Урок- мужества Детство, опаленное войной...
классный час (3 класс)
Классный час, посвященный к 75 летию ВОв...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час ко дню празднования 75 лет Победе над фашизмом | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ст.-Дракинская СОШ»
Урок мужества
«Детство, опалённое
войной»
1, 3 класс
Подготовила:
Архипова В.Я.,
учитель
начальных классов
Цель мероприятия: пробудить интерес к истории нашей Родины, воспитать гордость за героическое прошлое, вызвать стремление больше узнать об этом периоде истории, познакомить с литературой, имеющейся в библиотеке по данной теме.
Оформление. Книжная выставка «Детство, опаленное войной»: «Дети военной поры»; Ильина Е.Н. «Четвертая высота»; «Орлята Великой Отечественной»; Надеждина Н. «Лара Михеенко»; «Пионеры – герои»; Голенкова А. «Подвиг Кири Баева»; Корольков Ю. «Партизан Леня Голиков» и др.
В ходе урока демонстрируется презентация «Детство, опаленное войной».
Слайд 1.
Учитель: 71 год прошло со Дня Победы. И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Но мы вновь и вновь вспоминаем о ней. 4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов… С боями, перебежками и ползком – 4 года! 27 миллионов погибших. Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 43 года
И среди этих 27 миллионов – дети, которые так и не стали взрослыми. Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.
Слайд 2.
ЧТЕЦ (1):
Ее я узнал не из книжки –
Жестокое слово война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей,
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
Слайд 3.
Учитель: В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять – четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто рискуя жизнью. Дети встали со взрослыми плечом к плечу и взяли в руки оружие. Патриотический порыв детей был так высок, что вопреки всем протестам взрослых, пытавшихся оградить их от опасности, они всякими правдами и неправдами присоединялись к воинским частям, становясь сыновьями и дочерьми полков.
Слайд 4.
Учитель:
Они были не заменимы как разведчики, связные, медицинские сестры, подрывники. Служили во всех родах войск: в пехоте, на флоте, в артиллерии, в разведке, в танковых войсках, сражались в лесах с партизанами. Разными путями они попадали на фронт. Освобожденные из плена, братья или сестры погибших, сироты.
Слайд 5.
ЧТЕЦ (1):
Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и «Катюши»,
Висят во всю длину листа
Снаряды, толстые, как груши.
Рисуют мальчики войну…
ЧТЕЦ (2):
Рисуют мальчики бои,
Что им по счастью не знакомы,
И берегут они свои
Огнем кричащие альбомы
Но в том далеком 41-м
С врагом, вступив в неравный бой,
Росло героев поколенье,
Их имя – дети, опаленные войной.
Слайды 6-12.
Учитель: Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за сожженные жилища – за все злодеяния, совершенные фашистами в оккупированных районах. В партизанской семье выросли покрывшие себя неувядаемой славой пионеры – Герои Советского Союза: Леонид Голиков, Валентин Котик, Марат Казей.
ЧТЕЦ (1): Леня Голиков. Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады. Участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе Луга — Псков неподалёку от деревни Варницы гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор . Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В 1943 году в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. К началу войны ему исполнилось 15 лет.
Памятник Лёне Голикову установлен в Нижнем Новгороде.
ЧТЕЦ (2): Валя Котик. На начало войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. Сначала был связным подпольной организации, затем участвовал в боях, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван. Связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. В бою за город Изяслав в Хмельницкой области в 1944 году был смертельно ранен и на следующий день скончался. В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
ЧТЕЦ(1): Володя Дубинин. Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик был посмертно награждён орденом Красного Знамени. Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалеку от каменоломен.
ЧТЕЦ (2): Зина Портнова. В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуя, близ Витебской области. С 1942 года член подпольной организации «Юные мстители». Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители» была схвачена. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. Замучена и расстреляна в тюрьме. В Санкт-Петербурге есть улица Зины Портновой, а в 1968—2000 в Дальневосточном морском пароходстве существовало судно «Зина Портнова».
ЧТЕЦ (1): Марат Казей. Во время Великой Отечественной войны мать Марата прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна Казей отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. В дальнейшем она закончила педагогический институт, стала Героем Социалистического труда. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался сражаться с фашистами. Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.
ЧТЕЦ (2): Лариса Михеенко. Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни. В штабе 6-й Калининской бригады командир - майор вначале отказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Простоволосая, босоногая девочка. Нет у нее в руках оружия - одна только нищенская сума. Но девочка эта- боец, потому что сведения, которые она доставляет отряду, помогают партизанам бить врага... Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях…Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли 4 ноября 1943 года, а седьмого ноября партизанский отряд соединился с частями Советской Армии. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно"
ЧТЕЦ (1): Вася Коробко. Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его. Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени
1ученик.
Станут памятью встречи, привычки, слова…
А они не вернутся.
Отбушует зима.
Поседеет вдова…
А они не вернутся.
- ученик.
Скорбь утихнет.
Уснет на ладонях Земли…
А они не вернутся.
Снова к пепельным звездам уйдут корабли…
А они не вернутся.
3 ученик.
В карауле друзья не устанут стоять…
А они не вернутся.
Будет море шуметь, будет солнце сиять…
А они не вернутся.
- ученик.
И погаснут миры, и возникнут миры…
Но одно лишь известно:
Мы состаримся, мы будем жить до поры…
А они – будут вечно.
Слайд 13.
Учитель: Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей. «Ленинградские дети», – когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Дети – старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые.
Просмотр ролика «Детям – жертвам блокадного Ленинграда».
Слайд 14.
Учитель: Голод терзал, насмерть убивал детей на глазах у ленинградских матерей. И дети видели муки своих матерей. Вспоминает Жана Эмильевна Уманская, ей в войну было 7 лет. «Запомнила я блокадную елку новогоднюю. Дали билет на елку. Пошла я одна, ребятишки там все тощие, маленькие, заморенные. Выступил фокусник, он пытался показывать нам фокусы, а ребятишки все сидят безразличные. Настолько мало детского осталось в нас. Потом у нас умер отец, еще умер сосед. Мы общими усилиями снесли их на кухню, завернули в одеяла. Месяц они лежали на кухне, потому что сил не было их хоронить». Взрослых поражало спокойствие детей, их равнодушие к смерти. А это была защитная реакция неокрепшей психики.
Что чувствовали и переживали дети, рассказывает дневник ленинградской девочки Тани Савичевой.
Слайд 15.
ЧТЕЦ (2): « Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 года. Мама- 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Учитель: Это написала одиннадцатилетняя школьница, которая не намного пережила своих близких. А вот воспоминания тех, кто выжил. Я родилась в Ленинграде, поэтому блокада была мне предназначена судьбой. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзли на 20-30 см. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь, а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства.
Слайды 16-19.
Учитель: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. В бывшем фашистском лагере Ровенсбрюк, где в ад душегубок и печей отправлялись лишь дети и женщины, был плакат, где было нарисовано детское сердце, а в центре был аккуратно нарисован кружочек – мишень. Надпись под ним гласила, что эсесовец, который точно будет попадать в сердце ребенка, получит дополнительные отпускные дни.
ЧТЕЦ (1): «Собаки рвали детей… А немцы хохотали», – вспоминает Аня Павлова, которой было 9 лет, когда началась война. «Сядем над разорванным дитяткой и ждем, когда сердце у него остановится… Снегом присыпем… Вот ему и могилка до весны…»
ЧТЕЦ (2): Вспоминает Надя Савицкая, ей тогда было 12 лет. «В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога», выжила чудом».
Учитель: Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. 22 марта 1943 года каратели заживо сожгли жителей лесной деревушки Хатынь, 149 человек – старики, женщины, дети.
Учитель: Детей вывозили в Германию, где они работали на фашистов, становясь рабами. Послушайте письмо 15-летней девочки Кати Сусаниной с фашистской каторги.
ЧТЕЦ (1): «Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. Когда ты вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. Платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая как скелет, – и соленые слезы текут из глаз. Да, папа, я рабыня немецкого барона, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с хозяйскими свиньями. Живу я в дровяном сарае. Два раза я убегала от хозяев, но меня находили и били».
Учитель: Это письмо было найдено после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году. В день своего 15-летия, доведенная до отчаяния, Катя повесилась.
Слайды 20-23.
Учитель: Тяжело было и в тылу. Многие ребята дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпускали продукцию, нужную фронту и тылу, приближали час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, осваивали трактора, собирали урожай. Собирали колоски на полях, лекарственные растения в тайге, шефствовали над ранеными в госпиталях или над семьями погибших воинов. В далеком 1943 году одна из работниц Пермского завода писала на фронт друзьям…
ЧТЕЦ (2): «…Разве не злоба и ненависть в сердце, когда видишь сотни ребят, лишенных счастливого детства? В 6 часов утра они поднимаются с постели и, запахнувшись в ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную вьюгу, по колено утопая в снегу, в дождь и осеннюю грязь на далекий завод, чтобы встать у станка. Глядя на них, трудно верить, что им по 14-15 лет. Они подставляют по два ящика, чтобы дотянуться до станка, всем телом налегают на рукоятку, чтобы переключить скорость. Но видели бы вы, как они работают! Они устают, очень устают. Но видел кто-нибудь их слезы?.. Это не героика, это будни нашего тыла».
Слайд 24.
Учитель: Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.
Печально, что дети продолжают погибать и в мирное время: более 30тыс. детей погибли в Чеченском конфликте, 69 детей погибли при теракте на спектакле «Норд-Ост», 186 детей погибли при захвате школы в Беслане и список можно продолжить. На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь его в тревожное время? Как сохранить его душу и жизнь? А вместе с ним – и наше прошлое, и наше будущее? Чтобы детство никогда больше не называлось войной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детство, опаленное войной
Детство, опаленное войной...
Классный час в форме устного журнала "Детство, опаленное войной"
3 марта 2013 года город воинской славы Ржев отметит 70-летие освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Данная разработка посвящена этой дате. Приглашённые бывшие несовершенно-летние ...
Детство, опаленное войной (не придуманные рассказы)
Презентация посвящается детям войны...
литературно музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"
9 Мая. Россия отмечает День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г. с немецко-фашистскими захватчиками.Активными участниками этой долгой и жестокой войны стали самые обыкновенные мальчишки...
Литературно- музыкальная композиция " Детство, опаленное войной"
.Детям войны посвящается....
Сценарий к внеклассному мероприятию. "Детство, опаленное войной"
Воспитание чувства гордости за героическое прошлое страны, её народ...
- Мне нравится (1)