Календарно-тематическое планирование по обучению музыке, 1 класс
календарно-тематическое планирование (музыка, 1 класс) по теме

Программа "2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proramma.doc43 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie.doc87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе авторской программы Л.В.Школяр и В.О.Усачевой «Музыка» и в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования и концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

             Цель предмета — ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их  любить и понимать музыку во всём  богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть  всей их духовной культуры.

Изучение  музыки направлено  на достижение  следующих  задач:

  1. формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  2.  воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  3. развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  4. освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  5.  овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего  образования и опирается на развивающее музыкальное образование и  деятельностное  освоение искусства.

Структурное отличие программы для  1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом,  и  начальным  этапом систематического формирования музыкальной культуры детей  в общеобразовательной школе.

Главная и единственная тема  1-го  класса и первого года  обучения музыке в школе – «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для   постижения музыки, и  поэтому она  представлена более подробно – 7-ю тематическими блоками, а не четвертными темами.

Описание  места учебного предмета в учебном плане

       Учебный предмет  «Музыка» относится к предметной области «Искусство и культура». Программа учебного курса рассчитана на 29 часов и расширена внутрипредметным модулем: «Фольклорное наследие»- 5 часов. Модуль «Фольклорное наследие» формирует основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

    В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Содержание и методическая концепция учебного предмета «Музыка» позволяют формировать все виды универсальных учебных действий в процессе развития музыкально-творческой деятельности школьников. Вместе с тем, осознание музыкального искусства как особой области культуры, открывающей и сохраняющей главные человеческие ценности, позволяет акцентировать внимание на развитии личностных компетенций учащихся.

Формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, ее народ и историю осуществляется в процессе приобщения детей к отечественной музыкальной культуре – выдающемуся явлению в мировом музыкальном искусстве.

Уважительное отношение к истории и культуре разных народов формируется в ходе знакомства с их национальными музыкальными традициями, выявления общих тенденций развития, взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок.

Воспитание ценностных ориентиров в жизни и искусстве, знакомство с разновидностями социальных ролей и межличностных отношений осуществляется на основе постижения музыкальных произведений разных родов, жанров, стилей музыки. Вхождение в позицию героя, сопереживание его действиям способствует воспитанию у ребенка эмпатии и оказывает непосредственное влияние на построение школьниками собственных жизненных смыслов, целей и перспектив.

Развитию у ребенка диалектического подхода к осмыслению явлений жизни способствует наблюдение за становлением музыкальных образов во времени, их сопоставлением, столкновением, преобразованием в ходе развертывания музыкальной драматургии.

Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте обеспечивается приобщением к вершинным достижениям отечественной и мировой музыкальной культуры в исполнении выдающихся музыкантов, лучших музыкальных коллективов России и мира.

В учебниках по музыке предусмотрены разнообразные задания на формирование у школьников универсальных познавательных действий: сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев, анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных признаков, синтез, составление целого из частей, поиск оснований целостности музыкального произведения, определение причинно-следственных связей различных этапов «музыкальной истории» произведения, построению логической цепи рассуждений, выведению доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование. Свобода ориентации учащихся в музыкальном произведении достигается посредством оперирования разными типами тесно связанных между собой моделей: пластической, графической, вербальной, знаково-символической. Данные модели позволяют школьникам выделять существенные характеристики изучаемой музыки, сравнивать различные фрагменты звучания произведения, выявлять своеобразие этапов развития музыкальной драматургии, свободно оперировать разными вариантами звучания тем-образов, формируя у школьников умение подробно, тезисно, выборочно передавать содержание музыки в разных видах музыкальной деятельности.

Формирование у школьников коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается содержанием учебного материала и системой методов организации учебных занятий школьников. Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи способствует изучение музыкальных произведений, в которых люди совместными усилиями отстаивают главные ценности жизни: свободу и независимость своего народа, родной земли, счастье родных и близких. Методика работы предусматривает взаимодействие между учащимися: в предварительном обсуждении того или иного вопроса перед принятием решения всем классом; в объединении усилий при выполнении творческого задания («разыграйте с ребятами в классе…», «инсценируйте фрагмент оперного действия», «исполните фрагмент симфонии» и др.); в совместном поиске ответа, требующего догадки; в коллективно-распределительной деятельности при работе в группах; проведении экспериментов, заданий, направленных на выработку привычки прислушиваться к мнению одноклассников («напой ребятам в классе сочиненную тобой мелодию, поймут ли они тебя?», «сравни свои варианты мелодии с композиторскими», «найдите с ребятами в классе подходящие движения …») и т.д.

Регулятивные универсальные учебные действия формируются в ходе выполнения заданий, в которых школьники учатся: по значкам-заголовкам и заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу; контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности; формировать замысел и реализовывать его в исполнении: драматизации, пластическом интонировании, инструментальном музицировании. 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

   Предметные результаты:

1 уровень (необходимый)

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.



Предварительный просмотр:

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество

 часов

В том числе на внутри-, межпредметный модуль

Контрольные, проектные,  лабораторные, практические работы, экскурсии (количество)

1.

«Внутренняя музыка».

        

4

1

2.

Пётр Ильич Чайковский.

4

1

3.

Михаил  Иванович Глинка.

4

1

4.

Мелодия жизни.

4

1

2

5.

Сергей         Сергеевич Прокофьев.

4

1

6.

Счастье, ты где?

3

1

7.

Путешествие во времени  и пространстве.

Иные земли.

6

1

1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Оборудование

1.

Колыбельная песня.

ИНМ

Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте.

Мультимедиа - проектор

2.

Сказку складываем, музыкой сказываем.

КУ

Формировать замысел и реализовывать его в исполнении: драматизации, пластическом интонировании, инструментальном музицировании.

Мультимедиа - проектор

3.

Народное музыкально-поэтическое творчество. Музыкальная игра.

ЗИ

Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев.

Мультимедиа - проектор

4.

М. «Фольклорное наследие». Точки, чёрточки, крючки, дуги  и круги…

ИНМ

Понимать и принимать учебную задачу; контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности.

5.

Пётр Ильич Чайковский. Детские годы.

ИНМ

Формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи

Мультимедиа – проектор. Портреты композиторов.

6.

Здесь         живёт музыка П.И. Чайковского.

ОСЗ

7.

Волшебный тот цветок…

КУ

8.

Тренируем свою  «внутреннюю музыку».

ЗП

9.

Михаил  Иванович Глинка.

Детские годы

ИНМ

Составление целого из частей, поиск оснований целостности музыкального произведения, определение причинно-следственных связей различных этапов «музыкальной истории» произведения, построению логической цепи рассуждений, выведению доказательства

Портреты композиторов

10.

Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые»

КУ

11.

Руслан и Людмила. Слава!

ЗИ

12.

М. «Фольклорное наследие». Сказанное  слово   и  несказанное…

ОСЗ

Сравнение различных фрагментов звучания произведения, выявлять своеобразие этапов развития музыкальной драматургии, свободно оперировать разными вариантами звучания тем-образов

13.

Заветное слово.

ИНМ

Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте

Мультимедиа - проектор

14

М. «Фольклорное наследие». Не перевыскороговоришь?

ЗИ

Понимать и принимать учебную задачу; контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности; формировать замысел и реализовывать его в исполнении: драматизации, пластическом интонировании, инструментальном музицировании.

15.

Как начинается музыка?

ИНМ

16.

Вольфганг Амадей Моцарт.

ИНМ

Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте. Уважительное отношение к истории и культуре разных народов.

Мультимедиа – проектор, портреты композиторов.

17.

Сергей  Сергеевич Прокофьев

Детство композитора

ИНМ

18.

Дорогой, Щелкунчик!

ОСЗ

19.

Музыка для детей С. Прокофьева

ЗП

20.

М. «Фольклорное наследие». Поём  вместе.

ОСЗ

Сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев, анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных признаков

21.

Идём  за Синей  птицей.

ИНМ

Воспитание ценностных ориентиров в жизни и искусстве, знакомство с разновидностями социальных ролей и межличностных отношений.

Мультимедиа - проектор

22.

Тренируем свою  «внутреннюю музыку».

Счастье, ты где?

КУ

Построение логической цепи рассуждений, выведению доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование

23.

Музыка для детей И. Ярмак

ИНМ

Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи

Мультимедиа - проектор

24.

Русские обряды. Ждём   весну,   встречаем птиц. Весенние заклички

ЗИ

Формировать замысел и реализовывать его в исполнении: драматизации, пластическом интонировании, инструментальном музицировании.

25.

М. «Фольклорное наследие». Портреты   заговорили   и запели.

ИНМ

Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте.

26.

Две песни. Сочиняем песенку.

ЗИ

Сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев, анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных признаков

Мультимедиа – проектор,

27.

Тренируем свою  «внутреннюю музыку»

ОСЗ

Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте.

Мультимедиа - проектор

28.

Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли.

КУ

Уважительное отношение к истории и культуре разных народов, выявления общих тенденций развития, взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок.

29.

Итоговое повторение. Урок - концерт

ОСЗ

Воспитание ценностных ориентиров в жизни и искусстве, знакомство с разновидностями социальных ролей и межличностных отношений.

Мультимедиа - проектор

Материально – техническое обеспечение.

  1. Портреты композиторов в электронном виде
  2. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
  3. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
  4. Детские музыкальные  инструменты

УМК: 

 1. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 1кл. М.: Баласс, 2011.

2. Ку-Ко-Ша. Танцевально - игровое пособие для музыкальных руководителей. С.-Пб., 2010.

3.http://www.school2100.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс.

Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс...

Календарно-тематический план по трудовому обучению. 4 класс школы 8 вида

Календарно тематический план по ручному труду для 4 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой формой умственной отсталости по" Программе специальных (коррекционных) образовательных учрежден...

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте1 класс "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте и литературному чтению 1 класс "Школа России" выполнено в соответствии с новым ФГОС НОО....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое планирование.Индивидуальное обучение. 6 класс

Рабочая программа индивидуального обучения. Алгебра. 6 класс...