Календарно-тематическое планирование по обучению музыке, 1 класс
календарно-тематическое планирование (музыка, 1 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена на основе авторской программы Л.В.Школяр и В.О.Усачевой «Музыка» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Цель предмета — ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Изучение музыки направлено на достижение следующих задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства.
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.
Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе – «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена более подробно – 7-ю тематическими блоками, а не четвертными темами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство и культура». Программа учебного курса рассчитана на 29 часов и расширена внутрипредметным модулем: «Фольклорное наследие»- 5 часов. Модуль «Фольклорное наследие» формирует основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Содержание и методическая концепция учебного предмета «Музыка» позволяют формировать все виды универсальных учебных действий в процессе развития музыкально-творческой деятельности школьников. Вместе с тем, осознание музыкального искусства как особой области культуры, открывающей и сохраняющей главные человеческие ценности, позволяет акцентировать внимание на развитии личностных компетенций учащихся.
Формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, ее народ и историю осуществляется в процессе приобщения детей к отечественной музыкальной культуре – выдающемуся явлению в мировом музыкальном искусстве.
Уважительное отношение к истории и культуре разных народов формируется в ходе знакомства с их национальными музыкальными традициями, выявления общих тенденций развития, взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок.
Воспитание ценностных ориентиров в жизни и искусстве, знакомство с разновидностями социальных ролей и межличностных отношений осуществляется на основе постижения музыкальных произведений разных родов, жанров, стилей музыки. Вхождение в позицию героя, сопереживание его действиям способствует воспитанию у ребенка эмпатии и оказывает непосредственное влияние на построение школьниками собственных жизненных смыслов, целей и перспектив.
Развитию у ребенка диалектического подхода к осмыслению явлений жизни способствует наблюдение за становлением музыкальных образов во времени, их сопоставлением, столкновением, преобразованием в ходе развертывания музыкальной драматургии.
Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте обеспечивается приобщением к вершинным достижениям отечественной и мировой музыкальной культуры в исполнении выдающихся музыкантов, лучших музыкальных коллективов России и мира.
В учебниках по музыке предусмотрены разнообразные задания на формирование у школьников универсальных познавательных действий: сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев, анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных признаков, синтез, составление целого из частей, поиск оснований целостности музыкального произведения, определение причинно-следственных связей различных этапов «музыкальной истории» произведения, построению логической цепи рассуждений, выведению доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование. Свобода ориентации учащихся в музыкальном произведении достигается посредством оперирования разными типами тесно связанных между собой моделей: пластической, графической, вербальной, знаково-символической. Данные модели позволяют школьникам выделять существенные характеристики изучаемой музыки, сравнивать различные фрагменты звучания произведения, выявлять своеобразие этапов развития музыкальной драматургии, свободно оперировать разными вариантами звучания тем-образов, формируя у школьников умение подробно, тезисно, выборочно передавать содержание музыки в разных видах музыкальной деятельности.
Формирование у школьников коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается содержанием учебного материала и системой методов организации учебных занятий школьников. Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи способствует изучение музыкальных произведений, в которых люди совместными усилиями отстаивают главные ценности жизни: свободу и независимость своего народа, родной земли, счастье родных и близких. Методика работы предусматривает взаимодействие между учащимися: в предварительном обсуждении того или иного вопроса перед принятием решения всем классом; в объединении усилий при выполнении творческого задания («разыграйте с ребятами в классе…», «инсценируйте фрагмент оперного действия», «исполните фрагмент симфонии» и др.); в совместном поиске ответа, требующего догадки; в коллективно-распределительной деятельности при работе в группах; проведении экспериментов, заданий, направленных на выработку привычки прислушиваться к мнению одноклассников («напой ребятам в классе сочиненную тобой мелодию, поймут ли они тебя?», «сравни свои варианты мелодии с композиторскими», «найдите с ребятами в классе подходящие движения …») и т.д.
Регулятивные универсальные учебные действия формируются в ходе выполнения заданий, в которых школьники учатся: по значкам-заголовкам и заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу; контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности; формировать замысел и реализовывать его в исполнении: драматизации, пластическом интонировании, инструментальном музицировании.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Предметные результаты:
1 уровень (необходимый)
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Предварительный просмотр:
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе на внутри-, межпредметный модуль | Контрольные, проектные, лабораторные, практические работы, экскурсии (количество) |
1. | «Внутренняя музыка».
| 4 | 1 | |
2. | Пётр Ильич Чайковский. | 4 | 1 | |
3. | Михаил Иванович Глинка. | 4 | 1 | |
4. | Мелодия жизни. | 4 | 1 | 2 |
5. | Сергей Сергеевич Прокофьев. | 4 | 1 | |
6. | Счастье, ты где? | 3 | 1 | |
7. | Путешествие во времени и пространстве. Иные земли. | 6 | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся | УУД | Оборудование |
1. | Колыбельная песня. | ИНМ | Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте. | Мультимедиа - проектор | |
2. | Сказку складываем, музыкой сказываем. | КУ | Формировать замысел и реализовывать его в исполнении: драматизации, пластическом интонировании, инструментальном музицировании. | Мультимедиа - проектор | |
3. | Народное музыкально-поэтическое творчество. Музыкальная игра. | ЗИ | Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев. | Мультимедиа - проектор | |
4. | М. «Фольклорное наследие». Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги… | ИНМ | Понимать и принимать учебную задачу; контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности. | ||
5. | Пётр Ильич Чайковский. Детские годы. | ИНМ | Формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи | Мультимедиа – проектор. Портреты композиторов. | |
6. | Здесь живёт музыка П.И. Чайковского. | ОСЗ | |||
7. | Волшебный тот цветок… | КУ | |||
8. | Тренируем свою «внутреннюю музыку». | ЗП | |||
9. | Михаил Иванович Глинка. Детские годы | ИНМ | Составление целого из частей, поиск оснований целостности музыкального произведения, определение причинно-следственных связей различных этапов «музыкальной истории» произведения, построению логической цепи рассуждений, выведению доказательства | Портреты композиторов | |
10. | Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые» | КУ | |||
11. | Руслан и Людмила. Слава! | ЗИ | |||
12. | М. «Фольклорное наследие». Сказанное слово и несказанное… | ОСЗ | Сравнение различных фрагментов звучания произведения, выявлять своеобразие этапов развития музыкальной драматургии, свободно оперировать разными вариантами звучания тем-образов | ||
13. | Заветное слово. | ИНМ | Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте | Мультимедиа - проектор | |
14 | М. «Фольклорное наследие». Не перевыскороговоришь? | ЗИ | Понимать и принимать учебную задачу; контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности; формировать замысел и реализовывать его в исполнении: драматизации, пластическом интонировании, инструментальном музицировании. | ||
15. | Как начинается музыка? | ИНМ | |||
16. | Вольфганг Амадей Моцарт. | ИНМ | Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте. Уважительное отношение к истории и культуре разных народов. | Мультимедиа – проектор, портреты композиторов. | |
17. | Сергей Сергеевич Прокофьев Детство композитора | ИНМ | |||
18. | Дорогой, Щелкунчик! | ОСЗ | |||
19. | Музыка для детей С. Прокофьева | ЗП | |||
20. | М. «Фольклорное наследие». Поём вместе. | ОСЗ | Сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев, анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных признаков | ||
21. | Идём за Синей птицей. | ИНМ | Воспитание ценностных ориентиров в жизни и искусстве, знакомство с разновидностями социальных ролей и межличностных отношений. | Мультимедиа - проектор | |
22. | Тренируем свою «внутреннюю музыку». Счастье, ты где? | КУ | Построение логической цепи рассуждений, выведению доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование | ||
23. | Музыка для детей И. Ярмак | ИНМ | Созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи | Мультимедиа - проектор | |
24. | Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц. Весенние заклички | ЗИ | Формировать замысел и реализовывать его в исполнении: драматизации, пластическом интонировании, инструментальном музицировании. | ||
25. | М. «Фольклорное наследие». Портреты заговорили и запели. | ИНМ | Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте. | ||
26. | Две песни. Сочиняем песенку. | ЗИ | Сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев, анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных признаков | Мультимедиа – проектор, | |
27. | Тренируем свою «внутреннюю музыку» | ОСЗ | Формирование эстетического отношения к миру, стремления к гармонии и красоте. | Мультимедиа - проектор | |
28. | Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли. | КУ | Уважительное отношение к истории и культуре разных народов, выявления общих тенденций развития, взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок. | ||
29. | Итоговое повторение. Урок - концерт | ОСЗ | Воспитание ценностных ориентиров в жизни и искусстве, знакомство с разновидностями социальных ролей и межличностных отношений. | Мультимедиа - проектор |
Материально – техническое обеспечение.
- Портреты композиторов в электронном виде
- Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
- Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
- Детские музыкальные инструменты
УМК:
1. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 1кл. М.: Баласс, 2011.
2. Ку-Ко-Ша. Танцевально - игровое пособие для музыкальных руководителей. С.-Пб., 2010.
3.http://www.school2100.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс.
Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс...
Календарно-тематический план по трудовому обучению. 4 класс школы 8 вида
Календарно тематический план по ручному труду для 4 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой формой умственной отсталости по" Программе специальных (коррекционных) образовательных учрежден...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте1 класс "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте и литературному чтению 1 класс "Школа России" выполнено в соответствии с новым ФГОС НОО....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое планирование.Индивидуальное обучение. 6 класс
Рабочая программа индивидуального обучения. Алгебра. 6 класс...