«Героические, богатырские образы в музыке»
презентация к уроку музыки (4 класс) по теме

Основные этапы урока

1.    Слушание 2-й симфонии р.к. А.П.Бородина, образно-эстетический анализ прослушанной музыки.
2.    Слушание увертюры «Кориолан» немецкого композитора Л.Бетховена, образно-эстетический анализ прослушанной музыки.
3.    Знакомство с творчеством В.М.Васнецова.
4.    Развитие способностей «увидеть» в музыке связь с изобразительным искусством.
5.    Продолжение разучивания песни «Погоня» муз Яна Френкеля, ст. Роберта Рождественского. Развитие навыков хорового пения: ансамбль, начало и окончание фразы, работа над дикцией, дыханием, чистотой исполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teksturok_4_kl._07.02.08.doc50 КБ
Файл urok_v_4_klasse.pptx1.35 МБ
Файл borodin.rar1.62 МБ
Файл pogonya_---.rar2.3 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №11 г. Армавира

имени Вячеслава Владимировича Рассохина

М  У  З  Ы  К  А

Урок в 4-м классе

с использованием ИКТ для усиления обучающего эффекта.

I I-е     П О Л У Г О Д И Е

МУЗЫКА  И  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

3-я  ЧЕТВЕРТЬ

МОЖЕМ  ЛИ  МЫ  УВИДЕТЬ  МУЗЫКУ

Тема урока: «Героические, богатырские образы в музыке».

Учитель музыки

Домашенко Н.П.

2012

- 2 –

     Цель урока: Научить школьников понимать, что, слушая музыку, мы можем мысленно увидеть то, о чём эта музыка рассказывает.

     Задачи.

     Образовательные: продолжить знакомство учащихся с «музыкальным почерком» русских и зарубежных композиторов, с живописью В.М.Васнецова.

     Развивающие: развитие способностей «увидеть» в музыке связь с   изобразительным искусством.                                                        

      Воспитательные: воспитание патриотических начал.

      Оборудование: мультимедиа, аудиоаппаратура, фортепиано.

Основные этапы урока

  1. Слушание 2-й симфонии р.к. А.П.Бородина, образно-эстетический анализ прослушанной музыки.
  2. Слушание увертюры «Кориолан» немецкого композитора Л.Бетховена, образно-эстетический анализ прослушанной музыки.
  3. Знакомство с творчеством В.М.Васнецова.
  4. Развитие способностей «увидеть» в музыке связь с изобразительным искусством.
  5. Продолжение разучивания песни «Погоня» муз Яна Френкеля, ст. Роберта Рождественского. Развитие навыков хорового пения: ансамбль, начало и окончание фразы, работа над дикцией, дыханием, чистотой исполнения.

Ход урока с использованием мультимедиа для усиления обучающего эффекта.

     

     1 слайд. II-е полугодие. «Музыка и изобразительное искусство».

     Пояснение учителя о связи музыки с изобразительным искусством /живописью, скульптурой/.    

     1  слайд. III-я четверть. «Можем ли мы увидеть музыку».

     Пояснение учителя о том, что музыка может вызывать в нашем воображении  какие-либо зрительные /живописные/ образы, даже определённые картины.

     1 слайд. Тема урока «Героические, богатырские образы в музыке».

     2 слайд. Р.к. Александр Порфирьевич Бородин.

                   Портрет А.П.Бородина.

     

     Александр Порфирьевич Бородин родился в 1833 году в Петербурге. Маленький Саша отличался разнообразными способностями и был трудолюбив. Ещё в детстве он  усвоил три иностранных языка – французский, немецкий и английский. Мальчик

Любил  бегать  на Семёновскую площадь Царского села послушать оркестр военных музыкантов. Мать, заметив настойчивый интерес сына к музыке, пригласила солдата-флейтиста Семёновского полка обучать мальчика игре на флейте. Музыкальная одарённость будущего композитора развивалась быстро и бурно,  самоучкой он научился играть на виолончели. Первую польку «Елена»,   названную так в честь одной из подруг детства, он написал в 9 лет, а через  4 года сочинил   уже

-3-

 вполне серьёзное музыкальное произведение – концерт для флейты. Несмотря на выдающиеся музыкальные способности, юношу отдали учиться в Медико-

хирургическую академию, по окончании которой он некоторое время служил в госпитале, а в 25 лет защитил диссертацию и получил звание доктора наук.

     В 1862-м году Бородин – профессор на кафедре химии в Петербуржской Медико-хирургической академии. Он обогатил химию  выдающимися работами и ему по праву принадлежит почётное место в истории русской науки. Но любовь к музыке не покидает учёного-химика, и в 1876 году  он задумал, а в 1876 году закончил работу над созданием 2-й симфонии. Друзья композитора назвали её…  Давайте попробуем вернуться во вторую половину ХIХ века и, слушая фрагмент этой симфонии «увидеть», какие зрительные /живописные/ образы или определённую

картину вызывает в нашем воображении эта музыка  и как  её назвали друзья композитора.

   

     Слушание музыки. Фрагмент 1-й части 2-й симфонии А.П.Бородина.

     После прослушивания музыки учащиеся должны прийти к пониманию того, что в музыке Бородина «действуют» люди могучие, сильные, люди-богатыри. Характер музыки – мужественный, героический, с некоторым тревожным оттенком, она –  богатырская.  Возможно, что кто-то вспомнит «Богатырей» В.М.Васнецова.

     2 слайд. Симфония №2 «Богатырская».

     3 слайд. Русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

                    Автопортрет.

                    Картина «Богатыри».

   

      4 слайд. Картина «Богатыри».

   

      Музыка Бородина созвучна с картиной «Богатыри», она поражает мощью и монументальностью. Это – вершина русской музыки.

      Музыка, с которой мы сегодня познакомились, считается жемчужиной творчества композитора, она насыщена могучим дыханием русской земли. Силой и величием веет от этой музыки, в ней ощущается тяжёлая поступь исполина, о которой можно сказать словами А.С.Пушкина:

                                                 На нём одежда славянина

   И на  бедре славянский меч.

        4 слайд. Картина «Богатыри».

        Высказывания школьников о зрительном восприятии картины в целом, о богатырях,  изображённых на ней.

       

      4 слайд.  Повторное слушание фрагмента 2-й симфонии А.П.Бородина.

       Пояснения учителя на возникшие вопросы школьников, обсуждение учащихся новых восприятий  прослушанной музыки. 

-4-

   

      Начальная тема возникает сразу. Она звучит как могучий призыв, боевой клич.        Из этой темы вырастает музыка всей  первой части.

      Короткая связующая часть подводит к побочной теме иного склада. Это задушевная, светлая мелодия, близкая по интонациям к народным лирическим песням.

     Первая часть симфонии заканчивается утверждением главной темы. Она звучит тяжело и грозно.

     Во 2-й симфонии А.П.Бородина мы находим интонации русской музыки. 

     Слушание музыки.  Экспозиция главной темы увертюры «Кориолан».

                                       Муз. немецкого композитора Людвига Вана Бетховена.

     5 слайд. / В конце звучания музыки/.

                     Немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен.

                     Портрет композитора.

                     Увертюра «Кориолан».

   

      Кориолан, по др.-рим. легенде патриций /родовая аристократия/ и полководец

5 в. до н.э., перебежавший на сторону врагов Рима – вольсков /древнее племя в центральной Италии/. Возглавил войско вольсков, но затем, уступив, мольбам матери и жены снял осаду.

      5 слайд. «Музыка должна высекать огонь из души человека».

                     Это – домашнее задание.

                      Как  вы понимаете эти слова великого  немецкого композитора.

      6 слайд. Портрет А.Бородина.

                     Портрет Л.Бетховена.

      И музыка Бородина, и музыка Бетховена может быть определена одинаковыми эпитетами: сильная, могучая, мужественная, богатырская, но есть одно очень существенное различие:

       6  слайд. В музыке А.Бородина звучат интонации русской народной песенности, а в музыке Л.Бетховена интонации зарубежной музыки.

       7 слайд. Текст песни «Погоня». Муз.  Я.Френкеля, ст. Р.Рождественского.

  1. Усталость забыта,

                                                    Колышется чад.

                                                    И снова копыта,

                                                    Как сердце стучат.

   Припев: И нет нам покоя,

                Гори, но живи!

-5-

                                             

                                            Погоня, погоня, погоня, погоня

                     В горячей крови!

                                               

                                                2. Есть пули в нагане

                                                     И надо успеть

   Сразиться с врагами

                                                    И песню допеть.

                                                         Припев:

     3. В удачу поверьте -

      И дело с концом.

             Да здравствует ветер,

      Который в лицо.

                                                           

                                                          Припев:

     

       Продолжение разучивания песни «Погоня» муз Яна Френкеля, ст. Роберта Рождественского.

       Осмысление литературного текста.

       Развитие навыков хорового пения: ансамбль, начало и окончание фразы. Работа над дикцией, дыханием, чистотой исполнения вокальной музыки в быстром темпе.

             

             8 слайд.

            Домашнее задание выполняется в форме размышления ребёнка с родителями.

Бетховен был убеждён, что «Музыка должна высекать огонь из души человека». Поясните, как вы понимаете эти слова немецкого композитора.

             Слушая русскую и зарубежную музыку, находить в ней связь с  изобразительным искусством.  

                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка и изобразительное искусство. Третья четверть. Можем ли мы увидеть музыку. II- е полугодие. Тема урока: «Героические богатырские образы в музыке».

Слайд 2

Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин Вторая симфония «Богатырская»

Слайд 3

Русский художник Виктор Михайлович Васнецов « Богатыри»

Слайд 5

Немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен Увертюра « К ориолан» «Музыка должна высекать огонь из души человека»

Слайд 6

В музыке А.Бородина звучат интонации русской народной песенности , а в музыке Л. Бетховена интонации зарубежной музыки.

Слайд 7

«Погоня» Из к/ ма «Новые приключение Неуловимых» Муз. Яна Френкеля, ст. Роберта Рождественского 1. Усталость забыта, Колышется чад. И снова копыта, Как сердце, стучат Припев: И нет нам покоя, Гори, но живи Погоня, погоня, погоня, погоня В горячей крови! 2. Есть пули в нагане И надо успеть Сразиться с врагами И песню допеть. Припев: 3 . В удачу поверьте И дело с концом. Да здравствует ветер, Который в лицо. Припев:

Слайд 8

Домашнее задание. Слушая русскую и зарубежную музыку, находить в ней связь с изобразительным искусством. Пояснить высказывание Л.Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из души человека»

Слайд 9

Учитель музыки Домашенко Николай Петрович Заслуженный учитель РФ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 имени Вячеслава Владимировича Рассохина 352931, Краснодарский край, город Армавир, улица Новороссийская, 8. Тел. 7-86-50, 7-86-20. 8 (918)-193-05-07 201 2 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Богатырские образы в искусстве

Конспект урока в 4 классах общеобразовательной школы...

Богатырские образы в музыке и живописи

На уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина....

Конспект урока "Героические образы в музыке русских композиторов"

Конспект урока "Героические образы в музыке русских композиторов"...

"Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"

Конспект урока мцзыки во 2 классе на тему: "Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"....

Героическая тема в русской музыке

Презентация к уроку  музыки   для учащихся 3 класса  "Героическая  тема в русской музыке"...