Тематическое планирование по музыке 4 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
4 класс
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Регулятивные УУД:
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- установление простых причинно-следственных связей.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление элементов синтеза как составление целого;
- понимание основ смыслового чтения художественного текста.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Выпускник научится:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)
Выпускник получит возможность научиться:
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
соотносить образцы народной и профессиональной музыки;
распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы реализации программы:
- наблюдение;
- практический;
- объяснительно- иллюстративный;
- информативный;
-частично- поисковый.
Способы и средства:
- технические средства;
- дидактические материалы;
- портреты и таблицы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКЕ) 4 КЛАСС
№П.П. | Тема урока | Количество часов | Тип (форма урока) по Г.А.Русских | Элементы содержания в соответствии с ФГОС | Требования к уровню подготовки обучающихся | Информ. Сопровожд. | Дата проведения | Фактически проведено |
1. | Мелодия | 1. | Комбинированный | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад).Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А. Моцарт, Л ванн Бетховен, Э.Григ). Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать понятия народная и композиторская музыка. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Фонохрестоматия | ||
2. | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | 1 | Комбинированный | Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ)Вокализм, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализме. | Знать понятия вокализм, романс, вокальная музыка. | Фонохрестоматия | ||
3. | Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности | 1 | Комбинированный | Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонациональной природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм.Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети? Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать жанры народных песен и их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос. | Учебник, тетрадь | ||
4 | «Я пойду по полю белому…» | 1. | Комбинированный | Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей её развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизаций, в том числе танцевальных.Патриотическая тема в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский» Горестные последствия боя. | Знать понятия: кантата, хор, меццосопрано. Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки. | Фонохрестоматия | ||
5 | «На великий праздник собралася Русь!» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух и трёхчастная, вариации, рондо)Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки и кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант. | Фонохрестоматия | ||
6 | Святые земли Русской | 1 | Комбинированный | Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонациональной природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов. Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина. | Знать имена святых, их житие, подвиги русских святых; понятия: стихира, величание. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Фонохрестоматия | ||
7. | «Приют спокойствия, трудов и вдохновения…» | 1 | Комбинированный | Выразительность и изобразительность в музыке .Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке. | Знать понятия лад (мажор, минор). Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения | Фонохрестоматия | ||
8 | «Что за прелесть эти сказки…» | 1 | Комбинированный | Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Образ пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина и опера Н.А.Римского-Корсакова. Музыкальная живопись. Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать понятия опера, регистр, тембр. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Фонохрестоматия | ||
9. | Музыка ярмарочных гуляний | 1 | Комбинированный | Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев. Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки. Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать жанры народной музыки | Фонохрестоматия | ||
10 | Святогорский монастырь | 1 | Комбинированный | Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Музыка, связанная со Святогорским монастырём. Колокольные звоны. Вступление к опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов» | Знать понятия опера. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Фонохрестоматия | ||
11 | «Приют, сиянием муз одетый…» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства ( в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировке. Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» Глинки | Знать понятия: романс, дуэт. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Фонохрестоматия | ||
12 | Композитор—имя ему народ. | 1 | Комбинированный | Композитор—исполнитель-слушатель. Оркестры народных инструментов, духовой, симфонический. Народная песня-летопись жизни народа, её интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле. Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать понятия народная музыка, музыка в народном стиле. | Фонохрестоматия | ||
13. | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. | 1 | Комбинированный | Музыкальные инструменты. Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра. | Знать названия и тембры народных инструментов; состав и ведущие инструменты оркестра. Уметь отличать звучание различных музыкальных инструментов. | Фонохрестоматия | ||
14 | О музыке и музыкантах. | 1 | Комбинированный | Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ).Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах. Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Уметь приводить примеры литературного о музыке и музыкантах. | Фонохрестоматия | ||
15 | Музыкальные инструменты | 1 | Комбинированный | Накопление опыта в творческой деятельности и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровицации. Музыкальные инструменты. Скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации. | Знать понятия: сюита, романс. Уметь на слух различать тембры скрипки и виолончели. | Фонохрестоматия | ||
16 | Старый замок. «Счастье в сирени живёт» | 1 | Комбинированный | Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонациональной природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм. Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы. | Знать понятия сюита, романс. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Фонохрестоматия | ||
17 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» | 1 | Комбинированный | Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ .Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трёхчастная. | Знать многообразие танцевальных жанров. Уметь на слух определять трёхчастную музыкальную форму. | Фонохрестоматия | ||
18 | «Патетическая соната Л.Ванн Бетховена. Годы странствий.»Царит гармония оркестра…» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ. Судьба и творчество Ф.Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трёхчастная. | Знать многообразие танцевальных жанров. Уметь на слух определять трёхчастную музыкальную форму. | Фонохрестоматия | ||
19 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 | Комбинированный | Песенность, танцевальность, маршевость. Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать понятие: выразительность и изобразительность музыки, лад. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. | Фонохрестоматия | ||
20 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (2-3 действия) | 1 | Комбинированный | Образная природа музыкального искусства. Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны—польскую и русскую. « За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина. | Знать процесс воплощения художественного замысла произведения в музыке; содержание оперы. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. | Фонохрестоматия | ||
21 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (4 действие) | 1 | Комбинированный | Певчие голоса: детские, женские, мужские. Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация—ария Сусанина. | Знать процесс воплощения художественного замысла произведения в музыке; содержание оперы. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. | Фонохрестоматия | ||
22 | «Исходила младшенька…» | 1 | Комбинированный | Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Характеристика главной героини оперы М.П.Хворостовского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька…»Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Фонохрестоматия | ||
23 | Русский Восток. Восточные мотивы. | 1 | Комбинированный | Овладение элементами нотной грамоты. Поэтизация Востока русскими композиторами нашла своё отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И.Хачатуряна | Уметь определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; проводить интонационно-образный анализ. | Фонохрестоматия | ||
24 | Балет И.Стравинского «Петрушка» | 1 | Комбинированный | Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух и трёхчастная, вариации, рондо)Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки и кантаты «Александр Невский» С.ПрокофьеваПерсонаж народного театра—Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры. | Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке; значение народного праздника—Масленицы. Уметь определять оркестровые тембры. | Учебник, тетрадь | ||
25 | Театр музыкальной комедии. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Различные виды музыки : вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития. Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. | Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития. | Фонохрестоматия | ||
26 | Исповедь души. | 1 | Комбинированный | Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трёхчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине. | Знать понятия: прелюдия и этюд. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Фонохрестоматия | ||
27 | Мастерство исполнителя | 1 | Комбинированный | Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали .Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель, Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи. | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация. Уметь «сочинять»-импровизировать мелодию, начинающихся с четырёх звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения. | Фонохрестоматия | ||
28 | «Праздников праздник, торжество из торжеств» | 1 | Комбинированный | Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Светлый праздник—Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни. | Знать понятия: тропарь, волочебники. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. | Учебник, тетрадь. | ||
29 | Светлый праздник | 1 | Комбинированный | Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С.В.Рахманинова «Светлый праздник» | Знать понятия : сюита, трезвон. Уметь проводить интонационно—образный анализ музыки. | Учебник, тетрадь | ||
30 | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. «Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник –День славянской письменности. | Знать «Житие» и дела святых Кирилла и Мефодия; понятия: гимн, величие. | Фонохрестоматия | ||
31 | Праздник русского народа: Троицын день. | 1 | Комбинированный | Музыка народная и профессиональная. Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А.Рублёва. | Знать содержание и значение народного праздника. Уметь сочинять мелодию на заданный текст | Учебник, тетрадь | ||
32 | Музыкальные инструменты | 1 | Комбинированный | Музыкальные инструментыМузыкальный инструмент—гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара—универсальный инструмент. Авторская песня. | Знать историю инструмента гитара. Понятия: обработка, импровизация, переложение музыки, авторская песня. Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки) | Фонохрестоматия | ||
33 | Музыкальный сказочник. | 1 | Комбинированный | Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ.Н.А.Римский –Корсаков—величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись. | Знать художественное единство музыки и живописи. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. | Фонохрестоматия | ||
34 | Рассвет на Москве-реке | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации.Симфоническая картина М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве—реке» образ Родины. | Знать понятие изобразительность в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | Фонохрестоматия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/01/picture-28934.jpg)
Календарно - тематическое планирование по музыке, 1 класс
Данное тематическое планирование было разработано для 1 классов по программеобразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Музыка». «Баласс», 2011 годАвторы: Усачёва В.О, Школяр Л.В. Включает в с...
Тематическое планирование по музыке 3 класс/Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. ...
Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе
Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе, "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/02/picture-259-1451757088.jpg)
Календарно-тематическое планирование по музыке. 2 класс.
Календарно-тематическое планирование по музыкеСистема Л.В. Занкова2 класс 34 часа (1 час в неделю)Автор курса Г.С.Ригина...
Рабочая программа и тематическое планирование по музыке во 2 классе "Школа 2100"
Рабочая программа по музыке разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/07/picture-95526.jpg)
Календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса УМК "Перспектива"
Календарно-тематическое планирование по музыке в 1 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/22/picture-35658.jpg)
тематическое планирование по музыке 3 класс
Тематическое планирование по музыке 3 класс по программе авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...