Урок-концерт "Ковер дружбы"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Ахметшина Аида Шаукатовна

Музыка. Заключительный урок-концерт в 4 классе "Ковер дружбы" по теме полугодия "Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Урок проводился в 4-ом классе коррекционной школы для детей с ОВЗ VIII вида.  Этот урок прошел как настоящий праздник. Детям понравился очень, да и я осталась довольной. На уроке дети пели, инсценировали сказку, играли на металлофоне, слушали, рассуждали и разбирали характер музыки.

     Дети наряжены в костюмы разных национальностей. На доске вывешена материя, к которой на протяжении урока ученики будут прикреплять орнаменты разных национальностей. В результате получится большой ковер. Его можно назвать «Ковер дружбы».

    Урок можно построить совместно с учителем ИЗО. И прямо на уроке вырезать по трафаретам орнаменты разных национальностей. Или заготовки орнаментов разукрашивать.

«Ковер дружбы»

Цель урока: 1. Передача положительного духовного опыта поколений.

                       2. Приобщение к золотому фонду народной песни, музыки.

                       3. Развитие интереса и любви к музыкальному наследию разных           народов.

Задачи урока: 1. Формирование «национальной широты» музыкального вкуса.

                           2. Стремление познакомиться с музыкой других народов.

Ход урока

     Сегодня у нас заключительный урок нашей большой темы четверти «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ». Мы знаем, что музыка состоит из звуков. Звуки бывают музыкальными и шумовыми. Какие вы знаете шумовые звуки?

Стих о звуках.

  1. Все на свете дети знают                                   2. Гул машины во дворе                         Звуки разные бывают                                           Лай собаки в конуре

Журавлей прощальный клекот                          Стук колес и шум станка

Самолета гулкий рокот                                         Тихий шелест ветерка

3. Это звуки шумовые

       Только есть еще другие

          Не шуршания, не стуки –

           Музыкальные есть звуки.

Учитель. Чем отличаются музыкальные звуки от шумовых?

Дети. Музыкальные звуки могут быть – громкие и тихие

                                                                        - долгие и короткие.

Учитель. Музыка записывается с помощью особых знаков – нот. Длинные звуки         изображаются белыми кругляшками, а короткие звуки – черными кругляшками.

Учащиеся хлопают в ладоши четвертные ноты

Хлопают об колени половинные ноты

Хлопают ритмический рисунок «Ладушки»

Учитель. Посмотрите, что у нас получилось: «Ладушки, ладушки где были у бабушки…». Это русская народная песенка – прибаутка.  Знаете ли вы веселые озорные куплеты. Достается в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. О чем это я говорю?

Дети. О частушках!

Дети поют частушки

Учитель. Чаще всего частушки бывают шуточными. Слово «частушка» означает быстрый. Они возникли в России в конце 60-х годов.

     Музыкальный язык – интернациональный язык, понятный людям всего земного шара. Все народы, живущие в разных странах, имеют свою музыку. Богатство мировой музыки, созданная в разных странах мира, очень велико именно потому, что состоит оно из музыкальных богатств многих народов.

     В нашем СНГ живет много разных народностей и все они имеют свою музыку – народную и композиторскую.

Какая музыка называется народной, а какая композиторской?

Чем отличается народная музыка от композиторской?

Дети. Народную музыку сочинил народ, а композиторскую – композитор. Народные песни передаются из уст в уста, изменяются, анонимны.

Учитель. В песнях народ выражает свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Песни раскрывают богатство, культуру народа. У каждого народа есть свои характерные только ему орнаменты. В русском орнаменте большее распространение получили геометрические фигуры – квадраты, треугольники.

Ученик прикрепляет на ткань русский орнамент

     Музыка некоторых народов похожа на русскую. Музыка других народов совсем на нее не похожа. Ближе всего к русской музыке – музыка украинская, молдавская.

Ученик играет на металлофоне

мелодию песни «Веселые гуси.

Узнали песню? Это «Веселые гуси», а знаете ли вы, что это УКРАИНСКАЯ МЕЛОДИЯ? Она очень близка нам и понятна. Мы знаем ее с детства. Но не только музыка, но много общего между языками этих народов.

Класс поет украинскую народную песню

«Ти ж мiнэ пiдминула…»

Украинцы тоже очень веселый и хлебосольный народ. Дома у них называются хатами, и эти хаты украшают орнаменты с крупными цветами, листьями, парно расположенными петухами и другими птицами. Каждый год орнамент обновляется, придавая хатам праздничный вид.

Ученик прикрепляет на материю

элемент украинского орнамента

Послушайте мелодию народного танца МОЛДАВИИ

В исполнении учителем звучит

«Молдовеняска»

Характер заводной, задорный, энергичный. Кит – танец.

Прикрепляется элемент

молдавского орнамента.

О дружбе разных народов нашего СНГ и ребят разных национальностей писатели написали много книг, рассказов и стихов. Сказки разных народов переведены на многие языки мира и доступны для всех детей земного шара. Давайте вспомним, какие сказки народов СНГ вам знакомы.

Ученики. «Как собака друга искала» - мордовская сказка

                   «Пых» - белорусская сказка

                    «Мышь и воробей» - удмуртская сказка

                    «Упрямые козы» - узбекская сказка

Дети инсценируют узбекскую сказку

«Упрямые козы»

Участники инсценировки прикрепляют

элемент узбекского орнамента

Учитель. В узбекском орнаменте преобладают растительные букеты, завитки, кружки, побеги с цветами.

     Музыка народов СНГ различна. Например, музыка народов Закавказья не похожа на музыку славянских народов.

Звучит в записи

грузинский народный танец «Лезгинка»

Дети. Музыка танцевальная, стремительная, горячая. Музыка воспевает лучшие черты народного характера – смелость, честность, богатырскую силу.

Прикрепляется грузинский орнамент.

Учитель. Сейчас прозвучит музыка знакомая и близкая нам. Отгадайте музыку какого народа я играю?

Звучит «Колыбельная» Н. Жиганова

в исполнении учителя.

Дети. Татарская мелодия. Лирического, протяжного характера.

Учитель. Что характерно для татарской музыки?

Дети. Пентатоника, т.е 5 тонов. Музыка нежная, плавная, протяжная. Можно представить, как мама качает колыбель с малышом и убаюкивает его тихим пением. Кит – песня.

Учитель. А теперь вспомним нашу игру «Ак калач»

Исполняется песня-игра «Ак калач»

Учитель. Еще одна есть республика в Балтии – Эстония. Музыка, песни и танцы этого народа помогают услышать обычаи и традиции, передаваемые из поколения к поколению.

Класс исполняет эстонскую песню

«У каждого свой музыкальный инструмент»

с элементами эстонского танца.

Учитель. Формы орнамента складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры народа, с особенностями его быта и уклада.

Дети. Музыка спокойная, волнообразная. Народ миролюбивый, живет и работает на океане, ловят рыбу. И мелодия как бы покачивается неторопливо.

Учитель. Следующий народ – наши соседи. Из покон веков они вели кочевой образ жизни, занимались охотой, скотоводством, разводили лошадей.

Звучит башкирский танец

в исполнении учителя на ф-но

Мелодия стремительная, изображает как бы цокот копыт лошадей. Природа Башкортостана богата лесами, полями, пушным зверьем. В орнаменте сочетаются квадраты и роговидные завитки. Краски яркие, теплые. Сочетаются красный, желтый, черный.

Прикрепляется орнамент Башкортостана.

     Каждый народ, живущий в СНГ, имеет свою и народную, и композиторскую музыку, иногда очень несхожую с музыкой других республик, иногда наоборот, настолько близкую, что нам бывает трудно определить к какому именно народу она относится.

     Музыка всех народов СНГ представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Посмотрим какой ковер у нас получился.

Рассматриваем «Ковер дружбы»

     Так же как и на ковре между музыкой разных народов нет непереходимых границ. Русская музыка понятна узбеку, украинская – грузину, грузинская – белорусу.

     Музыка сближает все народы нашей страны, укрепляет их дружбу. И если дети разных национальностей возьмутся за руки и будут дружить, то взрослые дяди и тети забудут о войнах и всевозможных распрях, и мир станет похож на цветной луг, потому, что рядом с тобой ДРУГ.

Исполняется песня «Мир похож на цветной луг»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольного праздника для начальной школы "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Сценарий внеклассного мероприятия для всех учащихся начальной школы, включающий стихотворные и музыкальные инсценировки, сопровождающийся презентацией "Без друга в жизни туго"  и фильмом "Мы вмес...

урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»

Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....

«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу , преодолевать отрицательные проявления в дружб...

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» .  Игра-урок о товариществе и дружбе....

"Друг,дружба,законы дружбы"

Внеклассное меропприятие для учащихся в начальной школе....

Сценарий праздника "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Праздник проведён для родителей в конце 1 четверти 2 класса.Направлен на формирование дружного сплочённого коллектива детей, родителей и учителя....