Рабочая программа по музыке ФГОС 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Коровякова Наталья Петровна

                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая  учебная программа по  музыке для  4-го  класса разработана на основе  примерной  программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального  общего образования.

     Изучение  музыки в 4 классе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих цели:

 

·         формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

 

и задач:

 

·         научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

·         обучить основам музыкальной грамоты;

·         развивать  интерес к музыке и музыкальной деятельности, образное  и ассоциативное  мышление и воображение, музыкальную  память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, художественный  вкус;

·         воспитывать  любовь к музыкальному искусству,  нравственные и эстетические чувства: любовь  к ближнему, к своему народу, к Родине, уважение  к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

·         освоить  необходимые музыкальные  произведения  и первоначальные  знания о музыке;

·         овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_4_klass.docx63.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                             МУЗЫКА

                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая  учебная программа по  музыке для  4-го  класса разработана на основе  примерной  программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального  общего образования.

     Изучение  музыки в 4 классе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих цели:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

и задач:

  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
  • обучить основам музыкальной грамоты;
  • развивать  интерес к музыке и музыкальной деятельности, образное  и ассоциативное  мышление и воображение, музыкальную  память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, художественный  вкус;
  • воспитывать  любовь к музыкальному искусству,  нравственные и эстетические чувства: любовь  к ближнему, к своему народу, к Родине, уважение  к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • освоить  необходимые музыкальные  произведения  и первоначальные  знания о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

     В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры.

     Курс предмета нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

     Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.        

     Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора—исполнителя—слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства.

     Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.

     Принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.

     Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.

     Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных

пьес программного характера;

  • освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

     Урок музыки в 4 классе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

Формы организации учебного процесса:

 -  групповые, коллективные, классные и внеклассные.

  Виды организации учебной деятельности:

 - экскурсия, путешествие

 Виды контроля:

 - вводный, текущий, итоговый

 - фронтальный, комбинированный,  устный

  Формы (приемы) контроля:

 - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

     Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков.

Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:

Уменьшено количество часов на изучение разделов в связи с их объединением:

  • «День, полный событий» - (5ч вместо 8ч)
  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - (5ч вместо 8ч).
  • «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»- (4ч вместо 6ч).
  • «В концертном зале» - (6ч вместо 9ч).

Так же при составлении календарно - тематического планирования произведена и корректировка в названии тем  уроков.  

В программе  ΙV класса семь разделов:

  1. «Россия — Родина моя» (4 часа). 

     Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен,  их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

  1. «День, полный событий» (5 часов).

      «В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.

  1. «В музыкальном театре»(6 часов). 

     Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариативность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

  1. « Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(4 часа).

     Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,

предания , сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

  1. «В концертном зале»(6 часов).  

     Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

  1. «О России петь, что стремиться в храм»(4 часа).

     Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха.  Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

  1. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»(5 часов).

     Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки ( трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

                 МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается  в IV классе 1 час в неделю (34 недели).

 ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
  • приобретение знаний и умении;
  • овладение УУД

     Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
  • уважительное отношение к культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности  и чувства;
  • развиты  мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

IV класс (34 ч)

«Россия-Родина моя» - 4 ч.

Знать:  название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса,   жанры народных песен. Выявлять общность истоков и особенности   народной и профессиональной музыки.

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Уметь: демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;

Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных  видов искусства.

Выявлять общность истоков и особенности   народной и профессиональной музыки.

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях

Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Урок 2 .Как сложили песню. Звучащие картины.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  

Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

 Многообразие  жанров  народных песен.

Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!» 

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

 «День, полный событий» - 5ч.

Знать:  смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Урок 5.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

 Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Урок 6. Зимнее утро, зимний вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

Урок 7. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

 Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Урок 8.  Ярмарочное гулянье.   Святогорский монастырь. 

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле (Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Урок 9. «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений от изученных разделов. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

«В музыкальном театре» - 4ч.

Знать: названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Урок 10 - 11.  Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. 

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Основные средства музыкальной выразительности. 

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Урок 12. Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

 Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,

Урок 13. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Знать: названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле.

Уметь:  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

 Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Урок 15. Оркестр русских народных инструментов.  

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Урок 16.  «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. 

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

«В концертном зале» - 6ч.

Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки.  Закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах,  фортепианная сюита, симфоническая сюита, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, камерные сочинения (песня, романс, инструментальная пьеса, соната).

Уметь: демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике.

Урок 17. Музыкальные  инструменты. Вариации на тему рококо.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

 Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Урок 18. Старый замок. 

Различные виды музыки:  инструментальная.

 Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

Урок 19. Счастье в сирени живет… 

Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

 Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух- и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.  

Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Урок 22. Царит гармония оркестра.

Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

 Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

«В музыкальном театре» - 2ч.

Знать: названия изученных жанров  музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Уметь:  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения.

Урок 23. Театр музыкальной комедии. 

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Урок 24. Балет «Петрушка» 

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Знать: народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Урок 25.Святые земли Русской. Илья Муромец.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира. («Богатырские ворота» М.П. Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Урок 26.  Кирилл и Мефодий.

Народные музыкальные традиции Отечества.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств. 

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

Знать: и понимать народные  музыкальные традиции родного края.

Уметь: исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

Урок 29. Народные праздники. Троица.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.

Знать: и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Урок 31. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). 

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Урок 32. В каждой интонации спрятан человек. 

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Урок 33. Музыкальный сказочник. 

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 34. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за последние разделы и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

Учебно-тематический план

раздела,

урока

Тема раздела, урока

Кол – во

часов

I

                Россия — Родина моя

4

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей»

1

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

1

4

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!»

1

II

День, полный событий

5

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

6

Зимнее утро, зимний вечер.

1

7

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

1

8

Ярмарочное гулянье.   Святогорский монастырь.

1

9

«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.

1

III

В музыкальном театре.

4

10 - 11

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

2

12

Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

1

13

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

1

IV

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

3

14

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

15

Оркестр русских народных инструментов.  

1

16

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.

1

V

В концертном зале.

6

17

Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

1

18

Старый замок.

1

19

Счастье в сирени живет…

1

20

Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

1

21

Патетическая соната. Годы странствий.

1

22

Царит гармония оркестра.

1

III

В музыкальном театре.

2

23

Театр музыкальной комедии.

1

24

Балет «Петрушка»

1

VI

«О России петь – что стремиться в храм».

4

25

Святые земли Русской. Илья Муромец

1

26

Кирилл и Мефодий. 

1

27

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

1

28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

IV

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1

29

Народные праздники. Троица.

1

VII

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

32

В каждой интонации спрятан человек.

1

33

Музыкальный сказочник.

1

34

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

1

Всего

34

Примерный музыкальный материал.

Раздел 1.  Россия — Родина моя (4 ч)

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.

Вокализ. С. Рахманинов.

Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня.

Песня о России. В. Локтев, слова О. Высоте кой.

Колыбельная, обраб. А. Лядова;

У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод;

А  мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Родные места   Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Раздел 2.  День, полный событий (5 ч)

В деревне. М. Мусоргский.

Осенняя  песнь.   (Октябрь).   Из  цикла  «Времена года» П. Чайковский.

Пастораль.   Из   Музыкальных   иллюстраций   к   повести А.Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.

Зимняя дорога  В. Шебалин, стихи А. Пушкина.

Зимняя дорога  Ц. Кюи, стихи А. Пушкина.

Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе) Салтане». Н. Римский-Корсаков.

Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин».

П. Чайковский.

Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Бо рис Годунов». М. Мусоргский.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Раздел 3-  О России петь — что стремиться в храм  (4 ч)

Земле Русская, стихира.

Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская)  1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.

Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.

Величание  святым  Кириллу  и  Мефодию,   обиходный распев

Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.

Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Не шум шумит, русская народная песня.

Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Раздел 4.  Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)

Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.

Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.

Аисты, узбекская народная песня.

Колыбельная, английская народная песня.

Колыбельная, неаполитанская народная песня.

Санта Лючия, итальянская народная песня.

Вишня, японская народная песня, и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.

Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

Светит месяц, русская народная песня-пляска.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни.

Раздел 5.  В музыкальном театре (6 ч)

Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из Щ действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка

Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский,

Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

Звездная река. Слова и музыка В. Семенова.

Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 6.  В концертном зале (6ч)

Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.

Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.

Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Арагонская хота. М. Глинка.

 (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский,

Раздел 7.  Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч)        

Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд   №    12    («Революционный»)    для    фортепиано.

Ф.Шопен.

Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.

Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.

Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.

Пастушка, французская народная песня

Пожелания    друзьям;    Музыкант.    Слова    и    музыкаБ. Окуджавы.

Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.

Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.

Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

ТРЕБОВАНИЯ  К  ПОДГОТОВКЕ  УЧАЩИХСЯ  4 КЛАССА  ПО  ПРЕДМЕТУ

  • расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
  • выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  • развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  • формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в   разных видах музыкально-практической деятельности;
  • развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование     фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
  • совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

ТВОРЧЕСКИ ИЗУЧАЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, К КОНЦУ 4 КЛАССА ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

ОПИСАНИЕ  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  • Наглядные пособия (плакаты, картины, фото, портреты композиторов, музыкальные инструменты, игрушки);
  • шумовые инструменты (погремушки, трещотки, ложки, палочки, колокольчики);
  • оборудование класса: фортепиано, магнитофон, караоке;
  • медиатека: компьютер, проектор, интерактивная доска.

СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Библиотечный фонд: учебник Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. «Музыка. 4 класс», М.: Просвещение, 2014 (10 штук для работы в кабинете);
  • индивидуальное пособие для учащихся «Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс», М: Просвещение,2014;
  • Хрестоматия музыкального материала – пособие для учителя. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. «Музыка. 4 класс», М.: Просвещение, 2014;
  • Фонохрестоматия – пособие для учителя. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. «Музыка. 4 класс», М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС

Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС. Полное календарно-тематическое планирование. УУД....

Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС

Рабочая программа по музыке 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по "Музыке" ФГОС 4 класс. Кал.-тем. планирование.

Календарно-тематическое планирование 4 класс...

ФГОС Рабочая программа по музыке 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа по музыке  2 класса ,  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая программа включает  разделы: ...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...