Обобщение опыта по теме «Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий».
статья

Шипицына Ольга Викторовна

В данной статье я обобщила опыт работы над темой «Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий». Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет преподавателю отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить у них умения и навыки в различных областях деятельности, помочь студентам развивать  умение самостоятельно планировать свою учебную и самообразовательную деятельность, воспитывать в себе дисциплину в организации учебного времени. На теоретическом уровне я  рассмотрела  современные педагогические технологии, применение которых повышают эффективность обучения студентов, содержательно и методически обогащают учебный процесс, способствуют более эффективному освоению профессиональных и общих компетенций, достижению нового качества образования.В своей работе я использую элементы различных педагогических технологий: информационно-коммуникационные технологии; проблемное обучение; метод проектов, игровые технологии, технологию критического мышления, кейс-технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc633.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме

«Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий».

С 2019 года я начала работать по теме «Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий». Перед собой я поставила следующие цели и задачи:

Цель: Внедрение современных педагогических технологий на уроках английского языка, истории, обществознания, права  для формирования достаточно полных, прочных знаний по изучаемым предметам и для обеспечения высокого уровня преподавания.

Задачи: 1) Изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу.    

2) Овладеть новым содержанием обучения, современными технологиями и приемами в работе.

3) Апробировать в процессе обучения  различные виды педагогических технологий.

Ожидаемые результаты самообразования:

1. Повысить качество преподавания предметов.

2.Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

3. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться в результатах работы над темой на ПЦК.

4. Обобщить опыт, подвести итоги по рабочей теме.

Свою работу я начала с изучения публикаций в сети Интернет по данной теме, изучив материалы, опубликованные на сайтах: http://festival.1september.ru/; https://infourok.ru/; https://kopilkaurokov.ru/; http://nsportal.ru/; https://multiurok.ru/ и другие. Затем в течение учебного года проходила обучение:

  • Курсы повышения квалификации  по теме «Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО».  
  • Курсы повышения квалификации по теме «Разработка и использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в работе педагога (реализация требований ФГОС)».
  • Обучение на модульном курсе  «Образовательный квест как эффективная технология обучения».
  • Обучение на модульном курсе  «Квест, или как использовать приключенческие игры в решении образовательных задач».
  • Обучение на модульном курсе  «Технологии преподавания английского языка, основанные на творческой вовлечённости обучающихся в учебный процесс»
  • Обучение на модульном курсе «Приемы успешного обучения, или как ассоциограммы и кластеры помогут в освоении учебного
    материала» (
    https://my.1sept.ru/)

Участие в вебинарах:

  • «Learnis – интерактивное видео, образовательные веб-квесты и викторины в дистанционном обучении. Учебные пособия для организации дистанционного обучения». (Корпорация «Российский учебник»).
  • «Современные образовательные технологии - залог высокого качества организации образовательного процесса в условиях ФГОС» (https://portalpedagoga.ru).

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет преподавателю отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить у них умения и навыки в различных областях деятельности, помочь студентам развивать  умение самостоятельно планировать свою учебную и самообразовательную деятельность, воспитывать в себе дисциплину в организации учебного времени.

На теоретическом уровне я  рассмотрела  современные педагогические технологии, применение которых повышают эффективность обучения студентов, содержательно и методически обогащают учебный процесс, способствуют более эффективному освоению профессиональных и общих компетенций, достижению нового качества образования.

В рамках внедрения ФГОС считаю, что современному учителю нельзя обойтись без знания и применения современных педагогических технологий, причем, для повышения качества знаний обучающихся  нельзя ограничиваться какой-то одной технологией, 

В своей работе я использую элементы различных педагогических технологий: информационно-коммуникационные технологии; проблемное обучение; метод проектов, игровые технологии, технологию критического мышления, кейс-технологию.

Информационно-коммуникационные технологии

В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств.      Как показала практика, использование ИКТ не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время на уроках.

В процессе обучения на уроках выделяю следующие формы работы с информационными коммуникационными технологиями:

  • непосредственное применение ИКТ при изучении новых тем на уроках (презентации, просмотр видеоуроков, учебных фильмов, аудио приложения и т.д.)
  • применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках.

Применяю компьютер  как источник тестирования. Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также даёт возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путём разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать работу над ошибками. Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для обучающихся, нежели традиционная контрольная работа или тест. 

В процессе работы над темой самообразования познакомилась с интернет-сервисами, которые  помогают  создать онлайн-тесты и проверить знания студентов.

- Master-test.net. Данный  интернет сервис даёт возможность создать онлайн тест,  также его можно скачать  как файл. После этого можно проходить тест без подключения к интернету.

-https://konstruktortestov.ru/ 

-https://docs.google.com/forms/u/0/ .

Также прошла  курсы повышения квалификации по теме «Разработка и использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в работе педагога (реализация требований ФГОС)». Материалы данного учебного курса направлены на совершенствование профессиональных компетенций педагогов, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.

  • применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся;
  • применение ИКТ при проведении внеклассных мероприятий

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Это и онлайн-конурсы, олимпиады, совершение виртуальных экскурсий и многое другое.

Проблемное обучение

На сегодняшний день, проблемное обучение становится особенно актуально для преподавания в системе СПО, поскольку образовательный процесс  ориентирован на практическое обучение, а проблемное обучение в этом смысле – одна из самых удобных педагогических технологий, т.к. заставляет студентов самостоятельно проявлять свою интеллектуальную активность для получения новых знаний и освоения компетенций.

Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся,  интерес к учению, творческие силы.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся,  требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.

Примеры проблемных ситуаций (вопросов):

-Можно ли назвать правовым государство, в котором мы живём?

-Поправки в Конституцию РФ: ЗА   или  ПРОТИВ.

-Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I? и др.

Проектная технология

Проектная технология - это практические творческие задания, требующие от обучающихся применение знаний для решения проблемных заданий.

Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Овладевая культурой проектирования, студент приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

За 2019-2020 учебный год  моими студентами были выполнены следующие проекты:

  1. Молодежные субкультуры. Завьялова Екатерина Павловна (Группа  № ПКК 102 по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир).
  2. Как голосуют верховажане? Мои наблюдения и выводы. Климовская Виктория Николаевна (Группа  № ПКК 102 по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир).
  3. Правосознание и правовая культура студентов колледжа. Полканова Екатерина Владимировна (Группа  № ПКК 102 по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир).
  4. Деньги  в древней и современной России. Иванов Сергей Николаевич  (Группа № ТСП 113 по профессии Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства).
  5. Проблема влияния интернета на формирование личности подростка. Игнашов   Никита Сергеевич (Группа № ТСП 113 по профессии Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства).
  6. Роль рекламы в современном обществе. Недосекин Артём Александрович. (Группа № ТСП 113 по профессии Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства).
  7. Роль СМИ в жизни людей. Суворов Никита Николаевич  (Группа № ТСП 113 по профессии Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства).
  8. Глобальные проблемы человечества. Матерухин Дмитрий Александрович (Группа № ТСП 113 по профессии Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства).
  9. Доблесть  и  честь  русского воинства. Шевелёв Д. А. ( Группа № ТСП 213 по профессии Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства).
  10.  Оружие Победы. Богданов Е. С. (Группа № ТСП 213 по профессии Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства).

В своей работе  я также использую игровые технологии. Более подробно остановлюсь на образовательной игре – квесте.  

Квест как образовательная технология

Повышение познавательного интереса и учебной мотивации обучающихся остается одной из актуальных проблем современного образования. В ее решении может помочь использование образовательных квестов.

Квест - приключенческая игра (англ. Quest - поиск, англ. Adventure - приключение), требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределенным или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Определяющие характеристики игровой технологии квеста

- осуществление образовательных задач через игровую деятельность;

- внедрение новых технических средств обучения, которые способствуют самовыражению учащегося;

- целенаправленная мотивация эмоциональной и интеллектуальной активности учащегося;

- исследовательский характер образовательной деятельности;

- развитие информационной и медиа грамотности.

Педагог определяет образовательные цели квеста, формирует сюжетную линию. Педагог оценивает не только конечный результат, а и сам процесс деятельности учащегося, обеспечивает организацию поисково-исследовательской деятельности учащегося и т.д.

Алгоритм проведения квест-игры

1. Определить цели и задачи квест-игры.

2. Определить целевую аудиторию (педагоги, дети, родители), ресурсы, выбрать место проведения игры.

3. Определить количество команд.

4. Разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий (конспект).

5. Рассчитать количество организаторов и помощников.

6. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.

7. Подготовить задания, раздаточный материал, необходимое снаряжение и реквизит для квест-игры.

8. Проведение игры.

9. Обобщение и презентация результатов квест-игры.

10. Провести анализ полученных результатов.

Именно по такому алгоритму 27.01.2020 г. я провела общеколледжный исторический квест «Блокада Ленинграда». Цель − в интересной форме напомнить современной молодежи об основных событиях Великой Отечественной войны (блокаде Ленинграда). Технология проведения: по заранее разработанному маршруту команды, состоящие из 8-9 человек, проходили каждый этап, выполняя задания. Если задание команда выполняла верно, она зарабатывала  баллы. Все задания связаны с темой «Блокада Ленинграда».

Маршрутная карта квеста «Блокада Ленинграда»

Создание квеста процесс длительный, трудоёмкий и достаточно масштабный. Для меня находкой стала  образовательная платформа Learnis для составления квестов. Я приняла  участие в вебинаре  на сайте Корпорация «Российский учебник»  «Learnis – интерактивное видео, образовательные веб-квесты и викторины в дистанционном обучении. Учебные пособия для организации дистанционного обучения», и в ближайшее время  я собираюсь использовать их на практике. Также прошла обучение на модульных курсах (https://my.1sept.ru/ ) по темам:  «Образовательный квест как эффективная технология обучения», «Квест, или как использовать приключенческие игры в решении образовательных задач».

Технология критического мышления

Цель данной технологии развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие обучающегося, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Остановлюсь более подробно на следующих методических приемах  технологии критического мышления, которые я использую на практике.

  • Инсерт (чтение с пометами)

Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

Таким образом, мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Технологический приём “ИНСЕРТ” сделают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

  • Кластер

Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Например, кластер по обществознанию по теме «Социальные нормы»

кластер по праву по теме «Конституция как нормативный акт»

Кластер по английскому языку по теме «Hobbies. My hobby»

         

  • Прием SWOT-анализ

Проведение SWOT – анализа представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы:

S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)

W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses– слабый)

О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)

T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)

Первый этап урока. Студенты  в группах читают материал параграфа и дополнительный материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны изучаемого явления (понятия).

Второй этап урока. Заполнение матрицы SWOT– анализа.

Третий этап урока. Выступление групп.

Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.

Похожий приём ПОПС-формула.

Используя ПОПС- формулу, докажите, что Конституция РФ – основной закон государства.

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

В нашем варианте каждое предложение (позиция) начинается со слов:

«Я считаю, что…».

      Второе предложение (объяснение, своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

  • Приём «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Этот прием может быть началом урока. Обучающиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем просьба к студентам установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

  • Прием «Лови ошибку

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко выявляются обучающимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Обучающиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умения не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новое знание (на смысловой стадии) с уже имеющимися представлениями, полученными на стадии вызова; это умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии.

Кейс-технология

Кейс-метод (case study) (от англ. сase — случай) техника обучения, использующая описание реальных  ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Данную технику наиболее успешно использую  на уроках права и обществознания, где нужны навыки анализа различных жизненных ситуаций. Студенты имеют возможность высказать свою точку зрения, отстоять свою позицию, выстроить доказательную базу.

Например,

1) Валентина С. пыталась после школы поступить в юридический институт, но не прошла по конкурсу. Узнав, что в районном суде освободилась должность секретаря судьи, Валя обратилась к председателю суда с просьбой о приёме на работу. Ей было отказано, и председатель пояснил, что  суду нужны опытные работники. «Но у меня, согласно ст. 37 Конституции, есть право на труд!» - воскликнула Валя. Однако, председатель суда не стал вступать с ней в дискуссию и дал понять, что разговор окончен.

 Оцените данную ситуацию.

2) Вскоре после приобретения нового костюма гражданка С. обнаружила, что строчки на его подкладке неровные. Огорчённая покупательница вернулась в магазин, но продавец не согласился принять костюм обратно, показав на объявление: «Купленные товары обратно не принимаются».

Какое право потребителя было нарушено в данной ситуации? На что может рассчитывать покупательница? Решите эту проблему, опираясь на соответствующие статьи закона «О защите прав потребителей».

3) Разбор конфликтной ситуации (урок по обществознанию по теме «Социальный конфликт. Пути разрешения социального конфликта»)

Мать: И где, интересно, ты была? Время уже час ночи. Тебе просто нельзя доверять!

Дочь: Прекрасно! Ты опять на меня набросилась, не дав ничего объяснить!

Мать: Мне уже надоели твои объяснения. Ты не думаешь ни о ком, кроме себя!

Дочь: Хочешь сказать, что ты заботишься обо мне?! Ты всё время орёшь! Ты никогда не даешь мне высказаться

Мать: Не смей так со мной разговаривать!

Дочь: (ушла в комнату и хлопнула дверью)

Задания:

1.Объясните суть конфликта.

2.Назовите стороны конфликта.

3.Предположите, как дальше может развиваться конфликтная ситуация.

4.Предложите варианты выхода из конфликта.

4) Обучающиеся получают кейс - задание (текст + задания к ним)

Прочитать текст и выполнить задания:

Группа № 1.Определить сущность конфликта, выявить причины конфликтов.

Группа № 2.Определить виды конфликтов и привести собственные примеры.

Группа № 3. Найти положительные и отрицательные стороны конфликта.

Обучающиеся обсуждают ситуации, изучают необходимые документы и находят выход из предложенных  ситуаций.

Таким образом, кейс-метод позволяет формировать следующие базовые компетентности современного человека и гражданина:

-информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

-коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми;

-социальную (умение включиться в социум, успешность карьеры, предупреждение конфликтов, мобильность, толерантность).

В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют  повысить интерес обучающихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование новых  технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед образовательными учреждениями, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, закладываются основы для успешной адаптации и  самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Таким образом, за время работы над темой самообразования я более подробно изучила современные образовательные технологии, получила опыт систематического применения их элементов на уроках и собрала хороший дидактический материал  для дальнейшей работы. Данную тему я планирую продолжить и на следующий год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий

Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

Обобщение опыта по теме «Формирование УУД в начальной школе при помощи современных образовательных технологий »

В работе описаны приемы и задания, используемые для формирования УУД. Методики для отслеживания сформированности УУД...

Использование современных педагогических технологий в обучении младших школьников как средство повышения качества урока

В статье рассказывается о личном опыте работы с младшими школьниками. Об использовании инновационных педтехнологий в построении уроков....

«Повышение эффективности и качества урока через использование современных технологий».

В данной работе рассматриваются вопросы повышения эффективности и качества урока через использование современных технологий...

Повышение мотивации обучающихся младших классов, через использование современных образовательных технологий

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать.Использование современных образовательных технологий помогает:§ сделать изложение нового мат...