Рабочая программа по музыке для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- с Законом Республики Татарстан от 22.07.2013г. №68-3РТ «Об образовании»;
- с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (утвержденные приказами Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 06 .10.2009 г. №373);
-с приказом МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- с письмом МО и НРТ от 23.06.2012 года № 7699/12 «Об учебных планах для I-IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»;
– с примерными программами по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения);
– Л.В.Школяр, В.О.Усачева, В.А.Усачева. Программа 1-4 классы. «Музыка».- М.: Вентана-Граф, 2011 г.
- с Федеральным и региональным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-15 учебный год;
- с учебным планом МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год;
- с СанПином 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993);
- с Уставом школы
- с Образовательной программой НОО школы
Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи курса:
- раскрыть природу музыкального искусства как результат творческой деятельности человека-творца;
- формировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к музыке;
- воспитывать устойчивый интерес к деятельности музыканта- человека сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку;
- развивать музыкальное восприятие как творческий процесс – основу приобщения к искусству;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к ближнему, своему народу, Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоить музыкальные произведения и знания о музыке;
- овладеть практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально-пластическом движении.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципой развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане школы
В соответствии с учебным планом МБОУ ВСОШ №1 на изучение курса «Музыка» во 2 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Специфика музыки заключается в том, что предметом изучения являются музыкальные произведения, которые благодаря своей нравственной сущности оказывают огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.) Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни: народная музыка ,поэтический и музыкальный фольклор, духовная и современная музыка.
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1.Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
2.Формирование основ национальных ценностей общества.
3.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
4.Наличие мотивации к творчеству.
Предметные результаты:
1.Сформированность основ музыкальной культуры, первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека.
2.Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
3.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Метапредметные результаты:
1.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера .
2.Формирование умения планировать ,контролировать , оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Использование различных способов поиска и обработки информации.
4.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
-формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
-начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
-приобретение знаний и умений;
Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.
Первая включает содержание, раскрывающее идею : музыка есть живой организм, она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.
Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне — рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.
Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал.
Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музыка»
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-твор- ческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе инто-национно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание (34часа)
Всеобщее в жизни и музыке (8 часов)
Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.
Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека. Изучение самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внутреннего мира.
Музыка-искусство интонируемого смысла (10ч.)
Интонация как феномен человеческой речи и музыки.
Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.
Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».
Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного.
Музыка живет как интонация, разворачивается только в развитии, в процессе которого она формируется; песенность , танцевальность, маршевость- ведущие языково- жанровые сферы.
«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа(10 ч)
«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
Деалектичность понятия «Музыкальная тема»
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
Развитие как становление художественной формы (6 часов)
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации. Форма существования музыки как целостного организма. Реорганизация музыкально-жизненного опыта детей на уровне научно- теоретических понятий. Исполнительские коллективы: Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова.
Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем музыки : «Музыкальный Гимн России, Р Т.» «Музыкальный фольклор России и Татарстана, народные инструменты» ,« Вариации в народной и композиторской музыке.»
Тематическое планирование.
№ | Тема раздела/количество часов | Планируемые результаты | ||
личностные | метапредметные | предметные | ||
1 | Всеобщее в жизни и музыке - 8 | -реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству -отклик на звучащую на уроке музыку -этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа -развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг | Познавательные: формирование целостной художественной картины мира; Коммуникативные: формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека. Регулятивные: участие в коллективной работе. Познавательные: Умение сравнивать музыку; Слышать настроение звучащей музыки | понимать: что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении. - обогащение индивидуального музыкального опыта; -расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать |
2 | Музыка-искусство интонируемого смысла - 10 | -мотивация учебной деятельности; -уважение к чувствам и настроениям другого человека. -реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; -формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований -наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир | Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | понимать названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты(скрипичный ключ, басовый ключ, ноты), смысл понятий: запев, припев, мелодия, аккомпанемент, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении - передавать настроение музыки в пении; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;- давать определения общего характера музыки. |
3 | «Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образ - 10 | -эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; -развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | Познавательные: учатся выделять характерные особенности марша, выполнять задания творческого характера. Коммуникативные: опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок Регулятивные: действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. | продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. - осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. -составлять рассказ по рисунку; - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; - умение отвечать на вопросы; - работать с рисунками |
4 | Развитие как становление художественной формы - 6 | Взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания - продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач. | Познавательные: определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца, исполнять и инсценировать песни Выбор характерных движений для танцев. Коммуникативные:приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности. Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах. Познавательные: научатся определять на слух знакомые жанры, узнавать мелодии изученных произведений, аргументировать свою позицию. Уметь выражать себя в разных формах деятельности. Коммуникативные: использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: оценивать результаты своей работы. | -понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; -демонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;-развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения - задавать вопросы; - отвечать на вопросы; - умение выражать свои мысли. - воспринимать информацию; - владение умениями совместной деятельности. -названия изученных произведений и их авторов, образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). -определять на слух знакомые жанры, узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося). Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др. - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности; - Наблюдать за использованием музыки в жизни человека |
Итого: 34 часа |
Планируемые результаты освоения программы по музыке во 2 классе.
К концу обучения во 2 классе :
Ученик научится:
-Проявлять устойчивый интерес к музыке;
-Проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
-Приобретать навыки слушательской культуры;
- Раскрывать природу музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;
- Овладевать интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Ученик может научиться:
-Самостоятельно решать учебные и практические задачи:
-Определять жанровые признаки;
-Характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
называть запомнившиеся формы музыки;
-Определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен- Пятая симфония, Григ — «Пер Гюнт», Чайковский — Четвертая симфония) и напеть, продирижировать главные мотивы мелодии;
-Делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;
-Проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).
-Следить за ходом музыкально-смыслового развития музыки.
-Самостоятельно знакомиться с композитором до слушания:
Перечень литературы и средств обучения
1Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.).
2. Л.В.Школяр, В.О.Усачева, В.А.Школяр Программа «Музыка» 1-4 классы. Москва. «Вентана Граф»2013
3.Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 ., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007
4.Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Уроки музыки » 1-4класс.М.Прсвещение 2010
5. Фонохрестоматия для 2 класса (2CD )
6. Л.В.Школяр, В.О.Усачева, Учебник для общеобразовательных учреждений.2 класс. Москва. «Вентана-Граф»2012
7. «Музыкальное искусство» Блокнот. 2 класс Москва. «Вентана-Граф»2006
8 Л.В.Школяр, В.О.Усачева, В.А.Школяр. Методическое пособие для учителя «Музыка» 2 класс. М.: Вентана-Граф, 2012.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
2.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
3.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
4.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
5.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Календарно-тематическое планирование. Раздел №1 «Всеобщее в жизни и музыке» (8 часов) | ||||||||||||
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся (УУД) | Дата проведения | Примечание | ||||||
план | факт | |||||||||||
1 | Всеобщее в жизни и в музыке Музыкальный символ-Гимн России, РТ. | 1 | Гимн РФ и РТ. симфония №5 Л.В.Бетховена(фрагмент) Ж.Бизе «Кармен»(вступление к опере) С.С.Прокофьев «Мимолётности»№1,5 | Учиться следить за ходом музыкально-смыслового развития музыки. Определять содержание музыкального произведения. Самостоятельно знакомиться с композитором до слушания: Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии ,фразы. Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и собственной жизни. Учиться выразительно исполнять песню с опорой на содержание Выполнять задания в тетради. Музыкальный символ-Гимн России, Р Т.Музыка как «видение, мимолетный | ||||||||
2 | Песенность, танцевальность, маршевость - как важнейшее качество музыки | 1 | П.И.Чайковский «Сладкая грёза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет | Учиться слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные пословицы, песни, поговорки, загадки. Воспринимать на слух произведение, следить за интонацией, определять жанр музыки,сравнивать с другими жанрами. Слушать музыку, выполнять задания в тетради.. | ||||||||
3 | Выразительные и изобразительные возможности в музыке | 1 | «Мелодия» П.И.Чайковский П.И.Чайковский «Сладкая грёза», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты | Воспринимать на слух произведение, следить за интонацией, определять жанр музыки,сравнивать с другими жанрами. Слушать музыку, выполнять задания в тетради.. Сравнивать музыкальную и разговорную интонацию. Экспериментировать со звучащими предметами,простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням. | ||||||||
4 | Выразительность и изобразительность в музыке | 1 | Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты «Зачем нам выстроили дом» Д.Кабалевский | Воспринимать на слух произведение, следить за интонацией, определять жанр музыки,сравнивать с другими жанрами. Слушать музыку, выполнять задания в тетради.. Уметь определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям, напеть и дирижировать главные мотивы мелодии. | ||||||||
5 | Что такое мелодия? | 1 | Ф.Шопен «Полонез»,прелюдии №7 и 20 | Слушать музыку, выполнять задания в тетради. Сравнивать музыкальную и разговорную интонацию. Экспериментировать со звучащими предметами,простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням Уметь определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям, напеть и дирижировать главные мотивы мелодии. | ||||||||
6 | О чем может рассказать темп? | 1 | Вступление к опере Ж.Бизе «Кармен» М.Мусоргский «Борис Годунов» сцены из оперы «Осень» П.Чайковского на слова А.Плещеева | Сравнивать с другими жанрами. Сравнивать музыкальную и разговорную интонацию. Экспериментировать со звучащими предметами,простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням. |
| |||||||
7 | Что такое ритм? | 1 | Песня венецианского гондольера (№6).Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. . Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. «Музыкант» Б.Окуджавы | Воспринимать на слух произведение, следить за интонацией, определять жанр музыки,сравнивать с другими жанрами. Слушать музыку, выполнять задания в тетради.. Сравнивать музыкальную и разговорную интонацию. Выделять особенности жанра песни: повторы, напевность, протяжность ,распев,дыхание Экспериментировать со звучащими предметами,простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням. |
| |||||||
8 | Что такое тембр? Музыкальные краски | 1 | Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюк «Осенняя песнь» П.Чайковский «Скворушка прощается» | Определять жанровые признаки, характеризовать интонации по эмоционально-образному строю-лирические ,драматические. Выделять интонацию музыки: повторы, напевность, мелодичность . | ||||||||
Раздел № 2 « Музыка-искусство интонируемого смысла» (10ч.) | ||||||||||||
9 | Искусство-загадка. | 1 | М.И.Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Н.А.Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» | Знать содержание и формы бытования музыки. Уметь раскрывать содержание музыкального искусства как процесса воспроизведения запечатленного в нем ценного опыта человечества. Уметь различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках ,игре на инструментах, в пении ,танцевальном движении. Выполнять задания в тетради |
| |||||||
10 | Музыка-искусство интонируемого смысла | 1 | С.С. Прокофьев «Болтунья» «Зимний вечер» П.Чайковский | Знать понятия добро, зло, любовь и ненависть ,прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна. общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) ,и крупных (симфонических) форм; песня, танец, балет, марш, , кантата Выполнять задания в тетрадях | ||||||||
11 | Интонация как феномен человеческой речи и музыки | 1 | С.В.Рахманинов «Вокализ», «Богородице, Дево, радуйся» | Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи. Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное начало. Выполнять задания в тетради |
| |||||||
12 | Выразительные и изобразительные возможности в музыке в раскрытии внутреннего мира человека | 1 | А.С.Даргомыжский романсы «Титулярный советник», «Старый капрал» | Исследовать средства перевода звуков природы , человеческой речи в музыкальную интонацию Знать понятия тембр, мелодия, регистр, оркестр, нота Выполнять задания в тетради | ||||||||
13 | Выразительные и изобразительные интонации в музыке (возвышенные, героические ) | 1 | А.П.Бородин «Спящая княжна», «В монастыре» | Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки Различать в произведениях искусства песенность ,танцевальнсть маршевость. | . | |||||||
14 | Интонация – основа музыки. Исполнительская интонация. | 1 |
П.И.Чайковский. Симфония №4 С..и Т. Никитины «Снег идёт» «Добрая сказка» А. Пахмутова | Понимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния. мелодия, фразы, музыкальные звуки. Слушание и исполнение музыкальных произведений разных жанров, разыгрывание народных песен, пословиц, поговорок , загадок |
| |||||||
15 | Интонация как особый тон произнесения музыки. | 1 | Фрагмент из народного свадебного обряда («Рязанская свадьба») и из обряда заупокойной службы | Различать на слух и исполнять интонации , характерные для музыкально- художественных образов произведений разных форм и жанров. Выполнять задания в тетради | ||||||||
16 | Тема добра и зла, прекрасного и безобразного в музыке. | 1 | Фрагменты из оперы «Волшебная флейта» В.Моцарта «Уход гостей» , «Сражение» из балета «Щелкунчик» П.Чайковский | Тема добра и зла, прекрасного и безобразного в музыке. Формы бытования музыки Различие на слух малых и развитых музыкальных форм. Играть на детских музыкальных инструментах, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах. | ||||||||
17 | О чем говорит ,что выражает и что изображает музыка? | 1 | И.О.Дунаевский увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта», «Весёлый ветер» «Добрая сказка» А.Пахмутова | Знать что изображает и что выражает музыка Играть на детских музыкальных инструментах, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах. Слушание и исполнение музыкальных произведений разных жанров, разыгрывание народных песен, пословиц, поговорок , загадок | ||||||||
18 | Зима в музыке. | 1 | Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Цикл «Времена года» А .Вивальди Интонирование скороговорки «Три сороки» | Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно- выразительный замысел авторов музыки и текста. Знать понятие тембр, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах Сочинять главные интонации героев сказок , литературных сюжетов. | ||||||||
Раздел №3. «Тема» и «Развитие» - жизнь художественного образа(10 ч) | ||||||||||||
19 | «Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа | 1 | Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев | Знакомиться с новым музыкальным жанром. Учиться слушать и слышать музыкальное произведение, учиться понимать героев произведения и сопереживать им Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыки Наблюдать как с появлением нового художественного образа музыка изменяет движение во времени и пространстве. | ||||||||
20 | О чем рассказывают темы музыкальных произведений | 1 | Р.Шуман фортепианные пьесы «Порыв», «Отчего?» | Учиться слушать и слышать художественное произведение, учиться понимать героев произведения и сопереживать им Выражать своё отношение к героям произведения, давать нравственную оценку по ведения героини, делать выводы применительно к собственной жизни и поведению Формулировать ответы на вопросы по прослушанной музыке. Уметь определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям, напеть и дирижировать главные мотивы мелодии. | ||||||||
21 | Сходство и различие музыкальных тем | 1 | «Марш» из балета «Щелкунчик» П.Чайковский Фрагменты из оперы «Волшебная флейта» В.Моцарт | Знакомиться с новым музыкальным жанром симфония. Учиться слушать и слышать музыкальное произведение, учиться понимать героев произведения и сопереживать им Уметь определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям, напеть и дирижировать главные мотивы мелодии. | ||||||||
22 | «Развитие» как отражение жизни, богатства человеческих чувств | 1 | И.С.Бах Хоральные прелюдии Es- dur, f- moll | Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении Определять на слух простые формы звучащей музыки-двухчастной, трехчастной, рондо,вариации. Выполнять задания в учебнике и тетради Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения | . | |||||||
23 | Музыка рождается ,звучит ,развивается. | 1 | Ф.Шуберт «Форель» К.Дебюсси «Ветер на равнине» | Воспринимать на слух произведение, следить за интонацией, определять жанр музыки,сравнивать с другими жанрами. Слушать музыку, выполнять задания в тетради.. Сравнивать музыкальную и разговорную интонацию. Экспериментировать со звучащими предметами,простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням. | ||||||||
24 | Интонация в речи и пении. Музыкальная речь | 1 | «Болтунья» С.Прокофьева Э.Григ из сюиты «Пер Гюнт» Колыбельная песня, «Разговор с кактусом» | Определять главную мысль произведения, выявлять позицию автора. Выполнять задания в учебнике и тетради Объяснять нравственное значение поступков героев Различие на слух малых и развитых музыкальных форм | ||||||||
25 | Особенности музыкальных интонаций в сочинениях композиторов | 1 | «Подснежник» П.Чайковский «Вейся капустка» игровая песня | Знать что изображает и что выражает музыка Играть на детских музыкальных инструментах, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах. Слушание и исполнение музыкальных произведений разных жанров, разыгрывание народных песен, пословиц, поговорок , загадок | ||||||||
26 | «Живая» музыка | 1 | К.Дебюсси «Ветер на равнине» К.Сен-Санс «Аквариум» «Музыкант» Б. Окуджава «Полет шмеля» | Уметь раскрывать содержание музыкального искусства как процесса воспроизведения запечатленного в нем ценного опыта человечества. Уметь различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Экспериментировать со звучащими предметами,простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням Выполнять задания в тетради | ||||||||
27 | «Тема» -единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. | 1 | Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев | Знать что изображает и что выражает музыка Играть на детских музыкальных инструментах, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах Запоминать имена великих композиторов –классиков, определять на слух интонации, главные темы. | ||||||||
28 | «Развитие» как отражение сложности жизни ,богатства человеческих чувств | 1 | Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев | Выполнять задания в учебнике и тетради Объяснять нравственное значение поступков героев Играть на детских музыкальных инструментах, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах | ||||||||
Раздел №4 «Развитие как становление художественной формы» (6 часов) | ||||||||||||
29 | Развитие как становление художественной формы | 1 | М.И.Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» | Уметь различать на слух интонации композиторской и народной музыки. Уметь определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям, напеть и дирижировать главные мотивы мелодии. |
| |||||||
30 | Музыкальный фольклор России и Татарстана, народные инструменты. | 1 | Хороводные, обрядовые, частушки, лирически песни Русский народный академический оркестр им.Н.Осипова
| Знать понятия музыкальный фольклор России. Русские народные инструменты(резерв ) Народное музыкальное творчество .Фольклор как часть общей культуры народа. Уметь приводить примеры устного народного творчества Знать инструменты народного оркестра Уметь играть на детских музыкальных инструментах, выражение характера музыки в художественном движении ,рисунках, графических партитурах. | ||||||||
31 | Исторически сложившиеся музыкальные формы- двухчастная , трехчастная | 1 | А.С.Даргомыжский .Романсы | Уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении, импровизации ,художественном движении) Уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония,романс) Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения | ||||||||
32 | Вариации в народной и композиторской музыке | 1 | «Вариации и выход Шурале» из балета «Шурале» Ф.Яруллин | Учиться следить за ходом музыкально-смыслового развития музыки. Определять содержание музыкального произведения. Самостоятельно знакомиться с композитором до слушания: Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и собственной жизни. Учиться выразительно исполнять песню с опорой на содержание. Наблюдать за развитием музыкальных фраз Выполнять задания в тетради. | ||||||||
33 | Форма вариаций и рондо в музыке | 1 | Ф. Шуберт «Форель» и вариации на тему песни | Определять на слух простые формы звучащей музыки- двухчастные, трехчастные . рондо, вариации Наблюдать за развитием музыкальных фраз Выполнять задания в тетради. Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и собственной жизни. | ||||||||
34 | Э.Григ-певец родной природы | 1 | Материал по выбору учителя | Определять содержание музыкального произведения. Самостоятельно знакомиться с композитором до слушания: находить и читать название произведения (фамилию автора ). Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 4 класс "Школа 2100"
по программе Критской...
Рабочая программа по музыке 4 класс Школа России Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М.
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по музыке "УМК Начальная школа XXI века"
Программа составлена на основе авторской программы по музыке 1-4 классы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 ...
Рабочая программа по музыке 1 класс "Школа России" ФГОС
Рабочая программа была проверена в рамках защиты проекта кафедрального инвариантного учебного модуля «Организация деятельности образовательного учреждения по подготовке к работе по ФГОС» и получила по...
Рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России"
Рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России"...
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе авторчкой программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеева...
Рабочая программа по музыке 4 класс "Школа XXI века".
Программа составлена в соответствии с основными положениями ФГОС....