Рабочая программа по музыке (ФГОС) для 1-4 классов
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Шевцова Татьяна Петровна

1.Пояснительная записка

Рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка», рабочие программы 1-4 классы/ Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной. – М.: «Просвещение», 2011

Цели программы:

·         формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

·         воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

·         развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

·         обогащение знаний  о музыкальном искусстве;

·         овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

     

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

 (полное наименование образовательного учреждения)

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от    августа 2014 года

Председатель педсовета

  _____________         В.Г. Горобец

      подпись руководителя ОУ                    Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По                                         музыке

                                                  (указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (1-4 класс)  начальное общее образование    

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов    135 часов                               Уровень         базовый

                                                                                                                                  (базовый, профильный)            

Учитель    Шевцова Т.П.

Программа разработана на основе авторской программы «Музыка», рабочие программы 1-4 классы/ Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной. – М.: «Просвещение», 2011

  (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

1.Пояснительная записка

Рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка», рабочие программы 1-4 классы/ Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной. – М.: «Просвещение», 2011

Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

2. Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

3. Описание места учебного предмета.

В соответствии с  Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

4. Ценностные ориентиры содержания  учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
  • приобретение знаний и умений;
  • овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

5. Результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • эстетические потребности, ценности  и чувства
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;

понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

6. Содержание  учебного предмета «Музыка»

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.

«Музыка в жизни человека». 35 ч.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине.

« Основные закономерности музыкального искусства». 66ч.

Выразительность и изобразительность в музыке.  Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика и др.)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

«Музыкальная картина мира». 34 ч.

Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Музыкальные инструменты.

7. Тематическое планирование

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1 класс (33 часа)

Музыка вокруг нас (16 часов)

И Муза вечная со мной! Хоровод муз.

Повсюду музыка слышна. Душа музыки - мелодия. Сочини мелодию. Мелодии Кубани. РК. Музыка осени.

  Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Роль музыки в повседневной жизни человека. Обобщающий  урок.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека. 

Музыкальные инструменты. «Садко».

Из русского былинного сказа. Звучащие картины. Разыграй песню.

Пришло Рождество, начинается  торжество. РК. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. 

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства. 

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства  и характер человека, выраженные в музыке.

Проявлять эмоциональную отзывчивость.

Исполнять песни, играть на детских музыкальных инструментах.

Сравнивать  музыкальные и речевые интонации.

Знакомиться с элементами нотной записи.

Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении  музыкальных образов.

Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов 

Музыка и ты (17 часов)

Край, в котором ты живешь. Художник, поэт, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Музы не молчали.

Мамин праздник. У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера - сказка. «Ничего на свете  лучше нету».

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека. 

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства. 

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Слышать звучание природы и музыку в жизни.

Передавать музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкальной художественно-творческой деятельности (в рисунках и др.)

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер.

Сравнивать музыкальные произведения  разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Импровизировать в характере основных жанров музыки.

Участвовать в составлении программы заключительного урока-концерта, в его подготовке и проведении.

2 класс (34 часа)

«Россия – Родина моя»  (3 часа)

Мелодия. Здравствуй, Родина моя!

Гимн России.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека. 

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства. 

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

Воспринимать музыку различных образных сфер и жанров, ценить народные музыкальные традиции Отечества.

Исполнять Гимн России, ориентироваться в государственной символике.

Расширять  запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Исполнять сочинения разных жанров и стилей.

День, полный событий (6 часов)

Музыкальные инструменты

(Фортепиано). Природа и музыка.

Прогулка. Танцы, танцы, танцы…

Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека. 

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства. 

Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Слышать звучание природы и музыку в жизни.

Распознавать выразительность и изобразительность в музыке.

Анализировать выразительные и изобразительные музыкальные интонации.

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

Ориентироваться в нотном письме.

Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.

О России петь – что стремиться в храм»  (6 часов)

Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Молитва. Праздники русской православной церкви. Рождественские песнопения и колядки. С Рождеством Христовым! Рождество на Кубани. Музыка на новогоднем празднике.

Обобщающий урок II урок.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека. 

Воспринимать музыку различных образных сфер и жанров.

Передавать с помощью пластики движений и детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.

Исполнять рождественские песни.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека.

Разыгрывать народные игровые песни, песни-хороводы.

Воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности народного творчества в песнях, играх, действах.

Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

Выразительно исполнять народные песни, танцы, наигрыши.

В музыкальном театре  (5 часов)

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Детский музыкальный театр. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам опер и балетов.

Исполнять выразительно и интонационно осмысленно темы действующих лиц опер и балетов.

Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

Участвовать в ролевых играх (дирижёр).

 

В концертном зале (4 часа)

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония  №40. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Различать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Понимать смысл музыкальных терминов (партитура, сюита, увертюра и др.)

Передавать музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкальной художественно-творческой деятельности (в рисунках и др.)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (6 часов).

Волшебный цветик – семицветик.

Музыкальные инструменты (орган).

И все это — Бах. Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Природа и музыка. Первый. Международный конкурс имени П.И.Чайковского. Мир композитора (П. Чайковский, С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства.

Понимать триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя.

Понимать основные средства музыкальной выразительности и художественно-образное содержание произведений.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык мирового музыкального искусства.

Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

Участвовать в составлении программы заключительного урока-концерта, в его подготовке и проведении.

Резерв (1 час)

Что нового мы узнали? Обобщающий урок II четверти.

3 класс (34 часа)

«Россия – Родина моя»  (5 часов)

Мелодия  - душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. «Виват, Россия!»  «Наша слава – русская держава».

Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин».

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства.

Понимать  названия изученных жанров, смысл понятий ( солист, мелодия, аккомпанемент, лирика).

Понимать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата).

Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки.

Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.

Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять на уроках и праздниках.

День, полный событий» (4 часа)

Утро. Портрет в музыке. В детской! Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека.

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике.

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей.

Понимать смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись.

Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.

О России петь – что стремиться в храм (4 часа)

Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Древнейшая песнь материнства.  Вербное воскресенье. Вербочки.    Святые  земли Русской (княгиня Ольга и  князь Владимир).

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

 

Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощений.

Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства.

Исполнять выразительно и интонационно осмысленно сочинения разных жанров и стилей.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа)

«Настрою гусли на старинный лад».  Былина о Садко и Морском царе. Певцы русской старины (Баян. Садко). Певцы русской старины (Лель).

Звучащие картины. «Прощание с Масленицей».

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства.

Знать различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы.

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

Понимать значение повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперных спектаклей.

В музыкальном театре» (5 часов)

Опера «Руслан и Людмила». Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Балет «Спящая красавица». В современных ритмах (мюзиклы).

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Знать названия изучаемых жанров,  смысл понятий – хор, солист, опера, ария, каватина, увертюра, мюзикл.

Знать названия изучаемых жанров  и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов.

Понимать роль дирижёра, режиссёра, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении фрагментов оперных спектаклей.

Исполнять выразительно и интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.

В концертном зале  (6 часов)

Музыкальное состязание (концерт). Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты (скрипка). Сюита «Пер Гюнт»

«Героическая». Призыв к мужеству.  2 часть симфонии.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства.

Продемонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта, скрипка).

 Понимать смысл понятий скрипач, виртуоз.

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике.

Определять виды музыки.

Различать на слух старинную и современную  музыку.

Понимать смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы, двухчастная, трёхчастная форма.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье  (6 часов)

Мир Бетховена. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовет».

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства.

Понимать  смысл понятий: ритм, импровизация, джаз-оркестр, музыкальные иллюстрации, музыкальная речь.

Иметь представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.

Знать названия изученных жанров музыки: опера, симфония, гимн, кант, ода; названия изученных произведений и их авторов.

Исполнять выразительно и интонационно осмысленно сочинения разных жанров и стилей.

Участвовать в составлении программы заключительного урока-концерта, в его подготовке и проведении.

Музыка 4 класс (34 часа)

Россия – Родина моя (4 часа)

Вся Россия просится в песню…Мелодия.

Как сложили песню. Звучащие картины.

Ты откуда русская, зародилась, музыка?

На великий праздник собралася Русь!

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства.

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное творчество разных стран мира и России.

Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных песнях-драматизациях.

Импровизировать на заданные тексты.

Знать народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции.

О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

Святые земли Русской. Илья Муромец. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства.

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

Исполнять выразительно и интонационно осмысленно сочинения разных жанров и стилей.

Сочинять на поэтические тексты.

День, полный событий (6 ч.)

В краю великих вдохновений. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Обобщение. Зимнее утро. Зимний вечер.

Приют, сияньем муз одетый.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства.

Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.Пушкина.

Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных поизведений.

Знать музыкальные инструменты и состав оркестра русских народных инструментов.

Уметь  высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

Исполнять выразительно и интонационно осмысленно сочинения разных жанров и стилей.

Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма).

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.)

Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.   Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка).  Народные праздники. «Троица».

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

Знать музыкальный фольклор народов России,  народные музыкальные традиции родного края.

Различать тембры народных инструментов и оркестров.

Передавать музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкальной художественно-творческой деятельности.

Овладевать приёмами мелодического варьирования, подпевания, «вторы».

В концертном зале (5 ч.)

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Счастье в сирени живет…«Не молкнет сердце чуткое Шопена… «Патетическая» соната. Царит гармония оркестра.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства, распознавать выразительность и изобразительность в музыке.

Различать виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая.

Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

В музыкальном театре» (6 ч.)

Опера «Иван Сусанин». Исходила младёшенька. Русский восток. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства.

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.

Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств выразительности.

Знать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков.

Воплощать собственные мысли и чувства в звучании голоса и различных инструментов.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч.)

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты (гитара). Музыкальный сказочник. «Рассвет на Москве-реке».

Раскрывается  содержательная линия –  

музыка в жизни человека.

Раскрывается  содержательная линия –  

музыкальная картина мира.

Раскрывается  содержательная линия –  

основные закономерности музыкального искусства.

Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование).

Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы.

Аргументировать своё отношение к тем или иным музыкальным произведениям.

Участвовать в составлении программы заключительного урока-концерта, в его подготовке и проведении.

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебное издание. Музыка. Рабочие программы 1-4 классы. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. М., «Просвещение» 2011г.

1

2.

Учебно-методический комплект по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Издательство «Просвещение», Москва. 2011г.

1

3.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 класса

начальной школы – М.: Просвещение, 2011

1

4.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 класса

начальной школы – М.: Просвещение, 2011

1

5.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 класса

начальной школы – М.: Просвещение, 2011

1

6.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса

начальной школы – М.: Просвещение, 2011

1

7.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»:

1 кл.: М.: Просвещение, 2011;

1

8.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»:

2 кл.: М.: Просвещение, 2011

1

9.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»:

3 кл.: М.: Просвещение, 2011

1

10

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»:

4кл.: М.: Просвещение, 2011

1

2. Печатные пособия

1.

Портреты композиторов.

2.

Репродукции картин.

3.

Тексты песен.

4.

Раздаточный материал с информацией по темам уроков.

3. Технические средства обучения

1.

Мультимедийный проектор

 1

2.

Экспозиционный экран

 1

3.

Компьютер

 1

4.

Видеомагнитофон

 1

5.

Телевизор

 1

6.

Аудиоцентр

 1

7.

Видеоплейер

 1

4. Экранно-звуковые пособия

1.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

2.

Аудиозаписи изучаемых произведений.

3.

Видеотека по изучаемым произведениям.

4.

Видеофильмы о композиторах.

5. Оборудование класса

1.

Ученические двухместные столы с комплектом стульев

14

2.

Пианино

1

3.

Шкаф для хранения пособий.

1

Согласовано                                                        Согласовано.

Протокол заседания

методического объединения учителей                         Заместитель директора по УР

Руководитель ШМО                .        

____________                                                        _________________

        28 августа 2014                                                 29 августа 2014        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "Музыке" ФГОС 4 класс. Кал.-тем. планирование.

Календарно-тематическое планирование 4 класс...

Рабочая программа по музыке ФГОС 1 класс УМК " Перспектива"

Рабочая программа по музыке разработана на основе ФГОС НОО, " МУЗЫКА" 1 класс, авторы Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т. С.Шмагина ( УМК " Перспектива" )....

Рабочая программа по музыке ФГОС 2 класс УМК " Перспектива"

Рабочая программа по музыке разработана на основе ФГОС НОО, " Музыка" 2 класс, авторы Е.Д.критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина ( УМК" Перспектива")...

Рабочая программа по музыке ФГОС 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма по предмету «Музыка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основным...

Рабочая программа по музыке ФГОС 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма по предмету «Музыка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основным...

Рабочая программа по музыке ФГОС 3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, примерной программы начального общего образов...

Рабочая программа по музыке ФГОС 4 класс

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая  учебная программа по  музыке для...