Рабочая программа по музыке 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
рабочая программа по музыке (3 класс) по теме
Пояснительная записка
Содержание программы
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
Тематический план учебного курса
Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.doc | 143 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____________ / Пчелова Е.В. Протокол № _____ от «___»____________ 2012 г. | «Согласованно» Заместитель руководителя по УВР МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2012 г. | «Утверждено» Директор МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Герман М.А. Приказ № _____ от «___»___________ 2012 г. |
Рабочая программа педагога
I категории
Гапаровой Татьяны Ивановны
по музыке
3 «Б» класс
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»___________ 2012 г.
2012 – 2013 уч. год
Музыка 3 класс
(1 ч в неделю - 34 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (2004 г.), примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» - Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека.
Изучение музыки в 3 классе направлено на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию. Цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности школьника.
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе - формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края;
- развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, и накопление на его основе тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке;
- формирование опыта музицирования;
- обучение хоровому исполнительству;
- развивать желание и умение детей воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа;
- поддерживать желание детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения.
В данный УМК входят:
Учебник «Музыка» 3 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Рабочая тетрадь «Музыка» 3 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Методическое пособие «Методика работы с учебниками «Музыка» 1- 4 классы» (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Содержание программы
3 класс (34 ч)
Раздел «Россия - Родина моя». Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел «О России петь - что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Фольклорный раздел - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Жанр былины. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел «В музыкальном театре». Музыкальные темы - характеристики главных героев. Интонационно - образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз - музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классе
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
- Слова и мелодию Гимна России;
- Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- Названия изученных жанров и форм музыки;
- Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, обряды);
- Названия изученных произведений и их авторов;
- Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Уметь:
- Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
- Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;
- Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- Исполнения знакомых песен;
- Участие в коллективном пении;
- Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
- Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Тематический план учебного курса Тематическое планирование
Период обучения | Количество часов | № п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | |
1 четверть | 9 | 1 | Россия – Родина моя | 5 | |
2 четверть | 7 | 2 | День, полный событий | 4 | |
3 четверть | 10 | 3 | О России петь – что стремиться в храм | 7 | |
4 четверть | 8 | 4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 | |
Итого | 34 | 5 | В музыкальном театре | 6 | |
6 | В концертном зале | 4 | |||
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 4 | |||
Итого | 34 ч. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Основные термины и понятия | Музыкальные произведения | |
План. | Факт. | ||||
1 четверть (9 ч) | |||||
Россия – Родина моя (5 ч) | |||||
1 | Мелодия - душа музыки. | Мелодия. Песенность. Симфония. Лирический образ. | П.Чайковский. Симфония № 4 2-я часть.
| ||
2 | Природа и музыка. | Романс. Певец - солист. Мелодия. Аккомпанемент. Музыка и поэзия. Пейзаж. Лирика. | П.Чайковский. Благословляю вас, леса. Н.Римский - Корсаков. Звонче жаворонка пенье. Г.Свиридов. Романс. Из муз. иллюстр. «Метель». М. Глинка «Жаворонок» | ||
3 | Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. | ||||
4 | Виват, Россия! Наша слава - Русская держава. | Кант. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня - марш. Хор. Куплет. Кантата. Набат. Вступление. Трёхчастная форма. Опера. Хоровая сцена. Певец -солист. | Канты «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский» С. Прокофьев, «Александр Невский» М. Глинка, «Иван Сусанин». Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!» Песни о Родине. | ||
5 | Образы защитников Отечества в музыке. | ||||
День, полный событий (4 ч) | |||||
6 | Образы утренней природы в музыке | Музыкальный пейзаж. Песенность. Развитие. Повтор. Лад. Тембр. Выразительность. Изобразительность. | П. Чайковский «Колыбельная», Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ «Заход солнца». | ||
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | Скороговорка. Выразительность. Изобразительность. Контраст. | С.Прокофьев. Болтунья. С.Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта-девочка. С.Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление. Па-де-шаль. Урок танца. Вальс и полночь. | ||
8 | Детские образы | Мелодия. Речитатив. Соло. Интонационная выразительность. Песенность. Маршевость. Танцевальность. Фортепиано. Солист. Аккомпанемент. | М. Мусоргский. «С няней», «С куклой» из цикла «Детская». М. Мусоргский. «Прогулка»,«Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». П. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома». | ||
9 | Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий». | Музыкальный пейзаж. Песенность, танцевальность. Выразительность. Изобразительность. | М. Мусоргский. «Вечерняя песня». | ||
2 четверть (7 ч) | |||||
О России петь - что стремиться в храм (7 ч) | |||||
10 | Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | Прелюдия. Тропарь. Куплет. Припев. Интонационно - образный анализ. Определение жанра кантаты. | «Мама» из вокально - инструментального цикла «Земля» В. Гаврилин. «Богородице Дево, радуйся», С. Рахманинов. №6 из «Всенощной» Тропарь иконе Владимирской Божией Матери Ф. Шуберт. «Аве Мария» Современные песни о маме. | ||
11 | Древнейшая песнь материнства. | ||||
12 | «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | ||||
13 | Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. | Хор. Величания. Традиции. | Л.Уэббер. «Осанна», хор из рок - оперы «Иисус Христос – суперзвезда. А. Гречанинов «Вербочки», Р. Глиэр. «Вербочки». | ||
14 | Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. | Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. Молитва. Величание. Баллада. | Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире» слова А. Толстого. | ||
15 | О России петь - что стремиться в храм | Тембры колоколов. Названия колокольных звонов. | |||
16 | Обобщающий урок. Музыка на Новогоднем празднике. | Новогодние песни | |||
3 четверть (10 ч) | |||||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч) | |||||
17 | Жанр былины. | Былина. Певец - сказитель. Гусли. Былинный напев. Подражание гуслям. Повтор. Распевы.
| «Былина о Добрыне Никитиче» обр. Н. Римского - Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина). Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка. Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко» Н. Римский - Корсаков. Третья песня Леля, хор из пролога оперы «Снегурочка». | ||
18 | Певцы русской старины | ||||
19 | Сказочные образы в музыке | ||||
20 | Народные традиции и обряды. Масленица | Народные традиции. Повтор. Контраст. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Песенки-заклички. | Встреча весны. Масленичные и весенние песенки -заклички. Н.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Хор «Проводы Масленицы». | ||
В музыкальном театре (6 ч) | |||||
21 | Опера «Руслан и Людмила» М. Глинка. | Сцена из оперы. Ария. Баритон. Каватина. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Опера. Симфонический оркестр. Миф. Лира. Шествие. Каватина. Тенор. | М.Глинка. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. | ||
22 | Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика». | К. Глюк. «Орфей и Эвридика». | |||
23 | Опера Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка» | Н. Римский – Корсаков. «Снегурочка», фрагменты из оперы. | |||
24 | Опера Н. А. Римского - Корсакова «Садко» | «Океан – море синее», вступление к опере «Садко» Н.Римский – Корсаков. | |||
25 | Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского | Определение балета, балерина, танцор. Контрастные образы. Сцена из балета. Интонация. Развитие. | П.Чайковский. «Спящая красавица», фрагменты из балета. | ||
26 | Мюзикл как жанр лёгкой музыки. | Современные интонации и ритмы. Мюзикл. | А.Рыбников. «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. Р. Роджерс. «Звуки музыки». | ||
4 четверть (8 ч) В концертном зале (4 ч.) | |||||
27 | Жанр инструментального концерта. Выразительные возможности флейты, скрипки. | Деревянные духовые инструменты. Старинная и современная музыка. Скрипач. Виртуоз. | П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Народная песня в Концерте. Л. Бетховен. Симфония №3 («Героическая») фрагменты, Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. | ||
28 | Жанры музыки: симфоническая сюита | Сюита. Тема. Вариационное развитие. Песенность. Танцевальность. Маршевость. | «Пер Гюнт», фрагменты из сюиты №1 и сюиты №2 Э. Григ. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». | ||
29 | Симфония № 3 («Героическая») Л. Бетховена. | Симфония. Дирижёр. Маршевость. Песенность. Контраст. Финал. Тема. Вариации. | Симфония №3 («Героическая») фрагменты | ||
30 | Мир Л. Бетховена. | Выразительность. Изобразительность. Мелодия. Аккомпанемент. Лад. | Л. Бетховен. Финал Симфонии № 3. «Контрданс», «К Элизе», «Весело, грустно». «Сурок». Соната №14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. | ||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 ч.) | |||||
31 | Джаз - музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. | Джаз. Импровизация. Ритм. Известные джазовые музыканты - исполнители. Джаз-оркестр. | «Чудо-музыка» Д. Кабалевский, «Острый ритм» Дж. Гершвин, «Камертон», норвежская народная песня. | ||
32 | Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. | Сюита, симфония, балет, контата. Особенности стиля композитора | «Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель» Г.Свиридов. «Снег идёт» из «Маленькой кантаты» Г. Свиридов. | ||
33 | Мир композиторов. | Г. Свиридов (маленькие кантаты) и С. Прокофьев («Шествие солнца»). | |||
34 | Прославим радость на земле. Обобщающий урок. | Л. Бетховен. Ода «К радости» из Симфонии № 9. В.А. Моцарт. «Слава солнцу, слава миру!» канон. В.А. Моцарт. Симфония №40 фрагмент финала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина
Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классеТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планировани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ. 1 КЛАСС. Е.Д. КРИТСКАЯ, Г.П. СЕРГЕЕВА, Т.С. ШМАГИНА.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 4 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК «Музыка» авторов: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»
Класс: 4 Предмет: «Музыка»Тема урока: «Родовые истоки музыкального искусства. Фольклор в музыке русских композиторов»Тип урока: ОНЗЦели урока:Воспитание музыкальной культуры ка...