Рабочая программа по искусству (музыка). 4класс. "Школа России".
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Рабочая программа. Музыка по Критской. 4класс. "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыке. 4класс | 245 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела:
Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Содержательными основными линиями являются: обогащения опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки ) ; обогащение опыта учебно- творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит своё воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное много аспектное воплощение в содержании
музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Цели обучения
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образного мышления и творческих способностей;
- освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;
- овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности: хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация;
- воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств учащихся, любви к родной природе, своему народу, любви к Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
В процессе музыкальных занятий в начальной школе решаются следующие задачи:
- Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- Развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
Тематическое планирование разработано на основе программы и учебно-методического комплекта (УМК «Школа России»)
«Музыка» для I-IV классов начальной школы (авторы – Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева – руководитель проекта, Т.С.Шмагина). Комплект включает в себя Учебники и Рабочие тетради для учащихся, хрестоматии и фонохрестоматии (аудиокассеты) музыкального материала, методическое пособие для учителя.
Цель музыкального образования и воспитания учащихся – формирование музыкальной культуры как части их общей духовной культуры – реализуется в на основе изучения различных направлений музыкального искусства: фольклор, музыка религиозной традиции, сочинения композиторов – классиков, современная (академическая и популярная) музыка.
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности
В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании
Ценностные ориентиры учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Место предмета в базисном учебном плане.
В федеральном базисном плане в 1 – 4 классах на предмет « Музыка» отводится 1 час в неделю.
Основные разделы программы:
1.Россия – Родина моя.
2. День, полный событий.
3. О России петь – что стремиться в храм.
4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
5.В музыкальном театре.
6. В концертном зале.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание соей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности УУД учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретении умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и др.)
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация, и др.);
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.:
- Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл.нач.шк. – М.: Просвещение.:
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс. (СD)
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл.нач.шк. – М.: Просвещение
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»:3 кл.:
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс. (СD)
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Учебник для учащихся 4 класса,М., Просвещение
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)
- Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.
Технические средства обучения (компьютер, музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент баян, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point, портреты композиторов, таблицы по нотной грамоте.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Характеристика деятельности учащихся. | |||
план | факт | |||||||
1 четверть (9 часов). Раздел 1: «Россия – Родина моя» (4ч.) | ||||||||
1 | .09 | Вся Россия просится в песню…Мелодия. | 1 | Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. - Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.ч1 С.Рахманинов. - «Ты, река ль, моя – реченька» - «Песня о России» В.Локтев - «Вокализ» С.Рахманинов. | Знать/понимать:название изученного произведения и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса Уметь:продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении. | |||
2 | .09 | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. - «Ты, река ль, моя – реченька» - Солдатушки, бравы ребятушки, - Милый мой хоровод, - А мы просо сеяли. | Знать/понимать: жанры народных песен. Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | |||
3 | .09 | Ты откуда русская, зародилась, музыка?
| 1 | Народная и профессиональная музыка.Патриотическая тема в русской классике.Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. - Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» - Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка | Знать/понимать: название изученного произведения и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | |||
4 | .09. | На великий праздник собралася Русь! | 1 | Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. -«Земля русская». Стихира русским святым – напев Киево-Печорской Лавры.(песнопения) -«Богатырская симфония» А.Бородина (фрагмент) -«Богатырские ворота» М.Мусоргского. (фрагмент). | Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | |||
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) | ||||||||
5 | .10. | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.Музыкально-поэтические образы. - «Осенняя песня» П.Чайковский; - «Пастораль» Г.Свиридов; - «Осень» Г.Свиридов. | Знать/понимать: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | |||
6 | .10. | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 1 | Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. -«Ангел вопияше» П.Чесноков – - «Христос воскресе! (тропарь) - «Богородице Дево, радуйся!» - С.В. Рахманинов. | Знать/понимать:музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов; Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства. | |||
7 | .10. | Родной обычай старины. | 1 | Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. - «Не шум шумит» - пасхальная народная песня. - Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов. | Знать/понимать: жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов. Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | |||
8 | .10. | Кирилл и Мефодий. | 1 | Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. - «Гимн Кириллу и Мефодию». П.Пипков, сл.С.Михайловский - Величание Мефодию и Кириллу. . | Знать/понимать: романс, назв изученных произв и их авторов, выразительность и изобразительность музыкал. интонации. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. | |||
Раздел: «День, полный событий» (6 ч.) | ||||||||
9 | .10 | В краю великих вдохновений. | 1 | Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. | Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов. Уметь: выраж художественно-образное содерж произв в каком-либо виде исполн. деятельности (пение, музицирование); передав собств муз впеч с помощ различн. вид муз-творч деятел, выступ в роли сл., критиков, оцен собств исполнительскую деятельность и корректировать ее; исполнять муз произв отдел форм и жанр. (пен, драматиз, муз-пласт движ, инструм. музицирование, импровизация и др.). | |||
2 четверть (7 часов). | ||||||||
10 | .11 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. - «Три чуда». Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский Корсаков. Г.Свиридов. | Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов; музыка в народном стиле; Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. | |||
11 | .11 | Ярмарочное гулянье.
| 1 | Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народное музыкальное творчество разных стран мира. - Русские народные наигрыши; - Светит месяц – р.н.п. - Камаринская – П.Чайковский. - Пляска скоморохов Н.Римский-Корсаков. - «Волшебный смычок» - норвежская народная песня. | Знать/ понимать: музыкальные инструменты состав оркестра русских народных инструментов; Уметь: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование). | |||
12 | .12 | Святогорский монастырь. Обобщение. | 1 | Народная и профессиональная музыка.Патриотическая тема в русской классике.Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. - Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» - Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка | Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | |||
13 | .12 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. -«Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковский; «Зимняя дорога» В.Шебалин; «У камелька» из «Времен года» П.Чайковский. -«Зимний вечер» М.Яковлев, А.Пушкин. - «Зимний вечер» - р.н.п. | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (песня, романс, вокализ, сюита); Уметь: выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. | |||
14 | .12 | Приют, сияньем муз одетый. | 1 | Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. - Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского. «Девицы, красавицы». «Уж как по мосту, мосточку», - «Детский альбом» П.Чайковского. «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» - Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма); Уметь: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | |||
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) | ||||||||
15 | .12 | Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. -«Старый замок» М.Мусоргский; -«Сирень» С.Рахманинов. «Вокализ». | Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (соната), Уметь: продемонст зн о различ видах муз, муз инструментах, составах оркестров; эмоцион откликнуться на муз произвед. и выраз св впечат в пен, игре или пластике; продемонс поним интонационно-образной природы муз искусства, взаимосвязи выразител и изобразит в муз, многозначн. музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | ||||
16 | .12 | Оркестр русских народных инструментов. | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. - «Ноктюрн» А.Бородин; П.Чайковский «Вариации на тему рококо» | Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров. | ||||
3 четверть (10 часов). | ||||||||
17 | .12 | Народные праздники. «Троица». | 1 | Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. -«Во поле береза стояла» - р.н.п. Симфония№4 П.Чайковский - Троицкие песни. | Знать/понимать:выразит и изобразительн. музыкальной интонации; Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. | |||
Раздел: «В концертном зале» (5 ч.) | ||||||||
18 | .01 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | 1 | Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальные инструменты. - «Шутка» И.Бах - «Патетическая соната» Л.Бетховен. - «Утро» Э.Григ. - «Пожелание друзьям» Б.Окуджава - «Песня о друге» В.Высоцкий. | Знать/понимать: назв. изученных жанров; опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;. Уметь: определ, оцен, соотн содержание, образную сферу и муз язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. | |||
19 | .01 | Счастье в сирени живет… | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. -«Венецианская ночь» М.Глинка | Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; ария, речитатив; Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. | |||
20 | .02 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Обобщение. | 1 | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные. - Шопен. Полонез №3, вальс №10, Мазурка. | Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; песня-ария, куплетно-вариационная форма. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | |||
21 | .02 | «Патетическая» соната. | 1 | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. - Патетическая соната – Л.Бетховен; - Венецианская ночь.; - Арагонская хота М.Глинка | Знать/ понимать:выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изучаемых жанров и форм музыки; восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | |||
22 | .02 | Царит гармония оркестра. | 1 | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. -Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 2 четверть | Знать/ понимать:народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | |||
Раздел: «В музыкальном театре» (6 ч.) | ||||||||
23 | .02 | Опера «Иван Сусанин». | 1 | Пес-ть, танцевальность, маршевость. Опера. Муз разв в сопост и столкн человечес. чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. -опера «Иван Сусанин». М.Глинка. (интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). | Знать/ понимать: назв изуч жанр музыки; оперетта, мюзикл. Уметь: эмоц откликнуться на муз произв. и выраз св впечат в пен, игре или пластик; исп муз произв отдельных форм и жанров (пен, драматиз, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | |||
24 | .03 | Исходила младшенька. | 1 | Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. - «Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского. | Знать/ понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий –музыкальный образ. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения. | |||
25 | .03 | Русский восток. | 1 | Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. - «Пляска персидок» Мусоргский; - «Персидский хор» М.Глинка; - «Танец с саблями». | Знать/ понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; названия изученных произведений и их авторов и исполнителей; музыкальные инструменты (гитара). Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов. | |||
26 | .03 | Балет «Петрушка» Обобщение. | 1 | Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. - Ярмарка («Петрушка») И.Стравинский. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть. (Музыкальные фрагменты из опер, балетов, музыкальных произведений разученные песни). | Знать/понимать: названия изученных жанров музыки и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов. Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков. | |||
4 четверть (8 часов). | ||||||||
27 | .04 | Театр музыкальной комедии. | 1 | Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. -«Вальс» И.Штраус; «Я танцевать могу» Ф.Лоу. - «Звуки музыки» Р.Роджерс; | Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды),религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | |||
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч.) | ||||||||
28 | .04 | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. | 1 | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. - Прелюдия –И.С.Бах. | Знать/понимать: образцы муз фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: определ, оценивать, соотносить содержан, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | |||
29 | .04 | Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. -«Прелюдия№7» С.Рахманинов; -«Прелюдия» Ф.Шопен. -«Этюд№12» Ф.Шопен; | Знать/понимать:религиозные традиции, гимн, величание. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | |||
30 | .04 | Мастерство исполнителя. | 1 | Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты. - «Ты, река ли моя реченька» - р.н.п. -«Реченька» - белорусская нар.песня - «Солнце, в дом войди» - грузинская - «Вишня» - японская песня - «Аисты» - узбекская песня - Концерт №1 П.Чайковский; - «Ты воспой, жавороночек» | Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края. Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | |||
31 | .05 | В интонации спрятан человек | 1 | . Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.Драматургическое развитие в опере. | Знать/понимать:выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | |||
32 | .05 | Музыкальные инструменты- гитара. | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. - «Шахерезада» Римский-Корсаков; - «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». - вступление к опере «Садко». | Знать/понимать:выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий:музыкальная живопись; музыкальная сказка. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров. | |||
33 | .05 | Музыкальный сказочник | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. - «Патетическая соната» Л.Бетховен. - Песня Сольвейг. Э.Григ. - Песня Марфы.М.Мусоргский. - «Пастушка» - франц.нар.песня. | Знать/понимать:выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий –симфоническая картина. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха. | |||
34 | .05 | «Рассвет на Москве-реке» Обобщение. | 1 | Выраз-ть и изобразит-ть в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. - «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргский. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. -Исполнение разученных произведений участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. | Знать/поним.: назв изуч произв и их авт; Уметь: узнав изуч муз произв и назыв имена их авторов; передав собств муз впечат с помощ разл видов муз-творч деятел, выступ в роли слуш-й, критиков, оцен собствен испол-ю деятельн и коррек ее; продем личностно-окрашенное эмоц-образ восприятие муз, увлеченность муз занят-и и муз-творч деятельностью; испол муз произв отдел форм и жанров (пен, драм-я, муз-пласт движ, инструм музиц-е, импр-я и др.); продемонст зн о разл видах муз, певч голосах, муз инстр-х, составах оркестров. |
Приложение 1.
Итоговый тест 1 класс 1 полугодие Тема раздела: « Музыка вокруг нас»
Три «кита» в музыке – это… а) Песня б) Танец в) Вальс г) Марш
а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку. б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку. в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку. 3. Выберите верное утверждение: а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку. б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку. в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
Народные инструменты – это… а) флейта б) гусли в) дудка Симфонические инструменты – это… а) флейта б) гусли в) арфа
Народные праздники – это… а) Новый год б) Рождество в) 1 сентября | Итоговый тест 2 класс 1 четверть (Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)
а) Герб России б) Флаг России в) Гимн России
а) П.Чайковский б) А.Александров 3. Найдите лишнее: Три «кита» в музыке – это… а) Песня б) Танец в) Вальс г) Марш
|
Итоговый тест 2 класс 2 четверть (Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)
Названия колокольных звонов России: а) Благовест б) Праздничный трезвон в) Громкий г) Набат
Какой колокольный звон призывал людей на пожар или войну? а) Благовест б) Праздничный трезвон в) Набат
а) Александр Невский б) Сергей Прокофьев в) Сергий Радонежский
а) П.И.Чайковский б) С.С.Прокофьев
а) Новый год б) Рождество Христово | Итоговый тест 3 класс 1 четверть (Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)
Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека. а) верно б) неверно
Кантата – это… а) большое произведение, состоящее из нескольких частей. б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра. в) произведение для хора и оркестра. 3. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»: а) П.И.Чайковский б) С.С.Прокофьев в) М.И.Глинка
а) П.И.Чайковский б) С.С.Прокофьев в) М.И.Глинка
а) П.И.Чайковский б) С.С.Прокофьев в) М.И.Глинка г) М.П.Мусоргский
а) «С няней» 1) С.С.Прокофьев б) «Сказочка» 2) П.И.Чайковский в) «Нянина сказка» 3) М.П.Мусоргский |
Итоговый тест 3 класс 2 четверть (Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)
а) песня б) былина в) романс
а) балалайка б) рожок в) гусли
Главной особенностью былин является: а) четкий ритм б) распев
Имена первых певцов-сказителей: а) Садко б) Баян г) Римский-Корсаков
Произведения, которые воспевают образ матери. а) «Аve, Maria” б) «Богородице Дево, радуйся!» в) «Александр Невский г) Икона «Богоматерь Владимирская»
Церковный праздник, который отмечает событие – вход Иисуса Христа в Иерусалим – это… а) Масленица б) Вербное воскресенье в) Пасха г) Рождество | Итоговый тест по музыке 3 класс 3 четверть (Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
а) «Руслан и Людмила» б) «Снегурочка» в) «Орфей и Эвридика»
1) Опера «Снегурочка» а) П.И.Чайковский 2) Балет «Спящая красавица» б) К.В.Глюк 3) Опера «Руслан и Людмила» в) Н.А.Римский-Корсаков 4) Опера «Орфей и Эвридика» г) М.И.Глинка
Увертюра – это спектакль, в котором актеры поют. а) Верно б) Неверно
а) симфония б) концерт
а) скрипка б) флейта в) фортепиано
1) скрипка а) духовой инструмент 2) флейта б) струнный инструмент в) струнно-смычковый инструмент
а) Спектакль, в котором актеры только танцуют б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят в) Спектакль, в котором актеры только поют |
Итоговый тест по музыке 3 класс 4 четверть (Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
2) «Героическая» симфония
а) П.И.Чайковский б) Э.Григ в) Л.Бетховен 2. Выберите наиболее точное определение: Сюита – это … а) большое музыкальное произведение, б) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных между собой частей, в) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей.
а) «Утро» б) «В пещере горного короля» в) «Балет невылупившихся птенцов» г) «Танец Анитры» д) «Смерть Озе»
Произведения Л.Бетховена – это…
3.«Героическая симфония»
Джаз – это музыкальное направление XX века, особенностью которого являются острый ритм и импровизация. а) верно б) неверно | Итоговый тест по музыке (Программа «Музыка» Е.Д.Критская) 4 класс 1 четверть 1. Приведите в соответствие: а) народная музыка 1) «Концерт №3» б) профессиональная музыка 2) «Ты река ли, моя реченька» 3) «Солдатушки, бравы ребятушки» 4) Кантата «Александр Невский» 2. Приведите в соответствие: а) солдатская 1) «Ты река ли, моя реченька» б) хороводная 2) «Солдатушки, бравы ребятушки» в) игровая 3) «А мы просо сеяли» г) лирическая 4) «Милый мой хоровод»
а) П.И.Чайковский б) Н.А.Римский – Корсаков в) М.И.Глинка
Стихотворение «Осенняя пора» А.С.Пушкина и произведение «Осенняя песнь» П.И.Чайковского – это лирические произведения а) верно б) неверно
а) П.И.Чайковский 1) «Осенняя песнь» б) Н.А.Римский – Корсаков 2) «Венецианская ночь» в) М.И.Глинка 3) «Три чуда» |
Итоговый тест по музыке (Программа «Музыка» Е.Д.Критская) 4 класс 2 четверть 1. Выберите правильные ответы: В оркестр русских народных инструментов входят: а) скрипка б) бубен в) виолончель г) балалайка д) домра е) барабан ж) баян з) гусли и) флейта 2.Приведите в соответствие: а) Струнные инструменты 1) рожок б) Ударные инструменты 2) бубен в) Духовые 3) гусли 3. Найдите лишнее: Жанры народных песен: а) Колыбельные б) Игровые в) Плясовые г) Хороводные д) Спокойные е) Трудовые ж) Обрядовые 4.Найдите лишнее: Струнно-смычковые инструменты: а) Скрипка б) Альт в) Арфа г) Виолончель д) Контрабас 5. Приведите в соответствие: а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок» б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез» в) Ф.Шопен 3) «Сирень» 6. Оцените утверждение: Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека. а) верно б) неверно | Тест по музыке 4 класс 3 четверть (программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
а) Н.А.Римский-Корсаков б) М.И.Глинка в) П.И.Чайковский
Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку. а) Верно б) Неверно
а) М.И.Глинка б) П.И.Чайковский в) И.Ф.Стравинский
В музыкальном театре показывают следующие спектакли: а) опера б) балет в) этюд г) оперетта д) мюзикл
1) Опера а) актеры только танцуют 2) Балет б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия 3) Оперетта в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма 4) Мюзикл г) актеры только поют |
Тест по музыке 4 класс
4 четверть
(Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной)
- Какой праздник называют «Светлым праздником»?
а) Троица б) Пасха
в) Рождество Христово г) Масленица
- Назовите произведение русского композитора, в котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»
а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»
б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»
в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
3. Назовите народный праздник поклонения матушке-природе:
а) Масленица б) Троица
в) Пасха г) Ивана Купала
4. Выберите композитора, которого по-другому называют «музыкальным сказочником»
а) П.И.Чайковский
б) М.П.Мусоргский
в) Н.А.Римский-Корсаков
г) М.И.Глинка
- Найди лишнее:
Произведения Н.А.Римского-Корсакова – это…
а) «Рассвет на Москве-реке»
б) «В пещере горного короля»
в) «Шехеразада»
г) «Садко»
д) «Снегурочка»
е) «Сказка о царе Салтане»
- Приведите в соответствие:
1) сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» а) Н.А.Римский-Корсаков
2) сюита «Шехеразада» б) М.П.Мусоргский
3) симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке» в) С.В.Рахманинов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству ИЗО (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Технология" 4класс "Школа России"
Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа. Изобразительное искусство 1 класс. "Школа России"
Рабочая программа. Изобразительное искусство 1 класс. "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру. 4класс. "Школа России"
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 4класс. "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению 4класс Школа России
Программа по литературному чтению Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 4класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 4класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"...