Народная музыка-энциклопедия жизни народа
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме
Урок для 4 класса по теме "Музыка моего народа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_4_klasse_narodnaya_pesnya.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Автор: Чирва Марина Владимировна,
учитель ГБОУ СОШ № 123 Выборгского района Санкт-Петербурга
Урок музыки в 4 классе
«Народная музыка-энциклопедия жизни народа»
Тип урока: углубление в тему.
Цель урока:
* Углубить знания учащихся о народной песне- источнике многовековой народной духовной культуры.
*Создать условия для пробуждения интереса к народной культуре. *Создать условия для пробуждения творческой активности детей, актуализации его личностных качеств.
Задачи урока:
*Воспитать уважение к народному творчеству.
*Познакомить с различными жанрами народной песни.
*Совершенствовать вокально-исполнительские навыки.
*Совершенствовать умение воплотить и передать художественный образ исполняемой музыки.
Ведущие методы:
- Метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки.
- Погружение в ситуацию.
- Беседа
- Проживание образа через совместное творчество.
- Игровой
- Эмоционального воздействия
- Метод создания ситуации успеха
Ход урока
Дети входят в класс под музыку р.н.п. «Как у наших у ворот»
При помощи учителя выполняют уже известные элементы хоровода.
У: Ребята, звучала музыка народная или композиторская?
Д: Народная
У: Почему вы так думаете?
Д: Русские народные инструменты, манера исполнения, слова, которые сейчас так не произносят, ритмические частицы «ой», «люли»
У: Что же ты за сердце меня трогаешь
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
На кресте, распятая и клятая,
Возрождалась в новых именах.
Берегу надежды твои свято я,
Ты как очищенье мне дана!
То уводишь хороводы во поле,
То сжигаешь в плеске ты себя!
Ты вовек созвучна русской доле,
Песня родниковая моя!
(Тамара Пономарева)
У: Вот такие красивые стихи о русской песне. Как вы понимаете выражение «созвучна русской доле»?
Д: Отражена жизнь и история русского народа.
У: Песни создавались на протяжении многих столетий. Поэтически обаятельные и задушевные, они глубоко раскрывают в своем содержании
внутренний мир человека, являются примером высокой талантливости русского народа.
В них отражены лучшие черты русского национального характера:
стойкость в жизненных испытаниях, сила воли и мужество,
чувство человеческого достоинства, удаль, отвага и горячая любовь к родине и свободе.
(презентация «Русская песня – история жизни народа»)
Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки»
У: Назовите характер песни, ее жанр
Д. Песенно-маршевый, песня-марш.
(вокально-хоровая работа)
У: Многие солдатские песни проникнуты глубоким патриотическим настроением, несмотря на тяжесть солдатской службы.
«Хлеб да вода - солдатская еда»
«Пошел в службу - терпи нужду»
Но как бы ни трудна была служба,
как бы ни скучал солдат по родному дому, всегда любил свою родную землю.
«Наша слава - русская держава!
Вот где наша слава!»
(слайды)
Учитель: Большой частью народных традиционных песен
являются песни, созданные народом на бытовые темы:
песни любовные, семейные, шуточные, плясовые.
Сердечные переживания девушки и молодца в любовных песнях
изображались как поэтические картины жизни: от светлых и радостных до задушевно-печальных.
Любовное счастье или несчастье часто раскрывалось в них через
сопоставление девушки и молодца с миром природы.
Назовите песни, которые вы знаете
Дети: «По улице мостовой»
«Во саду ли в огороде.»
«Тонкая рябина»
«Как на тоненький ледок» и др.
(слайды)
На доске нотная запись р.н.п. «Во кузнице». Дети по нотам исполняют мелодию
У: К какому жанру р.н.п. вы бы отнесли эту песню? Определите характер.
Д: Песни-плясовые. Задорные,веселые,радостные,с большим чувством юмора, какой-то загадки.
(Исполнение песни с элементами танца)
У: Назовите, пожалуйста, еще песни, которые можно отнести к разряду плясовых.
Д: ( «Уж вы, сени», «Посею лебеду», «Пойду ль я» «Светит месяц»,
«Как под горкой», «Куманек», «Барыня» и т.д.)
У: Русский народ всегда любил праздники, гуляя весело, с размахом, широко. Но праздник возможен, если человек много работал.
Труд этот всегда был тяжелым. И порой, опять музыка помогала пережить нелегкие трудовые будни. Назовите вам известные песни
Д: «Дубинушка», «Эй, ухнем» и т.д.
(слайд картины И.Репина «Бурлаки на Волге»)
У: Скажите, пожалуйста, что вы видите на картине и к какой песне вы соотнесли бы этот сюжет? Давайте обсудим .
(рассуждения детей, учитель корректирует их ответы)
У: Вы заметили, что мы с вами говорим о разнохарактерных р.н. п.:
серьезных и шуточных, лирических и плясовых.
Ведь радость и боль, удача и разочарование всегда существуют рядом с человеком. Но не одну сотню лет веселит народ, помогая пережить порой самые страшные и тяжелые времена, войны и разруху, голод и нищету, беды и несчастья, веселая песенка – коротышка, которую вы тоже полюбили.
Это…
Д: Частушка.
У: Почему ее так называют?
Д: Произошла от слова «частый», « быстрый, много раз повторяющийся.»
У: Какие они по содержанию?
Д: Острая сатира, озорной юмор, лирические раздумья, страдания.
У: А сейчас мы поиграем. На прошлом уроке я просила вас поделиться на 3 группы: 2 команды и группу ребят - ансамбль р.н. инструментов (ложки, трещотки, игрушечные балалайки, бубны).
Каждая команда должна была придумать название, девиз и свою визитную карточку. И вы, я знаю, нашли, а кто-то придумал частушки, которые рассказывают о жизни своего класса, своих увлечениях и учебе. Конкурс называется «Расскажи о себе с помощью частушки»
( Ребята в форме диалога соперничают друг с другом, а ансамбль р.н. инструментов сопровождает конкурс.)
( Победители и побежденные получают в награду призы ( пряники, бублики, конфеты)
У: Спасибо вам, дорогие ребята за радость, которую подарили на этом уроке. И кульминацией нашего занятия будет ваше творчество.
Я просила вас исполнить для своих одноклассников русские народные песни.
Вы продумали, какой жанр вам по душе, что вам ближе: солдатские,
лирические, плясовые, трудовые. И так, начинаем наш маленький концерт. (Дети выступают по желанию)
У: Сегодня вы славно потрудились и, надеюсь, еще больше полюбили русскую народную песню.
Наш урок мне хочется закончить стихотворением, которое послужит итогом нашего занятия.
***
У русских песен
Крылья лебединые,
До глубины открытая душа.
По вечерам над золотом рябиновым
Они плывут куда-то не спеша.
Они плывут
Над реками, над плесами,
Как будто их
Сама земля поет…
И на полях с кудрявыми березами
Шальные ветры
Водят хоровод.
За то, что в будни
С ними не до устали,
За то, что праздник
С ними веселей.
За то, что в горе
Могут посочувствовать,
Они родными стали для людей.
Они летят,
Веселые и грустные,
Не прерывая кружевную нить…
У русских песен
Бьется сердце русское,
И от России
Их не отделить.
П.Синявский
Выход из класса под песню «О России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)
«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...
Внеклассное мероприятие "Народные промыслы - творческий труд народов России. В гостях у русских умельцев".
Внеклассное мероприятие посвящено народным промыслам - Дымковской, Филимоновской, Каргапольской игрушкам. Проходит в форме презентации предметов декоративно-прикладного искусства. При подготовке к вне...
Русская народная песня - душа русского народа
На протяжении многих веков народы мира творили свои песни, творили как дивную летопись своей жизни, оставляя в ней след всего, чем жили....
Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа
Презентация к уроку музыки "Фольклор", 2 класс, по программе Критскойтест по теме "Фольклор", слова песни "Старый клен" (сноска на яндекс-диске)https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%...
Народная песня-зеркало души народа
Народная песня-часть традиционной культуры русскогог народа...
Проектно-исследовательская деятельность " Отличительные особенности народного промысла Коренных Малочисленных Народов Севера"
Материал может быть использован для организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности....
Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс
Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс...