Рабочая программа по музыке 2 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса составлена на основе «Программы по музыке 2-8 классов для общеобразовательных учреждений» Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер и др., под научным руководством Д.Б. Кабалевского и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Содержание программы «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы XX века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с ее неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо, прежде всего, научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира. Они соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество. Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.
Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов:
- создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике;
- используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.
Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.
Цель курса
Цель: введение учащихся в мир большого музыкального искусства, воспитание любви к музыке и понимания во всем богатстве ее форм и жанров, формирование у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры.
Изучение предмета «музыка» направлено на достижение следующих задач:
- формировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству, ближнему, к своему народу, к Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности;
- овладевать практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Содержание программы учебного предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
- общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Музыка» изучается с 1 по 4 класс и относится к предметной области «Искусство». Программа учебного курса рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю).
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Тематика 2 класса организована по четвертям. С первых уроков развитие слуха, памяти, ритмического чувства, понимание выразительных и изобразительных возможностей музыки, выработка исполнительских навыков происходят в опоре на «трех китов» — песню, танец и марш. Для поддержания преемственной связи с занятиями в I классе в программу II класса включено несколько песен-игр (игровых песен). Эти игры, объединяющие, например, пение с различными видами движений (танцевальными, маршевыми и др.), показывают в наглядной, действенной форме связь между «тремя китами». Одним из важнейших методов музыкальных занятий во II классе, как и в последующих, должен стать метод «забегания» вперед и «возвращения» к уже пройденному материалу. В сознании второклассников должен постепенно накапливаться запас музыкальных впечатлений, понятий и терминов, к более подробному разбору и усвоению которых можно будет перейти в последующих классах.
«Три кита» в музыке – песня, танец, марш». Композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки – ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трех китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев – важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки». Самостоятельное узнавание, определение учащимися трех типов музыки. Восприятие особенных черт и разновидностей песен, танцев и маршей на основе разнообразных форм исполнительской деятельности. Развитие слуха, памяти, ритмического чувства, выработка исполнительских навыков в опоре на «трех китов» - песню, танец и марш.
«О чем говорит музыка». Музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьезность и шутливость), создает музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью. Соответствие характера исполнения учащимися произведений характеру музыки.
«Куда ведут нас «три кита». Путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. Активное привлечение различных форм музыкальной деятельности детей с использованием элементов театрализации музыкальных произведений. Взаимосвязь характера музыки с характером ее исполнения.
«Что такое музыкальная речь». Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе. Постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трехчастная) на основе закономерностей детского восприятия. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Личностные результаты:
- сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
- Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к
выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
- Коммуникативные УУД:
- использование речи для регуляции своего действия;
- активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;
- способность вести диалог;
- способность встать на позицию другого человека;
- участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- участие в коллективном обсуждении проблем.
- Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. (С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование. Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ);
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- научиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных музыкальных произведений, выделять существенную информацию из муз. произведений разных жанров
- осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания средств музыкальной выразительности, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края;
- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся |
Три кита в музыке – песня, танец, марш (8 часов) | |||
1 | Композитор – исполнитель – слушатель. | 1 | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. Корректировать собственное исполнение. Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов. |
2 | Три «кита» в музыке – песня, танец, марш. | 1 | |
3 | Марш – один из трех «китов». | 1 | |
4 | Танец – один из трех «китов». | 1 | |
5 | Сколько танцев на Земле! | 1 | |
6 | Песня – самый важный «кит» в музыке. | 1 | |
7 | «Киты» встречаются вместе. | 1 | |
8 | Как музыка может превращаться. | 1 | |
О чем говорит музыка (8 часов) | |||
9 | Как музыка выражает черты человеческого характера. | 1 | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения. Узнавать изученные музыкальные произведения. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение). Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение. Корректировать собственное исполнение. |
10 | Как музыка выражает черты человеческого характера. | 1 | |
11 | Характер музыки выражает характер человека. | 1 | |
12 | Может ли музыка что-нибудь изображать? | 1 | |
13 | Выразительность и изобразительность в музыке. | 1 | |
14 | О чем говорит музыка? | 1 | |
15 | Как разгадать тайны музыки? | 1 | |
16 | Выразительность и изобразительность в музыке. | 1 | |
Куда ведут нас «три кита» (10 часов) | |||
17 | Выразительность и изобразительность в музыке. | 1 | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера). Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Корректировать собственное исполнение. Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов. |
18 | Куда ведут нас «три кита»? | 1 | |
19 | Куда ведет нас песня? | 1 | |
20 | Страна – опера. | 1 | |
21 | Куда ведет нас танец? | 1 | |
22 | Страна – балет. | 1 | |
23 | Куда ведет нас марш? | 1 | |
24 | Страна – симфония. | 1 | |
25 | Оперы – сказки. | 1 | |
26 | Куда привели нас «три кита»? | 1 | |
Что такое музыкальная речь (8 часов) | |||
27 | Что такое музыкальная речь? | 1 | Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Размышлять о музыкальных образах Отечества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др. Корректировать собственное исполнение. Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов. |
28 | Рисуем характер в музыке. | 1 | |
29 | Формы музыкальных произведений. | 1 | |
30 | Песенный, танцевальный и маршевый характер музыки. | 1 | |
31 | Тембр – важное выразительное средство музыки. | 1 | |
32 | Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева. | 1 | |
33 | Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева. | 1 | |
34 | «Виват трем китам!» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"
Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...
Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 2100" 2 класс
Программа составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 2100" 3 класс
Программа составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного...