Рабочая программа по музыке УМК "Школа 2100" 2 класс
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования» / Музыка. Авторы: Усачёва В.О., Школяр Л.В. «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа», М: Баласс.
Цель программы: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихся музыкальную культуру, как часть всей их духовной культуры». Цель достигается решением трёх ведущих взаимосвязанных задач, реализующихся на основе развития музыкального восприятия учащихся.
Задачи программы:
«Первая педагогическая задача – формирование эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия. У школьника необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, пробуждать активное стремление к усвоению знаний, приобретению умений и навыков, желание слушать и исполнять музыку…
Вторая педагогическая задача – формирование осознанного отношения к музыке. Школьнику важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания, не только чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов, логику их развития…
Третья педагогическая задача – формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе её исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 уч. год на изучение данной программы выделено: 2 класс- 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_2_klass_b_shkola_2100_.docx | 67.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа №11
Утверждаю
Директор МОУ СОШ №11
___________Певцова О.Е.
«___»____________2014 г.
Рабочая программа
по музыке
(базовый уровень)
УМК «Школа 2100»
2 класс «Б»
2014-2015 учебный год
Составитель
учитель Дудник В.В.
г.Орехово-Зуево
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Музыка» ( Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы./Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2013.)
Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
- общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека, необходимо ,прежде всего, научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.
2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они
- музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
- учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.
3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.
4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.
5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов:
- создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике;
- используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.
Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.
2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
Уход от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания искусства, обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета – принципом возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.
К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.
2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям:
- Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).
- Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).
- Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).
- Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).
Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.
Предусмотрено, что в 3-м и 4-м классе школьники, осваивая музыкальную речь, выполняют свои индивидуальные проекты, связанные с восприятием природных и жизненных явлений: «утро жизни», «восход», «ночь», «характер человека» и прочее.
Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.
В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.
Учебник 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанных художниками-передвижниками.
Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).
В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача – постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное – приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.
Основное содержание программы
Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б.Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с ее неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, тетрадь для музыкальных записей, нотная хрестоматия, видео и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования.
Общими целями образования предмета «Музыка» являются - ориентация на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса.
Задачами образования являются - развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражение в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Широкий интегративный контекст программы «Музыка» (связи с предметами «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир») придает больший объем в восприятии и усвоения содержания программного материала. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов- классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности. Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, звучат не более 1-2 мин. для 1 классов, а для 2 классов - 2-3 минуты. В 3 и 4 классах слушание музыки занимает до 4-5 минут в зависимости от жанра музыкального произведения.
Содержание 2 класса раскрывает более глубоко музыкальную картину окружающего мира, рассказывается, какая роль играет музыка в жизни человека. Содержание уроков углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем как «Три кита в музыке»
- песня, танец, марш», «Основы музыкальной грамоты», «Что музыка может выражать». Весь учебно-воспитательный процесс на уроках пронизывает опыт музыкально-творческой деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства.
Тематика 2–4-го классов организована по триместрам. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.
Основные виды учебной деятельности младших школьников:
Слушание музыки
- опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение
- самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизаций.
Инструментальное музицирование
- коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение
- общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластический образ. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений
- театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игр-драматизаций. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных видов искусств.
2 класс
Всеобщее в жизни и музыке (9 часов)
Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость, как состояния природы, человека, искусства.
Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.
Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека
Музыка — искусство интонируемого смысла (7 часов)
Интонация как феномен человеческой речи и музыки.
Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.
Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».
Интонация — «звукокомплекс», выступающий, как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного.
«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 часов)
«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Развитие как становление художественной формы (8 часов)
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.
Музыкальный материал
«Чему учат в школе» В.Шаинский
«Гимн России», А.Александрова
Слушание «Моя Россия», Г.Струве
«Патриотическая песня», М.Глинка
«Полька», П.Чайковский
«Вальс», Прокофьев
«Сонная песенка» Р.Паулс
«Если б не было школ» В.Шаинский
«Веселые ребята» И.Дунаевский
«Физкультурный марш» И.Дунаевский
«Бравые солдаты» А.Филиппенко
«Осенняя песнь» П.И.Чайковского
«Итальянская полька» П.И.Чайковского
«Спящая красавица» П.И.Чайковского
«Скворушка прощается» Л.Бетховен
«Вальс-шутка» Д.Шостакович
«Музыкальная табакерка» Лядов
«Камаринская» М.И.Глинка
«Во поле береза стояла» русская народная песня
«Сурок» русская народная песня
«Шарманка» Л.Бетховена
Пьесы Д.Кабалевского
«Перепелочка» русская народная песня
«Три подружки» Д.Кабалевский
«Если добрый ты» Савельев
пьесы Д.Кабалевского.
«Петя и волк» С.Прокофьев
«Картинки с выставки» М.Мусоргский
«Носорог» И.Арсеева.
«Почему медведь зимой спит?» Книппер
«Кукушка» Л.-К.Дакена (арфа) М.Коваль
«Волк и семеро козлят»- прослушивание отрывков из оперы.
«Песня о папе» В.Шаинский
Колыбельные песни
«Четвертая симфония» П.Чайковский
«Вальс» из балета «Золушка» С.Прокофьев
«Камаринская» М.И.Глинка
«Реченька» Абрамов
«Выходили красны девицы», русская народная песня
«Евгений Онегин» П.И.Чайковский
«Неаполитанский танец» П.И.Чайковский
«Катерок» М.Минков
«Щелкунчик» П.И.Чайковский
«Кармен» Ж.Бизе
«Лебединое озеро» П.И.Чайковский
«Щелкунчик» П.И.Чайковский
«Спящая красавица» П.И.Чайковский
«Болезнь куклы» П.И.Чайковский
«Итальянская полька» Рахманинов
«Вместе весело шагать». В.Шаинский
«Веселая. Грустная» Л.Бетховен
«Калинка» И.П.Ларионов
«Это очень интересно» С.Никитин
«Неприятность эту мы переживем» Б.Савельев
«В гости» Д.Кабалевский
«Вечерняя сказка» А.Хачатурян
«Песня жаворонка» П.И.Чайковский
«Петя и волк» С.Прокофьев
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах предметная область «Искусство» включает учебный предмет «Музыка», на который отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: во 2 классе 34 часа в год.
Тематическое планирование 2 класс «Б».
№ | Класс | Разделы, темы | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | 2 | Всеобщее в жизни и музыке | 8 | 9 |
2 | Музыка — искусство интонируемого смысла | 10 | 7 | |
3 | «Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа | 10 | 10 | |
4 | Развитие как становление художественной формы | 6 (34 часа) | 8 (34 часа) | |
ИТОГО | 33 (34) 135 | 33 (34) 135 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Музыка».
Целенаправленная организация и планомерное формирование содержания музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся:
- реализация творческого потенциала;
- готовности выражать свое отношение к искусству;
- становлению эстетических идеалов и самосознания;
- позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой Родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Одним из результатов обучения предмета «Музыка» является осмысление и присвоение учащимися начальной школы системы ценностей:
Ценность добра - осознания себя как части мира, в котором люди соединены многочисленными связями, и осознания законов нравственной жизни.
Ценность общения - понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы - основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви к природе через тексты художественных и научных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности напевности и музыкальности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность духовной истинны - осознание ценности научного и духовного познания культуры человека.
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование позитивного отношения к семье, близким, уважения к старшим.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие целеустремленности, ответственности, самостоятельности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране, ее истории, языку, культуре, ее народу.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
-формирование личностного смысла постижения искусства и расширения ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.)
-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства
-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимания их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функция и ролей;
-умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
-развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; -общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественнообразного содержания музыкальных произведений в различных видов музыкальной и учебно-творческой деятельности;
-готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
-участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов.
Основные предметные требования к уровню подготовки учащихся начальной школы:
2 класс
- развитие у учащихся эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке духовной, классической и современной.
- понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония), жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл.
- накопление знаний о закономерностях музыкального искусства в музыкальном языке, об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности).
- развитие умений и навыков хорового пения (выработка унисона, кантилены, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение а капелла, пение хором, в ансамбле и др).
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально - ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах.
- включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных).
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
В результате изучения предмета музыка ученик начальной школы к окончанию
2 класса должен:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;
- участвовать в коллективном пении;
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающегося).
- выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония, концерт и др.);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС «Б»
№ п/п | № урока по теме | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
Всеобщее в жизни и музыке. Три кита в музыке – песня, танец, марш (9 часов) | |||||||
Композитор, исполнитель, слушатель. | Научиться применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности. | 01.09.14-06.09.14 | 04.09.14 | ||||
Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита») | Научиться выделять характерные интонационные музыкальные особенности. | 08.09.14-13.09.14 | 11.09.14 | ||||
Марш в жизни. Разнообразие маршей. | Научиться сравнивать музыкальные произведения разных жанров. | 15.09.14-20.09.14 | 18.09.14 | ||||
Признаки, отличающие разные марши. | Научиться ценить отечественные, народные музыкальные традиции. | 22.09.14-27.09.14 | 25.09.14 | ||||
Танец в жизни. Разнообразие танцев. | Научиться применить элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности. | 29.09.14-04.10.14 | 02.10.14 | ||||
Признаки, отличающие разные танцы. | Научиться опыту музыкально-творческой деятельности через слушание. | 13.10.14-18.10.14 | 16.10.14 | ||||
Песня – главный «кит» в музыке. Знакомство с понятием мелодия. | Определять характер, настроение, жанровую основу музыкальных произведений. | 20.10.14-25.10.14 | 23.10.14 | ||||
Музыкальная символика – гимн России. | Определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | 27.10.14-01.11.14 | 30.10.14 | ||||
«Киты» встречаются вместе. | Применить элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности. | 03.11.14-08.11.14 | 06.11.14 | ||||
Музыка-искусство интонируемого смысла. О чём говорит музыка ? (7 часов) | |||||||
Музыка выражает настроение и чувства. | Показать, что жизненные обстоятельства находят отклик в музыке. | 10.11.14-15.11.14 | 13.11.14 | ||||
Музыка выражает различные черты характера. | Выявлять различные по смыслу интонации; определять жизненную основу музыкальных интонаций. | 24.11.14-29.11.14 | 27.11.14 | ||||
Музыка создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей. | Определять различные по смыслу интонации, выявлять их сходство и различия. | 01.12.14-06.12.14 | 04.12.14 | ||||
Музыка изображает различные состояния и картины природы. | Выяснить, как музыка может изображать картины природы, различное состояние человека | 08.12.14-13.12.14 | 11.12.14 | ||||
Музыка изображает движение. | Выяснить, какие средства музыкальной выразительности могу передать движение в музыке. | 15.12.14-20.12.14 | 18.12.14 | ||||
Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. | Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение). | 22.12.14-27.12.14 | 25.12.14 | ||||
Обобщение по теме «О чём говорит музыка». | Определять общий характер музыки, выяснить, что она выражает и есть ли в ней какие-нибудь изобразительные моменты. | 29.12.14-03.01.15 | |||||
«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа. Куда ведут нас «Три кита»? (10 часов) | |||||||
Введение в тему «Три кита» ведут в большую музыку. | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. | 12.01.15-17.01.15 | 15.01.15 | ||||
Песня ведёт в оперу. | Выяснить, как получается опера. | 19.01.15-24.01.15 | 22.01.15 | ||||
Песня ведёт в симфонию. | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. | 26.01.15-31.01.15 | 29.01.15 | ||||
Песня ведёт в концерт. | Связывать характер музыки и характер ее исполнения. | 02.02.15-07.02.15 | 05.02.15 | ||||
Танец ведёт в балет. | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. | 09.02.15-14.02.15 | 12.02.15 | ||||
Марш ведёт в оперу. | Выяснить, как музыка передает шаг идущего человека. | 23.02.15-28.02.15 | 26.02.15 | ||||
Марш ведёт в балет. | Различать марши песенного характера и танцевального. | 02.03.15-07.03.15 | 05.03.15 | ||||
«Три кита» ведут в оперу. М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят». | Использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве. | 09.03.15-14.03.15 | 12.03.15 | ||||
Профессиональная музыка о родном крае. | Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов | 16.03.15-21.03.15 | 19.03.15 | ||||
Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита». | Анализировать музыкальные сочинения. | 23.03.15-28.03.15 | 26.03.15 | ||||
Развитие как становление художественной формы. Что такое музыкальная речь (8 часов) | |||||||
Какие бывают музыкальные звуки. Введение в тему. | Исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают. | 30.03.15-03.04.15 | 02.04.15 | ||||
Музыкальная речь – сочетание различных музыкальных звуков. | Находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности. | 13.04.15-18.04.15 | 16.04.15 | ||||
Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Одночастная форма. | Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы. | 20.04.15-25.04.15 | 23.04.15 | ||||
Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Двухчастная форма. | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения. | 27.04.15-02.05.15 | 30.05.15 | ||||
Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Трёхчастная форма. | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание. | 04.05.15-09.05.15 | 07.05.15 | ||||
Выразительные возможности русских народных инструментов. | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения. | 11.05.15-16.05.15 | 14.05.15 | ||||
Выразительные возможности инструментов симфонического .оркестра. | Научиться опыту музыкально-творческой деятельности через слушание. | 18.05.15-23.05.15 | 21.05.15 | ||||
Создание музыкальных образов. | Находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии, использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные признаки предмета и объединять их по общему признаку. | 25.05.15-30.05.15 | 28.05.15 |
Материально – техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол - во | |
Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция) | ||
Примерная программа основного общего образования по музыке Авторская программа по музыке В.О.Усачевой, Л.В.Школяр Хрестоматия с нотным материалом Сборники песен и хоров Учебники по музыке Творческие тетради Книги о музыке и музыкантах Справочные пособия, энциклопедии | Д Д Д Д К Д Ф | |
Печатные пособия | ||
Таблицы: признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных оркестрах, расположение партий в хоре Портреты композиторов и исполнителей Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы Дидактический раздаточный материал Карточки с признаками характера звучания Поэтические тексты песен | Д Д Д Д Д Д Ф Ф | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска (магнитная) с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок Интерактивная доска Мультимедийный проектор Компьютер | Д Д Д Д Д | |
Экранно–звуковые пособия | ||
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального образования по музыке Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения | Д Д Д | |
Учебно-практическое оборудование | ||
Музыкальные инструменты: Фортепиано народные инструменты (деревянные ложки) | Д Д |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
Для реализации цели и задач обучения по данной программе используется УМК по предмету «Музыка» издательства «Баласс».
УМК | Дидакт.пособия, не входящие в УМК | |||
№ | Содержание УМК | Автор(ы) | Название Год издания | Имеются у каждого уч-ся Автор, название, издательство |
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. Музыка. Рабочие программы 1 -4 классы. 2013 г. | ||||
1. | Учебник | В.О. Усачёва, Л.В. Школяр | Музыка. 2 класс. 2012 г. | |
2. | Раб.тетрадь | В.О. Усачёва, Л.В. Школяр | Рабочая тетрадь. 2 класс 2014 г. | |
3. | Электронные приложения | В.О. Усачёва, Л.В. Школяр | Электронное приложение к учебнику «Музыка 2 класс» | 1 |
Согласовано
Руководитель ШМО
___________Данилова Н.Б.
Протокол ШМО №
от «____» ___________ 2014г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________Артамонова Т.К.
«____» ______________ 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке ПНШ 1 класс
УМК "Перспективная начальная школа". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (по Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.)...
Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой
Рабочая программа по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....
Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по музыке составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по музыке М.:АСТ Астрель, 2009 г.,...
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"...
Рабочая программа по музыке для 1 класса программа "Гармония"
Представлена рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Гармония"...
Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе:- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...