Проект урока по музыке "Картинки с выставки"
презентация к уроку по музыке (2 класс)
Урок 2 класса в разделе "В концертном зале" в теме "Картинки с выставки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_i_differentsirovannaya_kartinki_s_vystavki.rar | 786.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: М. П. МУСОРГСКИЙ.
«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»
Задачи: дать определение термину «сюита»; познакомить с творчеством М. П. Мусоргского; показать на примере пьесы «Картинки с выставки» переосмысление композитором художественного образа в музыкальном произведении.
Музыкальный материал: «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» М. П. Мусоргского.
Изобразительный ряд: эскизы В. А. Гартмана, карточки для игры «Картинка».
Ход урока
I. Повторение.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам посетить
картинную галерею. Но для того чтобы туда попасть, нам нужно
найти ключ, отпирающий дверь. Этим ключом станут правильно
выполненные задания. Готовы? Тогда начинаем.
1. Блицопрос.
- Что такое «программное произведение»?
- Что такое миниатюра?
- Назовите любую «сказочную картину» А. К. Лядова.
- Вступление бывает в начале или в конце произведения?
- Что такое «темп»?
- Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?
- Как называется спокойная, монотонная песня с частыми повторами?
- Как называется «музыкальная реплика», которая применяется для характеристики героя и которая неоднократно появляется в произведении?
- Как называется большое количество людей, поющих вместе?
- Кто такой «солист»?
2. Игра «Картинки».
На карточках изображены предметы. Учитель показывает одну карточку - дети должны вспомнить песню, где встречается это слово или предмет, и спеть хотя бы один куплет.
Можно взять песни из мультфильмов, например «Антошка», «Крошка енот» и т. д., или разученные песни.
- Поздравляю вас, пройдя нелёгкую дорогу загадок и вопросов, вы честно заслужили ключ от выставки. Давайте откроем
дверь и посмотрим, что же там интересного.
II. Знакомство с музыкой М. П. Мусоргского.
Расположить эскизы Гартмана по порядку, а от одного до другого нарисовать дорожку.
- Посмотрите на эти рисунки, они все разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке. Это работы одного художника.)
- Правильно. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок композитор М. П. Мусоргский сочинил пьесу, составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». В музыке такое явление носит название сюита - от французского «последовательность, ряд».
М. П. Мусоргский был очень необычным человеком. Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья-композиторы часто жестоко критиковали написанное. Оперу «Борис Годунов» не допустили к постановке в театре, и Мусоргскому пришлось её редактировать. А между тем в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей.
Звучит фрагмент из романса «Нянюшка».-
Вслушайтесь в эти слова:
...Я ничего не сделал, нянюшка,
Я чулочек не трогал, нянюшка!
Клубочек размотал котёночек,
И пруточки разбросал котёночек.
А Мишенька был паинька,
Мишенька был умница.
А няня злая, старая,
У няни носик-то запачканный;
Миша чистенький, причёсанный,
А у няни чепчик на боку.
- Музыка очень чутко реагирует на все интонации текста,
подчеркивает комизм причитаний Мишеньки, потому что, судя
по звучанию темы, Мишенька совсем и не паинька, а хитрый и
довольно хулиганистый мальчик. Музыка помогает понять то,
что спрятано за текстом.
«Картинки с выставки» были написаны как отклик на работы художника В. А. Гартмана. Он был одним из немногих друзей Мусоргского. К сожалению, В. А. Гартман умер, когда ему было всего сорок лет. Через год после его смерти была организована выставка работ талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован ею. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки». Конечно, он не ограничился простыми музыкальными иллюстрациями к картинам, а переосмыслил увиденное и создал яркое театральное зрелище, рассказанное в звуках. Каждая из девяти пьес - это небольшая сценка. Скрепляет этот музыкальный цикл пьеса «Прогулка», где Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине.
Всего картинок - девять, но мы остановимся на трёх.
«Балет невылупившихся птенцов».
В. А. Гартман нарисовал эскиз к балету, в котором участвовали юные танцоры, одетые в костюмы, изображавшие разбитые яичные скорлупки. Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку.
Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».
- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.)
- Верно. Теперь взгляните на эту картинку. Что вы здесь видите? (Ответы детей.)
- Действительно, праздничная избушка. А Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В. А. Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки.
Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках».
- И как же зовут хозяйку? (Баба Яга.)
- Почему вы так решили? Что в музыке подсказало такой ответ? (Пьеса начинается тихо, а потом доходит до очень громкого звучания, с завываниями и прыжками.)
- Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается, и вот уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. А. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер ее величавый, торжественный. Эта картинка символизирует мощь русского народа.
Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».
- Мы прослушали фортепианную версию цикла. Но пьесы настолько яркие, что французский композитор Морис Равель сделал их переложение для оркестра. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов.
III. Разгадывание кроссворда и разучивание песни.
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| ||||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4 |
|
|
|
|
|
Можно предложить учащимся кроссворд как вариант закрепления пройденного материала.
По горизонтали:
- Автор прослушанного музыкального цикла. (Мусоргский.)
- Название цикла - «... с выставки». (Картинки.)
- Для какого инструмента он был написан? (Фортепиано.)
- Название последней пьесы - «Богатырские ...». (Ворота.)
По вертикали: название многочастного цикла, состоящего из контрастных пьес.
IV. Итог урока.
- Что же нового мы сегодня узнали? Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)
- Вспомните названия прослушанных пьес. («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».)
- Сколько всего пьес в цикле? (Девять.)
- Для какого инструмента был написан цикл? (Для фортепиано.)
- Есть ли версия для оркестра? (Да.)
- Молодцы! К следующему уроку подберите эпиграф к пьесе «Избушка на курьих ножках». Это может быть какой-то отрывок из сказки с описанием избушки и Бабы Яги или фрагмент стихотворения. Можно сочинить эпиграф самим, но помните, что он должен быть коротким и образным. Урок окончен, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»
Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...
Тест к уроку музыке "Картинки с выставки"
учебник "Музыка" Е. Д. Критская...
Конспект урока: "Журналы для детей. Выставка детских журналов.
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе: "Журналы для детей. Выставка детских журналов."...
Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Проект "Урок как сценарий"
Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...