Размышления о новой программе по музыке " К вершинам музыкального искусства ". Автор - Киселева Зоя Викторовна, учитель музыки
статья по музыке по теме
Размышления о новой программе по музыке " К вершинам музыкального искусства " Автор - Киселева Зоя Викторовна, учитель музыки ГБОУ сош №595 Приморского района г.Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Размышления о новой программе | 46.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья. Размышления о новой программе по музыке
" К вершинам музыкального искусства ".
Автор - Киселева Зоя Викторовна, учитель музыки
ГБОУ сош №595 Приморского района г.Санкт-Петербурга
Прошло уже 4 года моего знакомства с новой программой по музыке "К вершинам музыкального искусства", соответствующей требованиям ФГОС второго поколения. Мне повезло, что вся начальная школа работает по образовательной системе "Гармония". Не завидую тем учителям музыки, которые вынуждены работать параллельно сразу по нескольким программам, думаю, итог предсказуем.
Не скрою, не всё шло гладко поначалу. Было много вопросов. Никто толком не мог на них ответить, т.к. программа действительно новая. Какие-то моменты принимались мною сразу, с чем-то не могла смириться, но толчок к пониманию, проникновению и полному доверию произошёл после встречи на семинаре с авторами этой программы - Мариной Станиславовной Красильниковой и Ольгой Николаевной Яшмолкиной. Мне, как оказалось, такое общение было остро необходимо. Спасибо организаторам этой встречи.
Во-первых, понравились сами авторы - с горящими глазами, очень интересные, милые, увлечённые своим делом люди, что немаловажно.
Во-вторых, они ответили на вопросы, неминуемо появляющиеся у человека, уже работавшего по программам Д.Кабалевского и Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Например: почему в 1 классе сразу 5 симфония Л.Бетховена так скрупулёзно подробно разбирается? Почему в 4 классе "Пиковая дама"? Не слишком ли это сложно?
Оказалось, что бетховенское произведение - яркий наглядный пример того, как строится классическая симфония, каковы принципы её создания; что музыкальный язык симфонии- это язык человеческих отношений. Открыв для себя это захватывающее произведение, поняв его строение, дети в доступной форме открывают для себя мир симфонии других композиторов. Выяснилось, что четвёртый класс - это время, когда дети очень чутко чувствуют мистическую историю оперы "Пиковая дама", она их завораживает, держит в напряжении, вызывает интерес: что дальше? чем дело закончится? Они искренне сопереживают героям этой оперы. Параллельно решается и воспитательная задача: формирование стойкого негативного отношения к азартным играм. Учащиеся наглядно видят в финале, чем может закончиться пагубная страсть.
В-третьих, авторы наглядно показали, как теорию осуществить на практике. После неудачного опыта одного открытого урока, на котором пластическое интонирование выглядело как бессмысленное махание руками под музыку, я скептически относилась к этому виду деятельности на уроке, пока не увидела, как дети могут дирижировать с ясным пониманием того, какие темы произведения идут и в каком порядке, как надо показать смену настроений героев в экспозиции и в репризе и т.д. Пластическое интонирование оказалось действенным методическим приемом, потому что, учитывая психологию младших школьников, в частности их склонность к подражанию, можно себе представить, как каждый ребенок хочет стать таким же, как учитель, дирижером; к тому же присутствует соревновательный момент.
Особый язык жестов "в свободном дирижировании" довольно прост, но при этом очень выразителен. Учитель видит, как его ученики чувствуют музыку в целом, в какой мере и насколько внимательно наблюдают за развитием образа. При таком совместном музицировании в "звучащих" жестах детей, на их лицах непроизвольно отражаются "движения души". Важно, чтобы дети не мешали друг другу и не нарушали "атмосферу концертного зала".
Увиденные мною результаты вызвали неподдельный искренний восторг, потому что от простого желания научиться дирижировать учащиеся в итоге приходят к глубокому усвоению сложных произведений. При этом составители программы подчеркивали, что фантазия учителя и ребят, разбуженная музыкой и устремленная к тому, чтобы выразить ее звучание в движении, не должна разрушать замысел конкретного урока, его целостность. Напротив, важно, чтобы такое активное желание - выразить свое восприятие музыки - помогало учителю раскрыть тему урока, а учащимся - глубже понять, почувствовать музыку.
Воспитание таких качеств личности, как инициативность, активность, развитие образного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей чётко прослеживалось в импровизации русской народной песни "Выходили красны девицы". Вот уж где даётся широкий простор детской фантазии от придумывания текста до его сценического воплощения. В отличие от традиционного способа обучения детей танцевальным движениям им предлагалось самим выбрать выразительные средства, необходимые для воплощения песни. При этом движения должны соответствовать тому настроению, чувствам, которые передает музыка. Эти движения могут быть настолько понятными, настолько увлечь учеников эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера разбираемого произведения. Желательно активное исполнительское участие учителя наравне с детьми. Аналогичным методом авторы программы предлагают иллюстрировать движениями песни и хороводы.
Одним из возможных видов деятельности на уроке может быть игра на свирелях. Например, с первого урока знакомства с оперой "Пиковая дама" начиналась работа над "Хором мальчиков" из 1 картины. В итоговом исполнении дети сначала играли на музыкальных инструментах, а потом пели и маршировали. А какой текст у песни!
Мы все здесь собрались
На страх врагам российским.
Злой недруг, берегись
И с помыслом злодейским
Беги иль покорись!
Ура, ура, ура!
Отечество спасать
Нам выпало на долю,
Мы станем воевать
И недругов в неволю
Без счета забирать!
Ура, ура, ура!
Это ли не патриотическое воспитание подрастающего поколения!
Программа способствует воспитательным функциям музыки. В ней прослеживаются задачи патриотического воспитания и в подборе репертуара, и в работе над ним: накопление теоретических и исторических знаний происходит в произведениях, составляющих гордость русской музыкальной культуры. Как точно подметил Ф.Шаляпин, «искусство есть познание красоты и правды в творчестве – будь это в музыке, в литературе или в живописи, так было испокон веков».
Есть в России особые музыкальные произведения, по которым судят о русском человеке, красоте его души, силе характера, любви к Родине и своему народу. Это оперы "Иван Сусанин" М.И.Глинки, "Князь Игорь" А.П.Бородина, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н.А.Римского-Корсакова, Четвёртая симфония П.И.Чайковского, кантата "Александр Невский" С.С.Прокофьева и т.д.
В программе подчеркивается, что урок музыки - это урок искусства. Он насыщен эстетическими впечатлениями. В процессе воспитания и развития дети имеют возможность приобрести умения и навыки слушать, слышать музыку в единстве формы и содержания, исполнять, понимать ее. Постепенное усложнение тем - основа программы, каждая тема четверти продвигает учащегося на новую ступеньку знания, раскрывает ту или иную грань в познании музыки как искусства.
Сильный аргумент в пользу данной программы - это учебники. Удивительно красивые, несущие большой объём информации с музыкальным и толковым словарями на последних страницах, с выделенными новыми словами-терминами. Графические записи - это наглядное подспорье и реальная помощь ребёнку в понимании звуковысотного строения тем, мелодий изучаемых произведений.
Музыка воспитывает доброту, отзывчивость, чуткость в отношении к людям, формирует нравственно-эстетический идеал. Эти цели как никогда актуальны сегодня. Программа по музыке отвечает на социальный заказ общества, так как стремится полнее реализовать коммуникативные и воспитательные функции искусства. Великий русский композитор М.П.Мусоргский говорил: «Искусство есть средство беседы с людьми, а не цель». Таким образом, урок направлен на формирование личности школьника.
Согласно авторам программы, педагогически мотивировано воссоздание и моделирование музыки. Как правило, в каждом изучаемом произведении даётся возможность предположить, предвосхитить последующие события. И эта деятельность детям нравится. Особенно если их прогнозы совпадают с оригиналом.
Конечно, программа требует от учителя прекрасного знания изучаемого материала, что и раньше было обязательным условием, но сейчас ещё более углублённого внедрения в музыкальные произведения. Новая программа требует и новых подходов в преподавании предмета, преодоления стереотипов, перестройки мировоззрения, взгляда на роль и содержание предмета.
Мне нравится, что отбор музыкального материала для хорового пения разрешёно осуществлять самому учителю на основе национальных особенностей и традиций каждого конкретного региона России.
Опыт применения программы на практике показывает, что не стоит увлекаться дирижированием весь урок, потому что, по моим наблюдениям, ученики быстро устают. Не следует забывать, что наши дети должны обязательно петь. На уроке должна быть осуществлена взаимосвязь между пением, слушанием и музыкально-теоретическими знаниями. Требование к целостному построению урока заставляет по-особому продумывать его содержание и драматургию. И тут уже всё зависит от мастерства учителя.
Программа "К вершинам музыкального искусства" очень интересная, и хочется пожелать её создателям творческих взлётов, здоровья и сил для завершения такой не простой работы, ведь, как сказал Ф.Достоевский, «признак настоящего искусства в том, что оно всегда современно, насущно-полезно».
Используемая литература:
Методика преподавания музыки. Краткая характеристика школьных программ.
http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part15-125.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по программе "К вершинам музыкального искусства". Авторы:М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тематическое планирование по музыке, по программе "К вершинам музыкального искусства", для 1 класса, УМК "Гармония". Тематическое планирование выполнено с ...
Рабочая программа 1 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства
Рабочая программа 1 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства...
Рабочая программа 2 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства
Рабочая программа 2 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства...
Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся. Музыкально-литературная композиция "Женщина и война" учителя музыки ГБОУ гимназия №209 Центрального района Санкт-Петербурга "Павловская гимназия" Н.А. Ягудиной
Необходимость таких мероприятий очень нужна и важна! Мы должны воспитывать в детях патриотическое созание, чувство гордости за свою страну, уважение к старшему поколению, уважение к подвигу ЧЕЛО...
Рабочая программа по учебному курсу "Изобразительное искусство" автор Б.М.Неменский для 1 класса УМК "Школа России"
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программ...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
Эссе – размышление «Мой взгляд на воспитание и образование в ХХ1 веке» Сушко Н. Н. учитель начальных классов. Внедряйте новое с душой.
Данный материал может пригодиться для участия в профессионсльном конкурсе или для предисловия к обобщению опыта работы....