Тематическое планирование по музыке 4 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) по теме

Копанева Галина Алексеевна

Тематическое планирование по музыке 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_4_kl.docx36.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных  результатов.

4 класс

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м  классе являются формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

      - позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как        собственных. так и окружающих людей;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина    России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Регулятивные УУД:

- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- установление простых причинно-следственных связей.

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- осуществление элементов синтеза как составление целого;

- понимание основ смыслового чтения художественного текста.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м  классе являются формирование следующих умений.

Выпускник научится:

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)

Выпускник получит возможность научиться:

показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

соотносить образцы народной и профессиональной музыки;

распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).  

Формы реализации программы:

- фронтальная;

- парная;

- групповая;

- индивидуальная.

Методы реализации программы:

- наблюдение;

- практический;

- объяснительно- иллюстративный;

- информативный;

-частично- поисковый.

Способы и средства:

- технические средства;

- дидактические материалы;

- портреты и таблицы.

                                                                   

                                                                КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСКУССТВУ (МУЗЫКЕ) 4 КЛАСС

№П.П.

Тема урока

Количество

часов

Тип (форма урока) по Г.А.Русских

Элементы содержания в соответствии с ФГОС

Требования к уровню подготовки обучающихся

Информ. Сопровожд.

Дата проведения

Фактически проведено

1.

Мелодия

1.

Комбинированный

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад).Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А. Моцарт, Л ванн Бетховен, Э.Григ). Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать понятия народная и композиторская музыка. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Фонохрестоматия

2.

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

1

Комбинированный

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ)Вокализм, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализме.

Знать понятия вокализм, романс, вокальная музыка.

Фонохрестоматия

3.

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности

1

Комбинированный

Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонациональной природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм.Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети? Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать жанры народных песен и их особенности.

 Уметь отвечать на проблемный вопрос.

Учебник, тетрадь

4

«Я пойду по полю белому…»

1.

Комбинированный

Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей её развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизаций, в том числе танцевальных.Патриотическая тема в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский» Горестные последствия боя.

Знать понятия: кантата, хор, меццосопрано.

Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Фонохрестоматия

5

«На великий праздник собралася Русь!»

1

Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух и трёхчастная, вариации, рондо)Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки и кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант.

Фонохрестоматия

6

Святые земли Русской

1

Комбинированный

Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонациональной  природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов. Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина.

Знать имена святых, их житие, подвиги русских святых; понятия: стихира, величание. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Фонохрестоматия

7.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновения…»

1

Комбинированный

Выразительность и изобразительность в музыке .Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке.

Знать понятия лад (мажор, минор).

Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

Фонохрестоматия

8

«Что за прелесть эти сказки…»

1

Комбинированный

Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Образ пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина и опера Н.А.Римского-Корсакова. Музыкальная живопись. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать понятия опера, регистр, тембр.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Фонохрестоматия

9.

Музыка ярмарочных гуляний

1

Комбинированный

Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев. Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать жанры народной музыки

Фонохрестоматия

10

Святогорский монастырь

1

Комбинированный

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Музыка, связанная со Святогорским монастырём. Колокольные звоны. Вступление к опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов»

Знать понятия опера.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Фонохрестоматия

11

«Приют, сиянием муз одетый…»

1

Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства ( в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировке. Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» Глинки

Знать понятия: романс, дуэт.

 Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Фонохрестоматия

12

Композитор—имя ему народ.

1

Комбинированный

Композитор—исполнитель-слушатель. Оркестры народных инструментов, духовой, симфонический. Народная песня-летопись жизни народа, её интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать понятия народная музыка, музыка в народном стиле.

Фонохрестоматия

13.

Музыкальные инструменты  России. Оркестр русских народных инструментов.

1

Комбинированный

Музыкальные инструменты. Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра.

Знать названия и тембры народных инструментов; состав и ведущие инструменты оркестра.

Уметь отличать звучание  различных музыкальных инструментов.

Фонохрестоматия

14

О музыке и музыкантах.

1

Комбинированный

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ).Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Уметь приводить примеры литературного о музыке и музыкантах.

Фонохрестоматия

15

Музыкальные инструменты

1

Комбинированный

Накопление опыта в творческой деятельности и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровицации. Музыкальные инструменты. Скрипка и виолончель. Струнный  квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации.

Знать понятия: сюита, романс.  Уметь на слух различать тембры скрипки и виолончели.

Фонохрестоматия

16

Старый замок. «Счастье в сирени живёт»

1

Комбинированный

Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонациональной  природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм. Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы.

Знать понятия сюита, романс.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Фонохрестоматия

17

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

1

Комбинированный

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ .Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трёхчастная.

Знать многообразие танцевальных жанров.

Уметь на слух определять трёхчастную музыкальную форму.

Фонохрестоматия

18

«Патетическая соната Л.Ванн Бетховена. Годы странствий.»Царит гармония оркестра…»

1

Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ. Судьба и творчество Ф.Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трёхчастная.

Знать многообразие танцевальных жанров.

Уметь на слух определять трёхчастную музыкальную форму.

Фонохрестоматия

19

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

Комбинированный

Песенность,  танцевальность, маршевость. Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать понятие: выразительность и изобразительность музыки, лад.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Фонохрестоматия

20

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (2-3 действия)

1

Комбинированный

Образная природа музыкального искусства. Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны—польскую и русскую.  « За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина.

Знать процесс воплощения художественного замысла произведения в музыке; содержание оперы.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Фонохрестоматия

21

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» (4 действие)

1

Комбинированный

Певчие голоса: детские, женские, мужские. Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация—ария Сусанина.

Знать процесс воплощения художественного замысла произведения в музыке; содержание оперы.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Фонохрестоматия

22

«Исходила младшенька…»

1

Комбинированный

Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Характеристика главной героини оперы М.П.Хворостовского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька…»Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Фонохрестоматия

23

Русский Восток. Восточные мотивы.

1

Комбинированный

Овладение элементами нотной грамоты. Поэтизация Востока русскими композиторами нашла  своё отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И.Хачатуряна

Уметь определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; проводить интонационно-образный анализ.

Фонохрестоматия

24

Балет И.Стравинского «Петрушка»

1

Комбинированный

Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух и трёхчастная, вариации, рондо)Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки и кантаты «Александр Невский» С.ПрокофьеваПерсонаж народного театра—Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры.

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке; значение народного праздника—Масленицы.

Уметь определять оркестровые тембры.

Учебник, тетрадь

25

Театр музыкальной комедии.

1

Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Различные виды музыки : вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Жанры:  оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития.

Фонохрестоматия

26

Исповедь души.

1

Комбинированный

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трёхчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине.

Знать понятия: прелюдия и этюд.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Фонохрестоматия

27

Мастерство исполнителя

1

Комбинированный

Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали .Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель, Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи.

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.

Уметь «сочинять»-импровизировать мелодию, начинающихся с четырёх звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения.

Фонохрестоматия

28

«Праздников праздник, торжество из торжеств»

1

Комбинированный

Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Светлый праздник—Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни.

Знать понятия: тропарь, волочебники.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Учебник, тетрадь.

29

Светлый праздник

1

Комбинированный

Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С.В.Рахманинова «Светлый праздник»

Знать понятия : сюита, трезвон.

Уметь проводить интонационно—образный анализ музыки.

Учебник, тетрадь

30

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий

1

Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

«Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник –День славянской письменности.

Знать «Житие» и дела святых Кирилла и Мефодия; понятия: гимн, величие.

Фонохрестоматия

31

Праздник русского народа: Троицын день.

1

Комбинированный

Музыка народная и профессиональная. Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А.Рублёва.

Знать содержание и значение народного праздника.

Уметь сочинять мелодию на заданный текст

Учебник, тетрадь

32

Музыкальные инструменты

1

Комбинированный

Музыкальные инструментыМузыкальный инструмент—гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара—универсальный инструмент. Авторская песня.

Знать историю инструмента гитара. Понятия: обработка, импровизация, переложение музыки, авторская песня.

Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки)

Фонохрестоматия

33

Музыкальный сказочник.

1

Комбинированный

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ.Н.А.Римский –Корсаков—величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись.

Знать художественное единство музыки и живописи.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Фонохрестоматия

34

Рассвет на Москве-реке

1

Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации.Симфоническая картина М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве—реке» образ Родины.

Знать понятие изобразительность в музыке.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Фонохрестоматия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по музыке, 1 класс

Данное тематическое планирование было разработано для 1 классов по программеобразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Музыка».  «Баласс», 2011 годАвторы: Усачёва В.О, Школяр Л.В. Включает в с...

Тематическое планирование по музыке 3 класс/Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина/

Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. ...

Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе

Календарно - тематическое планирование уроков музыки во 2 классе, "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по музыке. 2 класс.

Календарно-тематическое планирование по музыкеСистема Л.В. Занкова2 класс 34 часа (1 час в неделю)Автор курса Г.С.Ригина...

Рабочая программа и тематическое планирование по музыке во 2 классе "Школа 2100"

Рабочая программа по музыке разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   (Стандарты второго  поколения. Москва «...

Календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса УМК "Перспектива"

Календарно-тематическое планирование по музыке в 1 классе...

тематическое планирование по музыке 3 класс

Тематическое планирование по музыке 3 класс по программе авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...