конспект занятия на тему:"Файлы Скрипкина (Народные инструменты)"
материал по музыке (3 класс) по теме
Сейчас в моде другие музыкальные стили, но хотелось бы верить, что интерес к исконно русской музыке не угаснет. Наши дети должны узнать об истории русских народных инструментов, услышать их звучание. Этот урок посвящен русским народным инструментам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie.doc | 233.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тип урока: Урок- исследование
Цель:
Познакомить учащихся и инструментами оркестра народных инструментов.
Задачи:
Развивающие
Исправление недостатков физического развития общей и речевой моторики
Обучающие
Научить слушать, петь, играть на муз .инструментах, делать различие между инструментами народного оркестра.
Воспитательные
Дисциплинировать ,научить вежливо общаться.
Оборудование
CD с музыкальными фонограммами иллюстрации инструментов , ноутбук
Ход урока
Орг.момент
Построение и вход под музыку, музыкальное приветствие – пение
.
Учитель
Сегодня мы вновь заглянем в файлы к дирижеру Скрипкину. и они расскажут нам о русских народных инструментах. Итак ….
Файл№1
Плясунья–затейница
Отгадай загадку!
В лесу выросла,
Из лесу вынесена,
На руках плачет,
На полу скачет.
Наверняка, ты догадался, что это балалайка.
Балалайка – древний инструмент, известный на Руси не одну сотню лет. Представь себе такую картину: парни и девушки в нарядной одежде собираются в праздник на поляне и пляшут, поют песни под балалайку.
Изготовлением этого инструмента также занимались простые люди: наскоро собьют балалайку из подручного материала, и готово! Бренчит балалаечник на своем инструменте – звук глухой, фальшивый, зато народ вокруг пляшет, веселится. А теперь давайте послушаем как звучит балалайка.(Прослушивание)
Файл №2
Мужицкий инструмент
А однажды (было это около 100 лет назад) к известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал, что хочет попросить Иванова сделать музыкальный инструмент. Но когда тот узнал, какой инструмент ему хотят заказать, то страшно рассердился: «Балалайку? Мне, заслуженному мастеру, Вы предлагаете сделать шутовской, скомороший инструмент? Да еще и из лучшего дерева, которое я годами высушивал, готовил для благородных скрипок и виолончелей?» И наотрез отказался работать.
Действительно, для многих балалайка – несерьезный инструмент. Недаром же слова «балалайка», «балаболка», «баловство» одного происхождения, от татарского «бала» – «дитя». Так думал и скрипичный мастер, поэтому предложил Андрееву приобрести этот мужицкий инструмент в любой мелочной лавке, где торгуют солью и спичками.
Но Андреев понимал, почему к балалайкам относятся с таким пренебрежением: ведь этот инструмент делали из некачественного материала и кое–как, поэтому и звучал он плохо. Но ведь и первые скрипки «пели» визгливо и хрипло, пока за них не взялись всерьез лучшие мастера.
Андрееву все–таки удалось уговорить мастера заняться изготовлением балалайки. А затем он собрал оркестр русских народных инструментов, который имел успех по всему миру.
В Англии оркестр Андреева так понравился, что англичане тут же выписали из России 200 балалаек и в нескольких полках английской армии ввели обучение игре на этом инструменте.
Физкульт минутка
Логоритмика
Физкультминутка
Идет паучок по воздушной тропинке
Идет паучок по чужой паутинке
Идет боязливо, идет осторожно
Наверное страшно ему и тревожно
Плеск! Плеск! Плеск!- это волна,
Плеск !Плеск! Плеск!- еще одна
Шур! Шур! Шур!- и еще слышна
Шум !Шум !Шум!- эта тишина
Файл №3
На чем играли скоморохи?
Наверняка, многие их вас видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя–четырьмя струнами.
На Руси на домре играли актеры–скоморохи. Они ходили по селам, по городам, устраивали веселые представления. И часто отпускали довольно–таки вольные шутки в сторону церкви и власти. Скоморохов жестоко наказывали, ссылали. А домру запрещали и сжигали. Вот она и исчезла.
Только в песнях и воспоминаниях осталась после тех костров знаменитая русская домра. На 400 лет умолк ее звонкий голос. Лишь столетия спустя нашли в одной далекой северной деревушке чудом уцелевший инструмент скоморохов.
По образцу единственной сохранившейся во всем мире домры мастера восстановили этот русский народный инструмент. Медиатор – тонкая пластиночка из пластмассы, металла или кости. Ею цепляют струны при игре на мандолине, домре и других инструментах. Иногда медиатор делается в форме незамкнутого кольца и надевается на палец. Такой медиатор называют плектром. (прослушивание звука)
Файл №4
Гусельки яровчаты
Гусли – очень древний инструмент. Родился он, подобно арфе, из тетивы лука. Струны стали натягивать на деревянную доску, а затем – на плоский ящик со сторонами разной длины.
Исполнитель–гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины. Это были гусли звончатые. Еще их называли гусли яровчатые. Никто не помнит, когда они появились на Руси. Еще легендарный Боян, певший славу князьям в «Слове о полку Игореве», был гусляром.
В XVI веке появились другие, более «сложные» гусли, с большим, чем у звончатых, количеством струн. Их называли «столовыми», то есть настольными. Это был прямоугольный инструмент, который ставили на стол или просто приделывали к нему ножки. Звук у него был ярче и сильнее, чем у гуслей звончатых.
Физкультминутка.
Веселая неделька
В понедельник я купался------изображаем плавание
А во вторник рисовал----------- изображаем рисование
В среду долго умывался--------умываемся
А в четверг в футбол играл----бег на месте
В пятницу я прыгал, бегал-----прыгаем
Очень долго танцевал----------кружимся
А в субботу. Воскресенье----хлопки
Целый день я отдыхал-------«засыпаем»
Ну что ж о других музыкальных инструментах дирижер Скрипкин расскажет вам на следующем уроке.
Домашнее задание
Сделать рисунок Домры, балалайки , гуслей.
Подведение итогов, выставление оценок за работу а уроке.
Музыкальное прощание – пение.
Под музыку дети покидают класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по музыке "Русские народные инструменты"
Конспект урока и две презентации "Русские народные инструменты" и "Скоморохи"...
Урок музыки во 2 классе по теме «Русские народные инструменты»
Урок музыки во 2 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Дает формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возмо...
Проект на тему " Русские народные инструменты"
Знакомство с музыкальным инструментом-дудочка....
Технологическая карта урока музыки по теме: Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши
УМК: «Школа России»Класс: 2Тема урока: «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой час...
Методическая разработка урока музыки по теме: «Русские народные инструменты», 2 класс (по программе Е. Д. Критской).
Урок нацелен на ознакомление учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской. Урок способствует формированию умения самостоятельно получать информацию, воспитывае...
Конспект урока по музыке "Русские народные инструменты" (УМК "Школа России", 1 класс)
Конспект урока по музыке "Русские народные инструменты" (УМК "Школа России", 1 класс)...
Проект по музыке на тему "Русские народные инструменты"
Проект предназначен для 5 класса...