окружающий мир
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс) по теме

Вертикова Ольга Викторовна

рабочая прорграмма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа31.83 КБ
Microsoft Office document icon muzyka_1_klass.doc107 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                           

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Часы

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Материалы рабочей тетради по ОБЖ

1.

Что такое окружающий мир? День знаний..

1

ОНЗ

Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления.

Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса.

Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы.

Запомнить домашний адрес и адрес школы.

Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой.

Мир и безопасность

2.

Природа

Путешествие по школе

1

Учебная прогулка

Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

3.

Неживая и живая природа.

Мы теперь не просто дети.

1

Урок-игра

Различать и называть объекты неживой и живой природы.

Приводить примеры объектов неживой и живой природы.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

4-5.

Культура .

Мы теперь ученики.

2

Урок-игра. Экскурсия

Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры.

Различать предметы культуры и произведения культуры.

Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше – теперь, давно – недавно».

Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное.

Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края.

6.7.8

Природа в творчестве человека.

Условные знаки.

Безопасный путь.

Учимся быть примерными пешеходами.

1

Урок-экскурсия

Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры.

Узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края.

Читать схему изготовления игрушки, изготавливать игрушку по схеме

9.

Мы – люди.

1

Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края. Выявлять и перечислять их особенности

10.

Как мы общаемся с миром.

2

Урок экскурсия

Определять и называть органы чувств.

Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств.

Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников.

Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира .

Называть признаки, отличающие человека от других живых существ.

Характеризовать предложенные картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия

Опасные и чрезвычайные ситуации

10.11

Люди – творцы культуры.

1

Урок- путешествие

Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом.

Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

12.

Наш класс в школе.

1

ОНЗ

Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры.

Сравнивать современную и старинную классную комнату.

Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, ХХ века

Опасная ситуация в школе

13.

Мы – дружный класс.

1

Урок-экскурсия

Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса. Оценивать сложившиеся отношения в классе.

Безопасное поведение в школе

14.

Учитель – наставник и друг.

1

Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике. Пересказывать рассказы родителей о своих учителях.

15.

Природа в классе.

1

Рассуждать о целях выращивания комнатных растений.

Определять комнатные растения класса с помощью атласа-определителя.

Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки.

16.

Как ухаживать за комнатными растениями.

1

ОНЗ

Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений.

Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями.

Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования

17.

Что растёт у школы.

1

Урок-экскурсия

Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку.

Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя.

Классифицировать растения по изученным признакам.

18.

Кто ещё у нас живёт?

1

ОНЗ

Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка.

Рассказывать об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка, осваивать приёмы ухода.

2 четверть

19.

Какие бывают животные.

1

ОНЗ

Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку.

Приводить примеры животных разных групп.

Классифицировать животных по изученным признакам.

20.

Делу – время.

1

Мини-экскурсия

Анализировать смысл первой части пословицы «делу – время, потехе – час». Давать характеристику школьному распорядку занятий.

Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Приводить примеры успешности работы на уроках.

Режим дня

21.

Книга – друг и наставник.

1

ОНЗ

Групповая работа: составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля. Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг»

22.

Потехе – час.

1

ОНЗ

Обсуждать вторую часть пословицы «Делу – время, потехе – час». Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игры, в которые играли старшие члены семьи.

23.

Мы в семье.

1

ОНЗ

Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевые слов эмоциональные отношения между членами семьи.

24.

Моя семья – часть моего народа.

1

ОНЗ

Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять колыбельную песню своего народа.

25.

Природа в доме.

1

Урок рефлексии

Рассказывать о предметах природы в своём доме, обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать своё отношение к ним.

Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них, которые есть в доме.

Опасность у тебя дома

26.

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество

1

ОНЗ

Обсуждать значение воды, газа, электричества.

Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы.

Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, прослеживать по ним и объяснять путь воды, газа и электричества в наш дом.

Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричества в доме. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании.

Огонь. Электричество

27.

Красивые камни в нашем доме.

1

ОНЗ

Определять названия красивых камней, узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме.

Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены.

Оценивать своё отношение к изделиям из камня.

28.

Комнатные растения у нас дома.

1

ОНЗ

Определять названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде.

Узнавать комнатные растения по характерным признакам.

Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными растениями своего дома.

29.

Выйдем в сад.

1

ОНЗ

Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, классифицировать их.

Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи.

Соотносить плоды и растения, на которых они созревают.

Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым.

Рисовать фрукты и овощи своего сада, огорода.

30

Овощи и фрукты на нашем столе.

1

ОНЗ

Различать овощи и фрукты.

Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особенно нравится.

Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов.

31.

Про хлеб и кашу, про чай и кофе.

1

ОНЗ

Прослушивать и обсуждать рассказ В.И.Даля, раскрывать символический смысл панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу. Рассказывать, откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе. Соотносить растения и получаемые из них продукты питания.

Ожог

32.

Дикорастущие и культурные растения.

1

ОНЗ

Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведённым в учебнике эталоном. Объяснять, как появились культурные растения. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений. Классифицировать растения.

33.

Собака в нашем доме.

1

ОНЗ

Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком. Определять породы собак, узнавать на рисунках изученные породы. Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой.

Как вести себя с домашними питомцами

34.

Кошка в нашем доме.

1

ОНЗ

Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком. Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы. Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей кошке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой.

Как вести себя с домашними питомцами

35.

Дикие и домашние животные.

1

ОНЗ

Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных.  Классифицировать животных по известному признаку.  Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания.  Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным. Рассказывать о домашних животных своей семьи и об уходе за ними.

Когда четвероногие друзья опасны

36.

С утра до вечера.

1

Урок построения системы знаний

Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отношения к времени. Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими

Один дома.

Звонок по телефону.

Открывать ли дверь

37.

Твое здоровье. (вариативный урок)

1

ОНЗ

С кем дружат болезни.

Если хочешь быть здоров

38.

Повторение по теме «Наш дом и семья»

39.

Мы в городе.

1

ОНЗ

Определять значение слов «земляки», «горожане» путём сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк». Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села)

Как вести себя с незнакомыми людьми

40.

Мы в селе.

1

Урок-экскурсия

Как вести себя с незнакомыми людьми

41.

Красота любимого города.

1

ОНЗ

Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей.

42.

Красота родного села.

1

Урок-экскурсия

43-44.

Безопасность на улицах и дорогах (вариативные уроки)

2

ОНЗ

Объяснять значение светофора. Различать дорожные знаки.

Переход и светофор.

Переходим улицу.

Дорожные знаки.

Виды транспорта.

Правила для пассажиров.

Внимание! Авария!

Как защитить себя во время аварии

45.

Природа в городе.

1

ОНЗ

Обсуждать для чего нужна природа в городе. Определять по иллюстрации объекты природы в городе. Фантазировать , выполняя рисунок необычной клумбы.

46.

Что растёт в городе.

1

ОНЗ

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам. Различать лиственные и хвойные деревья. Приводить примеры деревьев и кустарников своего края. Определять деревья и кустарники с помощью атласа-определителя.

47.

Чудесные цветники.

1

ОНЗ

Обсуждать роль цветника. Знакомиться по материалам учебника с растениями цветника. Определять растения цветника с помощью атласа-определителя. Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде. Выделять среди растений цветника те, которые особенно нравятся.

48.

В ботаническом саду.

1

ОНЗ

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада. Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада. Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада. Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду.

49.

Кто живёт в парке.

1

ОНЗ

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам. Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, обсуждать роль животных парка в жизни людей. Предлагать способы помощи животным парка.

50.

В зоопарке.

1

ОНЗ

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам. Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, обсуждать цели создания зоопарков. Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке.

51.

Войдём в музей!

1

Урок экскурсия

С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей, по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в экспозициях. Сообща сформулировать правила поведения в музее и библиотеке.

52.

Мы помним наших земляков.

1

ОНЗ

Рассказывать о старинных и современных жителях своего села как о своих земляках. Рассказывать о памятном посещении памятника, посвящённого землякам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!»

53.

Все профессии важны.

1

Урок построения системы знаний

Обобщать известные сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между качествами человека и профессией земледельца. По рисункам описывать способы и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. Называть любимые виды выпечки. Перечислять  известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий.

54.

Россия – наша Родина.

1

ОНЗ

Обсуждать пословицы о родине, о родной стороне. Исследовать понятие «малая родина». Находить на карте республики обозначение своего села. На карте России находить и показывать свою республику. В интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Моделировать с помощью глобуса ситуацию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса.

Мы - путешественники

55.

Москва – столица России.

1

ОНЗ

Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл.

56.

Мы – семья народов России.

1

Урок рефлексии

Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира. Сравнивать их рецепты. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными  условиями Севера. Слушать и сравнивать плясовую музыку разных народов России. Сравнивать игрушки, пословицы разных народов России.

57.

Природа России.

1

ОНЗ

Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника. Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России. Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны. Сравнивать природу разных районов России с природой своего края.

Отдыхаем без опасности.

Не трогай нас

58.

Съедобное и несъедобное (вариативный урок)

1

ОНЗ

Определять с помощью атласа-определителя съедобные и не съедобные растения и грибы. Узнавать известные растения и грибы  на рисунке и в натуральном виде. Рассказывать о своих впечатлениях от сбора грибов.

Опасные растения и грибы.

Съедобные грибы и ягоды.

Соберем грибы и ягоды

59.

Охрана природы.

1

ОНЗ

Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Оценивать поступки человека по отношению к природе. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы.

60.

Красная книга России.

1

ОНЗ

Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным. Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги. Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации. Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках.

61.

Заповедные тропинки.

1

ОНЗ

Совершать воображаемую экскурсию в Приокско-террасный заповедник, знакомиться с ним по материалам учебника. Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках. Рассказывать о заповеднике родного края. Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповедников.

62.

Взгляни на человека!

1

ОНЗ

Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок; различать понятия: внешний облик – внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния. Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников.

63.

Всему свой черёд.

1

ОНЗ

Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человек с признаками, характерными для природы весной, летом, осенью, зимой.

Я люблю своих родных

64.

У каждого времени свой плод.

1

ОНЗ

Называть ключевые слова, для возрастного этапа жизни и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту.

65-66.

Я – часть мира.

2

ОНЗ    Урок-экскурсия

Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селекционная средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

Рассмотрено                                                                Принято

на заседании школьного                                                 педагогическим советом

методического объединения

протокол №___                                                        протокол №____

от _______2013 г.                                                        от ______2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По искусству

( музыке)

на 2013- 2014 учебный год

1 класс

                                                                Составитель: Вертикова О.В. В.,

                                                                        учитель высшей категории

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы ______Т. Б. Парчиев

Введено в действие

Приказ № ___от _____2013 г.

 Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена в соответствии с   федеральным  государственным  образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой МБОУ      « Селекционная средняя общеобразовательная школа» Льговского района  Курской области и ориентирована на использование учебника Критской Е. Д. « Музыка», входящего в УМК « Перспектива».

 Ввиду особых санитарно-педагогических требований  к организации обучения первоклассников в 1 четверти (Письмо Министерства образования РФ от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13) , элементы содержания учебного материала (уроки №1-8)  будут реализовываться путём проведения экскурсий, уроков  на свежем воздухе, учебных прогулок.  

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

– обогащение знаний о музыкальном искусстве;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой.

Задачи музыкального образования :      

— воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  — развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе  багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта хорового исполнительства.

 Общая характеристика учебного предмета

 Авторская программа Е. Д. Критской  "Музыка" разработана в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В этой программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение  учебного предмета «Музыка» в 1 классе отводится 1 час в неделю (33 ч). Данный предмет входит в предметную область «Искусство».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  «Музыка»

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Планируемые результаты изучения курса:

Личностные результаты:

-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса;

-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.

Предметные результаты:

-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

-общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов.

Обучающиеся научатся:

воспринимать музыку различных жанров;

эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного  воплощения различных художественных образов;

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Содержание учебного предмета:

Музыка вокруг нас (16 часов)

И муза вечная со мной. Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. «Садко». Народные инструменты. Звучащие картины. «Разыграй песню». «Пришло Рождество – начинается торжество». Добрый праздник среди зимы.

Музыка и ты (17 часов)

Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. «Разыграй сказку». «Музы не молчали…». Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт. Музыка в цирке. Дом, который звучит. «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок. Урок-концерт.

Основные виды учебной деятельности школьников:

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности

Истоки возникновения музыки.

Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Музыка вокруг нас.(16ч)

Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Истоки возникновения музыки .

Первая песня человека.

Человек играющий.

Возникновение музыки как потребность человека выразить своё отношение к миру, людям.

Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными.

Различать чувства, настроения, характер человека, выраженные в музыке.

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства.

Музыка и ты(17).

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др.

Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов-классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая

Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Инсценировать фрагменты песни, танцев, мюзиклов.

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, хороводы, игры).

Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России.

Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

Эмоционально откликаться на музыкальные образы.

Средства музыкальной выразительности: специфические (мелодия, лад и др.) и неспецифические, присущие и другим видам искусства (ритм, темп, тембр, динамика и др.).

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения нараспев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований.

Детские музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков самообразования в сфере музыкального искусства.

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

Участвовать в музыкальной жизни класса, школы.

Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей.

Оценивать собственны. Музыкально-творческую деятельность.

Участвовать в хоровом исполнении гимна России.

Определять разновидности хоровых коллективов: детский, женский, мужской.

Узнавать и определять различные составы оркестров: симфонический, духовой, народных инструментов…

Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

 Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Элементы содержания

Примечание

1

Музыка вокруг нас (16 часов)

И муза вечная со мной. Урок –игра.

Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

2

Хоровод муз. Урок –игра.

Музыкальная речь как способ общения между людьми,ееэмоциональное воздействие на слушателей.

3

Повсюду музыка слышна. Учебная прогулка.

Звучание окружающей жизни, природы, настрое-ний, чувств и характера человека.

4

Душа музыки – мелодия. Урок –игра.

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

5

Музыка осени. Экскурсия, обучающая беседа.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

6

Сочини мелодию. Урок-импровизация.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

7

«Азбука, азбука каждому нужна». Урок –игра.

Знать: понятия: азбука. Разучивание новых и повторение ранее

изученных песен.

Плакат

«Нотный стан».

8-9

Музыкальная азбука.

Народные музыкальные традиции Отечества.

10

Музыкальные инструменты.

Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции.  

Запись звучания музыкальных инструментов.

11

Народные инструменты.

Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции.  

Аудиозапись муз. Инструментов.

12

Звучащие картины.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.

13

Урок-импровизация «Разыграй песню».

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки:

Веселые картинки на житейскую тематику.

14

«Пришло Рождество – начинается торжество».

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

15

Песенки-колядки.

Народное музыкальное творчество разных стран мира.

Звучание  колядок.

16

Добрый праздник среди зимы.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.  

17

Музыка и ты (17 часов)

Край, в котором ты живешь.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции.

Аудиозапись произведений о Родине.

18

Поэт, художник, композитор.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

19

Музыка утра.

Интонационно – образная природа музыкального искусства.

20

Музыка вечера.

Выразительность и изобразительность в музыке.

21

Музыкальные портреты. «Разыграй сказку».

Выразительность и изобразительность в музыке.

Иллюстрации сказок.

22

«Музы не молчали…».

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

23

Музыкальные инструменты.

Инструментовка  и  инсценировка    песен.  Игровые  песни,  с  ярко  выраженным  танцевальным   характером.

24

Мамин праздник.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме.

Аудиозапись песен о маме.

23,24,

25

Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Урок-концерт.

Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности.

26

Музыка в цирке.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров

Запись муз. картинок для цирка.

27-28

Дом, который звучит

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет.

29

Опера-сказка.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Иллюстрации к опере «Садко».

30

Афиша.

Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.

Проект «Моя афиша».

31

Программа концерта.

Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.

32

 «Ничего на свете лучше нету…». Обобщающий урок.

Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы  и музыка,  которая  звучит  повседневно  в  нашей жизни.

Видеозапись из мультфильмов.

33

Урок-концерт.

Проект  «Что мы умеем»

 Перечень учебно-методических средств:

Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс : учеб.  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.

 Критская, Е. Д. Музыка. 1 класс: рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.

 Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.

Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1–4 классы  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Р Ф. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009.

Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1985.

Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия ».

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...