«Героические, богатырские образы в музыке»
презентация к уроку музыки (4 класс) по теме
Основные этапы урока
1. Слушание 2-й симфонии р.к. А.П.Бородина, образно-эстетический анализ прослушанной музыки.
2. Слушание увертюры «Кориолан» немецкого композитора Л.Бетховена, образно-эстетический анализ прослушанной музыки.
3. Знакомство с творчеством В.М.Васнецова.
4. Развитие способностей «увидеть» в музыке связь с изобразительным искусством.
5. Продолжение разучивания песни «Погоня» муз Яна Френкеля, ст. Роберта Рождественского. Развитие навыков хорового пения: ансамбль, начало и окончание фразы, работа над дикцией, дыханием, чистотой исполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teksturok_4_kl._07.02.08.doc | 50 КБ |
urok_v_4_klasse.pptx | 1.35 МБ |
borodin.rar | 1.62 МБ |
pogonya_---.rar | 2.3 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №11 г. Армавира
имени Вячеслава Владимировича Рассохина
М У З Ы К А
Урок в 4-м классе
с использованием ИКТ для усиления обучающего эффекта.
I I-е П О Л У Г О Д И Е
МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
3-я ЧЕТВЕРТЬ
МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ
Тема урока: «Героические, богатырские образы в музыке».
Учитель музыки
Домашенко Н.П.
2012
- 2 –
Цель урока: Научить школьников понимать, что, слушая музыку, мы можем мысленно увидеть то, о чём эта музыка рассказывает.
Задачи.
Образовательные: продолжить знакомство учащихся с «музыкальным почерком» русских и зарубежных композиторов, с живописью В.М.Васнецова.
Развивающие: развитие способностей «увидеть» в музыке связь с изобразительным искусством.
Воспитательные: воспитание патриотических начал.
Оборудование: мультимедиа, аудиоаппаратура, фортепиано.
Основные этапы урока
- Слушание 2-й симфонии р.к. А.П.Бородина, образно-эстетический анализ прослушанной музыки.
- Слушание увертюры «Кориолан» немецкого композитора Л.Бетховена, образно-эстетический анализ прослушанной музыки.
- Знакомство с творчеством В.М.Васнецова.
- Развитие способностей «увидеть» в музыке связь с изобразительным искусством.
- Продолжение разучивания песни «Погоня» муз Яна Френкеля, ст. Роберта Рождественского. Развитие навыков хорового пения: ансамбль, начало и окончание фразы, работа над дикцией, дыханием, чистотой исполнения.
Ход урока с использованием мультимедиа для усиления обучающего эффекта.
1 слайд. II-е полугодие. «Музыка и изобразительное искусство».
Пояснение учителя о связи музыки с изобразительным искусством /живописью, скульптурой/.
1 слайд. III-я четверть. «Можем ли мы увидеть музыку».
Пояснение учителя о том, что музыка может вызывать в нашем воображении какие-либо зрительные /живописные/ образы, даже определённые картины.
1 слайд. Тема урока «Героические, богатырские образы в музыке».
2 слайд. Р.к. Александр Порфирьевич Бородин.
Портрет А.П.Бородина.
Александр Порфирьевич Бородин родился в 1833 году в Петербурге. Маленький Саша отличался разнообразными способностями и был трудолюбив. Ещё в детстве он усвоил три иностранных языка – французский, немецкий и английский. Мальчик
Любил бегать на Семёновскую площадь Царского села послушать оркестр военных музыкантов. Мать, заметив настойчивый интерес сына к музыке, пригласила солдата-флейтиста Семёновского полка обучать мальчика игре на флейте. Музыкальная одарённость будущего композитора развивалась быстро и бурно, самоучкой он научился играть на виолончели. Первую польку «Елена», названную так в честь одной из подруг детства, он написал в 9 лет, а через 4 года сочинил уже
-3-
вполне серьёзное музыкальное произведение – концерт для флейты. Несмотря на выдающиеся музыкальные способности, юношу отдали учиться в Медико-
хирургическую академию, по окончании которой он некоторое время служил в госпитале, а в 25 лет защитил диссертацию и получил звание доктора наук.
В 1862-м году Бородин – профессор на кафедре химии в Петербуржской Медико-хирургической академии. Он обогатил химию выдающимися работами и ему по праву принадлежит почётное место в истории русской науки. Но любовь к музыке не покидает учёного-химика, и в 1876 году он задумал, а в 1876 году закончил работу над созданием 2-й симфонии. Друзья композитора назвали её… Давайте попробуем вернуться во вторую половину ХIХ века и, слушая фрагмент этой симфонии «увидеть», какие зрительные /живописные/ образы или определённую
картину вызывает в нашем воображении эта музыка и как её назвали друзья композитора.
Слушание музыки. Фрагмент 1-й части 2-й симфонии А.П.Бородина.
После прослушивания музыки учащиеся должны прийти к пониманию того, что в музыке Бородина «действуют» люди могучие, сильные, люди-богатыри. Характер музыки – мужественный, героический, с некоторым тревожным оттенком, она – богатырская. Возможно, что кто-то вспомнит «Богатырей» В.М.Васнецова.
2 слайд. Симфония №2 «Богатырская».
3 слайд. Русский художник Виктор Михайлович Васнецов.
Автопортрет.
Картина «Богатыри».
4 слайд. Картина «Богатыри».
Музыка Бородина созвучна с картиной «Богатыри», она поражает мощью и монументальностью. Это – вершина русской музыки.
Музыка, с которой мы сегодня познакомились, считается жемчужиной творчества композитора, она насыщена могучим дыханием русской земли. Силой и величием веет от этой музыки, в ней ощущается тяжёлая поступь исполина, о которой можно сказать словами А.С.Пушкина:
На нём одежда славянина
И на бедре славянский меч.
4 слайд. Картина «Богатыри».
Высказывания школьников о зрительном восприятии картины в целом, о богатырях, изображённых на ней.
4 слайд. Повторное слушание фрагмента 2-й симфонии А.П.Бородина.
Пояснения учителя на возникшие вопросы школьников, обсуждение учащихся новых восприятий прослушанной музыки.
-4-
Начальная тема возникает сразу. Она звучит как могучий призыв, боевой клич. Из этой темы вырастает музыка всей первой части.
Короткая связующая часть подводит к побочной теме иного склада. Это задушевная, светлая мелодия, близкая по интонациям к народным лирическим песням.
Первая часть симфонии заканчивается утверждением главной темы. Она звучит тяжело и грозно.
Во 2-й симфонии А.П.Бородина мы находим интонации русской музыки.
Слушание музыки. Экспозиция главной темы увертюры «Кориолан».
Муз. немецкого композитора Людвига Вана Бетховена.
5 слайд. / В конце звучания музыки/.
Немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен.
Портрет композитора.
Увертюра «Кориолан».
Кориолан, по др.-рим. легенде патриций /родовая аристократия/ и полководец
5 в. до н.э., перебежавший на сторону врагов Рима – вольсков /древнее племя в центральной Италии/. Возглавил войско вольсков, но затем, уступив, мольбам матери и жены снял осаду.
5 слайд. «Музыка должна высекать огонь из души человека».
Это – домашнее задание.
Как вы понимаете эти слова великого немецкого композитора.
6 слайд. Портрет А.Бородина.
Портрет Л.Бетховена.
И музыка Бородина, и музыка Бетховена может быть определена одинаковыми эпитетами: сильная, могучая, мужественная, богатырская, но есть одно очень существенное различие:
6 слайд. В музыке А.Бородина звучат интонации русской народной песенности, а в музыке Л.Бетховена интонации зарубежной музыки.
7 слайд. Текст песни «Погоня». Муз. Я.Френкеля, ст. Р.Рождественского.
- Усталость забыта,
Колышется чад.
И снова копыта,
Как сердце стучат.
Припев: И нет нам покоя,
Гори, но живи!
-5-
Погоня, погоня, погоня, погоня
В горячей крови!
2. Есть пули в нагане
И надо успеть
Сразиться с врагами
И песню допеть.
Припев:
3. В удачу поверьте -
И дело с концом.
Да здравствует ветер,
Который в лицо.
Припев:
Продолжение разучивания песни «Погоня» муз Яна Френкеля, ст. Роберта Рождественского.
Осмысление литературного текста.
Развитие навыков хорового пения: ансамбль, начало и окончание фразы. Работа над дикцией, дыханием, чистотой исполнения вокальной музыки в быстром темпе.
8 слайд.
Домашнее задание выполняется в форме размышления ребёнка с родителями.
Бетховен был убеждён, что «Музыка должна высекать огонь из души человека». Поясните, как вы понимаете эти слова немецкого композитора.
Слушая русскую и зарубежную музыку, находить в ней связь с изобразительным искусством.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин Вторая симфония «Богатырская»
Русский художник Виктор Михайлович Васнецов « Богатыри»
Немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен Увертюра « К ориолан» «Музыка должна высекать огонь из души человека»
В музыке А.Бородина звучат интонации русской народной песенности , а в музыке Л. Бетховена интонации зарубежной музыки.
«Погоня» Из к/ ма «Новые приключение Неуловимых» Муз. Яна Френкеля, ст. Роберта Рождественского 1. Усталость забыта, Колышется чад. И снова копыта, Как сердце, стучат Припев: И нет нам покоя, Гори, но живи Погоня, погоня, погоня, погоня В горячей крови! 2. Есть пули в нагане И надо успеть Сразиться с врагами И песню допеть. Припев: 3 . В удачу поверьте И дело с концом. Да здравствует ветер, Который в лицо. Припев:
Домашнее задание. Слушая русскую и зарубежную музыку, находить в ней связь с изобразительным искусством. Пояснить высказывание Л.Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из души человека»
Учитель музыки Домашенко Николай Петрович Заслуженный учитель РФ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина 352931, Краснодарский край, город Армавир, улица Новороссийская, 8. Тел. 7-86-50, 7-86-20. 8 (918)-193-05-07 201 2 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Богатырские образы в искусстве
Конспект урока в 4 классах общеобразовательной школы...
Богатырские образы в музыке и живописи
На уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина....
Конспект урока "Героические образы в музыке русских композиторов"
Конспект урока "Героические образы в музыке русских композиторов"...
"Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"
Конспект урока мцзыки во 2 классе на тему: "Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"....
Героическая тема в русской музыке
Презентация к уроку музыки для учащихся 3 класса "Героическая тема в русской музыке"...