№ п/п | Разделы и темы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (УУД) |
понятия
| предметные результаты | универсальные учебные действия (УУД) | личностные результаты (не оцениваются) |
| Россия – Родина моя
| 4 |
|
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» | 1 | Композитор, исполнитель, слушатель. Музыка русского народа. Композиторское произведение. Природа и музыка. Мелодия. Песенность. Вокализ. Лирический образ.
| Научатся: демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства. Выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 | Музыкальный фольклор | Научатся: Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях
Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре, к природе |
3 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка? | 1 | Интонационно-образные особенности музыки. Интонации музыки и речи. | Научатся: принимать участие в элементарной исполнительской деятельности
| Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре |
4 | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 1 | 3-хчастная форма. Вступление. Набат. Кантата. Патриотическая тема в русской классике | Научатся: понимать настроение музыки, определять её характерные черты | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я – слушатель, исполнитель |
| День, полный событий
| 5 |
|
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 | Песенность, развитие, повтор, лад. Музыкально-поэтические образы. | Научатся: уметь сравнивать и объединять общим понятием различные виды искусства. Находить общее в прослушанных пьесах - песенность, напевность, покой, тишина, умиротворенность | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи |
6 | Зимнее утро, зимний вечер. | 1 | Музыкально-поэтические, лирические образы в музыке | Научатся: пластическому интонированию; контролировать выразительность исполнения. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи |
7 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | 1 | Интонационная выразительность. Песенность, танцевальность, маршевость. Симфонический оркестр. Музыкальная живопись, регистры, тембры. | Научатся: через различные формы деятельности показывать свои знания и умения | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. |
8 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 | Интонация, мелодия, аккомпанемент. Жанры народной музыки | Научатся: через различные формы деятельности показать свои знания и умения: выразительное исполнение, анализирование музыки. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи |
9 | «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок. | 1 | Романс. | Научатся: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
| Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
| В музыкальном театре. | 4 |
|
10-11 | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | 2 | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
| Научатся: Иметь представление о жанре – опера. Расширять кругозор. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа. Определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной музыки.
|
12 | Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. | 1 | Народная и профессиональная музыка. | Научатся: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа |
13 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 1 | Орнаментальная мелодика | Научатся: Иметь представление о любимой теме русских композиторов. Расширять кругозор. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 |
|
|
|
|
14 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | Музыка в народном стиле. Народные музыкальные инструменты: бубен, ложки, балалайка, трещотки, гусли, гармонь, свирель, рожок. | Научатся: музицировать на простейших музыкальных инструментах, узнавать их по звуку, называть; развивать чувства ритма. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления |
15 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 | Оркестр русских народных инструментов. | Научатся: музицировать на простейших музыкальных инструментах, узнавать их по звуку, называть; развивать чувства ритма. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности |
16 | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. | 1 | Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. | Научатся: Иметь представление о наличии музыкального фольклора мира. Расширять кругозор. Выразительно исполнять песни | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности |
| В концертном зале. | 6 |
|
|
|
|
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | 1 | Струнный квартет. Ноктюрн. | Научатся: Отклик на звучащую на уроке музыку. Называть характерные особенности музыкального произведения. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности |
18 | Старый замок. | 1 | Сюита. Старинная музыка. | Научатся: петь вокализом, характеризовать аккомпанемент, узнавать на слух музыкальный инструмент | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
19 | Счастье в сирени живет… | 1 | Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Сопрано | Научатся: различать разные вокальные жанры, развивать слушание музыки, делать её описание. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. |
20 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 1 | Полонез | Научатся: характеризовать чувства, переданные композитором в музыке | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
21 | Патетическая соната. Годы странствий. | 1 | Соната. Инструментальная музыка. Жанры камерной музыки: романс, баркарола. Симфоническая увертюра. | Научатся: определять форму музыкального произведения. Исполнять партию ударных инструментов. | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе | Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. |
22 | Царит гармония оркестра. | 1 | Симфонический оркестр. Дирижёр. | Научатся: накапливать и обобщать музыкально-слуховые впечатления. Исполнять разученные произведения, участвовать в коллективном пении, музицировать на элементарных музыкальных инструментах.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. |
| В музыкальном театре. | 2 |
|
23 | Театр музыкальной комедии. | 1 | Оперетта. Мюзикл. Лёгкая музыка.
| Научатся: Иметь представление о жанрах «оперетта», «мюзикл». Выбирать подходящие слова, выражающие впечатление от музыки. Расширять кругозор детей. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности |
24 | Балет «Петрушка» | 1 | Музыка в народном стиле. Народные традиции. Повтор. Контраст. Сопоставление. Мелодии в народном стиле | Научатся: откликаться на звучащую на уроке музыку, понимать культурное наследие своего народа, музыкальные традиции Отечества. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности |
| «О России петь – что стремиться в храм». | 4 |
|
|
|
|
25 | Святые земли Русской. Илья Муромец | 1 | Религиозные традиции. | Научатся: Откликаться положительно на звучащую на уроке музыку. Расширение музыкальных представлений детей, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления |
26 | Кирилл и Мефодий. | 1 | Святые земли Русской. | Научатся: сравнивать композиторскую музыку с былинными напевами | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. |
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 | Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. | Научатся: Слушать музыку, активно говорить о содержании, правильно интонировать | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание |
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | Обряд, обычай. Пасха. | Научатся: Называть средства выразительности музыки. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 1 |
|
|
|
|
29 | Народные праздники. Троица. | 1 | Вторая жизнь народной песни | Научатся: Сочинять мелодию на текст народной песни | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 |
|
|
|
|
30 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | Фортепиано. Революционная музыка. Развитие музыкального образа. Этюд.
| Научатся: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
| Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
31 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 1 | Композитор, исполнитель, слушатель, концерт, вариационное развитие. Обработка. Переложение. Импровизация. Авторская песня. Романс. | Научатся: Петь мелодию и узнавать её в крупном произведении Разучивать и выразительно петь песню, понимать и отвечать, что в ней важнее мелодия или слова, объяснять почему. | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач |
32 | В каждой интонации спрятан человек. | 1 | Интонационная выразительность музыкальной речи. | Научатся: Находить в мелодиях то, что их отличает друг от друга и понимать, какой человек «спрятан» в них. Откликаться на звучащую на уроке музыку.
| Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач |
33 | Музыкальный сказочник. | 1 | Опера. Музыкальная сказка. Музыкальная живопись. | Научатся: узнавать и называть звучащие инструменты симфонического оркестра, рассказывать об услышанной музыкальной картинке
| Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач |
34 | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. | 1 | Симфоническая картина | Научатся: Петь мелодию по нотам. Составлять афиши и программы концерта. Исполненять выученные и полюбившиеся песни всего учебного года. Знать особенности построения симфонии. Выразительному пластическому интонированию тем. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности |