"Что за прелесть эти сказки"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
Открытый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_za_prelest_eti_skazki.doc | 47 КБ |
chto_za_prelest_eti_skazki.pptx | 2.09 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Что за прелесть эти сказки»
( Методическая разработка урока музыки в 4 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)
Проблема: Музыкальная живопись оперы.
В каком регистре звучит инструмент.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-путешествие.
Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.
Задачи: 1.Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане»
2.Расширить понятие регистр.
3.Вызвать интерес к классической музыке.
4.Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.
Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.
Оборудование: компьютер, звукозапись музыки, портреты А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова, синтезатор.
Музыкальный материал: «Три чуда» из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты).
Презентация.
Ход урока
(слайд № 1)
Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». Познакомимся с ее музыкальной живописью. Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»?
Дети. А. С. Пушкин. (слайд № 2)
Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?
Дети. Волшебством.
Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора?
Дети. Римский – Корсаков. (слайд № 3)
Учитель. Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.
(слайд № 4)
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая девица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам…»
Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.
Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Фанфары начинают каждую картину оперы.
Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.
Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?
Дети. Со вступления.
Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.
Слушание. (слайд № 5)
Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?
Дети. Помогла.
Учитель. А каким образом?
Дети. Звучали разные инструменты. (слайд № 6)
Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.
Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?
Дети. ?????
Учитель. Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.
Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).
Показ на синтезаторе различие звучания.
Учитель. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр. (слайд № 7)
(дети записывают определение регистр)
И так, мы находимся в театре.
Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.
Дети. Белка.
(слайд № 8)
Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?
(Дети рассказывают)
Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка.
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Белка поет в высоком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.
Как она звучит?
Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).
Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?
Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.
Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?
(Дети называют инструменты симфонического оркестра)
Учитель. Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»
Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки.
Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (слайд № 9)
Проговорим слова Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка
Лицом круглоличка.
За ней ходит, за ней бродит
Молодой молодчик.
Он и ходит, он и носит
Дороги подарки.
Поем. Добиваемся чистоты пения.
А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр. (слайд № 10)
Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.
(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)
Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра
А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд № 11)
« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»
Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
( Звучит фрагмент)
Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.
В каком регистре звучал марш?
Дети. Марш звучал в низком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт.
Физминутка «Цыпленок»
Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане».
Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» (слайд № 12)
Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?
Дети. Красивая, волшебная, таинственная…
Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Дети предполагают.
Посмотрите как изображена Царевна-Лебедь в сказке.
(Просмотр видео фрагмента)
А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков
(Звучит фрагмент)
Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?
(У многих детей совпало)
Учитель. Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.
Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.
Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»
Учитель. Кто написал эту оперу?
Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». (слайд № 13)
А при помощи чего изображались в опере герои?
Дети. При помощи инструментов.
Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.
Дети называют.
Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?
Дети отвечают.
Учитель. Сейчас мы разделимся на 3 группы. И вы получите 3 конверта. В этих конвертах части инструментов.
Ваша задача: собрать инструменты и назвать к какому виду инструментов они относятся. Дети выполняют задание. (слайд № 14)
Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.
Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете «изумруд».
А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте «орешек».
(Дети прикрепляют орехи).
Задание на дом: Изобразить на альбомном листе иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане». (слайд № 15)
Учитель. Спасибо за работу на уроке. (слайд № 16)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(1799-1837)
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)
В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая девица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам…
«Сказка о царе Салтане» Опера композитора Н.А. Римского-Корсакого
Инструменты симфонического оркестра
Регистр – высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий)
Во саду ли, в огороде Девица гуляла. Она ростом невеличка Лицом круглоличка. За ней ходит, за ней бродит Молодой молодчик. Он и ходит, он и носит Дороги подарки.
Игра в оркестр
Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Инструменты симфонического оркестра
Домашнее задание: Изобразить на альбомном листе иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане»
СпАсибО за УрОк!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок и презентация к уроку по литературному чтению для 3 класса коррекционной школы. Обобщение по сказкам.Тема "Что за прелесть эти сказки!"
Статья и конспект урока "Что за прелесть эти сказки!"Презентация к этому уроку....
Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"
Урок литературного чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...
Что за прелесть эти сказки! Сказка "Теремок"
Конспект урока по русскому языку в 1 классе для башкирских школ по учебнику Давлетбаевой Р.Г. Урок построен по ФГОС. Направлен на развитие речи обучающегося, изучению русской народной сказки....
КВН по сказкам А. С, Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"
Класс делится на три команды Они заранее готовят домашнее задание:приветствие противоборствующим командам и жюри, рисунки, костюмы, инсценирование.Учитель готовит задания для команд. Паузы во время по...
Презентация по внеклассному чтению по сказкам А С. Пушкина для 4-го класса "Что за прелесть эти сказки"
Презентация поможет сделать урок внеклассного чтения или классный час увлекательным путешествием по сказкам А. С Пушкина. Учащиеся сами выбирают кликом мышки номинацию, чтобы отправиться в ту или иную...
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категори...
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!» (сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 кл.).Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв...