Рабочая программа по музыке 4 класс ПНШ.25.09.2015
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Рабочая программа по музыке 4 класс ПНШ.25.09.2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_4_klass.docx | 89.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Нивенское
Утверждаю
Директор школы____________Г.Г.Граховская
« 27» августа 2015 г.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 4 класс
Составлена на основании: примерных программ по учебным предметам. Начальная школа.
В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2011. – 317 с. – (Стандарты второго поколения) ;
авторской программы Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 4класс Учебник /Академкнига 2014
Составитель программы:
Сасиновская Ирина Витауто
Рассмотрено на заседании МО Согласовано
Рук. МО____________ /И.В.Сасиновская_/. Зам. Директора __________ / В.А.Белаш_/
« 26»августа 2025 г. « 26 » августа 2015 г.
2015 год
Пояснительная записка
Данная рабочая образовательная программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом авторской программы по предмету «Музыка» 1-4 классы Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В., 2014 г.
Концепция (основная идея) УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Цель программы:
1.Спланировать работу достижения предметных и метапредметных результатов из категории: ученик научится, ученик получит возможность научиться.
2. Развитие личности ученика средствами предмета.
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Личностные задачи:
формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
формировать целостную художественную картину мира;
воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Концепция (основная идея) УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу 4 года обучения
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
- и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
- построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Музыка» представлен в предметной области «Искусство», изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).
Сроки реализации программы.
4 класс 34 ч. – 1 час в неделю. Из них - 7 часов на внутрипредметный модуль «Народная культура»
В учебно-тематическом плане и в классном журнале названия тем отмечены буквой М.:
Внутри предметный модуль "Народная культура"
(7 часов)
Программа представляет собой курс, имеющий целью ввести учащихся начальной школы в мир истории и культуры наших предков, начиная с древнейших времён. Основная задача курса сформировать у школьников общее представление о народной культуре, о её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве культуры. Подвести к сознанию глубины и значимости культур других народов мира. Программа позволяет развивать индивидуальные творческие способности школьников, их исполнительские качества, артистизм.
Цель внутри предметного модуля «Народная культура» - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, трудолюбие, мастерство, изобретательность, правдивость и др. А также дает возможность восстановить самую главную общественную ценность – семью.
Результатом работы модуля «Народная культура» станет восприятие детьми народной культуры как целостного мира, где главным являются идеи борьбы добра со злом и утверждения красоты и гармонии жизни. Приобщая ребёнка с раннего возраста к культуре родного народа, мы будем способствовать возрождению «специфической» и культурной памяти поколений, утверждению в сознании ребёнка место своего «я» в системе «семья», «род», «народ», «человечество».
Задачи внутри предметного модуля « Народная культура»
-Через развитие исторической памяти и творческих способностей учащихся дать первоначальное представление о народной культуре во всём её многообразии, определяемом материальными условиями и мировоззрением человека.
- Способствовать формированию начального представления об историческом развитии человечества в целом и родного народа в частности, об особенностях формирования материальной и духовной культуры в их взаимосвязи для дальнейшего усвоения курса отечественной и мировой истории.
-Способствовать воспитанию у младших школьников целостной эстетической культуры, художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через изучение и освоение художественных традиций, знакомство с традиционной системой языка народного искусства во всём его многообразии.
-Воспитание патриотических чувств через приобщение к фольклору родного народа, гражданское воспитание подрастающего поколения на примере положительных народных героев.
Содержание программы
Внутрипредметный модуль "Народная культура"
Название занятия | Кол. час | Цели и задачи | Деятельность учащихся | |
1 | Великая и древняя земля Россия. Народная культура как целостный мир. | 1 | Начать знакомство с достоянием предков, формирование общего представления о культуре народа. | Рассказ с использованием иллюстраций и слайдов, чтение страниц книги «История России». Вопросы к детям: а) как вы поняли, что такое история? б) кого называли славянами? в) кто такие предки и потомки? |
2 | Народные музыкальные инструменты. | 1 | Познакомить детей с народными инструментами. Объяснить отличия музыкального инструмента от шумового. | Рассказ о различных народных инструментах, слушание мелодий. Самостоятельное исполнение мелодий на ложках. |
3 | Народные колыбельные песни | 1 | Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен | Прослушивание, разучивание, исполнение колыбельных песен |
4 | Без частушек прожить можно, да чего-то не живут. | 1 | Знакомство с характерными признаками частушек | Прослушивание, разучивание, исполнение частушек. |
5 | Хороводная песня | 1 | Знакомство с видами хороводной песни. | Разучивание и исполнение хороводов, песен, танцев. |
6 | Масленица. Образ праздника в народной традиции. | 1 | Знакомство с народным праздником. Учить понимать природные явления и связанные с ними праздники. | Рассказ о масленичной неделе. Разучивание закличек, зазывание весны-красны, масленичных песен, изготовление чучела. Проведение праздника. |
7 | Народные весенние праздники | 1 | Продолжить знакомство детей с народным календарём и праздниками | Рассказ о празднике. Заучить пословицы и приметы, понимать их значение. |
Итого | 7 |
Содержание программы
Предмет (дисциплина) музыка 4 класс
№ | Содержание | Количество часов |
1 | «Музыка моего народа» | 9 |
2 | «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» | 7 |
3 | «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» | 10 |
4 | «Композитор – исполнитель – слушатель» | 8 |
5 | Итого | 34 |
1-я четверть – «Музыка моего народа»
Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание отличительных особенностей русской музыки.
Народная песня – энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов
Характеристика деятельности обучающихся:
-Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа.
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.
-Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись.
-Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов.
-Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
2-я четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
Темы: «От Москвы – до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: всеобщность закономерностей музыки.
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.
Характеристика деятельности обучающихся:
-Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов.
-Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.
-Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.
-Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).
-Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств.
3-я четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание интернациональности музыкального языка.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.
- Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран.
- Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
- Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.
- Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
4-я четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель»
Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: обобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов.
Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.
- Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.
- Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).
- Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
- Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).
- Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.
- Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
слушание музыки и размышление о ней;
пение;
инструментальное музицирование;
музыкально-пластическое движение;
драматизация музыкальных произведений.
Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.
Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.
Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.
Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.
Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».
Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.
Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.
4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор – Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.
В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шо-пена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.
Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14, композиторских– 22.
В качестве главных методов программы избраны следующие методы:
метод наблюдения за музыкой;
метод убеждения и увлечения музыкой;
метод импровизации;
метод переинтонирования;
метод «сочинения уже сочинённого»;
метод размышления о музыке;
метод междисциплинарных взаимодействий;
метод восхождения от частного к общему.
Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся
применительно к различным формам контроля
по музыке
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать;знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Оценка «5» ставится, если:
-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ
самостоятельный.
Оценка «4» ставится, если:
- ответ правильный, но неполный:
- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.
Оценка «3» ставится, если:
-ответ правильный, но неполный, средства музыкальной
выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» ставится, если:
- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику
исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Оценка «5» ставится, если:
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
Оценка «4» ставится, если:
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
Оценка «3» ставится, если:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть
ритмические неточности;
- пение не выразительное.
Оценка «2» ставится, если:
-исполнение не уверенное, фальшивое.
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД
4 класс «Музыка мира»
1-я четверть «Музыка моего народа»
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Задача. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
Вопросы и задания. Сравни интонации музыкальных произведений:
– «Русь». Музыка В. Голикова. Стихи Н. Мухина;
– «Как у наших у ворот». Русская народная песня;
– «Вставайте, люди русские!» Хор из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев;
– «Колыбельная» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
Найди общие черты их интонаций. Определи разницу между ними.
Чем, по-твоему, определяется интонационное богатство музыкального мира нашей Родины.
Задача. Проявлять интерес к музыкальному языку произведений своего народа.
Вопросы и задания. Вслушайся в музыкальный язык песни Ц. Кюи «Осень». Определи ее интонационные особенности. Можно ли без текста понять, что речь идет об осени? Какие средства музыкальной выразительности говорят об этом? Обрати внимание на темп, динамику, лад, направление движения мелодии, ее построение.
Найди общие черты этой песни с русскими народными песнями.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Задача. Анализировать художественно-образное содержание музыки своего народа. Вопросы и задания. Послушай хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Ты услышал(а) здесь две контрастные темы?
Расскажи, какие средства музыкальной выразительности характеризуют каждую из них. Затем проведи сравнение характеров этих тем: призывные, энергичные и ритмичные интонации главной темы; широкая распевность второй темы.
Можно ли сравнить этот хор с народной музыкой? Почему?
Знаешь ли ты, что С. Прокофьев стремился «дать русскую песню в современном складе».
Задача. Воспроизводить мелодии по нотам, сольфеджируя их с текстом, ориентируясь на нотную запись.
Вопросы и задания. Проанализируй нотную запись «Колыбельной» А. Лядова из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен»: как движется мелодия, какими фразами она изложена, в каком темпе и с какой динамикой исполняется?
«Колыбельная» звучит одноголосно или имеет несколько голосов? Сольмизируй верхнюю строчку нотного текста, помогая себе дирижерским жестом. Точно интерпретируй длительности.
Пропой мелодию сольфеджио, старайся правильно передать художественно-образный замысел композитора.
Задача. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.
Вопросы и задания. Как соотносятся мелодия и поэтический текст в песне-танце «Кадриль»? Как ты думаешь, это народная музыка, или ее написал композитор? Чем она похожа на народную музыку? Перечисли общие черты, используя свои знания элементов музыкальной речи. Исполни «Кадриль» в характере, с соответствующим настроением, стараясь отражать ее образное содержание.
Вслушайся в интонации «Первой песни Баяна» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Исполни дирижерским жестом сначала две первые фразы темы Баяна, затем – хорового сопровождения. Опиши характер своего исполнения. Определи мелодическую разницу темы Баяна и темы хора.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Задача. Участвовать в инсценировках народных и композиторских музыкальных произведений.
Вопросы и задания. Прослушай фрагменты из балета К. Хачатуряна «Чиполлино». Определи художественно-образные характеристиками музыкальных героев сказки. Опиши интонационные особенности каждой темы и сопоставь их с характерами героев.
Придумай танцевальные движения, наиболее ярко отражающие характер каждого героя и передающие элементы музыкальной речи. Исполни подобранные движения одновременно с звучанием тем героев сказки. Соедини все номера в единую композицию. Исполняй инсценировку вместе с одноклассниками.
Выучи русскую народную песню «Как у наших у ворот» и исполни под аккомпанемент на музыкальных инструментах (ложки, бубен). Опирайся при этом на ритмическую партитуру песни.
Задача. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
Вопросы и задания. Поставь вместе с одноклассниками музыкальный спектакль по балету К. Хачатуряна «Чиполлино» для воспитанников детского сада, для жильцов своего микрорайона, для родителей.
Разработай сценарий концерта, посвященного Дню учителя. Включи в него песни, которые ты выучил(а) на уроках музыки (как народные, так и композиторские). Собери пожелания учителей по исполнению тех или иных песен и тоже включи их в программу концерта.
Участвуй вместе с одноклассниками в репетициях по подготовке к концерту. Подготовь афишу концерта вместе с учителем музыки, а также пригласительные билеты для зрителей. Дай объявление в Интернете о концерте и месте его проведения.
2-я четверть «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет не переходимых границ»
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Задача. Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.
Вопросы и задания. Разучи с помощью нотной записи песню «Улетели журавли» Р. Бойко на стихи Е. Благининой.
Предложи свой исполнительский план. Исполни песню «Улетели журавли» в соответствии с этим исполнительским планом.
Проанализируй собственное исполнение с точки зрения отражения художественно-образного смысла данного фрагмента кантаты.
Задача. Сопоставлять музыкальные образы произведений в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных.
Вопросы и задания. Послушай «Озорные частушки» Р. Щедрина сначала в исполнении фортепьяно, затем симфонического оркестра.
В какой интерпретации произведение звучит ближе к авторскому замыслу? В каком исполнении ярче отражается его народная основа?
Как ты думаешь, почему композитор избрал в качестве исполнителя своего творческого замысла именно симфонический оркестр? Что является лейтмотивом данной музыки?
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Задача. Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
Вопросы и задания. Послушай мелодии песен разных народов нашей страны: татарской, марийской, коми, чукотской.
Воспроизведи их, ориентируясь на нотную запись: сначала пропой нотами, потом с текстом. Определи особенности национальных интонаций.
Сравни интонации песен этих народов с русскими народными мелодиями. Определи общее и различное в их музыкальном языке и жанрах.
Задача. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.
Вопросы и задания. Познакомься с фортепьянной пьесой
А. Эшпая «Перепелочка». Какая песня какого народа легла в основу этой пьесы? Удалось ли композитору передать характер белорусской народной песни? Что нового привнес в нее А. Эшпай? В какой форме написана пьеса?
Послушай народную песню коми «Колыбельная». По каким признакам можно определить, что это – колыбельная песня? Отвечая, ориентируйся на нотную запись.
Что, по твоему мнению, роднит колыбельные разных народов страны? А может быть, и всего мира?
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Задача. Исполнять в составе коллектива различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов, корректировать собственное исполнение, прислушиваясь к исполнению других участников коллективного музицирования.
Вопросы и задания. Исполни песни разных народов нашей страны. Старайся точно передать образное содержание песен народных и композиторских. Ориентируйся при исполнении на нотную запись этих песен. Старайся точно соблюдать все штрихи и нюансы. Прислушивайся к пению других.
Интерпретируя произведения в хоровом пении, старайся пользоваться внутренним слухом для достижения точности ансамбля при одноголосном и многоголосном исполнении песен.
3-я четверть «Между музыкой разных народов мира нет не переходимых границ»
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Задача. Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.
Вопросы и задания. Познакомься с музыкальным фольклором разных стран мира.
Проанализируй своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность.
Приведи конкретные примеры из музыкального фольклора разных народов, которые интонационно близки русской музыке. Чем объясняется близость и интонационное различие этой музыки.
Задача. Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира.
Вопросы и задания. Перечисли интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа. Сопоставь их с особенностями музыкальных интонаций других народов. Объясни эти особенности на конкретных примерах.
Проанализируй музыкальные интонации и особенности музыкального языка произведений композиторов-классиков, написанных ими по музыкальным мотивам других народов. Например, пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского; фортепьянную пьесу «Маленький негритенок» К. Дебюсси; 4-ю часть симфонической сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова.
Задача. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Вопросы и задания. Разучи и исполни песни разных народов мира: «Бульба» (белорусская), «Камертон» (норвежская), «Полька» (чешская), «Веснянка» (украинская), «Светлячок» (грузинская), «Ах маслинца, сметанница» (русская).
Проанализируй свое исполнение и оцени его с точки зрения отражения интонационных особенностей этих песен, их образно-смыслового содержания.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Задача. Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
Вопросы и задания. Начинай разучивание песен с их прослушивания и разбора нотной записи. Найди в нотной записи те особенности, которые характерны только для конкретной песни. Выяви общие характеристики с другими песнями. Определи, какие элементы музыкальной речи нужно особо подчеркнуть при исполнении песни с текстом. Назови, в чем состоит содержательно-смысловое созвучие поэтического и музыкального текста песни.
Задача. Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.
Вопросы и задания. Определи жанры и формы музыкальных произведений разных народов мира, которые предназначены для исполнения. Подбери в соответствии с этим средства их исполнения.
Разработай исполнительский план, отражающий композиторское и исполнительское развитие музыки. Разучивая произведение, придерживайся этого плана.
Дай оценку собственного исполнения, его соответствия исполнительскому плану.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Задача. Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
Вопросы и задания. Познакомься с музыкальной сказкой в стихах, созданной сто лет назад Поликсеной Соловьевой и Михаилом Кузминым. Сказка посвящена природе и называется «Свадьба Солнца и Весны». Прослушай музыкальные номера к сказочному действу.
Определи характерные музыкально-поэтические черты героев сказки. Разучи их музыкальные темы. Участвуй в музыкально-поэтической композиции по этой сказке.
4-я четверть «Композитор – исполнитель – слушатель»
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Задача. Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
Вопросы и задания. Прослушай «Маленькую двухголосную фугу» Баха.
Расскажи о развитии музыки. Какие средства выразительности использует композитор? Каковы интонационные особенности фуги?
Передай свои чувства с помощью пластических движений, исполни дирижерским жестом каждое новое вступление темы. Попробуй объяснить значение слова «полифония».
Задача. Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.
Вопросы и задания. Послушай «Вальс» А. Грибоедова.
Расскажи о его характере, настроении. Определи, какие элементы музыкальной речи использовал автор для достижения большей выразительности музыки.
Попробуй сочинить поэтический текст или подбери к данному произведению соответствующее стихотворение.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Задача. Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.
Вопросы и задания. Проанализируй особенности музыкальной речи произведений разных композиторов. Какие средства музыкальной выразительности чаще всего использует каждый из них? Из чего складывается авторский стиль? Например, жанровые предпочтения композиторов, ладовые и тембровые характеристики произведений, содержательно-образная выразительность и т. д.
Отвечай на эти вопросы, опираясь на конкретные примеры, с которыми ты познакомился на уроках музыки.
Задача. Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
Вопросы и задания. Коротко охарактеризуй различные виды музыки, назови конкретные произведения и их авторов. Чем отличаются друг от друга вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая музыка?
Задача. Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).
Вопросы и задания. Назови конкретные произведения, написанные для разных певческих голосов: детских, мужских, женских. Вспомни их мелодию и текст. Исполни данные произведения, стараясь передать их характерные особенности.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Задача. Участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.
Вопросы и задания. Прояви инициативу в создании хора или ансамбля в твоем классе. Помоги учителю музыки в организации работы коллектива. Изучи музыкальные приоритеты участников коллектива.
Собери заявки на разучивание и исполнение конкретных музыкальных произведений конкретных авторов. Подготовь вместе с учителем план работы над ними, а также план концертной деятельности коллектива. Участвуй в репетиционно-концертной деятельности коллектива.
Задача. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
Вопросы и задания. Прими участие в музыкально-творческих смотрах, конкурсах, фестивалях школы, города, страны. Участвуй в музыкальных олимпиадах.
СИСТЕМА МЕР ЗДОРОВЬСБЕРЕГАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА
Для того чтобы дети не уставали на уроке, проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
В начале каждого урока музыки мы проговариваем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду и т.п
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ (РЕСУРСНОЕ) ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
.
Учебно-методическая литература
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Учебник : 4 класс. – М. : Академкнига/Учебник2014.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник2013.
Учебное оборудование
для реализации программы включает в себя технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, колонки, CD- диски ),наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.
Музыкальный материал к темам учебной программы по курсу «Музыка»
1-я четверть «Музыка моего народа»
«Музыка». Музыка Г. Струве, слова И. Исаковой.
«Русь». Музыка В. Голикова, слова Н. Мухина.
«Как у наших у ворот». Русская народная песня (с сопровождением на ложках и бубне).
«Ходит месяц над лугами». Из альбома фортепьянных пьес «Детская музыка». С. Прокофьев.
«Играй, гармонь». Музыка В. Голикова, слова А. Дитерихса.
«Как в лесу, лесу-лесочке». Русская народная песня. Запись и обработка С. Полонского.
«Осень». Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
«Как во городе стольном киевском». Русская народная песня.
«Первая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Фантазия на темы И. Рябинина» для фортепьяно с оркестром. А. Аренский.
«Вставайте, люди русские!». Хор из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
«Парень с гармошкой». Г. Свиридов.
«Колыбельная» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
Вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге» из скерцо-фантазии «Баба-Яга». А. Даргомыжский.
«Кадриль». Музыка В. Темнова, слова О. Левицкого.
«Воронежские частушки»
«Озорные частушки» музыка Р. Щедрина
«Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Исполняет В. Соколик.
«Частушки Бабок-Ежек». Музыка М. Дунаевского, слова Ю. Энтина.
«Тили-бом» из цикла «Три истории для детей» для голоса и фортепьяно на русские народные тексты из собрания сказок А.Н. Афанасьева.
«Сны». Музыка Р. Бойко, слова И. Михайловой.
Фрагменты из балета «Чиполлино»: «Общий танец», «Танец полицейских и Помидора», «Шествие Лимона», «Груша наигрывает на скрипке», «Строительство домика Тыквы», «Выход Помидора», «Погоня». Музыка К. Хачатуряна. Чтец В. Абдулов.
2-я четверть «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
«Улетели журавли». Музыка Р. Бойко, слова Е. Благининой.
Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (главная мелодия 1-й части). С. Рахманинов.
Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (фрагмент). С. Рахманинов.
«Исламей». Фантазия для фортепьяно (татарская и кабардинская темы). М. Балакирев.
«Перепелочка» (фортепьянная пьеса на тему белорусской народной песни). А. Эшпай.
«Зима». Музыка Ц. Кюи.
«Здравствуй, русская зима!». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.
«Кто о чем поет?» (в татарском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«На лужке». Марийская народная песня. Русский текст В. Татаринова.
«Колыбельная». Народная песня коми. Русский текст С. Болотина.
«Ой, тайга, ой, пурга». Чукотская народная песня. Русский текст и обработка О. Грачева.
«Уйнапат». Эскимосская народная песня.
«Моя колыбельная». Удыгейская народная песня.
«Сокол». Аварская народная песня.
«В каждом ауле песни поют». Черкесская народная песня.
3-я четверть «Между музыкой разных народов мира нет не переходимых границ»
«Бульба». Белорусская народная песня.
«Камертон». Норвежская народная мелодия. Русский текст Я. Серпина.
«Ласточка» (в азербайджанском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«Мавриги». Узбекский народный танец-марш (для исполнения с музыкально-ритмическими движениями).
«Полька». Чешская народная песня-танец. Русский текст В.Викторова .
«Люли, люли, моя крошка». Литовская народная песня, русский текст Ю. Григорьева.
«Провожание». Народная песня коми.
«Солдатушки, бравы ребятушки». Русская народная песня.
«Третий танкист». Музыка Т. Попатенко, слова Я. Халецкого.
«Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Светлячок». Грузинская народная песня.
«Русская песня», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» для фортепьяно. П. Чайковский.
«Маленький негритенок». К. Дебюсси.
«Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс». Д. Гершвин.
«Дело было в Каролине» (в американском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«Летите, голуби, летите!». Песня из кинофильма «Мы за мир» музыка И. Дунаевского, слова
М. Матусовского
«Вариации на русскую тему». Л. ван Бетховен.
«Венецианская ночь». М. Глинка.
«Богдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». 4-я часть симфонической сюиты «Шехеразада» (Allegro). Н.А. Римский-Корсаков.
«Баллада о детях». Музыка Н. Финка, слова З. Ямпольского.
«Пойду ль я, выйду ль я». Русская народная песня (с сопровождением на баяне, ложках, бубне).
«Взял бы я бандуру». Украинская народная песня в исполнении капеллы бандуристов под управлением Г. Кулябы.
«Плясовая» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
«Лявониха». Белорусский народный танец. Обработка для цимбал с оркестром. Н. Прошко. Солирует на цимбалах А. Славия.
«Это для нас!». Музыка Т. Попатенко, слова М. Лаписовой.
«Ах маслинца, сметанница». Русская народная песня.
«Февраль (Масленица)» из фортепьянного альбома «Времена года». П. Чайковский.
«Веснянка». Украинская народная песня.
Концерт № 1 для фортепьяно с оркестром (главная тема финала). П. Чайковский.
«Свадьба Солнца и Весны». Музыкальная сказка в стихах. Стихи Поликсены Соловьевой. Музыка М. Кузмина.
4-я четверть «Композитор – исполнитель – слушатель»
«Маленькая двухголосная фуга». И.С. Бах.
Симфония № 40 (соль-минор) (экспозиция 1-й части). В.А. Моцарт.
«Вальс». А. Грибоедов.
Сцена Снегурочки с Морозом и Весною из пролога к опере «Снегурочка». Н.А. Римский-Корсаков.
«Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка». Н. А. Римский-Корсаков.
«Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков.
Фрагменты из оперы «Садко». Н.А. Римский-Корсаков:
(четвертая картина) – «Песня Варяжского гостя» (бас), «Песня Индийского гостя» (тенор), «Песня Веденецкого гостя» (баритон);
(шестая картина) – «Колыбельная Волховы» (сопрано). Исполняет Г. Олейниченко.
«Беловежская пуща». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова. Исполняют: ВИА «Песняры»,
А. Макарский, Большой детский хор под упр. В. Попова, Ф. Гойя (гитара).
«До свиданья, Москва!». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова. Исполняют: Л. Лещенко и
Т. Анциферова; Л. Лещенко и Л. Долина; М. Магамаев; инструментальный ансамбль «Мелодия»; Дмитрий Маликов (инструментальная запись); Ф. Гойя (гитара).
«Поклонимся великим тем годам». Музыка А. Пахмутовой, слова М. Львова. Исполняют: Л. Зыкина, И. Кобзон, Н. Басков, Р. Ибрагимов.
«Дом под крышей голубой». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.
«Славься!». Хор из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». М. Глинка.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Тип урока | Формы и методы контроля | Сроки | Примечания | |
«Музыка моего народа» - 9 часов | ||||||||
1 | Россия-Родина моя | 1 | Цель: Нахождение отличительных качеств народной и композиторской песни; Задачи: осуществить анализ характерных особенностей русской народной песни; использовать пение песен, знакомство со звучанием гармони. Термины: гармонь, баян, запевала. | Комбинированный | фронтальный | 8.09 | ||
2 | Входная административная контрольная работа | 1 | Выполнение тестовых заданий. | Контроль | 15.09 | |||
3 | Народная музыка как энциклопедия жизни. | 1 | Цель: определение характерных особенностей русской народной песни, близость ей музыки русских композиторов Задачи: помочь детям разобраться в отличительных особенностях русск. народ. песни; расширить знания об основателе русск. классической музыке М.И. Глинке; М.И. Глинка- Первая песня Баяна из оперы « Руслан и Людмила» и русская народ. песня « Как во городе стольно-киевском» Близость муз. языка | Комбинированный | текущий, тематический, | 22.09 | ||
4 | « Преданья старины глубокой» | 1 | Цель: определение характерных особенностей русской народной песни, близость ей музыки русских композиторов Задачи: помочь детям разобраться в отличительных особенностях русск. народ. песни; расширить слушательский багаж « Марш памяти А.В. Суворова» И. Рябинина и С. Прокофьева « Вставайте, люди русские!» мотивировать детей на размышление о близости интонаций. Термины: гусли, былинный напев, кантата, распев. | Интегрирован ный | фронтальный | |||
5 | М.: Великая и древняя земля Россия. Народная культура как целостный мир. | 1 | Цель: поиск ответа на вопрос: « Что такое музыка в народном духе?» Задачи: создать условия для самост. Размышления о понятии « музыка в народном духе» на материале муз. Произведений Г. Свиридова « Парень с гармошкой», А. Лядова « Колыбельная», Р. Щедрин « Озорные частушки». Термины: кадриль, частушка. | Комбинированный | текущий, тематический, | |||
6 | Музыка в народном духе | 1 | Цель: выявление черт народной музыки в сказочных образах композиторов своей страны. Задачи: помочь детям услышать близость сказочных композиторских произведений русской народной музыке И. Стравинского « Тили- Бом» , М. Дунаевский « частушки Бабок Ёжек», закрепить понятие частушка, проводить вокально- хоровую работу. | Комбинированный | фронтальный | |||
7 | М.: Народные музыкальные инструменты. | 1 | Цель: выявление черт народной музыки в сказочных образах композиторов своей страны. | Интегрирован ный | текущий, тематический, | |||
8 | Сказочные образы в музыке моего народа. | 1 | Цель: выявление черт народной музыки в сказочных образах композиторов своей страны. Задачи: мотивировать школьников на работу с « Азбукой общения с искусством» в конце учебника для виртуального посещения ими театра. Термины: оттенки, сатира, диссонанс. | Комбинированный | фронтальный | |||
9 | Обобщение темы «Музыка моего народа». | 1 | Цель: обобщить знания, полученные на уроках, приняв активное участие в выполнении творческого проекта « Музыкальный спектакль». Выполнение тестовых заданий. | Интегрирован ный | текущий, тематический, | |||
«Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» - 7 ч | ||||||||
10 | «От Москвы – до самых до окраин…». | 1 | Цель: поиск ответа на вопросы : « Чем отличается русская музыка?», « что объединяет музыку всех народов России?»; Задачи: организовать коллективное размышление о жизненных истоках муз. языка разных народов страны ( текст с. 42. 44, 46); расширить знания о Рахманинове С.В., вокально- хоровая работа на примере главной темы первой части Концерта № 3; организовать работу над коллективным проектом: « Музыкальные традиции народов России» Термины: знаки альтерации | Комбинированный | фронтальный | |||
11 | Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны | 1 | Цель: выработка осознания школьниками общности средств музыкальной выразительности в музыке разных народов России; Задачи: показать на конкретных примерах общность таких средств муз. выразительности в музыке разных народов России , как песенность, танцевальность, маршевость; Использовать поэтический образ русской зимы из песен « Зима» Ц. Кюи и « Здравствуй, русская зима!» А. Пахмутовой; познакомить с личностью А.Пахмутовой, используя материал учебника с.50. | Интегрирован ный | текущий, тематический, | |||
12 | Знакомимство с интонационными портретами музыки народов России | 1 | Цель: распознавание выразительных и изобразительных интонаций, сходных и различных характеров и настроений в песнях разных народов страны ( осуществление связи с тематикой 1-3 классов, забегание в темы основной школы) Задачи: развивать способность школьников вслушиваться в интонации муз. произведений разных народов России; мотивировать на самост. работу с учебным текстом на с.52-56, | Интегрирован ный | фронтальный | |||
13 | М.: Народные колыбельные песни | 1 | Цель: Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен Задачи: развивать способность школьников вслушиваться в интонации муз. произведений разных народов России; | Комбинированный | текущий, тематический, | |||
14 | Интонации музыкальных произведений разных народов России. | 1 | Цель: распознавание выразительных и изобразительных интонаций, сходных и различных характеров и настроений в песнях разных народов страны ( осуществление связи с тематикой 1-3 классов, забегание в темы основной школы) Задачи: развивать способность школьников вслушиваться в интонации муз. произведений разных народов России; мотивировать на самост. работу с учебным текстом на с.61-62 | Комбинированный | фронтальный | |||
15 | М.: Хороводная песня | 1 | Цель: Знакомство с видами хороводной песни. | Интегрирован ный | фронтальный | |||
16 | Обобщение темы ««Между музыкой моего народа и музыкой других народов непереходимых границ». | 1 | Цель: обобщить знания, полученные на уроках, приняв активное участие в исполнении песен народов России. | Комбинированный | текущий, тематический, |
«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» - 10 часов
17 | Выразительность и изобразительность музыки народов мира | 1 | Цель : выявление единых жизненных основ музыки народов мира; Определение интонационных особенностей музыки разных народов мира; установление общности музыки славянских народов; Задачи: обратить внимание на авторский текс на с.64 и побудить ответить на вопрос : « Можно ли о музыке народов мира сказать то же . что мы говорили о музыке разных народов нашей страны?» Помочь школьникам осознать, что в основе музыки любого народа лежат жизненные ситуации. характеры, настроение, чувства и мысли людей. Отношение человека к природе; Вызвать у школьников ощущение интонационного своеобразия музыки конкретного народа ( узбекский танец « Мавриги») | Комбинированный | фронтальный | ||
18 | М.: Без частушек прожить можно, да чего-то не живут. | 1 | Цель : Знакомство с характерными признаками частушек | Интегрирован ный | фронтальный | ||
19 | Установление общности музыки славянских народов | 1 | Цель : выявление единых жизненных основ музыки народов мира; Определение интонационных особенностей музыки разных народов мира; установление общности музыки славянских народов; Задачи: помочь учащимся проработать учебный текст на с.69. 74; Обратить внимание на своеобразие народных ударных инструментов Средней Азии; Организовать коллектовное размышление о близости музыки славянских народов., для чего обратить внимание школьников на учебный текст на с. 71;помочь детям ощутить национ. русский колорит в музыке Н. А. Римского- Корсакова « Песни и пляски птиц» из пролога к опере « Снегурочка». Термины : размер, колорит. пролог | Комбинированный | текущий, тематический, | ||
20 | Своеобразие музыкальных интонаций в мире. | 1 | Цель: выявление средств музыкальной выразительности в интонационном своеобразии музыки народов мира. Задачи: побудить школьн. к размышлению о средствах музыкальной выразительности песен разных народов мира; Разучить грузинскую народную песню « Светлячок»; работа с учебником с. 78; расширить знания школьников о п И Чайковском и К. Дебюсси, Д. Гершвине; контроль и оценка самостоятельной деятельности школьников. | Комбинированный | фронтальный | ||
21 | Как музыка помогает дружить народам? | 1 | Цель: поиск ответа на вопрос : « Как музыка помогает дружить народам?» Задачи: формировать умение различать музыку разных композиторов; Организовать коллективное размышление об интернациональности музыкального языка, используя авторский текст на с. 86, а также в вариациях на русскую тему Л. Бетховена, в Вариациях н тему французской народной песни В.А. Моцарта, в 4-й части симфонической сюиты « Шехеразада». Термины: предание, баллада. Коллективный проект « Музыкальный фестиваль». | Интегрирован ный | фронтальный | ||
22 | Музыкальные инструменты разных народов мира | 1 | Цель: осознание возможностей и роли народных музыкальных инструментов; Задачи: помочь детям разобраться в том, какие существуют группы муз. инструментов; самостоятельная работа с авторским и учебным текстом на с. 94, 96, 98. Обращение к народным сказкам, где главным героем является муз. инструмент (с. 99, 150-159) Термины: цимбалы, капелла. народные музыкальные инструменты. | Комбинированный | текущий, тематический, | ||
23 | Как прекрасен этот мир! | 1 | Цель: наблюдение за проявлением новой жизни народной музыки в произведениях композиторов; Осознание значения музыки для жизни человека на уровне обобщения темы четвёртого года обучения – « Музыка мира»; Задачи: обратить внимание на то, что народная музыка может обрести новую жизнь в произведениях композиторов; Выявит интонационно- образное созвучие музыкальных произведений и произведений изо П. Чайковский « Времена года», укр. народная песня « Веснянка»; | Интегрирован ный | фронтальный | ||
24 | Проявление новой жизни народной музыки в произведениях композиторов | 1 | Цель: наблюдение за проявлением новой жизни народной музыки в произведениях композиторов; | Комбинированный | текущий, тематический, | ||
25 | Как прекрасен этот мир! Музыка мира. | 1 | Цель: обобщения темы четвёртого года обучения – « Музыка мира» Задачи: побудить учащихся к самостоятельному разучиванию фрагментов из музыкальной сказки в стихах « Свадьба Солнца и Весны». | Интегрирован ный | фронтальный | ||
26 | Обобщение темы «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». | 1 | Цель: обобщить знания, полученные на уроках, приняв активное участие » в постановке коллективного творческого проекта « Музыкальный спектакль» | Комбинированный | фронтальный | ||
«Композитор – исполнитель – слушатель» - 8 часов | |||||||
27 | Композитор – творец красоты. | 1 | Цель: анализ содержания занятий по музыке, связанный с её создателями -композиторами (с учётом знакомых и новых муз. произведений). Задачи: акцентировать внимание школьников на личности и творчестве уже известных им композиторов; Самостоятельная работа с авторским текстом на с. 114. 116,117; Познакомить детей с музыкой Грибоедова; Мотивировать учащихся на самостоятельную подготовку к проведению в конце года коллективного творческого проекта «Турнира знатоков музыки». | Интегрирован ный | текущий, тематический, | ||
28 | Галерея портретов исполнителей. | 1 | Цель: обобщение знаний о разных видах исполнения музыки, знакомство с портретами солистов- певцов. Задачи: познакомить учащихся с новой вокальной музыкой известных им композиторов: Н. Римского- Корсакова и А. Пахмутовой; Привлечь внимание детей к разным по высоте мужским и женским певческим голосам. Познакомить школьников с именами конкретных исполнителей песен А. Н. Пахмутовой « Беловежская пуща», « До свиданья , Москва!», « Поклонимся великим тем годам»: Большой детский хор под управлением В. Попова; ВИА « Песняры» , актёр и певец Антон Макарский и др. | Комбинированный | фронтальный | ||
29 | М.: Масленица. Образ праздника в народной традиции. | 1 | Цель: Знакомство с народным праздником. Учить понимать природные явления и связанные с ними праздники. | Комбинированный | фронтальный | ||
30 | Галерея портретов исполнителей. | 1 | Цель: обобщение знаний о разных видах исполнения музыки, знакомство с портретами солистов- певцов. Задачи: вызвать детей на размышление о том, какие изменения вносит в песню каждый исполнитель; Термины: сопрано, контральто, тенор, бас, меццосопрано, ансамбль. | Интегрирован ный | текущий, тематический, | ||
31 | М.: Народные весенние праздники | 1 | Продолжить знакомство детей с народным календарём и праздниками Рассказ о празднике. Заучить пословицы и приметы, понимать их значение. | Комбинированный | фронтальный | ||
32 | Вслушивайся и услышишь! | 1 | Цель: формулировка вывода о богатстве мировой музыки и богатстве людей, которые к ней приобщаются. Гимн Родине в песне И. Кирилиной « Дом под крышей голубой» и в хоре « славься! Из оперы « Иван Сусанин» М. Глинки. Задачи: помочь детям осознать богатство мировой музыки, используя их багаж по слушанию музыки и опираясь на авторский текст на с.128; разучивание песни «Дом под крышей голубой»; осуществить контроль качества освоения учебного материала с помощью тестовых заданий. | Комбинированный | фронтальный тематический, | ||
33 | Резервный урок. Административная контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | Цель: участие в заключительном концерте всех учащихся. | Контроль | Фронтальный Заключительный урок – концерт. | ||
34 | Резервный урок. Административная итоговая контрольная работа.Заключительный урок – концерт. | 1 | Контроль | Фронтальный Заключительный урок – концерт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочая программа по музыке для 1 класса на 2014-2015 учебный год
Пояснительная...
КТП к рабочей программе по музыке Критской Е.Д. 2014-2015
КТП по ФГОС для 1-4 классов на 2014-2015 учебный год...
2015 год рабочая программа по музыке 1класс
Рабочая учебная программа по музыке для 1 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения...
Рабочая программа для 4 класса по УМК"Гармония"2015-2016уч.год
Рабочая программа по предметам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для 3 б класса на 2015-2016 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо музыкедля 3 б классана 2015-2016 учебный год....
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...