"Беседы с детьми о музыке" 1-4 кл
учебно-методическое пособие по музыке (3 класс) по теме
методический материал для уроков музыки или внеклассных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy_s_detmi_po_slushaniyu_proizvedeniy.docx | 20.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение « Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Беседы с детьми о музыке для учащихся 1-3 классов на уроках музыки
Подготовила М.А.Булыгина музыкальный руководитель
ПРОИЗВЕДЕНИЕ В.ВОЛКОВА «БОЛТУНЬЯ».
Послушай, какое произведение по характеру? (весёлое, радостное, быстрое).
Слушаем произведение.
Оно называется «Болтунья». Его написал композитор Владимир Волков. Как ты думаешь, про кого это произведение? ( про девочку, которая много и быстро разговаривает). Таких детей называют болтуньями. Но она очень весёлая болтунья. Потому что музыка весёлая.А как ты думаешь, о чём она и кому рассказывает? (может быть своим подружкам, о том, как весело играла в детском саду, качалась на качели. Может быть, она рассказывает маме, как весело играла в детском саду целый день напролёт.).
Понравилось тебе произведение? Хочешь послушать его ещё раз? А что можно делать под это произведение?
Это примерная схема, она может быть совершенно разной.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ Т. ЧУДОВА «ГРОМ И ДОЖДЬ».
Сейчас ты послушаешь произведение, которое называется «Гром и дождь».
Послушай, как композитор изобразил при помощи музыки гром и дождь.
Слушаем произведение.
А как ты думаешь это дождик летний, когда растут деревья и цветы или осенний, когда всё готовится к зиме и этот дождик злой и сердитый? А может быть это дождик весенний, когда ещё нет листочков на деревьях, а дождик уже льёт на деревья и кусты. Послушай, какие низкие звуки изображают гром и очень тоненькие и высокие звуки изображают дождик. А в конце произведения капают редкие капельки по луже.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЛЯДОВА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ТАБАКЕРКА».
Сейчас ты послушаешь одно произведение про музыкальную шкатулку. Ты знаешь, что такое музыкальная шкатулка? Это такая коробочка, у которой когда открывается крышечка, в коробочке танцует куколка. Она очень-очень маленькая и танцует она очень красиво. Давай послушаем произведение.
Слушаем.
Слышишь, какие волшебные звуки издаёт эта музыкальная коробочка? Они такие высокие, тоненькие и сразу представляется маленькая куколка, которая крутится, танцует. Поднимает свои крохотные ручки и от её танца становится очень весело.
(Один вариант исполняют на фортепиано, а второй вариант исполняет оркестр. Там звучат скрипочки - можно спросить у ребёнка: какие инструменты звучат в оркестре? Если не ответить, то рассказать, что это скрипки).
ПРОИЗВЕДЕНИЕ Б.БЕРЛИНА «СОННЫЙ КОТЁНОК».
Котёнок хочет спать, он потягивается, зевает, медленно двигается к своей постельке, поэтому произведение медленное, плавное, сонное, очень нежное. Как будто это колыбельная песенка для котёнка.
Можно попросить ребёнка изобразить под музыку, как котёнок позевает, потягивается, засыпает.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ Д.КАБАЛЕВСКОГО «ТРИ ПОДРУЖКИ»(злюка, плакса,резвушка)
В произведении очень хорошо слышны разные музыкальные характеры. Вначале слышен характер злюки – музыка резкая, отрывистая, как будто девочка сердится, топает ногами, капризничает. Далее слышен характер плаксы – музыка протяжная, грустная, плаксивая, как будто девочка плачет, вытирает слёзы, жалуется, ей очень обидно. Третий характер – резвушка, музыка весёлая, быстрая, радостная, как будто девочка прыгает, что-то напевает, веселится.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧАЙКОВСКОГО «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ».
Какая музыка по характеру? (бодрая, ритмичная, маршевая). Но музыка звучит быстро и на высоких нотах. Композитор очень точно подобрал музыкальные звуки и ритм таким образом, чтобы было похоже, что идут не взрослые люди и даже не дети, а игрушечные солдатики.
(можно предложить ребёнку маршировать под музыку).
ЧАЙКОВСКИЙ. «БАБА-ЯГА».
Музыка резкая, прыгающая, злая, колючая. Когда слушаешь эту музыку, то сразу представляешь, как Баба-яга летит в ступе и размахивает помелом, а потом приземляется и своим большим носом нюхает воздух и кричит: «Фу, фу, русским духом пахнет». (можно предложить нарисовать Бабу-ягу).
ЧАЙКОВСКИЙ.«БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ».
Это произведение мы уже слушали на музыкальных занятиях, поэтому его можно включать в качестве фона, пока ребёнок рисует, играет и т.д. Расспросите, что ребёнку представляется во время её звучания, порисуйте вместе, предложите нарисовать микстуру, или доктора, который вылечит куклу, можно нарисовать куклу, которая уже выздоровела. Мальчикам можно предложить нарисовать машину, на которой приедет доктор к кукле или на которой привезут кукле лекарства. Вашей фантазии нет границ.
ЧАЙКОВСКИЙ.«НЯНИНА СКАЗКА».
Это произведение сказочное, волшебное, потому что сказка волшебная, про разные превращения. Можно спросить у ребёнка как он думает, какая няня в музыке добрая или злая? О чём она рассказывает свою сказку. Можно вместе с ребёнком пофантазировать по сюжету музыкального произведения. Если звуки низкие и грозные, то может быть в сказке какая-то опасность, а если весёлая и беззаботная, то в сказке няни радостная история.
НИКОЛАЙ РИМСКИЙ – КОРСАКОВ «ПОЛЁТ ШМЕЛЯ».
Музыка быстрая, стремительная хорошо представляется, как шмель быстро летит, облетает цветочки, приземляется на травинки, может быть, задевает (толкает) других жучков, но не замечает этого, потому что летит на очень большой скорости. Можно пофантазировать с ребёнком – куда же так торопится шмель? Может быть, на день рождения к мушке или в школу?
Музыкальное произведение играют на фортепиано и скрипках.
Музыка хрустальная, волшебная, неторопливая. Представляется, что снежинки медленно падают на землю, кружась и пританцовывая. Снежиночка любуется собой, какая она нежная, прозрачная, узорчатая, ажурная. Предложите вырезать снежинку из бумаги (или из салфетки) и понаблюдать, как она медленно и плавно падает на пол.
Resource id #446
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с детьми "Витамины я люблю, быть здоровым я хочу"
В этой беседе задача воспитателя, научить ребенка заботиться о своем здоровье....
Беседы с детьми "Азбука нравственности"
Воспитательная беседа о правде и лжи в начальной школе....
Беседа с детьми "Счастливая семья"
Цель занятия: определить вместе с детьми, какую семью можно назвать счастливой; и что могут сделать дети, чтобы их семья была счастливой. В итоге занятия дети вместе с учителем изготавливают модель "С...
Беседа с детьми "Счастливая семья"
Цель занятия: определить вместе с детьми, какую семью можно назвать счастливой; и что могут сделать дети, чтобы их семья была счастливой. В итоге занятия дети вместе с учителем изготавливают модель "С...
Беседа с детьми на тему "Понять и принять" в начальных классах
Презентация и конспект классного часа на тему "Понять - значит принять" можно использовать на классном часе в начальной школе. Данная беседа направлена на воспитание в детях чувства уважения и приняти...
Беседы с детьми "Хороший характер"
Духовно-нравственное воспитание в начальной школе. Беседа в рамках ОРКСЭ...
Беседы с детьми "О сказках и о жизни"
Интересная воспитательная беседа в начальной школе...