Рабочая программа по музыке. 4 класс. ФГОС.
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования Тайшетского района Иркутской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тамтачетская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководитель ММО ЗД по УВР Директор МКОУ
учителей начальных классов ___________________ Сулименко Т.Н. _______________ Свенторжицкая А.А.
_____________ Лаевская Е.В. «___» ______________ 2014 г. Приказ № ____ от «___» ________ 2014 г.
Рабочая программа учебного предмета
МУЗЫКА
Класс 4 (базовый)
Автор Сотскова Лариса Юрьевна
Должность, категория, разряд учитель
Год разработки 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке
Рабочая программа курса «Музыки» для 4 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года
- Примерной программы по предмету «Музыка» разработанной авторским коллективом (Г.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной ) под руководством композитора Д. Б. Кабaлевского. .М. «Просвещение» 2011г
- Учебный план МКОУ Тамтачетской СОШ на 2014-2015учебный год
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС НОО.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение;
- пластическое интонирование и музыкально ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов. 34 часа в IV классе, 1 час в неделю.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Изучения, закрепления, обобщения, систематизации | Практические занятия | |||
1. | Россия—Родина моя. | 3 | 1 | 2 |
2. | О России петь — что стремиться в храм | 4 | 1 | 3 |
3. | День, полный событий | 5 | 1 | 4 |
4. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 | 1 | 2 |
5. | В концертном зале | 5 | 1 | 4 |
6. | В музыкальном театре | 6 | 1 | 5 |
7. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 7 | 1 | 6 |
8. | Заключительный урок-концерт | 1 | 0 | 1 |
ИТОГО: | 34 часа | 7 | 27 |
Класс 4
Учитель: Сотскова Лариса Юрьевна
Количество часов -34, в неделю- 1.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Тип урока | Планируемые результаты (предметные) Содержание урока (ученик должен знать) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | ||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные результаты | Примечание | ||||||
1 четверть | ||||||||||
Россия — Родина моя (3 часа) | ||||||||||
1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | 1 | УИНМ | Знать/понимать: название изученного произведения и автора, | Выразитель-ность и изобразитель-ность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса | Продемонстри-ровать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. | Увлечен-ность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятель-ностью | ||
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | 1 | КУ | Знать/понимать: жанры народных песен. | Выразитель-ность и изобразитель-ность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса | Продемонстри-ровать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, | Аргументировать свою позицию. | Увлечен-ность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятель-ностью | ||
3 | Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! | 1 | КУ | Выразитель-ность и изобразитель-ность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса | Продемонстри-ровать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций | Увлечен-ность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятель-ностью | |||
«О России петь — что стремиться в храм» ( 1 час) | ||||||||||
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец | 1 | УИНМ | Знать/понимать: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: | Многозначность музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, | Увлечен-ность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятель-ностью | |||
День, полный событий ( 5 часов) | ||||||||||
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 | УИНМ | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма); Уметь: | Отличать музыку разных стран мира, вычленяя «родную». | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; | Формиро-вать интерес к музыке. | ||
6 | «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда | 1 | КУ | Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов; музыка в народном стиле; | продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. | определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. | Увлечен-ность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятель-ностью | ||
7 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь | 1 | КУ | Знать/ понимать: музыкальные инструменты состав оркестра русских народных инструментов; | различать музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование) | эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - | Формиро-вать интерес к музыке. | ||
8 | «Приют, сияньем муз одетый…» | 1 | КУ | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма); | определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, | высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; | развитие музыкально-эстетического чувства. | ||
9 | Обобщающий урок I четверти | 1 | КУ | Знать/ понимать: термины, изученные в 1 четверти. | различать музыкальные произведения отдельных форм и жанров; уметь давать оценку, проводить анализ. | продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, | уметь давать оценку, проводить анализ; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, | формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости. | ||
2 четверть | ||||||||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 часа) | ||||||||||
10 | Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России | 1 | УИНМ | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (соната), | продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; | эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | Рассказать о своём понимании интонационно-образной природы музыкального произведения. | Развивать гордость за наше музыкальное наследие. | ||
11 | Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка | 1 | КУ | Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; | продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров. | показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; | выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; | ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; | ||
В концертном зале ( 5 часов) | ||||||||||
12 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо | 1 | УИНМ | Знать/понимать: названия изученных жанров; опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст; | продемонстрировать понимание взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. | определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. | развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; | ||
13 | Старый замок. Счастье в сирени живет… | 1 | КУ | Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; ария, речитатив; | Изучить творчество М.П. Мусоргского, развивать знания о средневековье. | определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; | Аргументировать свою позицию. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, | ||
14 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 1 | КУ | Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; песня-ария, куплетно-вариационная форма. | Знания о музыкальных символах Польши. | показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; | Рассказать и выслушать сведения о мазурке, вальсе. | целостныйсоциально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; | ||
15 | Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра | 1 | КУ | Знать/ понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изучаемых жанров и форм музыки; восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы. | продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | осознание своей этнической и национальной принадлежности | ||
16 | Обобщающий урок II четверти | 1 | КУ | Знать/ понимать: термины, изученные во 2 четверти. | различать музыкальные произведения отдельных форм и жанров; уметь давать оценку, проводить анализ. | оценивать правильность выполнения действия на уровне | Уметь давать оценку произведению, отстаивать свою точку зрения. | овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; | ||
3 четверть | ||||||||||
День, полный событий | ||||||||||
17 | Зимнее утро. Зимний вечер | 1 | КУ | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (песня, романс, вокализ, сюита); | выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, | Оценивать свои результатов. | выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; | развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. | ||
В музыкальном театре | ||||||||||
18 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим... | 1 | УИНМ | Знать/ понимать: названия изученных жанров музыки; оперетта, мюзикл. | исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. | Развитие эмоциональности. | ||
19 | Сцена в лесу | 1 | КУ | Знать/ понимать: названия изученных жанров музыки; оперетта, мюзикл. | эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | Оценивать свои результатов. | Аргументировать свою позицию. | формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости. | ||
20 | Исходила младешенька | 1 | КУ | Знать/ понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий –музыкальный образ. | узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; | оценивать правильность выполнения действия на уровне | высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения. | овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; | ||
21 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы | 1 | КУ | Знать/ понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; музыкальные инструменты (гитара). | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов. | ||||
22 | Балет «Петрушка» | 1 | КУ | Знать/понимать: названия изученных жанров музыки и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов. | выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование) | показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; | передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России | ||
23 | Театр музыкальной комедии | 1 | КУ | Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды),религиозные традиции. | продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; | ||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 3 часа) | ||||||||||
24 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд | 1 | УИНМ | Знать/понимать: религиозные традиции, гимн, величание. | определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. | целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | |||
25 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара) | 1 | КУ | Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края. | выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); | показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; | Аргументировать свою позицию. | уважительное отношение к культуре других народов; | ||
26 | Обобщающий урок III четверти | 1 | КУ | Знать/ понимать: термины, изученные в 3 четверти. | различать музыкальные произведения отдельных форм и жанров; уметь давать оценку, проводить анализ. | продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, | уметь давать оценку, проводить анализ; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, | формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости. | ||
4 четверть | ||||||||||
«О России петь — что стремиться в храм» ( 3 часа) | ||||||||||
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше | 1 | КУ | Знать/понимать:музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов; | продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; | эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | Рассказать о своём понимании интонационно-образной природы музыкального произведения. | развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; | ||
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник | 1 | КУ | Знать/понимать: жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов. | Отличать музыку разных стран мира, вычленяя «родную». | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; | показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | ||
29 | Кирилл и Мефодий | 1 | КУ | Знать/понимать: романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, | овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; | ||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 1 час) | ||||||||||
30 | Народные праздники. «Троица» | 1 | КУ | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации; | Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. | Продемонстри-ровать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, | Объяснить друг другу многознач-ность музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | осознание своей этнической и национальной принадлежности | ||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (4 часа) | ||||||||||
31 | В интонации спрятан человек | 1 | КУ | Знать/понимать:выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; | выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); | охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | развитие музыкально-эстетического чувства. | ||
32 | Музыкальный сказочник | 1 | КУ | Знать/понимать:выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий –симфоническая картина. | узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; | выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); | охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости. | ||
33 | Рассвет на Москве-реке | 1 | КУ | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; | продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству. | ||
34 | Обобщающий урок IV четверти. Концерт. | 1 | ТУ | Знать/ понимать: термины, изученные в течение года. | различать музыкальные произведения отдельных форм и жанров; уметь давать оценку, проводить анализ. | оценивать правильность выполнения действия на уровне | Уметь давать оценку произведению, отстаивать свою точку зрения. | Воспитывать любовь к прекрасному через любовь к музыке. |
Содержание дисциплины.
Тема 1. Россия—Родина моя.
Определения: мелодия, концерт для фортепьяно с оркестром, ладовая окраска мелодии, вокализ, дирижёр, музыкальный речетатив, декламация, интонация, ритм, выразительность, кантата, эпилог, финал.
Учащиеся должны знать: имена Мусоргский М., Чайковский П., Рахманинов С., Прокопьева С. С.
Учащиеся должны уметь: оценивать и анализировать, сравнивать русские народные мелодии с композиторскими.
Учащиеся получат возможность: развития художественных данных, развития умений отличать музыкальные произведения разных композиторов и разных жанров.
Тема 2. О России петь — что стремиться в храм.
Определения: песнь-гимн (стихира), симфония, тропарь, молитва, пасхальная песня.
Учащиеся должны знать: имена Мусоргский М., Рахманинов С., Бородин А.П., Чесноков П.
Учащиеся должны уметь: оценивать и анализировать, сравнивать русские народные мелодии с композиторскими.
Учащиеся получат возможность: развития художественных данных, развития умений отличать музыкальные произведения разных композиторов и разных жанров.
Тема 3. День, полный событий
Определения: пьеса, пастораль, регистр, темп, тембр, хороводные и плясовые песни, колокольный звон, опера, романс, дуэт, ансамбль.
Учащиеся должны знать: имена Чайковский П., хор Шебалина В.
Учащиеся должны уметь: оценивать и анализировать, сравнивать русские народные мелодии с композиторскими.
Учащиеся получат возможность: развития художественных данных, развития умений отличать музыкальные произведения разных композиторов и разных жанров.
Тема 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Определения: композитор, народный стиль, оркестровые мелодии, плясовые наигрыши, балалайка, гармонь, баян.
Учащиеся должны знать: имена Мусоргский М., Чайковский П., Рахманинов С., Прокопьева С. С.
Учащиеся должны уметь: оценивать и анализировать, сравнивать русские народные мелодии с композиторскими.
Учащиеся получат возможность: развития художественных данных, развития умений отличать музыкальные произведения разных композиторов и разных жанров.
Тема 5. В концертном зале
Определения: виолончель, скрипка, ноктюрн, вариация, легато, стаккато, акценты, рококо, сюита, полонез, мазурка, вальс, трёхчастная, вальс, соната, романс. Баркарола, симфоническая увертюра.
Учащиеся должны знать: имена Моцарт В.А., Григ Э.Х., Свиридов Г. В., Шопен Ф., Чайковский П., Рахманинов С., Глинки М.
Учащиеся должны уметь: оценивать и анализировать произведения композиторов.
Учащиеся получат возможность: развития художественных данных, развития умений отличать музыкальные произведения разных композиторов и разных жанров.
Тема 6. В музыкальном театре.
Определения: музыкальный образ, полонез, мазурка, опера, ария, вариантность интонаций, балет, оперетта, мюзикл
Учащиеся должны знать: имена Мусоргский М., Чайковский П., Рахманинов С., Прокопьева С. С., Стравинский И., Штраус И.
Учащиеся должны уметь: оценивать и анализировать, сравнивать русские народные мелодии с композиторскими.
Учащиеся получат возможность: развития художественных данных, развития умений отличать музыкальные произведения разных композиторов и разных жанров.
Тема 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Определения: прелюдия, этюд, обработка, переложение, импровизация, романс
Учащиеся должны знать: имена Мусоргский М., Чайковский П., Рахманинов С., Прокопьева С. С., Шопен Ф., Григ Э.Х., Римский-Корсаков М.А., Бетховен Л-В.
Учащиеся должны уметь: оценивать и анализировать, сравнивать русские народные мелодии с композиторскими.
Учащиеся получат возможность: развития художественных данных, развития умений отличать музыкальные произведения разных композиторов и разных жанров.
Итоговый концерт готовится в зависимости от степени усвоения материала учащимися класса, степени развитости творческого начала, с учетом талантов детей.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Темы. | Знания, умения, навыки. | |
Раздел 1. | Россия—Родина моя. | -формирование представления о предмете «Музыка»; - овладение навыками и умениями поиска информации; - развитие навыков слушать и слышать. |
Раздел 2. | О России петь — что стремиться в храм | -формирование представления о композиторах и отражении прекрасного в музыкальных произведениях, - формирование умения видеть художественное начало в произведениях композиторов; - овладение навыками и умениями работать с различными музыкальными произведениями. |
Раздел 3. | День, полный событий | - формирование представления о связи повседневности и музыки; - овладение навыками и умениями воспринимать музыку различных жанров; - развитие навыка анализировать и оценивать музыкальные произведения. |
Раздел 4. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | -формирование представления о прекрасном; - овладение навыками и умениями оценивать и различать творчество композиторов, народа; - развитие способностей находить необходимую информацию в музыкальном произведении. |
Раздел 5. | В концертном зале | - формирование представления о связи повседневности и музыки; - овладение навыками и умениями воспринимать музыку различных жанров; - развитие навыка анализировать и оценивать музыкальные произведения. |
Раздел 6. | В музыкальном театре | формирование представления о музыкальных жанрах, связанных с театром; - овладение навыками и умениями поиска слуховой информации; - развитие навыков использования книги и фонотеки при освоении нового. |
Раздел 7. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | -формирование представления о композиторах и отражении прекрасного в музыкальных произведениях, - формирование умения видеть художественное начало в произведениях композиторов; - овладение навыками и умениями работать с различными музыкальными произведениями. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Курс относится к предметам, которые на данный момент могут быть оценены как «зачет-незачет». Однако, Образовательной
программой начального общего образования (ФГОС) МКОУ Тамтачетская СОШ на 2014-2015 учебный год предусмотрена оценочная система. Оценивание производится по трем составляющим:
- Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
- Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
- Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 5 »
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 4 »
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Оценка « 3 »
- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 2 »
- нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Из этих двух компонентов складывается общая оценка работы обучающегося
Учебно-методическое обеспечение.
Образовательные ресурсы:
- http://school.univertv.ru/ - видеоуроки
- http://www.ped-sovet.ru/
- http://www.rusedu.ru/
- http://metodisty.ru/
- http://www.proshkolu.ru/
- http://www.openclass.ru/
- http://forum.in-ku.com/
- http://www.zavuch.info/
Материально-техническое обеспечение:
- Аудиозаписи
- Документ-Камера.
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Портреты композиторов
Список литературы:
Для обучающихся:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.- 4-е издание.- М.: Просвещение, 2014 г.-127 с.
- Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Критская Е.Д.- М. : Просвещение, 2014 г
Для учителя:
- Концепция и программы для начальных классов «Школа России», - Москва: Просвещение», 2010 г.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.- 4-е издание.- М.: Просвещение, 2014 г.-127 с.
- Музыка. Рабочая тетрадь для 4 класса» Критская Е.Д.- М. : Просвещение, 2014 г
- Максимова Т.С. Поурочные планы «Музыка 4 класс» по программе Критской Е.Д.,- Волгоград: Учитель, 2013г.
- Фонохрестоматия для 4 класса 2013г.
Список дополнительной литературы:
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. ст. Е.М. Орловой. 2-е изд. Л., 1973 г.
- Кабалевский П.Б. О музыке и музыкальном воспитании: Кн. для учителя / Сост. И,В. Писа рева; Отв. ред. Г.П. Сергеева. М., 2004 г.
- Кабалевский П.Б. Как рассказывать детям о музыке? 4-е изд. М., 2004 г.
- Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. 3-е изд. М., 2007 г.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т,С. Музыка: 1—4 классы: Метод, пос. 2-е изд. М.. 2013г.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе: Пос. для учителя. .М. 2003 г.
- Я познаю мир»: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А.С. Кленов; . М., 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1-4 классы ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ" С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...
рабочая программа технология 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...
Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"
Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2 НОО, УМК «Школа России»...
Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС музыка
рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС музыка...
рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС музыка
рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС музыка...