Методика начального обучения детей хоровому пению
методическая разработка по музыке на тему
Методическая разработка к дополнительной образовательной программе хорового объединения «Орфей» для детей 7 – 9 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_2.docx | 26.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Современник»
Выборгского района Санкт-Петербурга
«МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ»
Методическая разработка
к дополнительной образовательной программе
хорового объединения «Орфей»
для детей 7 – 9 лет
Составитель - ФИРСОВА Татьяна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2013
Педагог, создающий хоровой коллектив, должен воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей жизни. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает хоровое пение. Занимаясь в коллективе, исполняя хоровые произведения, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, своё отношение к нему. Пение хором как активная исполнительская деятельность, как нельзя лучше способствует этому.
I. Возрастные особенности детей
У детей 7-8 лет достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения о содержании исполняемых произведений, способны оценить и своё пение и пение других участников хора. В этом возрасте появляется способность активного мышления, они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Их музыкальное восприятие интенсивно развивается, становится целенаправленным.
Дети могут самостоятельно определять характер музыки, смену темпов, смену направления движения мелодии, плавное ( поступенное) и скачкообразное понижение и повышение звуков, свободно различают звуки по высоте и длительности; у них укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация. Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определённый запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях в певческой деятельности каждого ребёнка.
В занятиях хоровым пением с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности каждого ребёнка. Голосовые мышцы у детей ещё не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счёт напряжения краёв связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса , отрицательно влияет на выразительность исполнения.
Надо учить детей петь не напрягаясь , естественным звуком , - только в этом случае у них разовьётся правильное певческое звучание , в голосе появится напевность , он станет терпким и звонким.
II. Певческое дыхание
Огромную роль в правильном звукообразовании играет певческое дыхание. У детей данного возраста увеличивается объём лёгких , дыхание становится более глубоким, что позволяет педагогу использовать в работе произведения с более протяжёнными музыкальными фразами.
Процесс обучения пению надо начинать с постановки правильного дыхания. Специфичность певческого дыхания состоит в том, что помимо вдоха и выдох, в нём имеется третья фаза – задержка воздуха после вдоха. При этом выдох происходит во много раз медленнее вдоха, так как в этот момент осуществляется процесс пения. Первый момент дыхания – вдох. Он осуществляется следующим образом: расслабляется диафрагма, расширяется нижняя часть грудной клетки , которая заполняется воздухом. Чтобы это произошло, детям нужно объяснить, что стоять нужно в правильной певческой позиции - плечи свободно опущены, шейные мышцы не напряжены , положение головы - естественное , корпус выпрямлен , вдох происходит через нос или через нос и рот. При пении сидя , надо соблюдать те же принципы , обращая особое внимание на положение ног ( они не должны быть скрещены ) и тела ( нельзя расслабляться и прислоняться к спинке стула). Очень важно , чтобы вдох по продолжительности соответствовал темпу исполняемого произведения , т.к. у детей этого возраста наблюдается замедленная реакция. Но нельзя допускать и слишком глубокий вдох, т.к. он вызывает упругость мускулов и отрицательно сказывается на пении.
Второй момент - задержка воздуха. Она особенно важна, так как в этот момент ребёнок готовится к началу звукоизвлечения, то есть пения. При задержке воздуха голосовой аппарат приводится в состояние готовности. к атаке звука. Приостановка вдоха всеми певцами обеспечивает их одновременное вступление по руке дирижёра.
Третий момент - выдох. Он происходит следующим образом: задержанный и опирающийся на диафрагму воздух проходит через голосовой аппарат, приводит в колебание голосовые связки и отводит звук в резонаторы, при этом мускулы диафрагмы играют главную роль, так как контролируют расходование запаса воздуха.
Навык правильного певческого дыхания вырабатывается не сразу, поэтому необходимо применять специальные упражнения по овладении этим навыком.
Упражнение №1.
- По жесту дирижёра хористы делают вдох, задерживают дыхание, затем делают выдох без пения на согласную «с».
- По руке дирижёра хористы поют заданный звук, чередуя очень медленный вдох с очень быстрым. Каждый выдох при этом должен иметь одинаковую продолжительность. Цель упражнения - точная реакция на дирижёрский жест.
- Исходя из начальной динамики «пиано», хористы выполняют крещендо и диминуэндо, меняя напряжение воздушного потока. Комбинации могут быть разные .
III. Развитие основных певческих навыков
В работе с детьми этого возраста большое внимание уделяется распеванию, то есть разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистой интонации и расширению диапазона голоса. Тембр голоса у детей очень неровен, что особенно проявляется при пении различных гласных. Систематическое использование
маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного пения. Например, в работе над дыханием, напевностью, протяжённостью звука помогут русские народные песни «У кота Воркота», «Поёт, поёт соловушка, «Дождик, лей на крылечко», «Как под нами ворота» и др. В дальнейшем процессе на все семь ступеней можно выбрать слоги «ба-бэ-би-бо-бу» и петь их и в быстром и в медленном темпе.
Таким образом, при исполнении подобных упражнений создаётся эмоциональная атмосфера, способствующая тому, что голоса у детей начинают звучать. Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам. Этот приём даёт возможность услышать, кто поёт правильно, а кто – нет, позволяет проверить активность каждого ребёнка, заставляет каждого участника хора следить за пением своего соседа, а также закрепляет навык правильного дыхания.
Одна из сложных задач - пение a capella. Первоначальные навыки пения без сопровождения ребёнок приобретает на русских народных песнях, например, «Во сыром бору тропина», «Во кузнице», «Ходила младёшенька» и др. Их исполнение формирует у хористов более устойчивый ладотональный слух. Эффективен следующий приём: педагог играть музыкальное вступление и, когда дети запоют, перестаёт играть . Если они ошибаются, педагог поддерживает их голосом, а в конце песни возобновляет сопровождение, проверяя точность попадания в тональность. Такая работа приучает детей слушать себя, свих ближайших «соседей», оценивая качество исполнения.При этом попутно у них развивается устойчивый навык точного интонирования в самостоятельной музыкальной деятельности.
Перед разучиванием произведения необходимо провести с детьми краткую беседу. Это поможет им осознать содержание, вызвать определённое отношение к музыке, соответствующее настроение. Стремиться раскрыть художественный образ каждого произведения, добиться того, чтобы оно увлекло детей, - важнейшая задача руководителя. Эмоционально исполненная песня - залог того, что полюбят её, будут петь охотно и выразительно, так как только чистое интонирование правдивое, художественно-выразительное исполнение способствуют эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических эмоций.
Возникающие в сознании ребёнка художественные образы вызывают естественное, ненапряжённое пение. Когда песня звучит интонационно чисто, создаётся особое настроение, помогающее внимательнее прислушиваться к мелодии.
Для развития у детей звуковысотного слуха применяются музыкально-дидактические игры.
Пример 1. «Музыкальное эхо» - для развития музыкального слу ха и чистоты интонации, «Учёный кузнечик» - для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники. Для развития ладотонального чувства предлагается использовать небольшие мелодии, где есть вводный тон. Последний звук ( тоника) не доигрывается, детям предлагается его спеть. Мелодия «Птички на проводе» - одна из таких мелодий, позволяющих активно развивать слуховое внимание и музыкальную память.
Пример 2. «Бубенчики» - для сопоставления трёх звуков, различных по высоте, «Сколько нас поёт» - для развития гармонического слуха.
Для закрепления представления детей о ритмических соотношениях звуков, умения точно воспроизвести заданный ритм, используется музыкальная игра «Теремок». Игра начинается словами: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, Вот по полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит». Педагог простукивает молоточком ритмические рисунки для мышки, зайки, медведя. Повторяя эту игру на следующих занятиях, дети вспоминают ритмические рисунки этих зверей и прохлопывают их.
IV. Методика работы над произведением
Для успешного решения программных задач этого периода обучения необходимо тщательно продумывать содержание, методы и приёмы каждого занятия, планировать не только разучивание песни, закрепление повторение ранее пройденной, но определять круг конкретных упражнения на развитие музыкального слуха и голоса.
В качестве образца методики работы над произведением рассмотрим процесс разучивания песни «Скворушка прощается» (муз. Т Попатенко, сл. М.Ивенян).
Планируя разучивание этой песни, хормейстер намечает следующие упражнения на развитие музыкального голоса и слуха, необходимын для работы над данной конкретной песней.
На первом занятии.
Развитие музыкального слуха.
Формировать у детей устойчивый ладотональный слух в тональности ми мажор и ми минор. Попевка-упражнение «Музыкальное эхо». Упражнять в чистом пропевании на слог «ля», повторяя мелодию педагогом, точно выполняя ритмический рисунок.
Распевание.
Для последовательного расширения диапазона, напевности, протяжённости звука, для ощущения минорного лада предложить детям спеть русскую народную песню «Не летай соловей». Петь её чисто, в умеренном темпе, напевно.
Разучивание песни.
Провести беседу о содержании песни, объяснить непонятные выражения, обратить внимание на грустный характер мелодии. Раскрыть структуру (форму) песни: музыкальное вступление, запев, припев, заключение. Разучивать первый куплет, контролируя правильность интонирования мелодии.
На втором занятии
Развитие музыкального слуха.
Упражнение на I II III, III II I
Продолжать закрепление устойчивой ладотональной настройки в тональностях ми мажор и ми минор. Ввести музыкальную игру «Музыкальное эхо». Предложить чисто интонирующим детям начинать упражнение, а остальным повторять его. Следить за сохранением чистой интонации, исправлять нечистое интонирование.
Распевание.
Для точного выпевания скачка в мелодии на сексту вверх предложить детям «Эхо» Тиличеевой. Прослушать песню, определить высокий и низкий звуки. Предложить исполнить песню «Не летай соловей», чисто интонируя секунды. Добиваться правильного произношения слов, - одновременно вступления по руке дирижёра, правильного дыхания. Транспонировать песню по полутонам вверх.
Разучивание песни.
Предложить детям высказаться о песне. Определить характер, различать вступление, запев, припев и заключение. Добиваться, чтобы дети начинали петь точно после вступления по руке дирижёра. Обратить внимание на различие мелодий во второй и четвёртой фразах. Работать над чистым интонированием скачка на сексту вверх (ми1 – до2) и квинту вниз (си1 – ми1). Следить за точным исполнением ритма «четверть, слигованная с восьмой», правильным произношением гласных в словах «скворушка», «пожелтел», «солнце», «вешнее», «прощается» и т.д.
На третьем занятии
Развитие музыкальногослуха.
Песня « Не летай соловей».
Простучать ритм. Добиться его правильного повторения детьми. Добиваться выразительного, напевного исполнения. Каждую фразу , удерживая дыхание до её окончания. Выполнять логические ударения в словах. Сохранять умеренный темп.
Упражнение на I II III, III II I
Распевание
Пение песни «Эхо» Е.Тиличеевой. Предложить детям сравнивать звуки по
высоте, определяя на слух высокие и низкие. Добиваться точного интонирования скачков на сексту вверх, следить за правильностью дыхания по фразам.
Разучивание песни.
Продолжать разучивать песню: добиваться чистого интонирования, ясного произношения слов. Работать над напевностью звука. Учить петь по дирижёрскому жесту. Следить за удерживанием чистоты интонации на повторяющихся звуках «фа» и «ля». Учить брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, выполнять смысловые ударения в соответствии с текстом песни.
На четвёртом занятии
Развитие музыкального слуха.
Упражнение I II III, III II I
Песня «Не летай соловей»: повторить и простучать ритм песни. При пении не напрягать звук. Стараться петь без сопровождения напевно, не спеша, с помощью педагога петь в разных тональностях. Обращать внимание на чёткость произношения текста. Исправлять ошибки в интонировании.
Распевание
Исполнять песню «Эхо», чисто интонируя мелодию. Петь напевно, выразительно.
Разучивание песни.
Продолжать разучивать песню. Петь ласково, напевно, в умеренном темпе, выразительно. Выполнять динамические оттенки, не форсируя звук.
На пятом занятии
Развитие музыкального слуха.
Упражнение на скачок в мелодии ( м3 и б3). Предложить детям пропеть их без музыкального сопровождения ( тон – с голоса педагога). Пение ступеней: I, II, III, IV, V, - по одному, группой, хором.
Распевание.
Для точного интонирования большой секунды и скачка в мелодии на квинту вверх предложить детям русскую народную прибаутку «Лиса по лесу ходила». Учить петь не спеша, тщательно выпевая каждый звук. С этой же целью, - добиться напевного, кантиленного звучания голоса, правильного формирования дыхания, точного пропевания кварты - использовать русскую народную песню «Соловей соловушка». Упражнять в умении чисто интонировать мелодию, удерживая дыхание до конца музыкальной фразы
Разучивание.
Учить детей петь с музыкальным сопровождением без помощи педагога: начинать по руке дирижёра петь сразу после вступления, чисто интонировать, чётко произносить слова, выполняя все динамические оттенки. Предложить спеть всем вместе без музыкального сопровождения.
На шестом занятии
Развитие музыкального слуха.
Пение упражнений от II до V ступени вверх и вниз в мажоре и в миноре, по одному или группой. Использовать песни-упражнения, например: «Поёт, поёт соловушка», «Пастушья песня и другие. Эти упражнения развивают активность слухового внимания, музыкальную память
Распевание.
Повторить русскую народную прибаутку «Лиса по лесу ходила». Добиваться чистого игтонирования мелодии, умения брпать дыхание по руке дирижёра между музыкальными фразами, чётко выговаривать слова, делая логические ударения. Транспонировать мелодию по полутонам вверх.При исполнении песни-упражнения «Соловей, соловушка» обращать внимание на правильное произношение гласных; учить выполнять логические ударения в словах, чисто выпевая кварты, точно попадая на звук «до», петь напевно,
Разучивание песни.
Закрепление песни «Скворушка возвращается». Побеседовать с детьми о песне. Предложить спеть по фразам, затем всем вместе, стоя, добиваясь выразительного исполнения. Использовать такой приём как оценка детьми собственного пения и пения товарищей.
+ + +
В работе по начальному обучению детей пению большое значение имеет повторение пройденного материала. Это способствует выработке навыков чистого пения, развивает музыкальную память, помогает закреплению певческих навыков. Повтор имеет большое значение не только для прочного удержания в памяти слуховых и мышечных ощущений, но и для упражнения соответствующих вокальных мышц, способствует выразительности исполнения. Кроме того, знакомые и выученные песни удобно использовать для работы над пением без сопровождения, что помогает развить точную вокальную интонацию. Попутно у детей накапливается целый ряд любимых песен, которые с успехом могут быть использованы ими в своей будущей самостоятельной деятельности.
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей хоровому пению расширяет кругозор каждого ребёнка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно сказывается на общем развитии ребёнка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов А.И. Дирижёр-хормейстер. – Л., 1976.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1983.
3. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. – Л., 1980
4. Вопросы вокально-хорового развития школьников: интонация и строй. – Л., 1977.
5. Дмитриевский Г. Хороведение и управление хором. – М.,1948.
6. Краснощёков В. Вопросы хороведения. – М., 1968
7. Кулаковский Л.О. О русском народном многоголосии. – Л., 1951.
8. Ловшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной школе. – М.,1957
9. Работа в хоре. Методика, опыт. – М., 1977.
10. Соколов В.Г. Работа с хором. – М., 1964
11. Чесноков П.Г. Хор и управление им. – М., 1952.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ КРУЖКА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ", К УРОКАМ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В презентации рассказывается о необходимости бережного отношения к голосовому аппарату, правила охраны голоса....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»Автор: Е.В. Жарова музыкально-хоровая школа «Радость»...
Методика исследовательского обучения детей младшего школьного возраста.
Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития – основа исследовательс...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Хоровое пение» (срок обучения 5 лет)
Программа учебного предмета «Хоровое пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искус...
ПРИОБЩЕНИЕ К ХОРОВОМУ ПЕНИЮ КАК ПУТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассматриваются вопросы эстетического воспитания учащихся начальных классов путем приобщения к хоровому пению на занятиях внеурочной деятельности....
Мастер – класс по хоровому пению: «Применение здоровьесберегающих технологий, на занятиях по хоровому пению»
Мастер – класс по хоровому пению: «Применение здоровьесберегающих технологий, на занятиях по хоровому пению» Описание: Дыхательная разминка, артикуляционные упражнения, распевание, и...
Использование дополнительных методик в обучении детей с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.
Как показывает практика, традиционные методики обучения детей со сложной структурой дефекта часто не дают высокого коэффициента полезного действия. В статье рассмотрен ряд методик, которые могут в той...