Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народный хор» для 1-го класса
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народный хор» для 1-го класса составлена на основе программы Н. Шаминой «Методика работы с фольклорным ансамблем», с использованием специальной литературы по народному вокалу: Веретенников И.И. «Белгородские карагоды», «Русская народная песня в школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_khor_1_klass_v_inet.docx | 35.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народный хор» для 1-го класса составлена на основе программы Н. Шаминой «Методика работы с фольклорным ансамблем», с использованием специальной литературы по народному вокалу: Веретенников И.И. «Белгородские карагоды», «Русская народная песня в школе».
Направление программы- художественно-эстетическая, ориентирована на изучение и освоение специфических особенностей работы с народным вокалом.
Цель программы: формировать исполнительские вокальные навыки обучающихся и устойчивый интерес к пению на примерах лучших образцов фольклора.
Задачи:
образовательные:
- Дать первоначальные представления о народной песне и музыке, их значение в жизни человека и общества;
- Формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения;
- Формировать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- Обучать воспитанников основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам;
- Помочь учащимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой, детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам русского народного календаря;
- Дать учащимся знания и представления о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
развивающие:
- Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать;
- Расширение знаний обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, о различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- Развивать исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение (в манере своего народа, своей местности);
- Дать представление о традиционной одежде своего региона;
воспитательные:
- Воспитывать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, прививать устойчивый интерес к вокальному искусству.
- Воспитать уважительное и бережное отношение к русскому фольклору как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- Воспитать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
социально педагогическая:
- Формирование общественно активной и творческой личности, способной реализовать себя в социуме;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6,5 – 8 лет.
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1-й | 1 час | 33 часа |
Основной формой работы в предмете являются практические занятия, на каждом из которых изучается музыкальный вокально-хореографический материал разных жанров народных песен с теоретическим объяснением и последующим практическим закреплением.
Требование к уровню подготовки обучающихся
Разделы программы | Ожидаемый результат | Универсальные учебные действия |
Формирование вокальных навыков | Обучающиеся знают: - правильное положение при пении; - взятие певческого дыхание во время пения; - понимают по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; Обучающиеся умеют: - правильно дышать: делать не большой спокойный вход, не поднимая плеч. - в подвижных песнях делать быстрый вдох. | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
Восприятие музыки | Обучающиеся знают: - жанры музыкального искусства; - простейшие народные музыкальные инструменты; - музыкальный словарь необходимый для отклика и настроения; Обучающиеся имеют элементарные представление об обычаях своего края, традиционной одежде, и праздниках. | |
Музыкально-игровое творчество на основе детского фольклора | Обучающиеся знают: - специфику народной манеры исполнения; - гигиену певческого голоса; Обучающиеся умеют: - в подвижных песнях делать быстрый вдох; - владеть общими певческими навыками: цепного дыхания, звукообразование, звуковедения; - сочинять игровые сценки; - исполнять элементарные муз. ритмические движения; - играть на элементарных шумовых инструментах; - определять характер и настроение музыки; | Личностные УУД
|
Календарно - тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тема | Количество часов | Сроки прохождения | Примечания | |
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 3.09 | ||
2 | Формирование вокальных навыков | 3 | 14 | ||
Певческая установка | 0,5 | 1,5 | 10.09 17.09 | ||
Певческое дыхание | 0,5 | 1,5 | 24.09 1.10 | ||
Певческое звукообразование | 0,5 | 1,5 | 8.10 15.10 | ||
Дикция | 0,5 | 2,5 | 22.10 5.11 12.11 | ||
Выработка унисона | 0,5 | 2,5 | 19.11 26.11 3.12 | ||
Соблюдение динамической ровности | 0,5 | 2,5 | 10.12 17.12 24.12 | ||
Вокальные упражнения | 2 | 14.01 21.01 | |||
3 | Восприятие музыки | 1 | 3 | ||
Песенность как отличительная черта русской музыки | 0,5 | 0,5 | 28.01 | ||
Слушанье народной музыки | 1 | 4.02 | |||
Природа и музыка | 0,5 | 0,5 | 18.02 | ||
Мир ребёнка в музыкальных образах | 1 | 25.02 | |||
4 | Музыкально-игровое творчество на основе детского фольклора | 2 | 13 | ||
Потешки, заклички, дразнилки | 1 | 1 | 4.03 11.03 | ||
Игры Белгородской области | 1 | 18.03 | |||
Я «Матанечку» плясать научуся просто | 1 | 1.04 | |||
Знакомство с шумовыми инструментами | 0,5 | 1,5 | 8.04 15.04 | ||
Народные музыкальные инструменты | 0,5 | 1,5 | 22.04 29.04 | ||
Игровые упражнения, этюды, импровизации | 3 | 6.05 13.05 20.05 |
Содержание рабочей программы
1. Вводное занятие
Знакомство с детьми. Беседа о музыке. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения на занятиях.
2. Формирование вокальных навыков
Теоретическая часть
Обучающимся предлагается теоретический материал об образовании звука, подготовке голосового аппарата к работе в певческом режиме, даются
понятия о народной манере пения.
Практическая часть
Отработка и освоение на практике навыков звукообразования, звуковедения, народной манеры пения. Обучающиеся делают первые шаги к управлению голосом, постигают особенности местного диалекта и музыкального языка песни и основным танцевальным движениям.
3. Восприятие музыки
Теоретическая часть
Слушание народной музыки из репертуара фольклорных коллективов Белгородской области «Пересек», «Завалинка», «Воскресение», «Везелица» определение характера и содержания песен.
Практическая часть
Выполнение творческих заданий. Рисунки к песням.
4. Музыкально-игровое творчество на основе детского фольклора
Теоретическая часть
По ходу разучивания песни обучающиеся получают элементарные знания о детском фольклоре, средствах музыкальной выразительности, знакомятся с музыкальными инструментами, определяющими характер произведения.
Практическая часть
Исполнение песен, игровые упражнения, этюды-импровизации, которые развивают музыкальный слух, выполнение упражнений на координацию движений, двигательную пластику.
Формы контроля
Подведение итогов реализации программы
1-й год обучения
№ | Формы проведения итогов | Сроки |
1 | Творческие конкурсы | В течение года |
2 | Участие в концертах | В течение года |
3 | Викторина | Итоговое занятие |
Таблица по диагностике контроля достижения результатов
Вид контроля | Форма контроля | Знания | Форма контроля | Умения, навыки | ||||
в | с | н | в | с | н | |||
Предварительный | Анализ устного опроса | Наблюдение | ||||||
Текущий | Анализ устного опроса | Наблюдение | ||||||
Итоговый | Анализ устного опроса | Творческий отчёт |
- В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень.
Учебно-методические средства обучения
№ | Разделы программы | Фомы, методы и приёмы работы | Оборудование |
1 | Введение | Знакомство с детьми. Беседа о музыке. Проводится инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях. | Мультимедийное оборудование |
2 | Формирование вокальных навыков | Метод показа направлен на раскрытие сущности певческого приема. Рекомендуется соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнение строится на одном звуке в пределах примарной зоны, затем –на двух рядом расположенных, которые необходимо плавно соединить. При пении упражнений сверху вниз следует рекомендовать поющему подсознательно брать более высокую позицию. | Фортепиано, наглядный материал, мультимедийное оборудование. |
3 | Восприятие музыки | Обучение вокалу не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор. В процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара. | Фортепиано, мультемидийное оборудование |
4 | Музыкально-игровое творчество на основе детского фольклора | Движение под музыку – один из видов музыкальной деятельности. «Игровой фольклор» занимает ведущее место в детском творчестве, учит детей воплощать художественный образ в драматическое действие. Целесообразно применение народных костюмов. | Фортепиано, русские народные инструменты, шумовые инструменты, наглядный материал, мультемидийное оборудование. |
Список литературы
1. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книга вторая / Б.В. Асафьев. – М.: Интонация. - 1971.- 270с.
2. Веретенников И.И. «Белгородские карагоды» - Белгород, 1993- стр. 85.
3. Веретенников И.И. «Русская народная песня в школе» - Белгород, 1994.
4. Гилярова Н.Н. «Хрестоматия по русскому народному творчеству» - М.: 1996, стр-285
5. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка,1977. Стр. 260
6. Мешко Н. «Вокальная работа с исполнителями русских народных песен». Клубные вечера –М. вып. 11. 1976г.
7. Христиансен Л. Процесс складывания напева и его многоголосного распева у народных певцов. – В сб.: Вопросы музыкознания. Вып.2. – М.: Музгиз,1955.
Репертуарный план
Русские народные песни и песни Белгородской области:
1. Пойду я в зелёный сад
2.Подружки- Паранюшки мои
плясовая
3.Мать Россия.
протяжная
4.Ой, Вы гостюшки, дорогие.
Обр. И.Веретенникова
5.Частушки
6.Да сидит Дрёма
игровая
7.Костромушка-Кострома
игровая
8.Из- за леса ясный сокол вылетает обр. И.Веретенников
9.Я посеяла ленку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народный хор» для 2-го класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народный хор» для 2-го класса составлена на основе программы Н. Шаминой «Методика работы с фольклорным ансамблем», с использованием специальной литературы...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество" для 1-4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные ремёсла"
Народное декоративно-прикладное искусство является одним из средств эстетического воспитания детей. Оно учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и в ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные умельцы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные умельцы"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные игры", 34 ч
Для использования при планировании внеурочной деятельности....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс
Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО для 1-4 классов....