«Методика проведения урока специальности на гитаре»
учебно-методический материал по музыке на тему
Главное содержание урока - работа педагога с учеником над музыкальным произведением. В процессе этой работы у ученика формируются общие основы исполнительского мастерства. Помимо прохождения репертуара, от урока к уроку необходимо систематически заниматься работой над соответствующим инструктивным материалом, на котором специально шлифуется исполнительская техника. Заметная часть времени урока должна отводиться развитию навыков чтения с листа, ознакомлению с пьесами. От навыков, привитых ученику на уроке, зависит и продуктивность его самостоятельной работы, поэтому урок нужно строить так, чтобы домашняя работа стала продолжением классной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Методика проведения урока специальности на гитаре» | 49.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское городское муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Методическое сообщение на тему:
«Методика проведения урока специальности на гитаре»
Преподаватель отделения
народных инструментов
НГ МБОУ ДОД «ДШИ»
Ромашов В.Н.
г.Нефтеюганск
2014
Содержание
Введение………………………………………………………..……….1
1. Планирование и структура урока……………………….….………2
2. Материал урока ………………………………………….….………3
3. Методы ведения урока……………………………………...……….5
4. Подготовка педагога к уроку……………………………….………8
5. Организация домашней работы ученика……………………….….9
6. Заключение…………………………………………………….…….14
Список литературы…………………………………………………….18
Введение
Реализация всего многогранного плана, задач воспитания и обучения ученика протекает в основном во время занятий в классе - на уроке. Во время урока педагог дает ученику знания, а также воспитывает будущего музыканта. Каждый урок должен быть тесно связанным с предыдущим и последующим, направлен на планомерное музыкально-исполнительское и идейно-художественное развитие ученика. Регулярность проведения уроков приучает ученика постоянно работать над собой и систематически выполнять домашние задания. Общее назначение урока состоит в том, чтобы проверить, как работает ученик, подытожить его достижения, выявить и исправить его ошибки и дать соответствующие указания и материал для дальнейшей работы.
От искусства педагога зависит создание рабочего настроения, сочетание всех интересных элементов в одном уроке. Длительная работа над одним из каких-то элементов приводит к ослаблению внимания, а вслед за этим снижает результативность. Слово “устал” не должно фигурировать на занятиях. Мерилом усталости должна быть не физическая усталость, а потеря внимания. Как только заметите, что внимание снизилось, значит пора переводить занятия и внимание на другой объект.
Главное содержание урока - работа педагога с учеником над музыкальным произведением. В процессе этой работы у ученика формируются общие основы исполнительского мастерства. Помимо прохождения репертуара, от урока к уроку необходимо систематически заниматься работой над соответствующим инструктивным материалом, на котором специально шлифуется исполнительская техника. Заметная часть времени урока должна отводиться развитию навыков чтения с листа, ознакомлению с пьесами. От навыков, привитых ученику на уроке, зависит и продуктивность его самостоятельной работы, поэтому урок нужно строить так, чтобы домашняя работа стала продолжением классной.
1. Планирование и структура урока
Четкое планирование делает урок целенаправленным, освобождает педагога от разбросанности и главное, - дает возможность рационально использовать каждую минуту рабочего времени.
Планирование очередного урока должно полностью базироваться на подведенных итогах предыдущего; только учитывая его плюсы и минусы, педагог может планировать последующий. При этом он отмечает себе, на какие стороны развития ученика необходимо обратить особое внимание, какой дополнительный художественный и технический материал необходимо ввести. Помимо записей в дневнике ученика педагогу полезно вести собственные методические записи.
Урок начинается с проверки сделанного дома. Как правило, надо прослушать до конца пьесу или этюд, не прерывая его игры. Целостное прослушивание заданного материала дает возможность составить более ясное представление о проделанной домашней работе за время после предыдущего урока. Во-вторых, психологически настраиваясь на то, что необходимо играть без остановок, ученик привыкает концентрировать свои силы и внимание на этой задаче и тем самым воспитывать в себе важные исполнительские эстрадные качества. В-третьих, прослушать подготовленное задание без замечаний необходимо для того, чтобы заметить и запомнить особенности игры ученика, указать на ее главные достоинства и недостатки, а также как правильно построить домашнюю работу. Не прослушав всего заданного материала можно допустить методическую ошибку начать исправлять второстепенные дефекты, в то время как принципиальные недостатки остаются без внимания. Разумеется, что прослушивание всего материала имеет смысл тогда, когда урок выучен старательно и ученик не допускает грубых ошибок в нотном тексте. Также, в зависимости от того, в какой стадии находится разбор или разучивание пьесы, можно ограничиться прослушиванием части ее или сложных для исполнения эпизодов. Оценочная характеристика должна быть лаконичной, но всесторонней, включая в себе как негативные, так и позитивные стороны игры.
На основании выводов, сделанных во время проверки задания, педагог приступает к главной, наиболее емкой по времени части урока - работе над музыкальным произведением и над связанными с ним техническими навыками. Во время повторного проигрывания пьес педагог тщательно исправляет допущенные учеником ошибки и малейшие недостатки его игры. Необходимо всегда суметь раскрыть ученику новые
стороны и задачи в работе над художественным образом, показать перспективы работы над выявлением содержания музыкального произведения, над овладением техническими средствами, которые раскрывают это содержание. При этом не следует загружать внимание ученика множеством замечаний. Необходимо, прежде всего, обращать внимание ученика на самое главное - на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые ошибки. Лишь постепенно, на следующих занятиях педагог переходит к менее существенным частностям и второстепенным деталям. Именно здесь, во второй части урока осуществляется процесс обучения, процесс познания учеником нового, еще неизвестного ему вчера. Поэтому педагог должен проводить ее с полной мобилизацией своих творческих сил и максимальной методической и художественной активностью.
Важное значение имеет и третья, короткая часть урока, во время которой происходит знакомство с новым материалом, дается задание на следующий урок. Разбор пьесы или этюда начинают с просмотра нот, выяснения наиболее характерных особенностей данной музыки. Только после этого можно позволить ученику играть ее на инструменте. В этой же части урока педагог суммирует все сделанное, конкретно формулирует новое задание. Педагог должен быть уверенным, что ученик ясно представляет себе не только объем материала, но и характер работы над ним. Для этого полезно в конце урока задать ученику соответствующие вопросы. Этой цели служат и записи в дневнике. Учитывая большое воспитательное значение оценки педагог должен быть уверен, что ученик понимает, почему он получил тот или иной балл.
2. Материал урока
Основным материалом урока является: 1) художественный материал; 2) этюды; 3) упражнения и гаммы. Работа над репертуаром, над раскрытием идейного и образного содержания музыкального произведения, над совершенствованием его исполнительского воплощения. Это должно всегда занимать центральное, наиболее емкое место в классных занятиях. Необходимо помнить, что работа над пьесой - это, прежде всего воспитание мышления и исполнительских навыков у учеников, что ее нельзя сводить к простому “натаскиванию”. Очень важно привить ученику умение
предварительно обдумать, мысленно охватить всю пьесу. Перед тем как сыграть пьесу, он должен пропеть внутренним слухом несколько первых тактов, взять мысленно нужный темп, мобилизовать свое внимание и волю для решения творческой задачи. “Студенту не следует думать, что цель достигнута, если сыграны все поты. В действительности это только начало, - предостерегал С, В. Рахманинов. Необходимо сделать произведение частью самого себя. Каждая нота должна пробуждать в исполнителе своего рода музыкальное осознание истинной художественной миссии”.
Однако изучение художественного репертуара еще не обеспечивает полного овладения техникой исполнения. Отдельной работы требуют, прежде всего, типовые технические формулы, которые содержат в себе наиболее характерные элементы фактуры гитарных пьес, а также - гаммы, различные арпеджио, штрихи, упражнения на смену позиций и мн. др.
Работа над этюдами направлена на изучение и закрепление исполнительских приемов, различных видов техники. В отличие от упражнений, они в большинстве своем, содержат художественные элементы. Во время изучения этюдов вырабатывается и конкретизируется мышечное ощущение технического приема, которое, благодаря известной эмоциональной окраске, надолго запоминается и закрепляется в исполнительском аппарате.
Помимо основного учебного материала на уроке необходимо уделять внимание и таким видам работы, как читка с листа, игра по слуху, аккомпанемент, элементы импровизации.
Естественно, возникает вопрос о последовательности работы над учебным материалом. С чего целесообразнее начать урок - с упражнений, этюдов, гамм или художественного репертуара?
Одной из наиболее характерных ошибок молодых педагогов является неумение рационально спланировать время и отсюда - однообразная схематичность урока. Как обычно, они начинают каждый урок с “разыгрывания” на инструктивном материале, “засыпают” ученика замечаниями. Ученик, еще до урока, уже представляет - с чего он начнется и какой пьесой закончится (если, естественно, на нее останется время). Подобная “трафаретность” ведения урока притупляет внимание ученика, и самое главное - резко снижает творческий настрой, неповторимую атмосферу урока.
Поэтому, наиболее разумно варьировать порядок работы над учебным материалом, что позволяет приучить ученика быстро применяться к обстоятельствам. Обычно полезно вначале поработать над тем, что особенно важно на данном этапе или над самой сложной частью домашнего задания, поскольку она требует наибольшей затраты времени и энергии ученика. Чтению нот и игре гамм можно уделить время в середине урока, чтобы освежить внимание ученика.
Педагогу необходимо искать и применять различные варианты проведения урока и приучать к этой “вариантности” ученика и в домашней работе. Это позволяет ученику наиболее продуктивно использовать время работы с инструментом дома.
3. Методы ведения урока
При всем многообразии методов ведения урока, основные из них - метод словесного объяснения и показ на инструменте.
Опытные педагоги всегда добиваются, чтобы ход урока был для ученика прообразом самостоятельной работы. В связи с этим они и в процессе классных занятий стараются систематически воспитывать умение мыслить и пробуждать инициативу учащегося - два качества, лежащих в основе воспитания трудовых навыков. Ставя конкретное музыкально-исполнительское задание, педагог должен, прежде всего, позаботиться о том, чтобы ученик понял цель задания и ясно представил пути достижения этой цели.
Пояснение педагога ценны, если имеют конкретный характер и вместе с тем, - имеют элементы обобщения. Говоря о музыке, педагог должен говорить как можно образнее, поэтичнее и увлекательнее. Словесные пояснения и образные сравнения должны быть близки и понятны ученику. Важно, поэтому, делая их, учитывать возраст учащихся, их знания, интересы.
Словесные пояснения можно разделить на три вида: 1) предварительные указания;
2) текущие замечания; 3) поправочные остановки.
Предварительные указания даются в форме инструктажа относительно исполнения всего произведения или наиболее сложных эпизодов его. Сначала необходимо объяснить главное и принципиальное, потом, по мере освоения наиболее важного, постепенно раскрывать задание шире и детальнее.
Текущие замечания должны быть очень короткими и своевременными (“упреждающими”), чтобы ученик, не останавливая игры, успевал их понять и выполнить. Текущие замечания во время игры можно делать и в форме жестов, - дирижерским жестом указывать ученику ускорение, замедление, нюансировку, акцентуацию и мн. др. Многие педагоги используют метод пропевания, причем - выразительного.
Применяя прием поправочной остановки, в случае, когда ученик допускает крупную ошибку, нужно помнить, что ошибки бывают случайные и “застарелые”. Исправлять ошибку в этом случае нужно путем повторения данного места, добиваясь каждый раз улучшения исполнения. С успехом применяется для этого также показ на инструменте.
При работе с учеником важно касаться вопросов стиля композитора. Подвинутых учащихся следует знакомить с материалами, раскрывающими художественные воззрения автора, эпоху, в которую было создано сочинение и т. п. Проблема стиля имеет потому такое значение, что она дает ученику ключ для решения многих вопросов интерпретации. Раскрывая во время работы над каким-либо произведением наиболее существенные черты творчества композитора, педагог помогает ученику впоследствии решать аналогичные задачи в других произведениях того же автора.
Все пояснения, которые касаются содержания музыки, специфики гитарного исполнения и методов домашней работы, должны быть дополнены и подкреплены соответствующей демонстрацией на инструменте. Проигрывать ученику сочинение важно потому, что содержание любого, даже самого простого, произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом. Яркое, мастерское исполнение педагогом произведения оказывает наилучшее воздействие на ученика. Высококачественный показ педагога должен предназначаться не для копирования, а для развития музыкальной фантазии и творческой инициативы ученика.
В противном случае, из-за недостаточного исполнительского умения педагога выявляется целый ряд недочетов преподавания, недопустимых в педагогической практике. “Неиграющий” педагог не только не сможет показать ученику, как нужно играть, но и будет уходить от разнообразного репертуара, поскольку сам его плохо знает. Вследствие этого количество пьес сужается, и развитие ребенка тормозится. Такой педагог не замечает и трудностей, которые возникают в процессе работы над произведением, не может помочь ученику, когда тот забывает текст, штрих или аппликатуру.
Особенно важно проигрывание педагогом произведения в младших классах ДШИ. Это часто приносит большую пользу, т. к. ребенку иногда трудно разобраться в некоторых сочинениях, а изучение их без предварительного ознакомления протекает медленно и вяло. Наряду с исполнением произведения целиком, педагог часто играет его фрагментарно, - в отрывках. Это особенно полезно в процессе работы с учениками средних и старших классов.
Нередко случается, что игра ученика со временем не улучшается, хотя педагог на предыдущем уроке все объяснил и показал, а ученик старательно занимался. Это бывает тогда, когда на уроке требования педагога не закрепляются практически. Чтобы усвоить объясненный и показанный прием и правильно работать над ним дома, ученик должен не только понять слова и исполнение педагога, но и выполнить его главные указания тут же, на уроке. Поэтому значительную часть урока целесообразно посвящать разъяснению наиболее рациональных способов самостоятельной работы и анализу основных трудностей.
Необходимо также убедить ученика в целесообразности, необходимости позаниматься на инструменте в тот же день после урока, что позволяет сразу же “закрепить” новое задание. Ведь, в любом случае, если ученик возьмет в руки инструмент на второй-третий день после урока - некоторые из требований и объяснений педагога уже забудутся.
Иногда нужно некоторые уроки целиком посвящать одному какому-нибудь виду работы - подаче новых знаний, вопросам трактовки, работе над техническим материалом, штрихам и т. д. Однако такие уроки можно проводить лишь изредка, как эпизодичные, вызванные индивидуальным развитием ученика.
В старших классах ДШИ не обязательно (часто - и не возможно) работать на уроке над всем материалом, который подготовил учащийся. Педагог останавливается лишь на отдельных частях произведения, которые не удается гитаристу и требует наибольших затрат энергии и времени для овладения ими. Такой метод - расчленения произведения и отработка на уроке важнейших его частей приносит несомненную пользу на среднем этапе работы над произведением.
И на уроке, и дома ученик должен работать над вспомогательными упражнениями и этюдами, которые помогают освоить технический прием, встречающийся в художественном произведении. Все эти методы ведения урока воспитывают у ученика умение выявлять главные и второстепенные задачи в исполнении произведения, приучают анализировать трудности и причины неудач в игре, развивают собственный слуховой контроль.
Успех и продуктивность работы ученика в большой мере зависит от требовательности педагога во время урока. Требования к ученику должны быть всегда последовательными и конструктивными. Вместе с констатацией неудач и причин, их породивших, педагог должен отметить удачи и “находки” ученика. “Педагог должен “давать” столько, сколько человек способен воспринять. Поэтому урок не может быть насыщен содержанием более чем это приемлемо для внимания и успешных самостоятельных занятий в промежутке времени между уроками” - говорил об этом Л. Николаев (“Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепьянном искусстве”. М., “Музыка”, 1966 г. стр. 126).
Кроме того, многое зависит от творческого состояния педагога, которое характеризуется высшей степенью увлеченности процессом занятий и максимальной концентрацией на нем внимания. Активность педагога, его эмоциональный подъем поневоле “зажигает” ученика и этим создает настоящую творческую атмосферу урока.
4. Подготовка педагога к уроку
Для успешного проведения урока необходима тщательная подготовка, которая состоит: 1) в планировании методики будущего занятия; 2) в изучении репертуара ученика, умения его хорошо играть. Педагог должен хорошо понимать цель каждого урока, его связь с предыдущим и будущим уроками. Подготовка к уроку зависит, прежде всего, от индивидуального плана. В соответствии с ним педагог намечает, над чем и как работать на уроке. Обдумывание плана будущего урока желательно делать сразу же после анализа предыдущего. В некоторых случаях полезно наметить конкретный план урока, пути исправления каких-либо заранее известных недостатков исполнения, способы работы над ними и другими трудными местами в произведении.
Конечно, конкретная обстановка урока часто вносит изменения в намеченный план и педагогу приходится на ходу вносить коррективы в свои предыдущие намерения. Эта “импровизационность” не является чем-то совершенно противоположным плану, а лишь умением педагога гибко его осуществлять, применяясь к конкретным условиям работы.
В репертуаре гитаристов значительное место занимают переложения фортепьянных, скрипичных и других инструментальных пьес. Поэтому, при малейшем сомнении в качестве переложения, педагогу необходимо внимательно сверить его с оригиналом. Но чтобы разобраться в этом, педагог сам должен иметь высокую музыкальную культуру, уметь делать переложения. Часто в “не авторитетных” переложениях и редакциях встречаются ошибки, пропуски голосов, или наоборот, - фактура неоправданно перегружена. В некоторых случаях педагогу приходится из-за этого делать свое переложение или редакцию.
Вторая сторона подготовки к уроку также имеет важное значение. Педагог должен знать произведение из учебного плана ученика не только в общих чертах, а и во всех подробностях. Особенно хорошо ему необходимо знать и уметь исполнять тяжелые места пьесы и знать способы работы над ними. Необходимо детально ознакомиться с различными редакциями данного произведения, с различными трактовками, штриховыми и аппликатурными вариантами, которые можно использовать во время работы.
5. Организация домашней работы ученика
Профессиональное обучение музыканта осуществляется главным образом в рамках двух форм учебно-тренировочной работы: классных уроков под руководством педагога и самостоятельных домашних занятий. Успех в обучении в решающей степени зависит от того, как тесно взаимодействуют обе формы работы, насколько активно они поддерживают и стимулируют друг друга. Урок способен стать эффективным средством обучения только с интенсивной домашней работой ученика. С другой стороны, успех домашней работы определяется содержанием урока, умением педагога правильно подготовить учащегося к самостоятельной деятельности.
Работа с педагогом в классе составляет сравнительно небольшую часть общего времени занятий на инструменте (два часа в неделю). Основная его часть приходится на самостоятельные занятия. Классная работа носит временный характер (закончив учебное заведение молодой музыкант прощается с классом), домашняя же работа остается с музыкантом на всю его исполнительскую жизнь. Задача классной работы заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельному творческому труду. Следовательно, организация, направление и контролирование домашних занятий ученика является важнейшей задачей педагога-музыканта.
Решая эту задачу, педагог должен, прежде всего, позаботиться о том, чтобы воспитать своего ученика в духе трудолюбия, приучить его к ежедневному напряженному труду. Ученику важно понять, что систематический труд есть обязательное и главное условие овладения исполнительским мастерством. Как ни странно, но эта очевидная истина осознается далеко не всеми молодыми музыкантами. Одни видят секрет успехов только в музыкальной одаренности. Другие занимаются лишь по настроению и большую часть времени проводят в бездействии, ожидая прихода “вдохновения”. Третьи погружаются в поиски исполнительских “секретов”: по их мнению, человеку, овладевшему этими секретами, систематически трудиться не нужно. Все эти представления, разумеется, несостоятельны. Секрет успехов в музыке может познать лишь тот, кто познает секрет трудолюбия. Возможности же творческого труда практически безграничны. Об этом свидетельствуют и данные современной физиологии. Исследования ученых показали удивительную пластичность нервной системы человека, раскрывающую почти безграничные возможности для развития его музыкальных способностей. Они подтвердили, что повышенная склонность к труду является важнейшим признаком музыкальной одаренности. Настоящий талант в музыке - это одержимость, страсть, проявляющиеся в любви к инструменту, в неизменной потребности совершенствоваться, трудиться.
Эффективность труда музыканта резко возрастает в обстановке увлеченности своим делом. “Будьте страстны в своей работе”, - учил великий И. П. Павлов. Вместе с тем увлеченность и вдохновение проявляются в процессе постоянного и напряженного труда. Ученик должен трудиться систематически, не поддаваясь временным настроениям, но подчиняясь строгой самодисциплине. Хорошо известно высказывание об этом П. И. Чайковского (из письма к Н. фонд Мекк от 24 июня 1878 года): “Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее”. “Даже человек, - писал он, - одаренный печатью гения, не создаст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться”.
Недостаточно убедить ученика в необходимости и важности труда, нужно еще научить его трудиться. Многие учащиеся занимаются небрежно, без плана и цели, они разбрасываются, отвлекаются, бесконечно повторяют одни и те же ошибки. Такие занятия малорезультативны. Заниматься нужно так, чтобы при наименьшей затрате времени и сил достигать наилучших результатов. Приступая к изучению того или иного музыкального материала, следует, прежде всего, осознать его смысл, определить целесообразные методы работы, ясно представить себе конечную цель. Недопустимо расхлябанное, безвольное состояние во время самостоятельных занятий. “Сосредоточенность - это первая буква в алфавите успеха”, - говорил известный фортепьянный педагог И. Гофман (Гофман И. Фортепьянная игра. Ответы и вопросы о фортепьянной игре. М., 1961, с. 130). Работая над гаммой, этюдом, упражнением или пьесой, ученик должен максимально сосредоточить свое внимание, волю с тем, чтобы уже на данном этапе добиться возможно большего на пути к цели.
Работая, музыкант дифференцирует трудности, анализирует возникающие задачи, исследует причины неудач, “подбирает ключ” к сложным эпизодам. Вся самостоятельная работа должна протекать в обстановке непрерывного слухового контроля. Соблюдение этого условия оправданно лишь в том случае, если оно будет сочетаться с достаточно высокой требовательностью к своей игре. Весь процесс протекает при этом по следующей формуле: “Я играю, я слушаю, я сужу себя” (П. Казальс). Взыскательность, неутомимое стремление к совершенству является неотъемлемым качеством людей творческой профессии.
Конечно, многому ученик учится и самостоятельно, тщательно присматриваясь к методам работы педагога в классе. Неоценимое значение имеют беседы педагога, посвященные этому вопросу. Периодически следует проводить контрольные уроки, имитирующие домашнюю работу ученика. Во время этих уроков ученик занимается, а педагог, не вмешиваясь, наблюдает, изредка делая замечания. В конце урока педагог подводит итоги своим наблюдениям, делает выводы, отмечает недостатки, дает рекомендации. Не менее полезны инструктивные уроки, во время которых педагог организует домашние занятия ученика, подробно освещая правильные методы самостоятельной работы.
Организуя домашние занятия ученика, педагог должен ознакомиться с его бытом, с условиями его жизни, установить контакт с родителями, помочь наладить твердый распорядок дня.
Учащимся младшего возраста задания вписываются в дневник. Объем этим заданий должен быть сравнительно небольшим, а инструктаж и проверка - очень тщательными. Учащиеся старших классов и музыкальных училищ получают большую самостоятельность - задания они получают в устной форме.
Желательно, чтобы домашние занятия проводились по возможности в одно и то же время. Лучшее время для работы - утренние часы. Если учащийся утром занимается в общеобразовательной школе, заниматься на инструменте желательно сразу же после школы, перед выполнением домашних заданий. Занятия в одно и то же время вырабатывают привычку организма, вносят определенный ритм в распорядок дня учащегося. Все это положительным образом отражается на его учении.
Сколько часов нужно заниматься в день? Дать на него однозначный ответ очень трудно. Определение оптимального объема работы зависит от многих факторов: возраста ученика, его антропометрических данных, силы рук, задач, стоящих перед ним и других. По мере формирования постановки и укрепления исполнительского аппарата объем заданий и их сложность постоянно возрастают. Увеличивать количество часов, отводимых домашней работе, целесообразно до тех пор, пока эти часы сохраняют свою результативность.
Предел определяется ослаблением внимания и утомлением рук. В борьбе с напряжениями растет тренированность мышц. Однако перенапряжений следует избегать, так как они могут привести к самым серьезным негативным последствиям. Руки, получившие полную (но не чрезмерную) нагрузку, должны в течение ночного отдыха полностью восстановить свою работоспособность. Ощущая симптомы мышечного переутомления гитарист обязательно должен сократить объем выполняемой им работы. Только путем разумного сочетания напряжения и отдыха можно выработать крепкий и выносливый исполнительский аппарат. Как свидетельствует практика, серьезные занятия на инструменте требуют трех-пяти часов ежедневной работы.
Непрерывная работа с инструментом не должна длиться более 45-50 минут. По истечению этого срока внимание притупляется, а продуктивность занятий резко падает. После небольшого отдыха музыкант, восстановив работоспособность организма, получает возможность трудиться с прежней эффективностью. Слишком увлекаться отдыхом тоже не следует: длительные перерывы расхолаживают музыканта, его работа лишается сосредоточенности и целеустремленности.
Как свидетельствует опыт многих музыкантов-исполнителей, в том случае, если позволяют возможности, комплекс ежедневной работ целесообразно членить на две порции, приходящиеся на разное время дня. Система занятий в два приема позволяет повысить эффективность труда, увеличить объем выполняемой работы.
Ученикам младшего возраста комплекс домашних занятий формирует педагог. По мере же становления сознания молодого музыканта необходимо осуществлять переход от полного контроля к руководимой самостоятельности ученика. Всеми средствами следует стимулировать его активность, инициативу. Иногда гораздо полезнее указать лишь направление его самостоятельных поисков, лишь путь к достижению цели, по которому он должен идти сам. “Голова ученика - это не сосуд, который нужно наполнить, а светильник, который нужно зажечь”, - говорили древние мудрецы.
Сознательное отношение к обучению и самостоятельность мышления вырабатываются, прежде всего, в процессе формирования учеником собственной системы домашних занятий. Как можно раньше ученик должен понять, что не существует универсальных комплексов, пригодных для всех исполнителей и на все случаи жизни. Формирование системы домашних занятий - процесс живой, гибкий, требующий к себе подлинно творческого отношения, учета своих индивидуальных особенностей. Созданию комплекса содействует собственная вдумчивая практика самого ученика, в ходе которой он познает себя, то есть замечает, - какие упражнения приносят ему наибольшую пользу, какие оказываются малоэффективными, какие области техники у него отстают, в каком направлении следует прилагать наибольшие усилия и т. д. Нельзя всю жизнь пользоваться одним и тем же комплексом. В системе домашних занятий должна быть заложена идея совершенствования, прогресса. Эта система должна гибко приспосабливаться к изменяющимся задачам, учитывать предстоящую нагрузку и состояние исполнительского аппарата, сложность изучаемого материала.
Система домашней работы гитариста должна включать в себя следующие элементы:
- упражнения для разыгрывания;
- общую техническую работу;
- работу над художественным материалом;
- работу над дополнительным материалом;
- читку с листа;
- подбор мелодий и аккомпанементов по слуху.
Начинать ежедневные занятия следует с разыгрывания. Разыгрывание необходимо для того, чтобы привести мышцы исполнительского аппарата в рабочее состояние. Если мышцы в бездействии, то для циркуляции крови, снабжающей их питательными веществами, раскрыта лишь небольшая часть капилляров. Когда же мышцы начинают работать, прежде закрытые капилляры раскрываются, при этом увеличивается скорость потока крови, мышцы начинают лучше снабжаться питательными веществами, возрастает их сила и выносливость. Этой цели и служит разыгрывание. Разыгрывание необходимо не только для улучшения кровоснабжения мышц, но и для их разогревания. При этом активизируются физиологические процессы, обеспечивающие интенсивную мышечную деятельность.
Один неизменный комплекс ежедневной домашней работы не может охватить все проблемы, стоящие перед учащимися. Поэтому он должен варьироваться, попеременно включая в себя различные элементы музыкального материала. Например: иногда можно начать занятия с читки с листа или поработать над дополнительным материалом, тем самым уже разогреть руки, а потом перейти к упражнениям и этюдам. Все элементы комплекса должны периодически меняться местами, с тем, чтобы на конец занятий, когда внимание ученика устанет, не приходилось бы на одни и те же объекты и объемы работы, - то есть всемерно избегать “трафаретности” в домашней работе.
Заключение - профессия педагог
Вторую половину XX столетия с полным основанием можно назвать своего рода “Эпохой Возрождения” гитарного искусства. И, пожалуй, ни один вид музыкально-исполнительского искусства темпами своего развития не может сравниться с исполнительством на классической гитаре. Но, несмотря на значительные творческие достижения гитарного искусства в нашей стране, в целом нельзя охарактеризовать его как процветающее. Одним из главным тормозов было и еще есть не совсем серьезное отношение части музыкальнообщественных деятелей к новому, их приверженности к традиционным формам исполнительского искусства.
Работа педагога - это непрерывный творческий прогресс. Она постоянно ставит педагога в положение исследователя, выдвигает перед ним все новые задачи. Такую работу нельзя пустить на конвейер педагогического шаблона. Она требует тонкого, творческого отношения. Сложность профессии педагога заключается и в том, что труд его, но существу, весь устремлен в будущее, его результаты проявляются не сразу. Успешно заниматься музыкальной педагогикой может лишь тот, кто испытывает призвание к этому нелегкому труду. Не случайно, все талантливые педагоги отличались почти фанатичной преданностью своему занятию. Преподавание же без увлечения выливается в бесконечный и скучный процесс, мучительный как для преподавателя, так и для ученика.
К сожалению, многие гитаристы-педагоги не интересуются дидактической литературой других исполнительских школ, если она не связана со словом “гитара”. Такая узкая направленность ограничивает музыкальный кругозор, и они часто бьются над вопросами, которые давно известны в других музыкальных дисциплинах, скажем в фортепьянной и скрипичной методике. Такая ограниченность сводит всю работу таких “горе-педагогов” не к высоким профессиональным знаниям, а к простому ремесленничеству.
Настоящий педагог должен многое знать и многое уметь. Прежде всего он должен хорошо владеть своим инструментом, однако прямая зависимость между исполнительским и педагогическим мастерством существует далеко не всегда. Не каждый хороший исполнитель может стать таким же хорошим педагогом. Педагогика требует особых способностей. История педагогики знает немало случаев, когда исполнители средних возможностей становились, тем не менее, прекрасными педагогами. Класс в руках талантливого педагога - это творческая лаборатория, мастерская, способная оказывать существенно воздействие на судьбы исполнительского искусства. В отличие от концертирующего исполнителя педагог знает не только свой творческий путь и метод. Через его класс проходят много учеников, на его глазах складываются профессиональные судьбы целого ряда музыкантов. Обучая, он учится сам. Работая с молодыми музыкантами, педагог познает много нового, скорее избавляется от собственных ошибок и заблуждений. “Именно педагогическая работа научила меня зорче видеть и лучше понимать природу и истоки многих исполнительских проблем”, - говорил известный скрипичный педагог, профессор Б. Гутников в своей монографии “Об искусстве скрипичной игры” (Ленинград, “Музыка”, 1988).
В рабочем, творческом процессе педагог наблюдает, сравнивает, сопоставляет, размышляет, анализирует, обобщает, делает принципиальные выводы. В результате, на наш взгляд, он становится специалистом более широкого профиля, чем музыкант, занимающийся только исполнительской деятельностью. Он становится обладателем более гибкого и универсального метода. Он способен лучше отличить общее, главное от частного и второстепенного, развивать самобытность ученика и наметить индивидуальный путь его развития и совершенствования.
Все сказанное выше не перечеркивает исполнительской деятельности для педагога. Желательно, чтобы творческий наставник не прерывал связи исполнительским искусством. Играющий педагог постоянно растет, ищет новые пути к художественному и техническому совершенствованию исполнения. Все это положительным образом отражается и на его педагогической деятельности. Но наряду с этим педагог должен обладать дидактическими способностями, умением передавать свои знания ученикам. Ему необходимо овладеть обширными педагогическими познаниями и современной методикой преподавания. Он обязан быть не только хорошим музыкантом, но и широко образованным человеком, знать литературу, живопись и другие виды искусства, разбираться в анатомии и физиологии, акустике и психологии, социологии и других областях науки. Наконец, педагог должен быть яркой, интересной личностью. Неоценимое значение для этой профессии имеют такие человеческие качества, как доброта и отзывчивость, справедливость и принципиальность, сильная воля и целеустремленность, выдержка, настойчивость, организаторские способности.
Очень важным педагогическим качеством является постоянная нацеленность на формирование у ученика умения “наполнить музыкой” любое техническое действие. При этом сами технические приемы обретают внутренние связи, становятся пластичными, “текучими”, естественно переходят один в другого, образуя некое образнотехнологическое единство.
История музыкальной педагогики, опыт педагогической работы показывают, что в классе у педагога нет даже двух одинаковых учеников. Чтобы обеспечить оптимальные условия развития каждому из них, общие педагогические принципы обязательно должны преломляться сквозь призму индивидуального подхода: то, что полезно одному, может навредить другому.
Индивидуальные особенности учеников бесконечно разнообразны. Существенные различия наблюдаются в их анатомо-физиологических данных, психических свойствах, музыкальных способностях. Исследуя эти особенности, прогрессивные педагоги усомнились в возможности найти единственную, абсолютно верную и одинаково пригодную для всех постановку исполнительского аппарата, систему совершенствования технических приемов, методику развития музыкальных способностей.
Опытные педагоги в своей повседневной практической работе изучают особенности характера своих учеников и на этом основании ищут “ключ” к каждому из них, определяя те оптимальные методические средства, с помощью которых можно каждого ученика заставить трудиться с полной отдачей сил. Один для этой цели нуждается в поощрениях, к другому следует проявлять постоянную требовательность, третьему необходимо предоставить большую самостоятельность и т. д.
Высшей формой проявления индивидуального подхода к ученику является воспитание творческой индивидуальности. Изучив психические особенности каждого ученика, педагог должен разглядеть его творческое своеобразие, определить “непохожесть” на других, и далее методически развивать творческую самостоятельность своих учеников, исходя из индивидуальных особенностей.
В работе с учениками важно способствовать становлению личности, вооружить их той суммой знаний и умений, которые потребуются в последующей самостоятельной, профессиональной работе.
Литература
- Агафошин П.С. Новое о гитаре. М., 1928.
- Бакланова Н.К. «Профессиональное мастерство работников культуры» Уч. Пособие. М.: Издательство МГУК 1996.
- Богоявлинская Д.Б. «Психология творческих способностей» М.: «Академия» 2002.
- Вольман Б. Гитара в России. Л., 1961.
- Вольман Б. Гитара и гитаристы. Л., 1966.
- Вайсборд М. Андрес Сеговия. М., 1981.
- Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века. М., 1989.
- Каркасси М. «Школа игры на шестиструнной гитаре» Пер. Н. Рождественской: Под редакцией А. Иванова-Крамского М.: Музыка 1965
- Кирьянов Н.Г. «Искусство игры на шестиструнной гитаре» М.: Тоника 1991
- Ковба В.В. «Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре» Челябинск 2006
- Красный В. Технические возможности русской семиструнной гитары. М., 1963.
- Мартинсен А. Несколько слов о гитаре. М., 1927.
- Мартынов И. Музыка Испании. М., 1977.
- Музыкальная энциклопедия. М., 1973-1983.
- Охитина Л.Т. «Психологические основы урока» М.: Просвещение 1977.
- Русанов В. Гитара в России. А.О.Сихра. М., 1901.
- Шульпяков О.Ф. «Техническое развитие музыканта-исполнителя» Л.: Музыка 1973.
- Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1961.
- Ямпольский И. Никколо Паганини. М., 1961.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.
Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....
Методика проведения урока
Методика проведения урока...
Современные методики проведения уроков технологии в начальной школе.
Разработка урока технология...
Особенности подготовки и методики проведения уроков в классах начальной школы для детей с ЗПР
Работа с учащимеся в начальных классах с детьми с ЗПР...
Особенности подготовки и методики проведения уроков в классах начальной школы для детей с ЗПР
Особенности подготовки и методики проведения уроков в классах начальной школы для детей с ЗПРОдной из задач преобразования нашего общества является совершенствование всей системы обучения ...
Доклад Методика проведения урока математики во 2 классе по теме: " Задачи с величинами "цена", "количество", "стоимость"
В данном докладе представлена методика проведения урока математики во 2 классе...
Презентация к уроку "Методика проведения уроков развития речи"
Презентация к уроку...