музыкальный урок "Страшная сказка"
план-конспект урока по музыке на тему
Знакомство учащихся с творчеством композиторов М.П. Мусоргского. П.И.Чайковского, художника И. Я. Билибина и А. К. Лядова; формировать музыкальную культуру младших школьников, расширять эстетический кругозор посредством музыки, видеоряда, репродукций и иллюстраций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strashnaya_skazka_muzyka_2.docx | 34.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Страшная сказка
Цель: познакомить учащихся с творчеством композиторов М.П. Мусоргского. П.И.Чайковского, художника И. Я. Билибина и А. К. Лядова; формировать музыкальную культуру младших школьников, расширять эстетический кругозор посредством музыки, видеоряда, репродукций и иллюстраций.
Изобразительный ряд: презентация, видеоролики, репродукции.
Музыкальный ряд: «Песня-сказка про нечисть» В.Высоцкий; М.Мусоргский “Избушка на курьих ножках. Баба-Яга” из цикла “Картинки с выставки”. П. Чайковский “Баба-Яга” из “Детского альбома”.
Оборудование: проигрыватель,
мультимедиа-проектор,
музыкальный центр.
Приемы: беседа, слушание музыки.
Слайд 1
Видео В.С. Высоцкий «Песня-сказка про нечисть»
Учитель:- как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- А как бы вы назвали наш урок?
Дети: «Страшная сказка»
- А кто из вас знает, что за песня сейчас прозвучал и кто ее автор и исполнитель? (Владимир Семенович Высоцкий)
- А кто из нечисти пользуется большей популярностью?
Слайд 2
- Правильно, Баба Яга.
Итак, знакомьтесь – первый персонаж – это Баба Яга.
А кто это такая – Баба Яга?
Ба́ба-Яга́ —персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж.
Есть несколько версий появления Бабы Яги. Среди первых версий та, которая считает, что Баба-яга родом из Центральной Африки. Будто она была королевой племени людоедов ягга, отсюда и такое имя.
Но эта версия не выдерживает никакой критики хотя бы только потому, что в славянском фольклоре образ Бабы-яги встречался существенно раньше семнадцатого века
Слайд 3
А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы-яги в Индии. Для обоснования столь неожиданного места ее обитания он рассматривает описание избушки на курьих ножках, в которой живёт Баба-яга. По его мнению, в таком жилище просто невозможно пережить холодные российские зимы, так как высоко поднятый над землей дощатый пол не защитит дом от морозов, а современных теплоизоляционных материалов тогда еще не существовало.
Следовательно, такое устройство жилища пришло из другого климата: теплого и влажного. Например, из лесов Индии. Там дом, установленный на сваях, не будет затапливаться, когда реки выйдут из берегов, а хозяевам не станут надоедать ядовитые змеи и малоприятные насекомые.
Также он обращает особое внимание и на то, что в ряде сказок к Бабе-яге приходят за советом, и она никогда не отказывает в нем, даже если визитер ей совершенно незнаком. Правда, всегда это делает возмездно.
«А к кому незнакомые люди ходят за советом? – спрашивает А. Подъяпольский.
– Конечно же, к учителю, наставнику, мудрецу».
Если действие и впрямь происходит в Индии, то там таких наставников уважительно называют «баба» и по сей день.
. Слово «яга» в русском языке запросто могло произойти от «йога», а в таком случае «баба-йога» означает на санскрите не что иное, как учитель-йог.
А то, что в древности между Индией и славянами, жившими на территории современной России, существовали торговые и культурные связи, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений.
Слайд 4
А вот учёный Ю. Росциус считает, что сказки о Бабе-яге являются доказательством визита на Землю в далеком прошлом космических кораблей. В качестве одного из доводов он предлагает подробно рассмотреть ступу, на которой летает эта бабулька. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Полёт Бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и реактивных самолетов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли, – которые выворачивало, которые ломало».
Отдельно стоит остановиться на избушке Бабы-яги. Во всех сказках ее жилище описывается примерно одинаково: «Стоит избушка на курьих ножках», «У этой избушки нет ни окон, ни дверей», «Лежит в ней Баба-яга, из угла в угол ноги упёрла». Странное описание домика, правда? Особенно если учесть, что подобное «строительство» было не свойственно славянам в принципе. Но все встает на свои места, если предположить, что речь идет не о доме как таковом, а о некой спускаемой капсуле. В таком случае понятна и теснота, и отсутствие дверей с окнами, и «куриные» ножки – посадочные опоры.
Вот цитата из сказки «Василиса Премудрая»: «Настала ночь. Но темнота продолжалась недолго. У всех черепов на заборе засветились глаза, и на поляне стало светло, как днём»…
Кстати, инопланетное происхождение Бабы-яги легко объясняет и ее ужасный, с нашей земной точки зрения, внешний вид: огромный горбатый нос (дыхательная маска?), горб (ранец?), по некоторым источникам – рог (устройство связи?), костяная нога (сдаюсь, я не знаю, что бы это такое могло быть).
Слайд 6
В киносказках баба Ягу озвучивал и играл популярный актер прошлого века Георгий Милляр. Он снялся в 56 фильмах, многие из которых стали классикой и до сих пор смотрятся детьми, а в некоторых сказках у него было по два-три образа. А коронной, конечно же, стала роль Бабы-Яги, на которую пробовались многие известные актрисы. Сказка на экранах только-только зарождалась, и было трудно определиться, какой должна быть Яга: уродиной или красавицей. И режиссер далеко не сразу утвердил Милляра в этой роли. Но Милляр оказался убедителен: “Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело. А я все стерплю”
Уникальный голос, старчески дребезжащий и взвизгивающий, переламывающийся на утробное сопение, как нельзя лучше подходил для озвучивания сказочных злодеев, в первую очередь Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Чудища морского и т. д.
Слайд 7
К образу Бабы Яги обращались не только писатели, но и музыканты.
Пьеса русского композитора Модеста Мусоргского “Избушка на курьих ножках. Баба-Яга” из цикла “Картинки с выставки”. Фортепианная сюита из 10 пьес была написана в1874 году под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана, скончавшегося внезапно в возрасте 39 лет в 1873 году. Композитор по-своему “ озвучил” рисунки, картины и архитектурные проекты художника.
У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. А фантазия Мусоргского изобразила мощный динамичный образ жительницы этого “домика” – Бабы-Яги.
Видео с исполнением пьесы М. Мусоргского
Учитель: Какими выразительными музыкальными средствами воспользовался композитор?
Дети отвечают: динамическими, ритмическими, мелодическими, тембровыми.
Учитель: Действительно, громкая звучность простой и в тоже время яростной мелодии марша, злые пульсирующие ритмы, резкие звуковые “кляксы”, “повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчанье в самых глубоких басах” , всё это и рисует образ злой колдуньи, то хромающей на костяной ноге, то летящей в своей ступе.
Учитель:А вся ли звуковая палитра наполнена “бесовскими” резкими созвучиями?
Средняя часть пьесы совершенно другая: тихая, тревожная, неустойчивые созвучия создают ощущение таинственности. Но затем опять врывается повтор ослепляюще - яркой темы марша.
Темп – аллегро
Регистр – низкий
Динамика – форте (громко)
Тембр - фортепиано
Слайд 8
После “Картинок с выставки” образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детишек, запечатлел Пётр Чайковский в своей пьесе “Баба-Яга” из “Детского альбома”.
Видео с исполнением пьесы П.И. Чайковского
Темп – аллегро, состенуто (умеренно)
Регистр – средний
Динамика – крещендо
Тембр – медные духовые инструменты
Сходство: быстрый темп, мелодия насыщена диссонансами, ритм острый и в тоже время “прихрамывающий”, динамика контрастная, использование выразительности регистров фортепиано.
Отличие: характер Бабы-Яги Мусоргского устрашающий и зловещий (как бы картина для взрослых), а характер Бабы-Яги Чайковского – беспокойный и тревожный
В результате образ не столь свиреп.
Это обусловлено замыслом композитора. Фортепианный цикл из 24 пьес “Детский альбом” написан П. И. Чайковским в 1978 году и посвящён племяннику Володе Давыдову. Весь “Детский альбом” – своеобразный музыкальный дневник “один день из жизни ребёнка”, предназначенный для домашнего музицирования.
Слайд 9
Сюжет сказки “Василиса Прекрасная” вдохновил на создание ярких полотен мастеров и знатоков фольклора: художника Илью Яковлевича Билибина и композитора Анатолия Константиновича Лядова. Как мастер ярких иллюстраций, Билибин создал целый ряд композиций к сказке и одну из них он назвал “Баба-Яга в ступе”, а Лядов, как мастер жанра миниатюры, написал картинку к русской народной сказке “Баба-Яга”, которая длится всего несколько минут.
Темп – аллегро
Регистр – высокий
Динамика – крещендо
Тембр – фортепиано
Мрачная лесная глушь. Деревьев здесь много, но все они какие-то безжизненные, мертвые. Листьев на них или совсем нет, хотя идет лето, или кое-где висят жалкие остатки высохших, порыжевших. Даже на вечнозеленых сосенках и елках – ни одной свежей хвоинки. Кора на стволах деревьев почернела, потрескалась, местами отвалилась большими кусками. Кажется, лес этот кем-то и чем-то отравлен. Только ядовитым мухоморам здесь раздолье! Вот они, нарядные, красные, усеяли всю поляну большими и малыми семьями. А самые яркие из них, прямо-таки пунцовые, – около бревна, на котором стоит с наклоном вперед, готовая взмыть ввысь, деревянная ступа, высокая и глубокая…
Учитель:Как вы думаете, на чём художник акцентирует наше внимание?
Дети:Обращает на себя внимание скорее не сама Баба-Яга, а та местность, где обитает злая колдунья и откуда (а может и куда) совершает свой полёт.
Программа музыкального произведения изложена самим композитором по книге неутомимого собирателя фольклора А. Н. Афанасьева “народные русские сказки”:
“...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели”.
Учитель: Какой состав инструментов исполняет пьесу?
Какой характер раскрывается в музыке А.К. Лядова?
Инструменты симфонического оркестра явно изображают и хруст, и треск и шум. В то же время слышен сухой, звонкий и в то же время щелкающий звук, который создает представление о “костяной ноге”. “Нечто” проносится в быстром темпе в течение 3-х минут, то приближаясь, то удаляясь от нас, хлопая тарелками, треща ксилофоном и свистя духовыми ... Композитор с лукавой усмешкой изобразил сказочный полёт героини, избрав жанр скерцо (“шутка”).
Слайд 10
Учитель: Как Вы думаете, а интересен ли фантастический образ Бабы-Яги в наше время?
Современные российские композиторы, раскрывая образ злой колдуньи современными музыкальными средствами выразительности, привносят в её внешний облик черты привлекательности и озорства.
Ребята, мы с вами сегодня совершили ещё одно путешествие в удивительный сказочный мир: многогранный и противоречивый, но столь привлекательный для всех нас. Это и даёт возможность подойти к созданию портрета одного и того же фантастического персонажа Бабы – Яги с творческой оригинальностью.
Группа «Ариэль». Видео.
Слайд 11
Друзья Бабы Яги
Водяной, образ в народных поверьях, представлявшийся в виде старика, обитающего в омутах рек у мельниц или в колодцах. Представления о В., являвшемся предметом суеверного страха, были распространены у многих народов, в том числе у славян, и нашли широкое отражение в фольклоре.
Видео с исполнением фрагмента из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка»
Слайд 13
Леший - лесной дух, хозяйничающий, по народному представлению, в лесах. Другие названия его: лесовик, лесник, лешак, лесной дядя, лисун (полисун), дикий мужичок, лес.
Когда Леший идет по лесу дозором, то при его приближении шумит лес, и трещат деревья. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Лешие живут в лесных трущобах, некоторые одиноко, другие - семьями, строят в лесах просторные дома, где хозяйничают их жены и растут их дети. Леший - властитель над лесными зверями, Леший любит качаться на древесных ветвях, как в люльке, или на качелях, почему в некоторых губерниях ему дают название зыбочник (от ""зыбка"").
Нередко в представлениях народа Леший носит двойственный характер: он является то сильным, страшным духом, то простым народным чертом, глуповатым, которого умный мужик легко может обмануть.
аудио
Слайд 14
Кикимора
КИКИ́МОРА (от "ки́кать" — "жаловаться, куковать", либо лит. kaukas — "домовой, гном" и укр. мо́ра — "нечистый дух, привидение") — в восточнославянской мифологии — женщина-невидимка, жена домового, в отличие от которого является злым духом. Кикимора враждебна к мужчинам, наводит порчу на домашних животных и пугает маленьких детей.
Слайд 15
Соловей-разбойник
Со́ловей-разбо́йник (произносится именно Со́ловей, а не Солове́й) — в восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Побеждён Ильёй Муромцем, который отвёз его на показ князю в Киев, а затем казнил на Куликовом поле. Легенда о Соловье найдена П.И.Мельниковым в одном из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1845 и 1847 гг.
Слайд 16
Кащей (Кощей) Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым.
Видео
Слайд 17
Змей Горыныч
Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.
Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.
Учитель:
- Ребята что нового вы сегодня узнали?
- Страшны ли теперь вам сказки?
- Какая Баба-яга вам понравилась больше, изображенная М. Мусоргским или П.Чайковским?
- А теперь вам будет задание нарисовать свою Бабу – ягу по впечатлениям от прослушанных фрагментов и пьес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-дорожная сказка "Красный, желтый, зеленый"
Мероприятие посвящено в сказочной форме изучения ПДД. Способствует овладению правилами дорожного движения и знаниями сигналов светофора. Воспитывает внимание у учащихся, навыки осознанного использован...
Цветные Музыкальные арттерапевтические сказки. Автор-Белозерова Г.М.
Цветные Музыкальные Арттерапевтические Сказки.Автор: Белозерова Галина Михайловна.Сказка о белой ромашке и красном маке.В прекрасной стране, у самого синего моря, встретились белая ромашка и кра...
Музыкальная сказка " Теремок"( сказка о вредных привычках)
Музыкальная сказка " Теремок"( сказка о вредных привычках)...
МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА «ЗВУКИ МУЗЫКИ» Автор: музыкальный руководитель Хозяинова Т. Г. ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся со звукорядом, расположением нот на нотном стане, а в дальнейшем подвести
МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА «ЗВУКИ МУЗЫКИ»...
Стихи — подсказки к симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Все мы знаем и любим замечательную симфоническую сказку "Петя и волк", которая так замечательно знакомит детей с тембрами музыкальных инструментов. Заметила, что дети довольно легк
Стихи — подсказки к симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Все мы знаем и любим известную симфоническую сказку "Петя ...
Музыкальная сказка как способ коррекции недостатков двигательной активности слепых и слабовидящих младших школьников средствами музыкально-образной драматизации.
В данной статье я хочу поделиться своим опытом использования на уроках музыки в ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для слепых и...
Внеклассное мероприятие, приуроченное к неделе русского языка и литера-туры в начальной школе (класс-комплект 2-4).Музыкальная пьеса- сказка «Муха-Цокотуха»
Внеклассное мероприятие, приуроченное к неделе литературного чтения в начальной школе. Музыкальная пьеса- сказка "Муха- Цокотуха...