окружающий мир
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Часы | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Материалы рабочей тетради по ОБЖ |
1. | Что такое окружающий мир? День знаний.. | 1 | ОНЗ | Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления. Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса. Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой. | Мир и безопасность |
2. | Природа Путешествие по школе | 1 | Учебная прогулка | Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке | |
3. | Неживая и живая природа. Мы теперь не просто дети. | 1 | Урок-игра | Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке | |
4-5. | Культура . Мы теперь ученики. | 2 | Урок-игра. Экскурсия | Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры. Различать предметы культуры и произведения культуры. Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше – теперь, давно – недавно». Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. | |
6.7.8 | Природа в творчестве человека. Условные знаки. Безопасный путь. Учимся быть примерными пешеходами. | 1 | Урок-экскурсия | Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры. Узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Читать схему изготовления игрушки, изготавливать игрушку по схеме | |
9. | Мы – люди. | 1 | Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края. Выявлять и перечислять их особенности | ||
10. | Как мы общаемся с миром. | 2 | Урок экскурсия | Определять и называть органы чувств. Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств. Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников. Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира . Называть признаки, отличающие человека от других живых существ. Характеризовать предложенные картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия | Опасные и чрезвычайные ситуации |
10.11 | Люди – творцы культуры. | 1 | Урок- путешествие | Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда. | |
12. | Наш класс в школе. | 1 | ОНЗ | Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры. Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, ХХ века | Опасная ситуация в школе |
13. | Мы – дружный класс. | 1 | Урок-экскурсия | Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса. Оценивать сложившиеся отношения в классе. | Безопасное поведение в школе |
14. | Учитель – наставник и друг. | 1 | Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике. Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. | ||
15. | Природа в классе. | 1 | Рассуждать о целях выращивания комнатных растений. Определять комнатные растения класса с помощью атласа-определителя. Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки. | ||
16. | Как ухаживать за комнатными растениями. | 1 | ОНЗ | Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования | |
17. | Что растёт у школы. | 1 | Урок-экскурсия | Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку. Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя. Классифицировать растения по изученным признакам. | |
18. | Кто ещё у нас живёт? | 1 | ОНЗ | Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили». Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка. Рассказывать об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка, осваивать приёмы ухода. | |
2 четверть | |||||
19. | Какие бывают животные. | 1 | ОНЗ | Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку. Приводить примеры животных разных групп. Классифицировать животных по изученным признакам. | |
20. | Делу – время. | 1 | Мини-экскурсия | Анализировать смысл первой части пословицы «делу – время, потехе – час». Давать характеристику школьному распорядку занятий. Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Приводить примеры успешности работы на уроках. | Режим дня |
21. | Книга – друг и наставник. | 1 | ОНЗ | Групповая работа: составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля. Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг» | |
22. | Потехе – час. | 1 | ОНЗ | Обсуждать вторую часть пословицы «Делу – время, потехе – час». Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игры, в которые играли старшие члены семьи. | |
23. | Мы в семье. | 1 | ОНЗ | Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевые слов эмоциональные отношения между членами семьи. | |
24. | Моя семья – часть моего народа. | 1 | ОНЗ | Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять колыбельную песню своего народа. | |
25. | Природа в доме. | 1 | Урок рефлексии | Рассказывать о предметах природы в своём доме, обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать своё отношение к ним. Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них, которые есть в доме. | Опасность у тебя дома |
26. | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество | 1 | ОНЗ | Обсуждать значение воды, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы. Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа и электричества в наш дом. Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании. | Огонь. Электричество |
27. | Красивые камни в нашем доме. | 1 | ОНЗ | Определять названия красивых камней, узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде. Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме. Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены. Оценивать своё отношение к изделиям из камня. | |
28. | Комнатные растения у нас дома. | 1 | ОНЗ | Определять названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде. Узнавать комнатные растения по характерным признакам. Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома. | |
29. | Выйдем в сад. | 1 | ОНЗ | Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, классифицировать их. Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи. Соотносить плоды и растения, на которых они созревают. Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым. Рисовать фрукты и овощи своего сада, огорода. | |
30 | Овощи и фрукты на нашем столе. | 1 | ОНЗ | Различать овощи и фрукты. Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно нравится. Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов. | |
31. | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. | 1 | ОНЗ | Прослушивать и обсуждать рассказ В.И.Даля, раскрывать символический смысл панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу. Рассказывать, откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе. Соотносить растения и получаемые из них продукты питания. | Ожог |
32. | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | ОНЗ | Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведённым в учебнике эталоном. Объяснять, как появились культурные растения. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений. Классифицировать растения. | |
33. | Собака в нашем доме. | 1 | ОНЗ | Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком. Определять породы собак, узнавать на рисунках изученные породы. Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой. | Как вести себя с домашними питомцами |
34. | Кошка в нашем доме. | 1 | ОНЗ | Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком. Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы. Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей кошке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой. | Как вести себя с домашними питомцами |
35. | Дикие и домашние животные. | 1 | ОНЗ | Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных. Классифицировать животных по известному признаку. Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным. Рассказывать о домашних животных своей семьи и об уходе за ними. | Когда четвероногие друзья опасны |
36. | С утра до вечера. | 1 | Урок построения системы знаний | Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отношения к времени. Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими | Один дома. Звонок по телефону. Открывать ли дверь |
37. | Твое здоровье. (вариативный урок) | 1 | ОНЗ | С кем дружат болезни. Если хочешь быть здоров | |
38. | Повторение по теме «Наш дом и семья» | ||||
39. | Мы в городе. | 1 | ОНЗ | Определять значение слов «земляки», «горожане» путём сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк». Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села) | Как вести себя с незнакомыми людьми |
40. | Мы в селе. | 1 | Урок-экскурсия | Как вести себя с незнакомыми людьми | |
41. | Красота любимого города. | 1 | ОНЗ | Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. | |
42. | Красота родного села. | 1 | Урок-экскурсия | ||
43-44. | Безопасность на улицах и дорогах (вариативные уроки) | 2 | ОНЗ | Объяснять значение светофора. Различать дорожные знаки. | Переход и светофор. Переходим улицу. Дорожные знаки. Виды транспорта. Правила для пассажиров. Внимание! Авария! Как защитить себя во время аварии |
45. | Природа в городе. | 1 | ОНЗ | Обсуждать для чего нужна природа в городе. Определять по иллюстрации объекты природы в городе. Фантазировать , выполняя рисунок необычной клумбы. | |
46. | Что растёт в городе. | 1 | ОНЗ | Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам. Различать лиственные и хвойные деревья. Приводить примеры деревьев и кустарников своего края. Определять деревья и кустарники с помощью атласа-определителя. | |
47. | Чудесные цветники. | 1 | ОНЗ | Обсуждать роль цветника. Знакомиться по материалам учебника с растениями цветника. Определять растения цветника с помощью атласа-определителя. Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде. Выделять среди растений цветника те, которые особенно нравятся. | |
48. | В ботаническом саду. | 1 | ОНЗ | Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада. Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада. Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада. Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду. | |
49. | Кто живёт в парке. | 1 | ОНЗ | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам. Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, обсуждать роль животных парка в жизни людей. Предлагать способы помощи животным парка. | |
50. | В зоопарке. | 1 | ОНЗ | Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам. Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, обсуждать цели создания зоопарков. Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке. | |
51. | Войдём в музей! | 1 | Урок экскурсия | С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей, по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в экспозициях. Сообща сформулировать правила поведения в музее и библиотеке. | |
52. | Мы помним наших земляков. | 1 | ОНЗ | Рассказывать о старинных и современных жителях своего села как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении памятника, посвящённого землякам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!» | |
53. | Все профессии важны. | 1 | Урок построения системы знаний | Обобщать известные сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между качествами человека и профессией земледельца. По рисункам описывать способы и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. Называть любимые виды выпечки. Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий. | |
54. | Россия – наша Родина. | 1 | ОНЗ | Обсуждать пословицы о родине, о родной стороне. Исследовать понятие «малая родина». Находить на карте республики обозначение своего села. На карте России находить и показывать свою республику. В интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Моделировать с помощью глобуса ситуацию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса. | Мы - путешественники |
55. | Москва – столица России. | 1 | ОНЗ | Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл. | |
56. | Мы – семья народов России. | 1 | Урок рефлексии | Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира. Сравнивать их рецепты. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Слушать и сравнивать плясовую музыку разных народов России. Сравнивать игрушки, пословицы разных народов России. | |
57. | Природа России. | 1 | ОНЗ | Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника. Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края. | Отдыхаем без опасности. Не трогай нас |
58. | Съедобное и несъедобное (вариативный урок) | 1 | ОНЗ | Определять с помощью атласа-определителя съедобные и не съедобные растения и грибы. Узнавать известные растения и грибы на рисунке и в натуральном виде. Рассказывать о своих впечатлениях от сбора грибов. | Опасные растения и грибы. Съедобные грибы и ягоды. Соберем грибы и ягоды |
59. | Охрана природы. | 1 | ОНЗ | Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. | |
60. | Красная книга России. | 1 | ОНЗ | Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги. Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках. | |
61. | Заповедные тропинки. | 1 | ОНЗ | Совершать воображаемую экскурсию в Приокско-террасный заповедник, знакомиться с ним по материалам учебника. Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках. Рассказывать о заповеднике родного края. Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповедников. | |
62. | Взгляни на человека! | 1 | ОНЗ | Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок; различать понятия: внешний облик – внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния. Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников. | |
63. | Всему свой черёд. | 1 | ОНЗ | Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человек с признаками, характерными для природы весной, летом, осенью, зимой. | Я люблю своих родных |
64. | У каждого времени свой плод. | 1 | ОНЗ | Называть ключевые слова, для возрастного этапа жизни и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. | |
65-66. | Я – часть мира. | 2 | ОНЗ Урок-экскурсия | Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селекционная средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено Принято
на заседании школьного педагогическим советом
методического объединения
протокол №___ протокол №____
от _______2013 г. от ______2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По искусству
( музыке)
на 2013- 2014 учебный год
1 класс
Составитель: Вертикова О.В. В.,
учитель высшей категории
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы ______Т. Б. Парчиев
Введено в действие
Приказ № ___от _____2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой МБОУ « Селекционная средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области и ориентирована на использование учебника Критской Е. Д. « Музыка», входящего в УМК « Перспектива».
Ввиду особых санитарно-педагогических требований к организации обучения первоклассников в 1 четверти (Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13) , элементы содержания учебного материала (уроки №1-8) будут реализовываться путём проведения экскурсий, уроков на свежем воздухе, учебных прогулок.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
– обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой.
Задачи музыкального образования :
— воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
— развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта хорового исполнительства.
Общая характеристика учебного предмета
Авторская программа Е. Д. Критской "Музыка" разработана в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В этой программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.
Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение учебного предмета «Музыка» в 1 классе отводится 1 час в неделю (33 ч). Данный предмет входит в предметную область «Искусство».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты:
-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса;
-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.
Предметные результаты:
-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
-общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
Содержание учебного предмета:
Музыка вокруг нас (16 часов)
И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.
Музыка и ты (17 часов)
Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.
Основные виды учебной деятельности школьников:
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Тематическое планирование
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности |
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. | Музыка вокруг нас.(16ч) Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки . Первая песня человека. Человек играющий. Возникновение музыки как потребность человека выразить своё отношение к миру, людям. | Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными. Различать чувства, настроения, характер человека, выраженные в музыке. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. |
Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства. | Музыка и ты(17). Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др. Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая | Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке. Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Инсценировать фрагменты песни, танцев, мюзиклов. Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, хороводы, игры). Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. Эмоционально откликаться на музыкальные образы. |
Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.). Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения нараспев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. | Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований. Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства. | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Участвовать в музыкальной жизни класса, школы. Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей. Оценивать собственны. Музыкально-творческую деятельность. Участвовать в хоровом исполнении гимна России. Определять разновидности хоровых коллективов: детский, женский, мужской. Узнавать и определять различные составы оркестров: симфонический, духовой, народных инструментов… Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Примечание |
1 | Музыка вокруг нас (16 часов) И муза вечная со мной. Урок –игра. | Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. | |
2 | Хоровод муз. Урок –игра. | Музыкальная речь как способ общения между людьми,ееэмоциональное воздействие на слушателей. | |
3 | Повсюду музыка слышна. Учебная прогулка. | Звучание окружающей жизни, природы, настрое-ний, чувств и характера человека. | |
4 | Душа музыки – мелодия. Урок –игра. | Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). | |
5 | Музыка осени. Экскурсия, обучающая беседа. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. | |
6 | Сочини мелодию. Урок-импровизация. | Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. | |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна». Урок –игра. | Знать: понятия: азбука. Разучивание новых и повторение ранее изученных песен. | Плакат «Нотный стан». |
8-9 | Музыкальная азбука. | Народные музыкальные традиции Отечества. | |
10 | Музыкальные инструменты. | Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. | Запись звучания музыкальных инструментов. |
11 | Народные инструменты. | Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции. | Аудиозапись муз. Инструментов. |
12 | Звучащие картины. | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. | |
13 | Урок-импровизация «Разыграй песню». | Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: | Веселые картинки на житейскую тематику. |
14 | «Пришло Рождество – начинается торжество». | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. | |
15 | Песенки-колядки. | Народное музыкальное творчество разных стран мира. | Звучание колядок. |
16 | Добрый праздник среди зимы. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. | |
17 | Музыка и ты (17 часов) Край, в котором ты живешь. | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции. | Аудиозапись произведений о Родине. |
18 | Поэт, художник, композитор. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. | |
19 | Музыка утра. | Интонационно – образная природа музыкального искусства. | |
20 | Музыка вечера. | Выразительность и изобразительность в музыке. | |
21 | Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». | Выразительность и изобразительность в музыке. | Иллюстрации сказок. |
22 | «Музы не молчали…». | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. | |
23 | Музыкальные инструменты. | Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. | |
24 | Мамин праздник. | Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. | Аудиозапись песен о маме. |
23,24, 25 | Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. | Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. | |
26 | Музыка в цирке. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров | Запись муз. картинок для цирка. |
27-28 | Дом, который звучит | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. | |
29 | Опера-сказка. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. | Иллюстрации к опере «Садко». |
30 | Афиша. | Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. | Проект «Моя афиша». |
31 | Программа концерта. | Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. | |
32 | «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. | Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. | Видеозапись из мультфильмов. |
33 | Урок-концерт. | Проект «Что мы умеем» |
Перечень учебно-методических средств:
Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс : учеб. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс: рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.
Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Р Ф. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009.
Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1985.
Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия ».
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...