Звучащие картины
план-конспект занятия по музыке (1 класс) на тему
Конспект урока по музыке в 1 классе по теме: Звучащие картины. Содержит репродукции картин "Масленица" Кустодиева. Учащиеся не только узнают историю праздника, но и получат возможность проявить свои творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_zvuchashchie_kartiny.doc | 166 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки Тема: Звучащие картины
Цели:
Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.
Развивать способности «внутреннего слуха», т.е. способность «внутри себя» мысленно услышать то, что в данный момент не слышим, и «внутреннего зрения», т.е. способность «внутри себя»» мысленно увидеть то, что в данный момент не видим (всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы можем внутренним слухом «услышать» ту или иную музыку.
Задачи:
- Знакомство с историей возникновения праздника – масленица;
- Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства:
- музыки (П.И. Чайковский «Времена года. Февраль»)
- поэзии (А. Сокерин «Февраль»)
- живописи (Б. Кустодиев «Масленица»)
- Развивать эстетическое чувство на примере высокохудожественных произведений искусства; развивать творческие способности, воображение, память.
- Воспитывать уважение к традициям своего народа.
Оборудование: Ноутбук, репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», произведение П.И. Чайковского «Времена года. Февраль», сборник стихов.
Пословицы:
- Не житье, а Масленица.
- Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
- Масленица семь дней гуляет.
- Масленица – объедуха, деньгам – приберуха.
- Боится Маслена горькой редьки, да пареной репки.
- Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
- Была у двора Масленица, да в избу не зашла.
- Без блинов не Масленица.
- В Прощеный день, как на Пасху, все целуются.
- Блин – не клин, брюха не расколет.
Ход урока
I. Организация класса
Звучит музыка.
Приветствие учащихся. Я рада всех видеть на этом уроке в эти последние зимние дни.
II. Основная тема урока
Зима подошла к концу, но, несмотря на это, она нам подарила различные праздники. Назовите их?
(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, Масленица).
– Посмотрите, сколько праздников!
Хотя они следуют друг за другом, смысл каждого, традиции проведения и значение разные.
Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.
А о каком празднике сегодня пойдет речь, я думаю, вы все без труда догадаетесь из стихотворения тобольского поэта А. Сокерина «Февраль»
Февраль. Свирепо свищут вьюги,
Сугробы снежные растут,
Но очень скоро, ветры с юга
Весну на крыльях принесут.
Он переменчивым бывает,
Он – ветродуй и зимобор,
Ветрами зиму выдувает
И с ней ведет упрямо спор.
Он бокогрей. С утра морозит,
А в полдень пригревает бок,
Февраль весну уже ворожит,
Февраль – зимы последний срок.
У крыш, хрустальной бахромою,
Сосульки длинные висят,
Прощаясь с матушкой – зимою,
Синички радостно свистят.
И воробьи повеселели,
Уже чирикают смелей,
А на пригорке, возле ели,
Снег зимний стаял до корней.
И оживились в стаях галки,
Уже недолго до весны,
В домах проворные хозяйки,
Пекут на масленку блины.
– Масленица.
– А что вы знаете об этом празднике?
Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, проводятся ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, песни, пляски.
С давних времён ещё языческие славяне проводили специальный обряд, который заключался в проводах зимы и встрече весны, и назывался этот праздник Масленицей. Такое название праздник получил неспроста, а потому, что Масленица проходила за 7 дней до Великого поста, когда можно кушать масло и различные молочные продукты.
Дата празднования Масленицы каждый год разнится, а всё потому, что она напрямую зависит от начала Великого Поста.
Как и раньше, главный атрибут праздника — блины, символизирующие солнце.
Возник этот праздник в глубокой древности. Начиналась масленица за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи.
Это последняя неделя перед постом, когда можно есть молоко, яйца, сыр. Всё же главное угощение – блины, круглые, румяные, горячие символизируют солнце, которое восходит всё раньше и раньше, удлиняя день, приближая весну и лето. На наших столах блины, а в центральной России помимо блинов, использовали и другие символы солнца – горящие колеса, спускаемые с гор.
Также из соломы мастерили чучело масленицы. Соломенное чучело, олицетворяющее злую, суровую, подчас голодную для многих крестьянских семей зиму везли на окраину села, пели, плясали вокруг него, блинами закликали на двор весну-красну, а в конце праздника чучело Зимы- масленицы сжигали на костре. Но перед сжиганием припоминали, что зима принесла не только морозы, метели, вьюги, простуды, но и различные зимние забавы: увлекательные катанья на лыжах и коньках, на сноубордах. Новогодние праздники, за ёлку, подарки, зимние каникулы. Поэтому зиму-масленицу хоть и провожали со двора, но с большим почётом и уважением. Называлась она в разных регионах по-разному: честная, широкая, весёлая, объедуха, но чаще – масленица или сырная неделя.
– Когда в этом году будет или была Масленица?
В этом году масленичная неделя начиналась 11 марта, а заканчивается 17 марта.
Каждый день масленицы имел своё название и значение:
1 день (понедельник) – Встреча масленицы.
Понедельник (первый день) – «встреча масленицы». В этот день встречают масленицу, встречали масленицу всегда сытостью и довольством. Чем богаче масленицу праздновать, тем богаче год будет.
Изготавливали и наряжали куклу-чучело.
2 день (вторник) – Заигрыши.
Второй день масляной недели назывался Заигрыши. Конечно, тут вспоминались все зимние игры и потехи, строились снежные и ледяные крепости. Родственники ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища.
– Я хочу показать вам одну из игр, которую использовали на масляной неделе) – Игра «Петушки».
3 день (среда) – Лакомка.
Но вот наступил третий день масляной недели. Название дня говорит само за себя – лакомка. Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок – и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки.
Но кто-то всё же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это? Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами, творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: Где блины, там и мы…
– Ребята, а вы умеете печь блины?
– Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты).
На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. У меня от вас секретов нет, и в конце урока я всем подарю свой рецепт приготовления блинов.
– Кто не знает, тот узнает из песни «Блины».
Разучивание и исполнение песни «Блины»
4 день (четверг) – Разгул.
Следующий день – самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год.
Игра «Кулочки»
5 день (пятница) – Тёщины вечеринки.
Вот и пришел пятый день – тёщины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тёщу к себе приглашает, блинами угощает, да не просто так, а если будет приглашение, и чем сильнее зазывал зять мать своей жены, тем больше оказывал ей почёта и уважения.
6 день (суббота) – Золовкины посиделки.
Суббота. Что делать, опять идти в гости? Увы. День так и назывался Золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестёр мужа могло быть много: пять или десять… Невестка приходит и дарит золовкам подарки.
7 день (воскресенье) – Проводы или прощёное воскресенье.
Настало воскресенье или прощёный день. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесённые обиды и старались не держать в своём сердце никакого зла. К этому дню чучело из соломы и тряпок несли через всю деревню, а к вечеру всем миром сжигали чучело масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
В этот день заканчивается обжорство и веселье,
Вот и перелистали мы все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная пятница. А завтра? Завтра первый день Великого поста.
Пришло время с Масленицей проститься
И друг другу повиниться
Все обиды и ссоры простить,
Чтоб красиво и честно зажить.
Рефлексия
Прежде, чем перейти к следующей части урока, ответьте на несколько вопросов. Исстари, на Руси людей почитали смышлеными, да находчивыми. Хочу посмотреть: не растеряли ли вы эти способности?
- Как по-другому народ называл праздник Масленицы? (Широкая, веселая, объедуха…)
- Сколько дней длится праздник? (7 дней)
- Назовите эти дни.
- Основное масленичное блюдо? (Блины)
- Почему блины круглые? (Символ солнца)
III. Репродукция картины Б.М. Кустодиева.
Не только писатели, поэты, но и художники, и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.
Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Масленица».
Внимательно вглядитесь в эти картины.
– Что вы видите?
(Картинаыочень пёстрые с резкими контрастами, вместе с тем очень цельные. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния).
– Если внимательно вслушаться в каждую картину.
- Эта картина звучит или она безмолвна?.....
– Что вы услышали?
(Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра).
– Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? (веселую, задорную, легкую, быструю)
– Я включу небольшое музыкальное произведение.
– Созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции Б. Кустодиева? Внимательно слушайте.
IV. Слушание произведение П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»
– Почему созвучна? От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна.
– Какие инструменты звучали? (рояль)
Если внимательно вслушаться в музыку, то можно услышать будто не рояль звучит, а балалайка, гусли, рожки, кажется, что играет целый оркестр русских народных инструментов, звучание рояля имитирует, подражает звучанию целого оркестра.
Да и сама музыка – это весёлая, русская, народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.
– Кто мог написать эту чудесную музыку?
– П.И.Чайковский. «Февраль. Масленица» (цикл «Времена года»).
– Давайте, ещё раз послушаем эту музыку, обратите внимание, как ярко звучит рояль, как композитор мастерски передал атмосферу праздника, настроение народных гуляний.
– Обратите внимание, 2 различных друг от друга произведения искусства отражают одну и туже тематику, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни, веселье, жизнь прекрасна!
V. Итог урока.
Домашнее задание – иллюстрации по теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов.
– Вам урок понравился?
– Ребята, вы меня очень порадовали на уроке. Большое спасибо.
Я приготовила вам подарки:
- Блинчики на вашем столе, раскрасьте так, чтобы было понятно, какое у вас настроение. При выходе из класса, оставьте их на столах.
- Рецепт блинов.
Урок закончен. Большое спасибо всем за работу.
Литература:
- Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1-4 классы». Методическое пособие. – Москва: «Просвещение», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"
Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"Цель: Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.Задачи:Воспитывающая: уважение к традициям своего народаОбучающая: Знако...
Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"
Конспект по музыке на тему "Звучащие картины"Цель: Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.Задачи:Воспитывающая: уважение к традициям своего народаОбучающая: Знако...
Конспект урока музыки "Звучащие картины"
Конспект урока...
Урок музыки 1 класс по теме "Звучащие картины"
Технологическая карта урока в 1 классе по теме "Звучащие картины". Обобщение материала предыдущих уроков.Урок может быть использован, как методический материал для учителей музыки общеобразовательных ...
Интегрированный урок в 3 классе: литература – музыка «Звучащие картины природы»
Цель:познакомить учащихся с творчеством М.М. Пришвина П.И Чайковскогоформировать навыки работы с текстом, находить в тексте заданные отрывки;развивать осознанное отношение к чт...
Открытый урок музыки на тему: «Звучащие картины. Эти разные марши.»
Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индивидуальн...
Конспект урока музыки в 3 классе. Звучащие картины. Прощание с масленицей
На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями "контраст" и "повтор", изучают народные масленичные игры...