Образы защитников русской земли.
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Пантелеева Вероника Юрьевна

 План-конспект урока  на тему патриотического воспитания. Это обобщающий урок по музыке для 3-го класса на основе произведений, изученных во 2-3 классе: оперы "Иван сусанин", "Князь Игорь" и кантаты "Александр Невский".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_po_obrazam_zashchitnikov.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Йошкар-Олы»

План-конспект

открытого урока по музыке в 4 классе,

проведенного в рамках республиканского семинара

«Реализация творческих способностей учащихся на уроках эстетического и технологического циклов».

Тема:

 « Образы защитников земли русской  в операх М. И. Глинки « И. Сусанин» и А. П. Бородина «Князь Игорь»»

Йошкар- Ола

2011год

Цели:

1.Обобщить знания учащихся об образах защитников  Отечества в операх М. И. Глинки « И. Сусанин» и А. П. Бородина «Князь Игорь» и на основе имеющихся знаний смодулировать образ князя Игоря.

2.Развивать навыки анализа музыкального произведения, определяя его форму, основные средства музыкальной выразительности.

3.Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи с ранее изученными произведениями.

4.Воспитывать интерес к русской классической музыке, к истории своей страны.

Задачи:

1.Образовательная-закрепить знания о жанре «опера»; закрепить изученный музыкальный материал.

2.Развивающая-развитие музыкального мышления ;развитие интонационного слуха и творческих способностей.

-формирование умения давать эмоционально-образную оценку произведения искусства и явлениям жизни;

-совершенствование вокально-хоровых навыков;

-развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

3.Воспитательная - воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине;

- воспитание нравственно-эстетических чувств;

Оборудование:

Проектор и компьютер

Элементарные музыкальные инструменты

Аудиозаписи опер

Портреты композиторов

Распечатанные  отрывки либретто опер

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационный этап:

Вступительное слово учителя:

   О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство,  доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней  дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, канты петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.

   Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины. Образы И. Сусанина, А. Невского, героев Отечественной войны ярко и правдиво отображены в произведениях искусства. Почему? Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника  Отечества является одним из главных образов искусства.

2.Введение в тему урока.

Ученик читает стихотворение В. Фирсова «Чувства Родины»

Мы прошли  с Россией

От сохи до звездного крыла,

И взгляни - все  то же небо синее,

И над Волгой та же тень орла.

И еще немало будет пройдено

Коль зовут в грядущее пути,

Но святей и чище чувство Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина останется,

Если мы  то чувство сохраним.

3.Просмотр презентации  «Защитники Земли Русской»(под музыку увертюры к опере  «И. Сусанин»)

Учитель: Как вы думаете, ребята, что связывает картины, используемые в презентации?

Дети: (В ответах детей приведен  желаемый вариант )  На них изображены богатыри, воины, защитники Родины.

Учитель: Таким образом, наш урок будет посвящен теме защитников Родины. В каких изученных ранее произведениях мы встречаем этих героев?

Дети: В операх «И. Сусанин» и «Князь Игорь».

Учитель: Давайте перечислим персонажи, которые мы отнесем к защитникам Отечества.

Дети: Русский народ, Иван Сусанин, Богдан Собинин, Ваня, князь Игорь, Владимир Игоревич.

Учитель: Какие черты характера присущи русскому народу как защитнику, воину?

Дети: Смелость, доблесть, отвага, мужество, патриотизм, стойкость, любовь и нежность к Родине.

Учитель: В каких фрагментах опер мы можем найти подтверждение ваших слов?

Дети: В интродукции оперы «И. Сусанин» и в прологе оперы «Князь Игорь».

Учитель: Давайте исполним фрагменты и найдем подтверждение ваших слов.

Дети исполняют: 1. Мужской хор «Родина моя»

                                  2. Хор « Беда неминучая врагам»

                                  3. Отрывки из пролога оперы «Князь Игорь»

Учитель: С помощью каких средств выразительности  композиторы воплотили необходимые черты русского характера?

Дети  описывают выразительные средства музыки, применяя термины, изученные ранее.

Учитель: Среди  перечисленных вами персонажей – Богдан Собинин. Давайте вспомним  и пропоем его музыкальные  фразы. Где мы их встречаем?

Дети: В 1 действии оперы.

(Дети исполняют фрагменты-реплики Собинина в необходимом характере.)

Учитель: С каким  персонажем из «Князя Игоря» можно сравнить образ Богдана?

Дети: С Владимиром Игоревичем. Он хоть и не опытный боец, но полон решимости, смелости, отваги, доблести.

Учитель: Ребята, почему мальчика Ваню вы тоже отнесли к защитникам? Каким он предстает перед нами при первой встрече?

Дети: В « Песне Вани» в 3 действии  этот персонаж-маленький мальчик.

Учитель: Докажите свою точку зрения с помощью исполнения.

Дети исполняют «Песню Вани»

Учитель: А из какого фрагмента мы узнаем, что Ваня готов сражаться за родную землю? Кто  готов исполнить  эти музыкальные фрагменты?

Дети (один или несколько) исполняют музыкальные фразы Вани из 3 действия.

Учитель: С  помощью, каких средств меняется характер музыки.

Дети: Речитативный характер мелодии, широкие скачки в мелодии, твердый, маршевый ритм.

Учитель: Теперь, ребята, мы обсудим образы главных героев, в честь которых названы оперы.

Иван Сусанин: что это за человек?

Дети: Это пожилой человек, из простого народа, но очень уважаемый. С ним советуются, к его мнению прислушиваются.

Учитель: С помощью музыкальных фрагментов докажите вашу точку зрения.

Дети: Исполняют реплики И. Сусанина из Интродукции и 1 действия.

Учитель: Как относится Сусанин к Отечеству?

Дети:

Учитель: В  каких сценах это проявляется?

Дети: В 3 действии в сцене с поляками и в 4 действии.

Учитель: Вспомним, пропоем, определим характер этих фрагментов.

Дети   пропевают  все реплики Сусанина из 3 и 4 действий, описывают   выразительные средства музыки  и как в них выражаются черты характера человека.

Учитель: А как вы, ребята, думаете,  образ князя Игоря  Бородин наделил такими же чертами?

Дети: Да.

Учитель: Вспомним его реплики, которые мы изучили.

Дети пропевают фрагменты из пролога.

Учитель: Какова мелодическая линия?

Дети: Такой же  речитативный характер, мелодия на одном звуке или с восходящими скачками, четкий ритм, строгий аккордовый аккомпанемент.

Учитель: Мы знаем, как складывается далее сюжет произведения. Давайте  смоделируем Арию князя Игоря во 2 действии (В плену).

Дети:- Сначала композитор  покажет нам эмоциональное состояние героя (у него тяжело на душе, беспокойно, он переживает).

-Затем князь Игорь будет вспоминать, что с ним произошло.

-Обязательно будет фрагмент, в котором он упомянет близкого, родного человека-жену.

- Кульминацией арии должно стать стремление изменить ситуацию, то есть вырваться на свободу.

Учитель: Теперь мы послушаем эту ария и проверим ваши предположения.

Слушание Арии Князя Игоря из 2 действия.

Учитель: Ваши  предположения оказались очень точны.

Дети: Все черты, характерные  защитнику Отечества А. П. Бородин воплотил в своей музыке.

Прослушивание арии второй раз и одновременное ее исполнение.

4. Заключительный этап урока.

Учитель: Ребята, мы вспомнили огромный музыкальный материал и познакомились с новым фрагментом. Во время изучения опер я просила вас запечатлеть понравившиеся фрагменты в рисунках. Естественно, что и художники, и декораторы делали это.

Давайте посмотрим, какими предстают главные герои перед нами.

Просмотр презентации « Персонажи опер глазами детей и в театре»

Учитель: Закончить наш урок я предлагаю хором, прославляющим нашу родную Отчизну.

Дети исполняют хор «Славься» из Эпилога оперы «Иван Сусанин»

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ защитника Отечества на страницах детских книг» Урок-диспут

Современная жизнь в 21 веке ставит совершенно новые задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные и грамотные люди, к...

Урок-беседа. Образ защитника Отечества глазами художника Павла Дмитриевича Корина.

Урок-беседа к Дню Победы.Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Русского художника Павла Дмитриевича Корина;  расширять общекультурный кругозор учащихся на основе ценностных орие...

Классный час "Образ защитника Отечества в картинах русских художников".

Конспект классного часа.Фирсова Ольга Андреевнаучитель начальных классовГБОУ СОШ №1738 им.авиаконструктора М.Л.Миля. Тема: «Образ защитника Отечества в картинах русских художников».Цели: Образова...

Методическая разработка к проведению внеклассного мероприятия «Защитники Русской земли».

Урок знакомит со знаменитыми полководцами - защитниками Русской земли....

ОБРАЗ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, КАК ПРОТОТИП ПАТРИОТА И ЗАЩИТНИКА РУССКОЙ ЗЕМЛИ.

У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забудутся. Наоборот, с течением времени их  любят, чтят  и помнят всё ярче и светлее.Князь Александр Ярославич Невский, — ...

Конспект урока изобразительного искусства "Защитники русской земли"

КОНСПЕКТ УРОКА  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема: Защитники земли русской.Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личнос...