О России пою
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме
Урок пронизан патриотизмом, любовью и гордостью за музыкальную культуру русского народа и композиторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_rossii_poyu.doc | 37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок по музыке для 4 класса
Музыка моего народа
«О России пою»
Тема: О России пою.
ХПИ урока: Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать одно есть постыдное малодушие.
Цель: Формировать у учащихся нравственные качества человека, которые выражаются в любви и преданности своей Родине, осознании ее величия и славы, переживании своей духовной связи с ней.
Задачи:
1. Осознать и различать истинные и мнимые ценности, понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь.
2. Развивать память, мышление, вокально-хоровые навыки, музыкальный эстетический слух.
3. Воспитывать духовные качества учащихся, любовь и гордость за своих предков, за музыкальную культуру народа и композиторов, за непобедимую Святую Русь.
Наглядный материал:
- Портрет М. И. Глинки.
- Картина В. И. Васнецова «Богатыри».
- Картины с изображением солдат Великой Отечественной войны.
- Триптих П. Корина «Александр Невский».
Музыкальный материал:
- Песня «Родина моя».
- Опера «Иван Сусанин». М. Глинки.
- Опера «Александр Невский» С. Прокофьева.
- Песня «Мир» (музыка С. Баневича, слова Т. Калининой)
Ход урока.
Звучит песня «Родина моя». (Авторская песня в исполнении учителя под фонограмму)
У: Добрый день, ребята!
Вы, наверно, поняли, о чем сегодня на уроке пойдет речь.
Д: О Родине!
У: Да, эта песня о Родине.
Ребята, а вы знаете, что мы понимаем под словом Родина?
Д: Это те места, где мы живем.
У: А где мы живем?
Д: В Хакасии, в России.
У: Ребята, а вы знаете, что пришлось пережить матушке России во все века, чтобы быть свободной, процветающей?
Д: На Россию нападали враги, и россиянам приходилось защищать свою родную землю.
У: На защиту своей Родины вставали мужественные, сильные герои.
Давайте вслушаемся в эту мелодию.
Звучит Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин». М. Глинки.
У: Ребята, вы узнали, из какого произведения эта мелодия?
Д: Это мелодия из оперы «Иван Сусанин» - Ария Сусанина.
У: Кто композитор?
Д: М. Глинка.
У: Какими качествами пронизана Ария Сусанина?
Д: Она распевная, напевная.
У: Ради чего Иван Сусанин отдал свою жизнь?
Д: Он спас Москву от врагов.
У: Как мы называем таких людей?
Д: Героями.
У: Ребята, давайте вспомним и споем вместе Арию Сусанина.
Постарайтесь спеть так, чтобы можно было почувствовать те же интонации и тоже настроение, которое испытывал наш герой.
Исполнение.
У: А сейчас мы послушаем Арию Сусанина в записи.
Сусанин сидел
Звучит Ария Сусанина.
У: Оставила ли вас равнодушными эта музыка?
Д: Мы тоже переживали сейчас вместе с Сусаниным.
У: В какой форме она прозвучала?
Д: В трехчастной.
Физминутка
У: Ребята, встаньте, мы сейчас с вами сделаем небольшую разминку. Называется она «Задуй свечу». Ваши указательные пальцы на руках будут свечками. Но вся суть в том, что эти свечки не должны быстро погаснуть, значит, задуваем тихо. Эта разминка тренирует наше дыхание, что немаловажно нам для хорошего пения.
Ребята, а сейчас я хочу спросить вас, о чем у нас в начале урока шел разговор?
Д: О Родине.
У: Послушайте внимательно эти строки.
Затем учитель читает строки «Вставайте, люди русские…» из оперы С. Прокофьева «Александр Невский»
А на доске показывает портреты нескольких героев, в том числе и богатырей, а так же картины с изображением солдат Великой Отечественной войны.
У: Ребята, как вы думаете, для чего я прочитала эти строки и какая связь иллюстраций с ними?
Д: На этих картинах мы видим изображение людей, которых считаем защитниками Родины.
У: Ребята, а как могут действовать первые строки на людей?
Д: Они призывают людей встать на защиту Родины.
У: Да, это призыв. Давайте разучим эту часть.
Учим по фразам, добиваясь ритмической энергии.
У: Эта мелодия звучит в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
(Рассказать коротко, что такое «кантата»).
У: «Кантата» посвящена событиям XIII века и была названа в честь великого полководца - героя Александра Невского.
Показать учащимся центральную часть триптиха П. Корина «Александр Невский».
У: А сейчас слушаем фрагменты «Вставайте, люди русские!» и финал.
Кто исполняет кантату?
Д: Хор.
У: Тема «Вставайте, люди русские!» исполнялась от начала и до конца?
Д: Нет, здесь мы слышали еще одну тему.
У: Она была контрастна первой теме?
Д: Да, музыка становилась распевной, напевной.
У: В этой теме, то есть в средней части композитор внес образ русского народа широкой распевностью, а так же выразил чувства народа к своей матушке-земле.
С. Прокофьев стремился «дать русскую песню в современном складе. Поэтому эта часть кантаты «Вставайте, люди русские!» постоянно звучала в дни Великой Отечественной войны.
У: А хорошо ли нам жить сейчас под мирным небом, когда не стреляют пушки?
Д: Хорошо.
У: Я думаю, что быть счастливыми и помнить все подвиги нашего народа, это будет самым дорогим счастьем и для нас взрослых и для вас детей.
У: Давайте споем песню в заключение нашего урока.
Звучит песня в исполнении учащихся «Мир».
Итог урока.
У: Ребята, вам понравился урок? Что нового вы узнали на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"
Красочная презентация по теме урока делает изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"
Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока: Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...
Сценарий «Россия - всё, чем я живу» (геральдика России)
Цель: создание условий для осознания учащимися государственной символики России, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну....
Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей
Цели урока: 1.Познакомить учащихся со значением личности Петра 1 в истории...
«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»
Предназначена для работы с учащимися 9-1...
Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)
Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...