Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народный хор» для 2-го класса
рабочая программа по музыке (2 класс) по теме

Самова Екатерина-Ярослава Олеговна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народный хор» для 2-го класса составлена на основе программы Н. Шаминой «Методика работы с фольклорным ансамблем», с использованием специальной литературы по народному вокалу:  Веретенников И.И. «Белгородские карагоды»,  «Русская народная песня в школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_khor_2_klass_v_inet.docx44.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народный хор» для 2-го класса составлена на основе программы Н. Шаминой «Методика работы с фольклорным ансамблем», с использованием специальной литературы по народному вокалу:  Веретенников И.И. «Белгородские карагоды»,  «Русская народная песня в школе».

Направление программы- художественно-эстетическая, ориентирована на изучение и освоение специфических особенностей работы с народным вокалом.

Цель программы: формировать исполнительские вокальные навыки обучающихся  и устойчивый интерес к пению на примерах лучших образцов фольклора.

Задачи:

образовательные:

  • Дать первоначальные представления о народной песне и музыке, их значение в жизни человека и общества;
  • Формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения;
  • Формировать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
  • Обучать воспитанников основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам;
  • Помочь учащимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой, детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам русского народного календаря;
  • Дать учащимся знания и представления о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

развивающие:

  • Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать;
  • Расширение знаний обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, о различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
  • Развивать исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение (в манере своего народа, своей местности);
  • Дать представление о традиционной одежде своего региона;

воспитательные:

  • Воспитывать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, прививать устойчивый интерес к вокальному искусству.
  • Воспитать уважительное и бережное отношение к русскому фольклору как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы;
  • Воспитать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

социально педагогическая:

  • Формирование общественно активной и творческой личности, способной реализовать себя в социуме;

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 7 – 9,5 лет.

Год обучения

Количество часов

 в неделю

Количество часов

в год

2-й

1 час

34 часа

Основной формой работы в предмете являются практические занятия, на каждом из которых изучается музыкальный вокально-хореографический материал разных жанров народных песен с теоретическим объяснением и последующим практическим закреплением.

Требование к уровню подготовки обучающихся

Разделы   программ

Ожидаемый результат

Универсальные учебные действия

Закрепление вокальных навыков

Обучающиеся знают: 

- правильное положение при пении;

- взятие певческого дыхание во время пения;

- понимают по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

Обучающиеся умеют:

- правильно дышать: делать не большой спокойный вход, не поднимая плеч.

- в подвижных песнях делать быстрый вдох.

Познавательные УУД

  • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • оценка;
  • коррекция.

Играем и поём – старинушку русскую узнаем.

Обучающиеся знают: 

- жанры музыкального искусства;

- народные музыкальные инструменты;

- музыкальный словарь необходимый для отклика и настроения;

Обучающиеся имеют  представление об обычаях своего края, традиционной одежде, и праздниках.

Песенное и танцевальное творчество.

Обучающиеся знают:

- специфику народной манеры исполнения;

- гигиену певческого голоса;

Обучающиеся умеют:

- владеть общими певческими навыками: цепного дыхания, звукообразование, звуковедения;

- придумывать движения под музыку;

- определять жанры русской народной музыки;

- сочинять игровые сценки;

- исполнять элементарные муз.  ритмические движения;

- играть на элементарных шумовых инструментах;

- определять характер и настроение музыки;

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка.

Календарно - тематический план

п/п

Наименование раздела и тема

Количество часов

Сроки прохождения

Примечания

теория

практика

1

Вводное занятие

1

6.09

2

Закрепление вокальных навыков

2

8

Формирование народной манеры пения

0,5

1,5

13.09

20.09

Сглаживание регистровых переходов

0,5

1,5

27.09

4.10

Первоначальные навыки многоголосного пения

0,5

2,5

11.10

18.10

25.10

Элементарная импровизация

1

8.11

Цепное дыхание

0,5

1,5

15.11

22.11

3

Играем и поем – старинушку русскую узнаём

4

5

Слушание народной музыки из репертуара фольклорных коллективов  России «Чебатуха», «Карагод»,  «Услада».

2

29.11

6.12

Разучивание упражнений, скороговорок, игр.

0,5

2,5

13.12

20.12

27.12

Детские календарные песни.

0,5

2,5

17.01

24.01

31.01

Особенности белгородского костюма.

1

7.02

4

Песенное и танцевальное творчество

2,5

11,5

Хороводные песни Белгородской области

0,5

2,5

14.02

21.02

28.02

Плясовые песни

0,5

2,5

7.03

14.03

21.03

Таночные песни

0,5

2,5

4.04

11.04

18.04

Закрепление терминологии основных танцевальных движений: пересек, переменный шаг, шаг с прибивом, карагод, танок.

1

25.04

Подготовка к  заключительному концерту

4

2.05

9.05

16.05

23.05

Содержание рабочей программы

1. Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения на занятиях.

Знакомство с новыми детьми.

2. Закрепление  вокальных навыков

Теоретическая часть

Знакомство с разными жанрами   народной песен , стилистикой  и историей календарных праздников.

Практическая часть

Формирование цепного дыхания, сглаживание регистровых переходов, первоначальные навыки многоголосного пения.

  1. Играем и поём  старинушку  русскую узнаем.

Теоретическая часть

Знакомство с фольклорным творчеством русского народа.

Слушание народной музыки из репертуара фольклорных коллективов

России «Чебатуха», «Карагод»,  «Услада».

Практическая часть

Разучивание упражнениЙ, скороговорок, игр, календарных детских песен  для успешного раскрытия музыкального  образа.

4. Песенное и танцевальное творчество

Теоретическая часть

Обучающиеся осваивают специальную терминологию: пересек, переменный шаг, шаг с прибивом, карагод, танок.

 Практическая часть

Дети учатся основным элементам музыкального и пластического языка на примере песен Белгородской области. Проведение музыкально-игровых, познавательных мероприятий. 

Формы контроля

Подведение итогов реализации  программы

2-й год обучения

Формы проведения итогов

Сроки

1

Творческие конкурсы

В течение года

2

Участие в концертах

В течение года

3

Отчётный концерт

Итоговое занятие

Таблица по диагностике контроля достижения результатов

Вид контроля

Форма контроля

Знания

Форма контроля

Умения, навыки

в

с

н

в

с

н

Предварительный

Анализ устного опроса

Наблюдение

Текущий

Анализ устного опроса

Наблюдение

Итоговый

Анализ устного опроса

Творческий отчёт

  • В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.

Учебно-методические средства обучения

Разделы   программы

Фомы, методы и приёмы работы

Оборудование

1

Введение

Информационно-развивающий метод.

Целесообразно проведение беседы с элементами инструктажа, с применением наглядного материала.

Наглядный материал, мультимедийное оборудование.

2

Закрепление вокальных навыков.

Планомерная работа по формированию цепного дыхания, сглаживанию регистровых переходов,  привитие первоначальных навыков многоголосного пения.

Фортепиано, мультимедийное оборудование

3

Играем и поём старинушку  русскую узнаем. 

Музыкальный фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Через упражнения, скороговорки, игровые моменты у детей накапливается определенный багаж умений, знаний, навыков для успешной реализации образа в песне.

Фортепиано, мультимедийное оборудование, наглядный материал, русские народные инструменты

4

Песенное и танцевальное творчество.

Целенаправленная работа над чистотой интонирования, обучение детей пению путем координационно-тренировочного метода, исполнение песни педагогом – все это должно привести детей к возможности правильно петь в конце года.

Фортепиано, мультимедийное оборудование, наглядный материал, русские народные инструменты

Список литературы

1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книга вторая / Б.В. Асафьев. – М.: Интонация. - 1971.- 270с.

2. Веретенников И.И. «Белгородские карагоды» - Белгород, 1993- стр. 85.

3. Веретенников И.И. «Русская народная песня в школе» - Белгород, 1994.

4. Гилярова Н.Н. «Хрестоматия по русскому народному творчеству» - М.: 1996, стр-285

5. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка,1977. Стр. 260

6. Мешко Н. «Вокальная работа с исполнителями русских народных песен». Клубные вечера –М. вып. 11. 1976г.

 7. Христиансен Л. Процесс складывания напева и его многоголосного распева у народных певцов. – В сб.: Вопросы музыкознания. Вып.2. – М.: Музгиз,1955.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Путешествие  в  XIX век

Игра-фантазия для детей младшего и среднего шкального возраста

Оформление. В зале «машина времени» — парусник с розовыми парусами, рисунки — виды старого Ставрополя, иллюминация. Оборудование. Затемнение, эпипроектор для демонстрации рисованного фильма, магнитофон, кассеты с записями старинных русских песен, современной музыки, а также звуков, имитирующих запуск «машины времени», шум ветра и т. д.

Ребята входят в зал.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Кто скажет, в каком веке мы с вами живем?

  • В двадцать первом!
  • Вы все современно одеты, находитесь в прекрасном современном здании. А вам хотелось бы узнать, как жили люди хотя бы 150 лет назад, в девятнадцатом веке? Чем занимались? Какие пели песни, в какие игры играли?
  • Хотим!
  • Ну что ж, тогда мы на нашем паруснике мечты отправимся в девятнадцатый век. Нам нужно выбрать капитана, штурмана, осветителей-сигнальщиков. (Выбирают.)
  • Всем занять свои места! Ветер уже раздувает алые паруса мечты. Включить фантазию! Пристегнуть ремни безопасности! Пять... четыре... три... два... один... пуск!

Звук запуска «машины времени». Гаснет свет, включается прожектор, иллюминация.

Ведущий. Внимание! Наш парусник плывет по Волге, но мы уже в девятнадцатом веке. Посмотрите, что там видите по левому берегу? (Кадр.)

Демонстрация рисованного фильма через эпипроектор.

Ребята. Мы видим залитые водой берега, деревья, луга. А это Молодецкий курган.

Ведущая. Кто знает, почему он так называется? Много легенд и преданий существует о нем. Кто расскажет какую-нибудь легенду?

Учащиеся рассказывают легенды о Молодецком кургане.

Ведущая. Наш парусник плывет дальше. Что вы видите на правом берегу? (Кадр.)

Ребята. Поля, созревает рожь, лен, в поле работают крестьяне, убирают созревший лен.

Ведущая. Давайте сделаем остановку и выйдем в поле. Смотрите, какое оно большое! Женщины теребят лен, связывают его в снопы и делают стожки. Кто скажет, для чего нужен лен?

 Р е б я т а. Из него делают ткань.

Ведущая. Но прежде чем получится ткань, лен нужно посеять, вырастить, убрать, высушить. Затем его замачивают, мнут, треплют, получают волокна. Из них делают нити, потом полотно, а его, в свою очередь, еще и отбеливают.

А вот перед нами одно из орудий труда того времени — цеп, им молотили рожь, овес, пшеницу. А что еще использовали для изготовления ткани?

Ребята. Шерсть, коноплю.

Ведущая. Посмотрите на эти полотенца. Это льняное, а это — конопляное. Коноплю выращивали, вялили ее, расчесывали, получали исходное сырье — волокна (показывает), а затем уже нити. Это нити из конопли. А какие орудия труда использовали, чтобы получить волокно? Полотно?

В третьем кадре показаны гребень, чесалка, прялка, их разновидности, веретено, устройство для перемотки ниток, челнок, другие детали ткацкого станка.

Ведущая. Из полотна женщины-крестьянки шили одежду. Посмотрите, как одеты крестьяне: мужчины — в холщовых штанах, рубахи навыпуск, подпоясаны поясом. У женщин — рубаха, сарафан, платок, пояс, портни (обувь). А какие красивые пояса умели ткать мастерицы! Перед вами пояса для зимней и летней одежды.

По берегам Волги живут самые разные народы — русские, чуваши, мордва, марийцы, татары. Сейчас мы узнаем, как одевались представители разных народов.

Демонстрация элементов татарского, чувашского, марийского, мордовского национальных костюмов.

(Кадр) Обувью чаще всего служили лапти. Давайте их рассмотрим. Вот лапти русские, чувашские, мордовские. Зимой ноги заматывали сначала в портянки (онучи). Кто из вас самый внимательный? Скажите, чем лапти разных народов отличаются друг от друга? (Ребята отвечают.)

(Кадр.) Крестьяне не только ткали, пряли, они делали посуду. Из глины при помощи гончарного крута изготавливали горшки, миски, которые обжигали потом в печи, разрисовывали. Посмотрите на эту посуду! (Комментирует.)

(Кадр.) Из дерева тоже делали изделия. Мы уже их видели. А сейчас перед вами деревянная игрушка «Старик». (Рассказывает о ней.)

Мы задержались на берегу. Парусник нас заждался, поплыли дальше.

(Кадр.) Что вы теперь видите на том берегу?

Ребята. Пасется стадо коров, пастушок играет в рожок.

Ведущая. В крестьянских семьях обычно бывало много детей, и старшим приходилось рано идти на заработки, чтобы помочь прокормить семью. Этот мальчик — подпасок, помощник взрослого пастуха.

А на этом берегу, посмотрите, на лужайке девушки водят хоровод. Крестьяне умели хорошо трудиться, но умели и веселиться, знали много хороших песен, танцев, игр. А какие вы знаете старинные игры?

Ребята. Лапта, городки.

Ведущая. Посмотрите, вон ребята играют в какую-то игру.

(Кадр.) Давайте причалим к берегу и поиграем вместе с ними. Какие хороводные песни вы знаете? Становитесь в хоровод!

Какие еще песни вы знаете? Давайте послушаем, какие песни здесь поют.

Слушают запись русской песни «Когда я в люлечке качалась».

—        А теперь давайте разучим русскую народную песню «Калинка». (Разучивают песню.)

Ведущая. А хотите еще поиграть? - Да!

  • Какое на Руси самое распространенное женское имя?
  • Марья!

- мужское?

  • Иван!
  • Вот мы с вами и поиграем в игру «Иван да Марья».

Объясняет условия игры. Идет игра.

Ведущая. Следующая игра — «Золотые ворота». Одна группа детей образует круг, высоко подняв руки. Это ворота. Вторая группа образует «змейку», проходит через все ворота со словами:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

 В первый раз — прощается,

 Второй раз запрещается,

Ну а в третий раз.  Не пропустим вас!

Ворота закрываются. Ребята, которые остались внутри круга, танцуют «Барыню».

Ведущая. Ребята, нам пора возвращаться. Занимайте места на «машине времени». Включить фантазию! Пристегнуть ремни безопасности! Пять... четыре... три... два... один... пуск!

Гаснет свет, слышен звук «перемещающейся» в пространстве «машины времени».

Вот мы и дома, в XXI веке. Понравилось ли вам путешествие? А теперь давайте попрощаемся. До свидания. До новых встреч!

пРИЛОЖЕНИЕ 2

Рябинкины именины

Осенняя сказка  для детей младшего возраста

На сцене лес, избушка. Выходит девочка-Рябинка.

Рябинка.    Солнышко ты привольное, Согрей землю-матушку, Согрей деревце — красну девицу, Рябинушку кудрявую! Я весной взошла, Солнцем вызрела. По зорям цвела, Летом выросла. Меня ветер обдувал, Меня дождик поливал. Мои ягодки алеют, Для моих друзей поспеют!

Прибегают Комарик и Заяц.

Заяц. Рябинка, Рябинка, какая ты красивая стала! Скоро твои именины. Придут девки, ребята, наберут твоих ягод, будут песни петь, хороводы водить. Вот весело-то тебе будет!

Появляется Баба-Яга с корзиной.

Б а б а - Я г а. Хороводы водить — не цепом молотить. Орать — не пахать!

Комар. Кто людей веселит — за того весь свет стоит!

Заяц. Дело знай, попусту не бай. Все равно за Рябинкой люди придут, с собой унесут.

Комар. Ты отпусти Рябинку погулять, попеть, поплясать!

Баба-Яга. Та-ак, сговорились! Хотите Рябинку от меня увести? А кто мне настойку рябиновую будет делать? Кто варенье из рябины пользительное, витаминное варить будет? Пироги с рябиной печь? Идите сами гуляйте, а Рябинку не завлекайте!

Прогоняет Комара и Зайца метлой.

(Ворчливо.) Я тебя растила, водичкой поила. Росла ты возле избушки на радость старушке. Что же ты меня, старую, покинуть решилась?

Рябинка. Что ты, бабулечка- красотулечка! И для тебя рябины хватит. Вон сколько рябиновых ягод в этом году!

Баба - Яга. Вот-вот, значит, осень дождливая будет. Простуда замучает. Как я без тебя, без рябиновой настойки ? Помру ведь в расцвете лет. Люди-то жадные, всю тебя обломают. А птицы прилетят — всю исклюют, далеко унесут, ох уж эти синицы! Ну еще какие там птицы! А скажите, ребятки, какие птицы на юг не улетают, а тут зимуют?

Игра со зрителями.

Рябинка. А мне что делать?

Баба-Яга. А ничего. Ты спрячься, а я напугаю их. Вот они и убегут, уберутся восвояси несолоно хлебавши. Заруби себе на носу: сиди тихо — ни гу-гу. А вот и они, голубочки, аукаются!

Слышится «Ау!». Появляются Заяц и Комар.

Комар. Рябинка, встречай гостей! А где же она? Она же здесь была!

Баба-Яг а. Была да вся вышла!

3 а я ц. А, где наша не пропадала!

Комар. Тряхнем стариной!

Заяц. Найдем Рябинку!

Комар. Устроим именины!

3 а я ц. А ну, пусти нас, Баба-Яга, в избушку!

Комар. Видно, ты там прячешь нашу девчушку!

Баба-Яга. Кыш, Комар! Убегай, Косой! Напугаю вас «козой»! (Пугает.)

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками топ-топ,

Рожками хлоп-хлоп!

Кто кашки не ест,

Молочка не пьет,

Того рогом берет!

Забодаю, забодаю, забодаю!

Комар и Заяц с визгом убегают. Звучит песня, появляются дети. Они   выходят к избушке, поют песню «А я по лугу».

Баба-Яг а. Явились — не запылились. Дети. Мир твоему дому, а хозяйке — долгие лета! Б а б а - Я г а. Ничего, не жалуюсь. Живу три века без всякого огреха. Дети.

  • А не видела ли ты, бабушка, Рябинку?
  • Пришло время сбора ягод.
  • Нам надо рябину на дверях повесить, чтобы нечистая сила дом обходила.

—        Варенье сварить. Пирог испечь! (Дети говорят наперебой.)
Баба-Яга. Что за ягода такая? Не слыхала. Девочка. А мы загадку тебе загадаем — отгадаешь? «Кругленько-красненько, листочки продолговатеньки».

Баба- Яга. О! Да это рябина! (Спохватившись.) Ой, хитрецы, обманули. Правильно говорится: и на хитрую старуху найдется проруха. Ладно, позову я Рябинку, если вы покажете свое умение. Умеете ли вы петь, плясать, в игры разные играть?

Дети. Умеем!

Девочка.    Как по травке, по муравке, по дороженьке Милы девицы идут, хоровод ведут.

Исполняются песни «Заинька» и «Комарочек».

Баба-Яга. Хорошо пели. Есть, наверно, захотели? Вот кто быстрее в корзины наберет рябины, тот получит угощение. У Рябинки — день рождения.

Проводится игра «Собери рябину».

Баба - Яга. Выходи, Рябинушка, скорей, угощай своих гостей! Выходит Рябинка. Она поет песню «Говорят, что я румянюсь».

Рябинка. Здравствуйте, гости дорогие! Спасибо, что пришли ко мне на именины. А правда ли, что я вам нужна, что ягодки мои вы очень любите? Сейчас проверю. Кто съест мою ягодку и не поморщится и кто лучше похвалит меня, тому я подарочек припасла.

Идет игра. Приз — рябиновые бусы.

Баба - Яга. Своя рябинка лучше чужой малинки! Рябинка. Ох, как хочется мне повеселиться с вами!

Поет частушки, привлекая зрителей.

Баба - Яга (выходит с пирогом).

Кому пирог с рябиной?

С пылу с жару —

Угощаю даром!

Нажарила, напекла для вас

Бабушка-Яга.

Давай, наскакивай!

Угощайся, не стесняйся!

У нашей Рябинки веселые именинки!

Звучит музыка. Всех угощают пирогом с рябиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народный хор» для 1-го класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народный хор» для 1-го класса составлена на основе программы Н. Шаминой «Методика работы с фольклорным ансамблем», с использованием специальной литературы...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество" для 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные ремёсла"

     Народное декоративно-прикладное искусство является одним из средств эстетического воспитания детей. Оно учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей  жизни и в ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные умельцы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные умельцы"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные игры", 34 ч

Для использования при планировании внеурочной деятельности....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)

Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс

Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО  для 1-4 классов....