"Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?" Конспект. 1 класс 3 четверть 9 урок
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Киселева Зоя Викторовна

Музыка. Программа  "К вершинам музыкального искусства" М.С.Красильниковой, О.Н.Яшмолкиной, О.И.Нехаевой. Конспект урока 1 класс 3 четверть 9 урок. Тема урока: "Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная система "Гармония"

по программе "К вершинам музыкального искусства"

М.С. Красильниковой, О.Н. Яшмолкиной, О.И. Нехаевой

Тема 1 класса

"МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ" 33 часа

Тема 3 четверти:

"Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете" 9 часов

1 класс 3 четверть 9 урок

Конспект урока.

Тема урока: "Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?"

 

Цель: обобщить представления детей об опере, балете, симфонии.

Задачи:

  • обобщить представления детей о формах бытования музыкально-сценических и симфонических произведений;
  • познакомить с концертными залами Москвы и Санкт-Петербурга
  • посмотреть и обсудить видеозапись изученных балета и симфонии
  • исполнить фрагменты изученных произведений в пении, пантомиме, пластическом интонировании;
  • контролировать и оценивать свои достижения

План урока

1-й блок. Где исполняются симфонии, оперы и балеты? Презентация "Главные театральные и концертные сцены Москвы и Санкт-Петербурга"

2-й блок Конкурс знатоков оперной, балетной и симфонической. Просмотр и обсуждение в классе видеофрагментов 1 части 5 симфонии Бетховена и ("Вальса цветов" из балета "Спящая красавица" П.Чайковского).

Ход урока

Проверка готовности рабочего места.

Музыкальное приветствие.

1-й блок 

Учитель помогает прочитать тему урока. Предлагает рассмотреть разворот учебника стр.92-93 (две фотографии концертного зала Московской консерватории),

слайд №1 презентации "Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?".

Выдвигается  проблема урока.

-Как её решить?

-Что нам может помочь?

Дети ищут ответы в учебнике на вопросы:

-Расскажите, что вы видите на этих фотографиях? (Театральный и концертный залы, два театра)

-Чем отличаются сцены?

-Какому залу нужен занавес? Для чего? (театральному (для смены декораций, отделяет сцену от зрительного зала)

-Кто выступает на сцене концертного зала?  (1-симфонический оркестр, 2-хор и симфонический оркестр)

-Где находится оркестр в театральном зале? (в оркестровой яме)

-Как оформлен концертный зал? стр. 4 (портреты композиторов, орган, расположенный в центральной части сцены).

Слайды № 3,4.

-Что такое симфония? (музыкальная история в нескольких частях, исполняется симфоническим оркестром)

-Как вы думаете, где мы можем встретиться с симфонией? (В концертном зале)

Узнаёте зал? Как он называется? (Большой зал Московской консерватории)

Процесс рассматривания фотографий учитель сопровождает краткой характеристикой этого зала.

Большой зал Московской консерватории – один из самых известных концертных залов мира. Красота здания и великолепная акустика (распространение звуков в пространстве зала) снискали ему заслуженную славу лучшего концертного зала Москвы и России. Здание построено более ста лет назад (1901). В Большом зале выступают лучшие солисты и коллективы мира, а также проходят международные фестивали и конкурсы. Среди них всемирно известный Международный конкурс имени П. Чайковского,

где состязаются в исполнительском мастерстве молодые пианисты, скрипачи, виолончелисты, певцы.

- В нашем замечательном городе, Санкт-Петербурге, где мы можем послушать симфоническую музыку? Слайды № 5-8

- Опять прозвучало это название - консерватория, а что оно значит?

(консерватория - музыкальное высшее учебное  заведение. Первые «консерватории» - приюты для сирот и беспризорных  появились в Венеции. В них заботились о воспитании детей-сирот, давали им начальное образование)

- Какое интересное название филармония. Как вы думаете, что оно значит?

(филармония - буквально-"любить музыку",  место, куда люди приходят получить радость, наслаждение от общения с музыкой)

- Какие два цвета сразу запоминаются в оформлении Большого зала филармонии? (торжественные - белый и красный)

Подводится промежуточный итог: Итак, где звучат симфонии? Назовите концертные залы с которыми мы сейчас познакомились.

2-й блок.

Слайды № 9-11

Дети вспоминают определения жанров оперы и балета.

- Если симфонии исполняются в концертных залах, то где исполняются оперы и балеты?

- Как называется главный театр нашей страны?

Театры оперы и балета существуют во многих городах нашей страны, но главным среди них по праву считается Государственный академический Большой театр России. Это один из крупнейших и самых известных в мире театров оперы и балета. Большой театр расположен в Москве на Театральной площади, недалеко от Кремля. Огромный зрительный зал вмещает свыше двух тысяч человек. Зал поражает красотой и богатством внутреннего убранства. За время существования театра здесь были поставлены все лучшие оперы и балеты русских и зарубежных композиторов (более 800 произведений). На сцене театра выступали выдающиеся певцы и танцоры мира. Благодаря последней реконструкции (2005–2011 гг.) сегодня Большой театр – один из самых технически совершенных театров мира. Президент нашей страны назвал Большой театр национальным достоянием России.

Как они понимают слова «национальное достояние» применительно к театру оперы и балета? (принадлежит народу, обществу)

 К числу уникальных относится и единственный в России и мире

Детский музыкальный театр им. Н. Сац. Театр носит имя инициатора его создания – первого директора и главного режиссёра театра народной артистки России Наталии Ильиничны Сац.

Репертуар театра учитывает интересы современных школьников, поэтому помимо детских музыкальных спектаклей (сказок, мюзиклов) на сцене театра ставятся классические произведения отечественных и зарубежных композиторов: П. Чайковского (балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин»), Н. Римского-Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане»), И. Стравинского (балеты «Жар-птица», «Петрушка»), С. Прокофьева (балет «Золушка», симфоническая сказка «Петя и волк»), В. Моцарта (опера «Волшебная флейта»), М. Равеля (опера «Дитя и волшебство»), а также исполняются симфонические произведения

Обучающиеся получают информацию об этих театрах. Комментируют увиденное. Можно сравнить какое здание моложе, современнее выглядит?

Слайды № 12-15

- В Санкт-Петербурге где можно увидеть оперные и балетные спектакли?

Дети рассматривают фотографии театров (Мариинского, Михайловского театров, Музыкального театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова), читают их названия, выясняют чьи имена присвоены театрам Санкт-Петербурга.

Подводится промежуточный итог. С какими театрами познакомились?

Называются определения симфонии, оперы и балета.

Учитель предлагает выполнить задания слайдов № 16, дети ищут концертный зал Москвы, параллельно вспоминая и называя уже знакомые сцены Санкт-Петербурга.

Вывод:

- Вам понравились главные сцены нашей страны и нашего города? Они прекрасны? А вы бывали в этих театрах? Надо обязательно побывать на концертах и спектаклях этих великих сцен и самое главное получить удовольствие от соприкосновения с музыкой - этим удивительным волшебным чудом.

2-й блок.

Объявляется конкурс знатоков оперной, балетной и симфонической музыки.

Обучающиеся знакомятся с видеофрагментом. 

1) - Определяют: какое произведение звучит и на какой сцене (концертной или театральной)? Работают в парах (самопроверка): называют друг другу произведение, имя композитора, когда оба готовы ответить берутся за руки и поднимают их вверх.

 - Что происходит в экспозиции музыкального произведения? В чём смысл этого раздела? (в экспозиции композитор знакомит нас с основными героями музыкальной истории, с помощью динамики подчёркивает противостояние двух героев, а динамические нарастания (крещендо) выявляют процесс изменения состояния второго героя и миротворца.

Напевают и пластически интонируют темы главных героев 1 части 5 симфонии Л.Бетховена, используя графическую запись учебника стр. 84-85.

В разработке события развиваются, музыка героев преобразовывается, выявляются новые черты их характера. Реприза, хотя и повторяет в основном музыку экспозиции, является новым этапом развития музыкальной истории, знакомые по экспозиции (и разработке) музыкальные герои воспринимаются несколько иначе. Так и в жизни: похожие события, похожие поступки подчас неодинаково воспринимаются людьми с разным жизненным опытом.

Подводится итог развития музыкальной истории первой части в завершающем разделе. Как он называется?  (кода)

- Чем завершается музыкальная история?

- Сблизились ли герои? Удалось им помириться? - (Нет).

- Герои остались на своих позициях? - (Нет, они ещё больше отдалились).

 

2) Далее учитель предлагает детям заочно побывать в красивом театре,  посмотреть фрагмент видеозаписи и ответить:

- Эта музыка из оперы или из балета? Дети называют произведение, имя композитора. Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»  "Вальс цветов". Работа по группам (рядам)

- В каком театре мы можем услышать это произведение?

- Какое настроение создаёт эта музыка?

- Какие события происходят на балу в этот момент? (завершение сцены бала: Аврора укололась, кружится и падает) Детям предлагается изобразить фрагмент балета.

Импровизация в паре (Аврора, Карабос).

3) Учитель наигрывает на синтезаторе основные интонации музыкального произведения. Ещё раз побуждает к высказыванию своего мнения о том, как оно называются, кто их автор и в каком театре можно его услышать? Дети называют автора, оперу (работа в парах).  Вспоминают ещё раз театры, где эта музыка может звучать.

Исполняют "Хор ополченцев" из оперы "Иван Сусанин", разделившись на 2 творческие группы: мужскую и женскую.

- О чём поют герои этой оперы? (о любви к Родине)

4) Музыка из оперы или из балета? 

Учитель наигрывает аккомпанемент песни "Выходили красны девицы"

- Это просто русская народная песня "Выходили красны девицы".

Исполнение песни-инсценировки.

- Где мы можем услышать эту песню?

Учащиеся разыгрывают песню-инсценировку "Выходили красны девицы". Самоорганизуются для выполнения задания (по своему выбору) Пластическая импровизация.

В завершение работы, если позволяет время, можно провести среди учащихся класса конкурс дирижёров на лучшее исполнение какого-либо раздела первой части пятой симфонии Бетховена (по желанию). Можно предложить представить на какой сцене они сейчас  как будто бы дирижируют.

Подводим итоги урока.

- Вы справились с главной задачей урока?

- Что нового узнали? Какие новые слова?

- Что было важным?

- Что бы вы хотели ещё узнать?

Рефлексия:

- Было интересно?

- Всё было понятно?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Всё у вас получилось?

Дети оценивают индивидуальные достижения, результаты обучения с помощью картинок для рефлексии: солнышка и тучи.

В конспекте использовался материал:

 - М.С.Красильникова "Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений" Пособие для учителя. Смоленск.

Ассоциация XXI век 2013

- интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?" Технологическая карта. 1 класс 3 четверть 9 урок

Технологическая карта урока музыки 1 класс 3 четверть 9 урок. Гармония. Программа "К вершинам музыкального искусства" М.С.Красильниковой, О.Н.Яшмолкиной, О.И.Нехаевой....

Презентация к уроку "Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?" 1-3-9

Презентация к уроку "Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?" 1-3-9. Гармония. Музыка. Программа "К вершинам музыкального искусства"...

урок музыки "Музыкальный театр. Опера." презентация и конспект урока, 2 кл, Критская

в папку включены презентация по теме "Музыкальный театр. Опера.", конспект урока к презентации, слова разучиваемой песни, теоретический материал, который надо выучить...

3 класс. Конспект урока по музыке по теме: "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера."

Цель: Познакомить детей с профессией дирижер, его ролью в оркестре.Способствовать развитию внимания, музыкального слуха, памяти.Воспитывать эстетический вкус учащихся. УУД: Личнос...

Урок окружающего мира по теме "Встреча Европы и Америки" 4 класс УМК "Школа России"

Урок открытия нового знания с использованием групповой формы работы....

Урок музыки в 4 классе. Тема урока: «Опера»

Урок музыки в 4 классеТема урока: «Опера»Тип урока: открытие нового знания. Цель: Сформировать у учащихся представление о жанре оперыЗадачи:1.Обучающие – познакомить учащих...

Презентация к уроку музыки на тему "Балет Петрушка" 4 класс

Презентация к уроку музыки на тему "Балет Петрушка" 4 класс...