«Музыка двух великих композиторов».
план-конспект урока (музыка, 4 класс) на тему

Краткие рекомендации к использованию конспекта урока «Музыка двух великих композиторов» 

Автор: Орлова Елена Николаевна

Полное название образовательного учреждения : Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Первомайская средняя общеобразовательная школа».

Предметная область: музыка

Возрастная группа (класс): 4 класс

Рекомендации в свободной форме:

Цель:  Развитие и закрепление темы «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». Сравнение музыки немецких композиторов – И.С.Баха и Л.В.Бетховена, знакомство с новыми типами музыки;  определение типов музыки этих композиторов. Разучивание песни «Наша школьная страна» Ю. Чичкова.

Задачи:

  • развивать восприятие, память, внимание учащихся, а также исполнительские, творческие навыки;
  • пробуждать художественно-образное мышление, любовь к музыке;
  • активизировать самостоятельную познавательную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razrabotki.docx51.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Описание/ конспект разработки :

Тема урока: «Музыка двух великих композиторов»

Развитие и закрепление одной из тем  четверти «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»». Изучение и сравнение музыки немецких композиторов – И.С.Баха и Л.В.Бетховена, знакомство с новыми инструментами, типами музыки;  определение типов музыки этих композиторов. Разучивание песни «Наша школьная страна» Ю. Чичкова.

Задачи:

  • развивать восприятие, память, внимание учащихся, а также исполнительские, творческие навыки;
  • пробуждать художественно-образное мышление, любовь к музыке;
  • активизировать самостоятельную познавательную деятельность.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, аккордеон.

Ход урока:

Слайд №1

У. - Здравствуйте,  ребята! Мы продолжаем изучение темы: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».И сегодня обратимся к творчеству двух великих немецких композиторов.

- Как вы думаете о каких композиторах   пойдет речь у нас на уроке?

 (ответы учащихся)

У. – Чтобы мы могли понимать значения и отличия этих слов обратимся к творчеству двух великих  немецких композиторов.

Слайд №2

Вспомним некоторые события из жизни этих композиторов.

Кто кратко расскажет о жизни И.С.Баха.

Слайд №3

Беседа о композиторе.

Родился Себастьян в небольшом немецком городке Эйзенахе в 1685 году. Первые уроки игры на скрипке он получил от отца, городского музыканта. Мальчик имел прекрасный голос и пел в хоре городской школы.

Отец умер, когда Баху было 9 лет. И дальнейшим его воспитанием занимался брат. У брата имелся сборник нот «модной музыки» знаменитых тогда композиторов, но брат запирал ноты в шкаф, чтобы Иоганн не смог его достать.

Однако по ночам юный Бах все же умудрялся вытаскивать из шкафа сборник и тайком переписывал ноты. Свечи у него не было, и мальчик трудился при свете луны. Когда же работа была закончена, брат застал его, отобрал и нотный оригинал, и почти переписанную копию. В отчаянии Бах воскликнул:

- Тогда я сам напишу такую музыку! Нет, я напишу еще лучше.

В 15 лет он начал самостоятельную жизнь. Иоганн был церковным органистом, играл на органе и клавесине. Сочинял много произведений для органа и клавесина.  К старости он стал терять зрения, сказались переписки при свете луны. Ему сделали операцию, но это не помогло, и слепота поразила его окончательно. Умер в бедности и о нем совершенно забыли.

Слайд №4

Сегодня мы познакомимся с 2 новыми музыкальными инструментами, на которых играл И.С.Бах  и послушаем их звучание.

1 инструмент - Орган - это самый большой музыкальный инструмент и  относится к клавишно-духовым. Звук в трубах рождается оттого, что в них поступает струя воздуха.

Слайд №5

-  При прослушивании прелюдии попробуйте определить, есть ли в музыке главный голос, который можно пропеть или все голоса переплетены.

Слушание: Прелюдия (ми минор) И.С.Баха.

Отвечаем на вопрос: есть ли в музыке главный голос, который можно пропеть или все голоса переплетены?

- Правильно. В этом произведении каждый голос, а их 4, ведет свою мелодию самостоятельно и свободно, но в то же время так, что образуется единство с другими голосами. Такие сочинения называются полифоническими, а многоголосие – полифонией.

Слайд №6

Запишите определение в тетради:

Тип музыки, в котором нет деления на главный голос и аккомпанемент, называется полифоническим типом или полифонией.

Почти все произведения И.С.Баха являются полифониями.

Слайд №7

2 новый для нас инструмент – клавесин. Клавесин – это клавишный струнный инструмент, создан около 1400 года. Послушаем его звучание.

Слайд №8

А теперь обратимся к другому немецкому композитору – Людвиг Ван Бетховен (1770 – 1827). Вспомним кратко о жизни великого композитора.

- Родился в Германии, в г. Бонне. Детство его было трудным. Отец был придворным певцом и имел слабость к алкоголю. Иногда пьяный он будил маленького Людвига среди ночи и заставлял играть на клавесине до самого утра. В 11 лет он пошел работать, замещал органиста в церкви . А в 14 лет – получил место органиста при княжеском дворе  и стал концертместером.  В 26 лет у него начался ухудшаться слух, но Бетховен продолжал работать. И в последствии Людвиг Ван оглох, но к удивлению, тогда появились самые красивые его произведения.

Слайд №9

Мы послушаем произведение великого композитора - «Менуэт», исполняется он на клавесине.

При слушании Менуэта определите: есть ли в музыке самостоятельный голос, который можно исполнить голосом или все голоса взаимосвязаны.

Слушание:  «Менуэт»(соль мажор)Л.В.Бетховен.

У.- Как звучали голоса одинаково или один из голосов  звучал ярче, и его можно пропеть?

Ответы учащихся. (Один  голос  звучал громко, а другие составляли фон. Его можно пропеть)

Слайд №10

У. – Музыка, в которой мы ясно слышим главную мелодию в одном голосе, а аккомпанемент в других голосах, называется музыкой гомофонного типа или гомофонией.

Запишите определение в тетради.

Если у Баха преобладала гомофония, то у Бетховена почти все произведения гомофонного типа.  

Слайд №11

Давайте закрепим новый материал и ответим на вопросы:

  • С музыкой каких композиторов мы встретились на уроке?
  • Какие новые инструменты мы услышали?
  • С какими типами в музыке мы познакомились?
  • Зачем в музыке нужен аккомпанемент?
  • Есть ли в полифонии аккомпанемент?
  • У какого композитора в музыке преобладает полифония?
  • У какого композитора в музыке преобладает гомофония?

Слайд №12

У. – Молодцы. Посмотрите на доску, перед вами головоломки, в которых зашифрованы высказывания композиторов  Л.В.Бетховена и И.С.Баха.

Прочитайте эти высказывания.

 Слайд №13

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец…»

Л.В.Бетховен

Слайд №14

Слайд №15

«Цель музыки – трогать сердца»

И.С.Бах

У. - Вы согласны с этими высказываниями?(да)

Мы не раз убеждались  в том, что музыка может влиять на человека, трогать наши сердца и влиять на настроение.

 Слайд №16

Послушайте песню Ю.Чичкова «Наша школьная страна» .

-Поговорим о характере и содержании песни.

 (Ответы учащихся).

Наш урок подошел к концу, за работу на уроке получают оценки: … До новых встреч!

Слайд №15

  • «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.:«Просвещение», 2011г. 
  • Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Л.В.Золина. - М: Издательство «Глобус», 2009.
  • Общешкольные мероприятия/ М. Малахова.- «Волгоград»: Учитель, 2009.
  • В сотружестве искусств. Праздникова Г.З.- Тамбов, 2012.
  • Музыка в школе, 1 - 8 класс: мультимедийное пособие для учителей. 
  • http://nsport
  • www.labirint.ru
  • http://www.prosv.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Жизнь и творчество великих композиторов"

Классный час "Жизнь и творчество великих композиторов"...

Проект по музыке на тему: "ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКОГО КОМПОЗИТОРА В. А. МОЦАРТА"

«Имя Моцарта вошло в духовную жизнь человечества как «символ самой музыки». (Б. Асафьев)Вольфганг Амадей Моцарт – гениальный австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки В. А.Моцарт выделя...

Презентация "Великие композиторы мира"

Данная презентация предназначена для учителей музыки...

Презентация для классного часа "Великие композиторы России"

Презентация для классного часа "Великие композиторы России" - посвященная Сергею Рахманинову и Дмитрию Шостаковичу.Классный час проводится с целью расширения кругозора детей, приобщения к ис...

Конспект урока музыки в 3 классе " Как родилась музыка .Кто такие композиторы ."

В помощь учителю музыки в школе , для обучающихся с ОВЗ....

Жизнь и творчество великого композитора

Презентация на тему "Жизнь и творчество А.К.Лядова"...