано
на заседании ШМО _____________________
протокол № ____ от______ заместитель директора по УР
руководитель ШМО ____________________ Федотова И.В. __________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по музыке, 1 класс
Данное тематическое планирование было разработано для 1 классов по программеобразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Музыка». «Баласс», 2011 годАвторы: Усачёва В.О, Школяр Л.В. Включает в с...
Тематическое планирование по музыке 3 класс/Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. ...
Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе
Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе, "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по музыке. 2 класс.
Календарно-тематическое планирование по музыкеСистема Л.В. Занкова2 класс 34 часа (1 час в неделю)Автор курса Г.С.Ригина...
Рабочая программа и тематическое планирование по музыке во 2 классе "Школа 2100"
Рабочая программа по музыке разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «...
Календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса УМК "Перспектива"
Календарно-тематическое планирование по музыке в 1 классе...
календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс, автор программы Т.В.Челышева УМК "Перспективная начальная школа". Учебник:«Музыка» 1 класс Т.В.Челышева М.: ...