Биография Баяна
материал по музыке на тему

Данный материал предназначен для учителей, которые преподают уроки музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biografiya_bayana.docx21.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                         БИОГРАФИЯ БАЯНА

Вы помните, ребята, случай, который произошёл однажды на военной дороге с солдатом Василием Тёркиным, героем поэмы Александра Твардовского.

В трескучий мороз на узком прифронтовом шоссе  образовалась «пробка» встали машины, обозы, повозки с ранеными. Студённый ветер сковал людей, но в этот момент кто – то дал Тёркину в руки гармонь погибшего во  вчерашнем бою танкиста:

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как – то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

От машин заиндевелых

Шёл народ, как на огонь…..

Когда вы, ребята, слышите звуки баяна, приходит ли вам в голову, что одним  из отдалённых родственников маленького инструмента(на котором играют , наверное, некоторые из вас) является орган, огромный концертный солист, который по богатству и многообразию звучании может сравнится чуть ли не с целым симфоническим оркестром?

Царственный орган роднит  с гармонью один и тот же источник звука – колебания воздушной струи. В давние времена, когда конструкция органа была ещё не столь совершенной, за сценой размещался его воздуходувный механизм, и пока органист играл, рабочие за кулисами сжимали и разжимали меха, вдувая в органные трубы воздух.

В Германии и Австрии, в России и Чехославакии, в Италии и во Франции люди давно думали о создании инструмента, в котором звук рождался бы от колебания воздуха.

И лишь когда догадались, что «выдувать музыку» можно не только с помощью труб, настало время гармони.

Сколько десятков, сотен лет прошло, прежде чем древние и  их потомки превратились в современную гармонь, в самый совершенный её вид – русский баян!

Петербургский мастер Киршник ещё в 1780 году предлагал схему» воздуходувного» инструмента, но в большинстве справочников первым изобретателем гармони называют берлинского мастера Христиана Фридриха Бушмана. Сначала он сделал игрушечную губную гармошку, называемую «губной золой» по имени мифического бога ветров Зола, а через год придумал по тому же принципу и маленький ручной инструмент. Было это в 1822г.  Потом ручная музыкальная игрушка попала к венским мастерам. Они увеличили меха, прибавили ещё несколько звуков и услышав, что на новом инструменте можно извлекать сразу несколько хоть и простеньких но мелодичных аккордов, назвали её гармонью – от греческого слова «армонь»  - созвучие.

Как мало походила эта примитивная, с маленьким однообразным голоском гармонь на наш баян – богатый и яркий по звуку и тембру инструмент!

Чтобы поближе познакомиться с его биографией, нам надо начать с путешествия в старинный русский город Тулу.

Трудно сказать, как попала в Тулу первая гармонь: завёз ли её крепостной слуга, попытавшийся подобрать на забавной  «губной» родные сердцу напевы , а быть может, бродячий музыкант пожелал потешить народ купленной за границей диковиной. Но случилось так, что город славных русских оружейников, где когда – то Левша со своими товарищами подковал стальную «аглицкую» блоху, вписал самые яркие страницы в биографии нашего баяна, стал подлинной родиной русской гармони.

Издавна любили тульские рабочие попеть и поплясать на досуге, по сердцу пришлась им гармонь за её напевный, далеко слышный голос.

Но даже самые искусные музыканты не могли в тон подыграть на иностранной гармошке не одной любимой народной песне: не хватало для этого звуков, да и ла у инструмента всего один – мажорный.

Но не зря гремела слава о тульских умельцах. Среди других имён дошло до нас имя мастера СИЗОВА.

Как попала к нему в руки гармонь – потерял он покой. Придёт с работы поздно, усталый – и за дело: засветит огонёк в своей коморке, разберёт на чистой лавке всю гармонь до основания и начинает по своему мастерить: то раму, то планочку другую приладит, то иной материал для мехов попробует, то форму другую захочет мехам предать, а то ищет, подбирает новый, чуть печальный звук, тот самый, который заставит гармонь Сизова запеть русским голосом с характерными  для нашей песни переходами.

Бывало, забрезжит утро на дворе, побледнеет жёлтая полоска, пробивающаяся сквозь ставни, а из каморки Сизова всё доносится негромкое постукивание молотка, звон металлических  клапанов, а то вдруг прорежет тишину пустынной улицы нежный минорный звук, только что родившийся под рукой тульского оружейника.

Конечно гармонь Сизова ещё во многом отличалась от баяна: её голос  слабее, меньше по диапозону и выглядела она совсем ненарядно -  с тёмно -серыми мехами с несколькими кнопочками по бокам. Но этот инструмент уже с радостью брали в руки любители песен и перекинув через плечо лёгкий ремешок, выходили с гармонью  на улицу, радуя земляков родными напевами.

Можно было бы написать целую повесть о русской гармони: ведь чуть ли не каждый новый звук и аккорд имеет свою удивительную историю.

Работали над гармонью и другой тульский мастер – Николай Иванович Белобородов. Был он замечательный музыкант – самоучка; но чтобы играть так, как ему хотелось, недоставало в гармони полутонов, не хватало отдельных звуков. Белобородов сумел ввести в строй гармони все известные ему звучания – так родилась хроматическая гармонь и поныне живущая в народе.

Знаете, кто один из первых услышал эту гармонь и одобрительно отозвался о ней и об игре создавшего её музыканта? – Лев Николаевич Толстой.

Как – то Белобородов со своими друзьями, такими же, как он тульскими рабочими,  составившими первый  русский  оркестр гармонистов давали концерт на станции Ясная поляна. Если бы мы захотели дальше проследить «географию» развития нашей гармони, нам пришлось бы исколесить всю страну: Работали над ней мастера Саратова, Вятки, нижнего Новгорода, Ельца и Ефремова, сельские любители музыки Тульской и Орловской губерний, умельцы Бологого и Череповца……

Народ бережно хранил и неустанно совершенствовал гармонь, давал ей, как любимому ребёнку много ласковых  имён: «вятская тальяночка», «ливенка», «черепашка»….

Первым из композиторов – классиков признал и оценил гармонь Пётр Ильич Чайковский.   "..«Я вырос в глуши, - говорил он. С детства самого раннего проникся  неизъяснимой красотой народной музыки…» Что ж удивительного, что великий русский композитор, сочиняя в народном духе юмористическое скерцо второй сюиты, ввёл в состав оркестра сразу четыре гармониста?!

Немало интересных страниц хранит история гармони. Я бы хотела вспомнить известного музыканта Якова Фёдоровича Орланского. Был он сыном сапожника. С малых лет пристрастился к музыке. Во время службы в армии его часто звали поиграть в господские хоромы, в то время он не мог выступать под своей настоящей фамилией и поэтому ему пришлось присоединить к ней псевдоним Титаренко: так звали известного мастера. Был он сыном сапожника.

Орланский  - Титаренко отважился исполнять на гармони классическую музыку. И чтобы не искажать и не упрощать произведений великих композиторов, он задумал новый, совершенный тип гарнони.

Со своим проектом он обратился к мастеру П. Е. Стерлигову,  сделавшего такую гармонь. Яков Орланский – Титаренко назвал её баяном – в честь ведущего певца Баяна, о котором вы читали в «Слово о полку Игореве»

И по сей день это название сохранилось за самыми совершенными  видами русских хроматических гармоник.

Вот он перед нами – нарядный, красивый концертный баян. Совершенствовать его не прекращают и сегодня замечательные мастера.

В диапазоне правой клавиатуры полного баяна – четыре с половиной хроматической октавы; на левой его стороне – сто отливающих перламутром басовых кнопок.

Произведения М.И. Глинки, П. И. Чайковского, С.В. Рахманинова, В. Моцарта, Ф. Шопена, Ф. Листа, Д. Д. Шостаковича и т.д.  отлично звучат на баяне и в оркестре баянистов.

В нашей стране сейчас много ансамблей, состоящих из тембровых баянов;  Каждый из таких баянов приближается по звучанию к какому – либо инструменту – от флейты – пикало до контрабаса.

Любопытно, что  «король гармоник» баян не вытеснил весёлое, шумное и проворное семейство самых различных русских  гармоней – от двухрядки  до аккордеона. Где только не побывала за свою богатую событиями жизнь неутомимая гармонь!  

У каждого инструмента своя большая музыкальная жизнь, своя судьба!!  И в том, что маленькая, скромная гармонь достигла такого совершенства и всенародного признания – заслуга многих поколений талантливых русских умельцев, людей с душою музыкантов и золотыми руками  искуснейших мастеровых.                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Немеркнущий подвиг и слава защитников Отечества в годы Великой Отечественой войны: "Биография Родины - биография одной семьи

"Творческая работа, принимавшая участие в районном краеведческом кункурсе: "Немеркнущий подвиг и слава народа", посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне" секция: "Биография Родины - б...

Презентация к уроку технологии "Пластилиновый аквариум в банке"

Презентация по технологии для учащихся 3-4 классов "Пластилиновый аквариум в банке"...

Игрушка из банки

Всегда интересно давать вторую жизнь вещам. В этом проекте для изделия потребуется пустая жестяная (алюминий) банка от напитка. Необычная техника и красота изделия привлекают внимание. С помощью этой ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: « Чудеса в стеклянной банке»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА   «Чудеса в стеклянной банке» Цель: изготовить в домашних условиях имитированную икру и использовать её, как полноценный продукт питания....

Урок Забайкаловедения в 3 классе "История консервной банки"

Цель урока:  воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Познание (ФЭМП) – изобразительная деятельность (лепка). Тема: «Помидоры в банках» для младшей группы.

Продолжаем знакомить детей с понятиями "один", "много"; с геометрической фигурой круг. Закрепляем знания детей об овощах, о цвете и т.д....

Проект «Создание банка игровых материалов для работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Описание игрового материала, используемого в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР...