Народная песня и её роль в патриотическом воспитании школьника.
статья по музыке (4 класс) по теме

Кораблев Александр Олегович

Народная песня и её роль в патриотическом воспитании школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korablev_.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Кораблев А. О.,1 курс ФИиХО

Научный руководитель: Помазкина Н.Ф., доц.

Народная песня и её роль в патриотическом воспитании школьника.

В настоящее время патриотическое воспитание детей нуждается в поддержке во всех сферах жизни ребёнка. Образовательные учреждения, семья ,система дополнительного образования и досуга должны работать в синтезе и для единой цели – формирования у учащихся чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Любовь к Родине, к близким, наиболее ярко выражена в народной песне, так как народная музыка сопровождает человека с самого его рождения, являясь одним из наиболее доступных средств воспитания детей. Уже с первых лет жизни ребёнок слышит колыбельные, повествующие о любви к близким, о красоте родного края. В школе на уроках музыки он знакомится с песнями различных жанров, в том числе с песнями историческими, героическими, прославляющими силу и мужество своего народа и его героев. Народная песня содержит в себе олицетворение человеческих чувств, характеров и в образах природы. Это позволяет ребёнку любить то, о чём поёт народ, осознавать свою национальную принадлежность, понимать и воспитывать в себе нравственность, уважение к старшим, к героическому наследию своей страны, формируя патриотические качества, любовь и уважение к своей Родине. Основоположник русской педагогической науки Константин Дмитриевич Ушинский считал, что образцы народных песен, пословиц, сказок обладают большой познавательной силой и являются многовековыми воспитателями народа.

Современным школьникам предоставлены большие возможности для патриотического воспитания не только в урочное, но и во внеурочное время. Большую роль здесь играет  организация народных коллективов на базе общеобразовательных школ, музыкальных школ, центров внешкольной работы. Но вопросами музыкального и нравственного воспитания должны заниматься не только школа, но и в первую очередь, как нам кажется, семья. К сожаленью не в каждой современной семье уделяется достаточное внимание вопросам музыкального и нравственного воспитания детей. Результаты опроса учащихся старших классов города Москвы показали, что в патриотическом воспитании школьников ведущую роль играет школа, это указал каждый третий учащийся. На каждого четвёртого в этом виде воспитания решающее влияние оказывает семья. Эффективность воздействия молодёжных и общественных организаций составила 15, 8 и 3,5%,а 28,1% считают, что никто не занимается их патриотическим воспитанием.

       Но отсутствие привития любви к народной песне в семье не единственная проблема в воспитании патриотизма школьника. Анализ школьных программ по дисциплине «Музыка» показал что они содержат недостаточное количество народных песен. В программе «Музыка», разработанной под руководством  Дмитрия Борисовича Кабалевского, с первого по восьмой класс изучается всего 33 народные песни. Одна из последних программ, авторами которой являются В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр, содержит около 40 народных песен. В то время как в зарубежной методике музыкального воспитания Золтана Кодая (Венгрия) за 8 лет обучения учащиеся изучают 500-600 народных песен. Золтан Кодай считал народную песню родным музыкальным языком ребёнка, ставил её в основе всего музыкального обучения детей. Следовательно, современным российским педагогам необходимо вводить большее количество народных песен во всех классах. Но здесь возникает проблема отсутствия сборников фольклорных песен для детей и методик по их изучению, которые либо издаются маленьким тиражом, либо не издаются вообще.

Безусловно, помимо образовательных учреждений и семьи, на современного школьника большое влияние оказывают СМИ. Современное телевидение фактически не пропагандирует народное искусство, а тем более, детское народное творчество, поэтому складывается мнение, что этот вид искусства интересует исключительно старшее поколение. В то время как страна богата юными талантами в этом виде искусства. Во многих городах России проводятся фольклорные фестивали и конкурсы для детей на лучшее исполнение народных песен. Показательным явилось проведение первого всероссийского фестиваля «Казачий круг», организатором которого является Народная артистка России, руководитель известного коллектива «Русская песня» Надежда Бабкина. Этот фестиваль впервые широко рекламировался по Центральному телевидению.

Руководство Общеобразовательных школ, к сожалению, не выделяет достаточное количество средств на фольклорные коллективы. Поэтому руководители этих коллективов, ограниченные в средствах, вынуждены шить костюмы из дешёвых материалов, жертвуя красотой костюма, его национальным колоритом, что естественно отталкивает школьников, подверженных влиянию моды. Дети стесняются надевать такие народные костюмы и исполнять фольклор. А это является показателем того, что чувство гордости за историю и традиции своей страны теряет актуальность.

Патриотическое воспитание детей нуждается в большем внимании к народной песне. Необходимо издавать литературу по песенному фольклору, больше рекламировать детские фольклорные коллективы в СМИ, формировать чувство вкуса у детей во время изучения истории народного костюма, пополнять песенный репертуар школьников. Именно через влияние народной музыки на школьника, через осознание своей национальной принадлежности и чувства гордости за прошлое  и настоящее своего народа  происходит воспитание высоконравственного, культурного и образованного человека, достойного, порядочного и ответственного гражданина своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Патриотическое воспитание школьников.

Патриотическое воспитание школьников....

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Приобщение детей к истокам русского народного творчества как одна из составляющих патриотического воспитания

Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и ...

Народная музыка в творчестве русских композиторов как средство развития музыкальной культуры и патриотического воспитания школьников

Народная музыка в творчестве русских композиторов как средство развития музыкальной культуры и патриотического воспитания школьников....

Роль военно-патриотического воспитания в начальной школе как залог успешного формирования любви и нравственного отношения к Родине

Привить любовь к своей Родине нужно как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети должны понять , как важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим....

Конференция школа. Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников.

Патриотизм— глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовность служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее. Таким образом п...

Нравственно-патриотическое воспитание школьников. Сценарий смотра строя и песни «Парад детских войск»

В эти погожие весенние дни сердце обращается к 9 мая 1945 года. С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы ВОВ. Эта война была одним из тяжких испытаний, которые с ...