Песни великого подвига
методическая разработка по музыке (4 класс) по теме

Павлова Ольга Сергеевна

урок в 4 классе, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesni_voennogo_podviga.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 4 классе по теме

«Песни великого подвига»

Пояснение к уроку:

Познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории, к людям старшего поколения.
.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с элементами исследования (с применением мультимедийных технологий)

Цели:

     1. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет

     2. Расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен, композиторов военной поры, собрать материал о любимых песнях ВОВ

     3.Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны

     4.Прививать чувство уважения к солдатам, участвующих в боевых действиях в наше время

Задачи :

  1. Научить анализировать произведения, оценивать их художественные особенности
  2. Уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки.
  3. Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину
  4. Показать связь музыки с другими видами искусства
  5. Развивать исполнительские способности

Форма урока: фронтальная, индивидуальная

Методы: беседа, наглядно-слуховой, анализ, сравнение.

Оборудование: АРМ, презентация

                                                             

Ход урока

(Звучит песня «Журавли» Музыка: Ян Френкель Слова: Расул Гамзатов (русский текст: Наум Гребнев)

Песни военных лет...
Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.                                                                              
Учитель:Казалось, какие песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем.

Дети: Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты. С песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться к ним невредимыми.                                                                                                                                                  

Учитель: Песни на фронте доставляли не только моральное удовлетворение, но и поднимали боевой дух, вселяли уверенность в Победе. Воевал весь наш народ, воевала и песня. В ней люди черпали душевные силы. Лучшие песни становились всенародными. Они жили и живут теперь, много лет спустя после войны, как память народа, как отклик далекого лихолетья.

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Это слова из поэмы "Василий Тёркин" Александра Твардовского. Воевал наш народ, воевала и песня.

-Ребята, какие песни военной поры вы знаете?
ответы учеников                                                                                                                             -Назовите главную песню Великой Отечественной войны?                                                   Ответы учеников (1слайд портреты поэта Василия Ивановича Лебедева – Кумача, музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров )                                                                                                                                                  

-Расскажите историю создания этой песни                                                                                      Ответы учеников                                                                                                                                    

(Звучит песня В.И.Лебедева-Кумача, Б.А.Александрова «Священная война»)  

- Какие чувства передал вам композитор?                                                                                    - Что он сделал, чтобы мы поняли его замысел?                                                                                 - Какими средствами он этого достиг?                                                                                                 - Что оставила музыка в ваших сердцах?                                                                                       - Какие самые главные в ней слова?

Ответы учеников:( призывная, набат, клятва по всем городам и весям страны, слушать стоя, как гимн)

Учитель: песня Лебедева-Кумача стала моментом истины, встала вместе с солдатами в строй, сама стала бойцом, сама стала творцом истории.

Исполнение песни «Священная война»

В сорок первом году шли кровопролитные бои под Москвой. Враг рвался к столице. Подступы к Москве защищали бойцы дивизии генерала Панфилова. В одном строю сражались русские, казахи, украинцы, татары, узбеки. 28 бойцов панфиловской дивизии смогли отразить натиск вражеских танков и не отступили ни шагу назад.У разъезда Дубосеково стоит обелиск в память о подвиге героев панфиловской дивизии.(2слайд обелиск )

-Что мы видим?

Ответы детей ( военный протянувший руку вперед, преграждая дорогу врагу, суровые, но прекрасные лица с непреклонной волей, приподнятое оружие, готовое в любой момент поразить врага)

- Запечатлены величие и трагизм той поры, непокорный дух русского народа, решимость защищать свою Родину.

- Что роднит мемориал и песню «Священная война»?

Ответы детей (сосредоточенность, мужественность, суровость)

Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности. Они пелись бойцами в землянках, в лесу. У костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки

(Звучит песня «Огонек» слова А. Исаковского, обработка Б. Мокроусова.)(3слайд портреты авторов)

-О чем эта песня?

-Какими чувствами наполнена мелодия?

-Передайте свое состояние, впечатление от песни

-Как музыка передает душевное состояние?                                                                                                                            

Разучивание песни. Вокально-хоровая работа. Исполнительский план песни.                                                                      

       Песни - как люди: у каждого своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие.                                                                          

 –Расскажите историю создания песни композитора Константина Листова на слова поэта Алексея Суркова «В землянке»    (4слайд портреты авторов)

Ответы детей.                                                                                                                    

-Почему эта песня остается одной из самых дорогих и любимых?                                                   Ответы детей (Проникновенная, искренняя, тоскующая  мелодия слилась в ту трудную, суровую пору с голосами всех, разлученных войной)

- Какая линия преобладает, как движется мелодия скачком или плавно?

- Как вы чувствуете интонацию, передайте не словами , а движением?

- Как связан характер песни с музыкальным жанром?

Ответы детей (вальс, надежда, встреча)

Исполнение песни «В землянке»

В годы войны за Родину, за свободу, за нашу мирную жизнь сложили головы миллионы советских людей. Среди них и тысячи наших земляков – уроженцев Чувашии. Мы гордимся их подвигом! Мы помним! На территории Чувашии было сформировано 5 дивизий, ушло на фронт 208 000 человек, а не вернулось более 90 000 человек. Героями СССР стали 18 человек. (5слайд  ГСС)

-Как увековечили имена героев?

-Какие улицы в г. Чебоксары названы в честь героев ВОВ?  

Ответы учеников (Урукова, Афанасьева ,Анисимова, Винокурова  ,Кошевого, Козьмодемьянской, мичманаПавлова)

Учитель: быстро крутится колесо истории. Но почему-то хочется оглянуться назад, еще раз в прошлое. Вспомним, друзья, «Катюшу». Какое нежное русское имя дали наши солдаты этому грозному оружию - изобретению русских инженеров времен Великой Отечественной войны. Да, заводила «Катюша» свою победную песню - и сразу же передняя линия становилась открытой. В страхе бежали враги от ее грозного голоса. А имя легендарная реактивная установка позаимствовала от песни.

-Расскажите истории, связанные с этой песней?

Ответы детей

На берегу реки Угры в поселке Всходы на Смоленщине установлен памятник в честь песни «Катюша» и открыт музей, посвященный ей. (7слайд)

Исполнение песни Исаковского и Блантера «Катюша»

- Какое чувство возникло у вас при исполнении песни?

- Что вы считаете главным в этой песне?                                                          

Ответы детей (чувство любви, будто это к каждому лично обращен призыв сберечь родную землю, символом высокого духа, мужества, укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам)

Шли годы. Война приближалась к концу. Появились песни о предчувствии победы, о солдатах, сражающихся за рубежами Родины, о возвращении домой. Наши воины сражались уже на чужой земле. Они многое повидали, пережили радость победных боев, но и много, к сожалению, легло наших парней на той далекой земле».(8слайд)

- Как вы думаете где находится памятник? ( в Болгарии, в Пловдиве)

Его воздвигли на самой высокой точке города Пловдива в Болгарии и водрузили на 6-метровый постамент. Его видно из любой точки города.

- Какое бы название вы ему дали? (Красный богатырь)

- Почему русский солдат оказался на чужой земле?

 Постамент украшен барельефами «Советская армия бьёт врага» и «Народ встречает советских воинов»

- Посмотрите, какая песня живет в этой скульптуре?

В 1966 году поэтом Константином Ваншенкиным и композитором Эдуардом Колмановским была написана песня, посвящённая пловдивскому памятнику, которая так и называлась — «Алёша». До 1989 года эта песня являлась официальным гимном города Пловдив.

Песня-памятник - это память о событиях истории, это искусство скульптора, поэта и композитора

(Звучит песня «Алеша», слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского.)

- Что роднит песню и скульптуру? Ответы детей (война, жизнь, внешнее сходство)

 - О ком может быть эта песня? Какое чувство вызывает? Какие у вас впечатления от исполнения?

(Звучит песня «Смуглянка» А. Новикова  Я. Шведова)

Ответы детей (песня о любви, о свидании, о расставании, шуточная, веселая, песня-шутка, ведь без нее очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности)

- Как музыка рассказала об этом?

- Война дело серьезное, тут не до шуток – вы согласны со мной?

Ответы детей (без шутки очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни)

 В ноябре 1945 года была написана песня «Эх, дороги». Авторы этой песни, Лев Ошанин и Анатолий Новиков, сами не раз побывали на фронте и до этого написали уже немало песен. (9слайд портреты авторов) 

- Как вы думаете, почему в конце войны была нужна такая песня?                                 Ответы детей (Ведь это была песня-воспоминание о пройденных дорогах войны, рассказать, что совершил наш народ за долгие, тяжелые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в войне нашему народу)

- А как родился замысел этой песни?

Учитель: замысел этой песни родился, когда Ошанин и Новиков, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх». Для авторов эта песня была самой любимой. И слова, и музыка доходили до сердца каждого слушателя. песня «Эх, дороги» вобрала в себя историю всей войны и показала чувства, которые испытывали бойцы.

Исполнение песни «Эх, дороги»

Учитель: 65 лет прошло после окончания войны. Всё меньше остаётся тех, кто "ковал" великую победу. Особый подъем пережила в годы войны поэзия. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ. Эти песни – свидетели тех героических лет. И спустя годы и десятилетия они  продолжают жить в народной памяти. Поют их прошедшие войну ветераны, поют их внуки и правнуки, знающие войну по воспоминаниям, книгам, фильмам и песням, которые и есть наша общая память.

(Звучит песня "День Победы" Давида Тухманова и В. Харитонова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕСНИ ВЕЛИКОГО ПОДВИГА

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ К ДНЮ ПОБЕДЫ....

Презентация по материалам экскурсии-уроку«Война: Великий Подвиг, Великая Победа»

Самое дорогое, что отец передает сыну, а дед внуку – это память. Человек жив до той поры, пока потомки берегут его имя.Помните прошлое!   Берегите настоящее!...

Великий подвиг великого народа ( разработка праздника к 70-летию Великой Победы).

Предлагаю разработку сценария праздника к 70-летию Победы Советского народа в ВОВ....

Игра-презентация "Звёздный час" на тему "Великая Отечественная война в кино, песнях. Великие полководцы и награды"

Цель презентации: Проверить знания детей о Великой Отечественной войне. О знаменитых полководцах  войны, орденах. Великая Отечественная война в кино. Презентация содержит 41 слайд.1-3 слайды: Наз...

Классный час "Великий подвиг - великая Победа"

Классный час для 2-3 класса, посвящённый 75 годовщине со дня Победы....

Конкурс военно-патриотической песни:"Песни великого подвига"

Сценарий конкурса военно-патриотической песни.«ПЕСНИ ВЕЛИКОГО ПОДВИГА» 5-9 классы...

Внеклассное мероприятие Песни Великого подвига

Внеклассное мероприятие Песни Великого подвигаЦель: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет.Задачи: расширять представление учащихся об...