Рабочая программа по музыке (ФГОС) для 1-4 классов
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс) по теме
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка», рабочие программы 1-4 классы/ Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной. – М.: «Просвещение», 2011
Цели программы:
· формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
· воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
· развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
· обогащение знаний о музыкальном искусстве;
· овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shevtsova_t.p._rabochaya_programma_po_muzyke_fgos_dlya_1-4_klassov.docx | 43.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от августа 2014 года
Председатель педсовета
_____________ В.Г. Горобец
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По музыке
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (1-4 класс) начальное общее образование
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 135 часов Уровень базовый
(базовый, профильный)
Учитель Шевцова Т.П.
Программа разработана на основе авторской программы «Музыка», рабочие программы 1-4 классы/ Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной. – М.: «Просвещение», 2011
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка», рабочие программы 1-4 классы/ Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной. – М.: «Просвещение», 2011
Цели программы:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
2. Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
3. Описание места учебного предмета.
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
- формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
- начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
- приобретение знаний и умений;
- овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
5. Результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- эстетические потребности, ценности и чувства
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
6. Содержание учебного предмета «Музыка»
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.
«Музыка в жизни человека». 35 ч.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.
« Основные закономерности музыкального искусства». 66ч.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
«Музыкальная картина мира». 34 ч.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты.
7. Тематическое планирование
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1 класс (33 часа) Музыка вокруг нас (16 часов) | |
И Муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки - мелодия. Сочини мелодию. Мелодии Кубани. РК. Музыка осени. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Роль музыки в повседневной жизни человека. Обобщающий урок. Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. РК. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость. Исполнять песни, играть на детских музыкальных инструментах. Сравнивать музыкальные и речевые интонации. Знакомиться с элементами нотной записи. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов. Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов |
Музыка и ты (17 часов) | |
Край, в котором ты живешь. Художник, поэт, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Музы не молчали. Мамин праздник. У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера - сказка. «Ничего на свете лучше нету». Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Слышать звучание природы и музыку в жизни. Передавать музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкальной художественно-творческой деятельности (в рисунках и др.) Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Импровизировать в характере основных жанров музыки. Участвовать в составлении программы заключительного урока-концерта, в его подготовке и проведении. |
2 класс (34 часа) «Россия – Родина моя» (3 часа) | |
Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Гимн России. Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Воспринимать музыку различных образных сфер и жанров, ценить народные музыкальные традиции Отечества. Исполнять Гимн России, ориентироваться в государственной символике. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
День, полный событий (6 часов) | |
Музыкальные инструменты (Фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). Слышать звучание природы и музыку в жизни. Распознавать выразительность и изобразительность в музыке. Анализировать выразительные и изобразительные музыкальные интонации. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Ориентироваться в нотном письме. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. |
О России петь – что стремиться в храм» (6 часов) | |
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. Праздники русской православной церкви. Рождественские песнопения и колядки. С Рождеством Христовым! Рождество на Кубани. Музыка на новогоднем празднике. Обобщающий урок II урок. Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. | Воспринимать музыку различных образных сфер и жанров. Передавать с помощью пластики движений и детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа) | |
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. | Разыгрывать народные игровые песни, песни-хороводы. Воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности народного творчества в песнях, играх, действах. Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности. Выразительно исполнять народные песни, танцы, наигрыши. |
В музыкальном театре (5 часов) | |
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Детский музыкальный театр. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам опер и балетов. Исполнять выразительно и интонационно осмысленно темы действующих лиц опер и балетов. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Участвовать в ролевых играх (дирижёр). |
В концертном зале (4 часа) | |
Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. | Различать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать смысл музыкальных терминов (партитура, сюита, увертюра и др.) Передавать музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкальной художественно-творческой деятельности (в рисунках и др.) |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (6 часов). | |
Волшебный цветик – семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это — Бах. Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Природа и музыка. Первый. Международный конкурс имени П.И.Чайковского. Мир композитора (П. Чайковский, С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Понимать триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя. Понимать основные средства музыкальной выразительности и художественно-образное содержание произведений. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык мирового музыкального искусства. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Участвовать в составлении программы заключительного урока-концерта, в его подготовке и проведении. |
Резерв (1 час) | |
Что нового мы узнали? Обобщающий урок II четверти. | |
3 класс (34 часа) «Россия – Родина моя» (5 часов) | |
Мелодия - душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава». Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Понимать названия изученных жанров, смысл понятий ( солист, мелодия, аккомпанемент, лирика). Понимать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата). Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки. Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять на уроках и праздниках. |
День, полный событий» (4 часа) | |
Утро. Портрет в музыке. В детской! Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. | Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей. Понимать смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись. Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. |
О России петь – что стремиться в храм (4 часа) | |
Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Древнейшая песнь материнства. Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир). Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира.
| Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощений. Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства. Исполнять выразительно и интонационно осмысленно сочинения разных жанров и стилей. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа) | |
«Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе. Певцы русской старины (Баян. Садко). Певцы русской старины (Лель). Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Знать различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы. Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. Понимать значение повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперных спектаклей. |
В музыкальном театре» (5 часов) | |
Опера «Руслан и Людмила». Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Балет «Спящая красавица». В современных ритмах (мюзиклы). Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. | Знать названия изучаемых жанров, смысл понятий – хор, солист, опера, ария, каватина, увертюра, мюзикл. Знать названия изучаемых жанров и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов. Понимать роль дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперных спектаклей. Исполнять выразительно и интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. |
В концертном зале (6 часов) | |
Музыкальное состязание (концерт). Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты (скрипка). Сюита «Пер Гюнт» «Героическая». Призыв к мужеству. 2 часть симфонии. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта, скрипка). Понимать смысл понятий скрипач, виртуоз. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике. Определять виды музыки. Различать на слух старинную и современную музыку. Понимать смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы, двухчастная, трёхчастная форма. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 часов) | |
Мир Бетховена. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовет». Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Понимать смысл понятий: ритм, импровизация, джаз-оркестр, музыкальные иллюстрации, музыкальная речь. Иметь представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Знать названия изученных жанров музыки: опера, симфония, гимн, кант, ода; названия изученных произведений и их авторов. Исполнять выразительно и интонационно осмысленно сочинения разных жанров и стилей. Участвовать в составлении программы заключительного урока-концерта, в его подготовке и проведении. |
Музыка 4 класс (34 часа) Россия – Родина моя (4 часа) | |
Вся Россия просится в песню…Мелодия. Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда русская, зародилась, музыка? На великий праздник собралася Русь! Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Эмоционально воспринимать народное и профессиональное творчество разных стран мира и России. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных песнях-драматизациях. Импровизировать на заданные тексты. Знать народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. |
О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) | |
Святые земли Русской. Илья Муромец. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Исполнять выразительно и интонационно осмысленно сочинения разных жанров и стилей. Сочинять на поэтические тексты. |
День, полный событий (6 ч.) | |
В краю великих вдохновений. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Обобщение. Зимнее утро. Зимний вечер. Приют, сияньем муз одетый. Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных поизведений. Знать музыкальные инструменты и состав оркестра русских народных инструментов. Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения. Исполнять выразительно и интонационно осмысленно сочинения разных жанров и стилей. Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма). |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.) | |
Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка). Народные праздники. «Троица». Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Знать музыкальный фольклор народов России, народные музыкальные традиции родного края. Различать тембры народных инструментов и оркестров. Передавать музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкальной художественно-творческой деятельности. Овладевать приёмами мелодического варьирования, подпевания, «вторы». |
В концертном зале (5 ч.) | |
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Счастье в сирени живет…«Не молкнет сердце чуткое Шопена… «Патетическая» соната. Царит гармония оркестра. Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства, распознавать выразительность и изобразительность в музыке. Различать виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. |
В музыкальном театре» (6 ч.) | |
Опера «Иван Сусанин». Исходила младёшенька. Русский восток. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств выразительности. Знать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков. Воплощать собственные мысли и чувства в звучании голоса и различных инструментов. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч.) | |
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты (гитара). Музыкальный сказочник. «Рассвет на Москве-реке». Раскрывается содержательная линия – музыка в жизни человека. Раскрывается содержательная линия – музыкальная картина мира. Раскрывается содержательная линия – основные закономерности музыкального искусства. | Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование). Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать своё отношение к тем или иным музыкальным произведениям. Участвовать в составлении программы заключительного урока-концерта, в его подготовке и проведении. |
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | Учебное издание. Музыка. Рабочие программы 1-4 классы. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. М., «Просвещение» 2011г. | 1 |
2. | Учебно-методический комплект по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Издательство «Просвещение», Москва. 2011г. | 1 |
3. | Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2011 | 1 |
4. | Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2011 | 1 |
5. | Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2011 | 1 |
6. | Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2011 | 1 |
7. | Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.: М.: Просвещение, 2011; | 1 |
8. | Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: М.: Просвещение, 2011 | 1 |
9. | Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 кл.: М.: Просвещение, 2011 | 1 |
10 | Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4кл.: М.: Просвещение, 2011 | 1 |
2. Печатные пособия | ||
1. | Портреты композиторов. | |
2. | Репродукции картин. | |
3. | Тексты песен. | |
4. | Раздаточный материал с информацией по темам уроков. | |
3. Технические средства обучения | ||
1. | Мультимедийный проектор | 1 |
2. | Экспозиционный экран | 1 |
3. | Компьютер | 1 |
4. | Видеомагнитофон | 1 |
5. | Телевизор | 1 |
6. | Аудиоцентр | 1 |
7. | Видеоплейер | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
1. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. | |
2. | Аудиозаписи изучаемых произведений. | |
3. | Видеотека по изучаемым произведениям. | |
4. | Видеофильмы о композиторах. | |
5. Оборудование класса | ||
1. | Ученические двухместные столы с комплектом стульев | 14 |
2. | Пианино | 1 |
3. | Шкаф для хранения пособий. | 1 |
Согласовано Согласовано.
Протокол заседания
методического объединения учителей Заместитель директора по УР
Руководитель ШМО .
____________ _________________
28 августа 2014 29 августа 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по "Музыке" ФГОС 4 класс. Кал.-тем. планирование.
Календарно-тематическое планирование 4 класс...
Рабочая программа по музыке ФГОС 1 класс УМК " Перспектива"
Рабочая программа по музыке разработана на основе ФГОС НОО, " МУЗЫКА" 1 класс, авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т. С.Шмагина ( УМК " Перспектива" )....
Рабочая программа по музыке ФГОС 2 класс УМК " Перспектива"
Рабочая программа по музыке разработана на основе ФГОС НОО, " Музыка" 2 класс, авторы Е.Д.критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина ( УМК" Перспектива")...
Рабочая программа по музыке ФГОС 1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма по предмету «Музыка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основным...
Рабочая программа по музыке ФГОС 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма по предмету «Музыка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основным...
Рабочая программа по музыке ФГОС 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, примерной программы начального общего образов...
Рабочая программа по музыке ФГОС 4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа по музыке для...