Интергированный урок "Великая Победа". (Музыка+изобразительное искусство)
методическая разработка по музыке (3 класс) по теме

Коробкина Татьяна Сергеевна

Открытый интергированный урок к Дню Победы (музыка+ИЗО).

 

Цели урока: познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны (песни «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова; «Катюша» сл. М. Исаковский, муз. М. Блатнера; «День Победы» сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов); изготовить поздравительную открытку к 9 мая.

Урок включает в себя презентацию (фото, музыка, видео). Ноты песен в приложении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыка+ИЗО.docx33.22 КБ
Файл nesovmestimy_deti_i_voyna_tekst.docx12.25 КБ
Файл pesni_velikoy_pobedy.pptx1.69 МБ
Microsoft Office document icon pril2_1.doc95.5 КБ
Microsoft Office document icon pril2_2.doc664 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc93 КБ
Microsoft Office document icon pril3.doc324.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (музыка+ИЗО) в 3-м классе

по теме "Мы победили!"

 (произведения искусства о Великой Отечественной войне)


Цели урока: познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны (песни «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова; «Катюша» сл. М. Исаковский, муз. М. Блатнера; «День Победы» сл. В. Харитонов, муз. Д. Тухманов); изготовить поздравительную открытку к 9 мая.

Задачи урока:

  1. Дидактические:
  1. обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;
  2. закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках декоративного рисования.
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. коррекция и развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки  и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос;
  2. воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: 

Компьютер, видеопроектор, экран,  аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне; презентация с видеорядом по теме урока, портретами авторов песен; образец поздравительной открытки; у учащихся: заготовки поздравительной открытки (чистый альбомный лист, сложенный пополам), простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисточки, баночки с водой. 
Часть классной доски оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Все готовы? Молодцы! Улыбнулись друг другу. Садитесь.

Музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!»

II. Мотивация. Постановка учебной задачи

– Сегодня у нас необычный урок: музыка и рисование вместе. И посвящён он большому, радостному празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая.

- Какой это праздник? (День Победы, 9 мая)

– 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Завершилась война только спустя 4 года 9 мая 1945. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут песни, созданные в годы войны и посвященные празднику победы. Вам надо запомнить эти произведения и постараться понять их содержание.

III. Введение.  

- Ничто так не вдохновляет нас так, как хорошие стихи и красивая музыка. А если их объединить вместе и появляется песня – тогда мы способны на многое. Особенно большое влияние на жизнь людей нашей страны оказали военные песни.

- Как вы считаете – нужны ли были эти песни на войне? Согласны ли вы с выражением, что когда говорят пушки – музы молчат?

- Песни военных лет… сколько их, прекрасных и незабываемых. Есть в них и горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим близким, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков, пехотинцев, летчиков, танкистов.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

Песни – как люди: у каждой своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся.

Я начну свой рассказ, пожалуй, об одной из самых знаменитых песен тех времен.

IV. «Священная война».

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихотворный текст был написан в первый же день Великой Отечественной войны- 22 июня 1941 года. 

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: 
– Будем разучивать новую песню – «Священная война». 


Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! А  певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. 

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую.  

 Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику. 

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на сцену, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле.  Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает... 

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

– Песня "Священная война" стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Люди, взволнованные и потрясённые, уносили в своих сердцах эту мужественную, суровую, справедливую музыку. Песня звучала много раз, пока не раздалась команда: "По вагонам!"

Слушание песни "Священная война" Сл. В.Лебедева-Кумача, муз. Александрова

 (Дети слушают первый куплет песни, в презентации портреты авторов).

– Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поёт песню сурово, мужественно, произносит слова твёрдо и решительно. Песня звучит, как клятва.

– Внезапное нападение врага на нашу Родину вызвало у композитора, как и у всех людей, чувство возмущения, гнева, мести. Александров не был военным специалистом, но у него оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разбить врага.

И трубы медью пламенеют,
Над миром рассыпая гром,
Мы с грозной музыкой,
Мы с нею, непобедимые идём…
(читает ученик)

Учитель выводит на слайде презентации опорные слова:

  1. Грозная
  2. Справедливая
  3. Мужественная
  4. Суровая
  5. Призывная

– Выберите слова, наиболее ярко характеризующие эту песню. 
– Какие чувства людей выражает эта песня? 
(Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу).
– Какие чувства песня пробуждает в людях? 
(Гордость за свою Родину, придаёт уверенность в Победе).

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. 

V. «Катюша».

Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако, уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с кованными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие слова лирических песен. Одна из самых любимых песен военных лет – «Катюша».

Однажды известный поэт Михаил Исаковский, на ту пору уже автор всенародно любимых песен сочинил четверостишие:

Расцветали яблони и груши, 
Поплыли туманы над рекой. 
Выходила на берег Катюша, 
На высокий берег на крутой.

А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки. 

Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И.Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми, да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений: берег, на берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою.

Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни поскорее… Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов. По воспоминаниям М.И.Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов». Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню.

Слушанье песни «Катюша».

Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.


В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Красивым именем «Катюша» окрестили новое оружие, наводившее ужас на врага –

 (Кто из вас знает, какое это оружие?) - ракетные минометы. 

Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими землями, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова. Всю войну прошли «Катюши», «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочинили свои продолжения песни.

Один вариант таков:

Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом –
Распевала песенки «катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.

Другой – вот этот:

Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!

Более сотни переделанных текстов, а мелодия – все одна и та же, «Катюшина».

Весьма любопытную историю рассказал Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!..

В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".

Отгремела война, а песню все поют на разных языках. Незабываемая она оказалась, не зря покоя не давала авторам, пока сочиняли ее.

Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к проходившему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша.  Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.

VI. "День Победы"

Как вы считаете, какая самая знаменитая песня победы?

Конечно, это песня «День победы!»


Главная песня Победы родилась через 30 лет после завершения войны. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.

Буквально за несколько дней до окончания конкурса Владимир. Харитонов передал свои стихи соавтору. Давид Тухманов очень быстро написал музыку, и песню успели передать на последнее прослушивание конкурса.

Но никакого места песня «День Победы» не заняла. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». 

Был и второй «минус» — в музыке песни «День Победы» были услышаны синкопы и элементы не то танго, не то фокстрота. В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир — ни на радио, ни на телевидении.


Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире.

Слушанье песни «День победы»

 На концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз — на «бис». После чего эту песню стала петь вся страна.

VII. Физминутка

«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.

 (Дети маршируют  на месте)

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова:

Кто сказал, что надо бросить Песни на войне?

После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. 

 Песни военных лет!.. от самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.

VIII. «Несовместимы дети и война».

Ребята, хочется пожелать всем вам мирного, ясного  неба над головой и пусть вам никогда не придется пережить ужасы войны. Ведь дети и война не совместимы.

Исполнение песни «Несовместимы дети и война». Сл. М. Садовского, муз. О. Хромушкина.

IХ. Рисование поздравительной открытки

а) Вступительное слово учителя

– В День Победы мы поздравляем ветеранов войны, тех людей, которые завоевали для нас мирную жизнь.
– Сегодня на уроке мы начнём рисовать поздравительную открытку. Готовую открытку вы подпишите на уроке письма и подарите ветеранам войны.

(Учитель вывешивает образец поздравительной открытки – Приложение 2)

б) Анализ открытки

– Из каких элементов составлена открытка? (Открытка состоит из трёх элементов: лента, звезда, веточка).
– Это символы Победы. Красной звездой награждали героев войны; лавровые венки вручали с давних времён победителям; на ленту чёрно-жёлтого крепилась медаль "За взятие Берлина". Берлин – главный город Германии.
– Как расположены элементы открытки? 
(Сверху открытки нарисуем ленту, ниже ленты по середине листа – звезду. Под звездой – лавровую ветку).
– Из скольких полосок состоит лента?
– Ширина полосок разная или одинаковая?
– Какого цвета полоски? 
(Чёрного и жёлтого).
– Звезду рисовать будем по шаблону. Каким цветом раскрасим?
– Какую форму имеют листочки?

в) Показ выполнения рисунка на доске учителем

– Сверху провожу три линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Прикладываю шаблон звезды посередине открытки, левой рукой придерживаем шаблон, обводим чётко по контуру. В нижней части открытки рисую лавровую веточку. Провожу дугообразную линию. Рисую листочки овальной формы. Из одной точки выходят сразу два листочка, рисую 4 пары листочков, последний, девятый, листочек рисую на конце дуги.

г) Самостоятельная работа

– Вы получаете разные задания.

  1. 1 группа рисует открытку самостоятельно: выполняете рисунок в карандаше и акварельными красками.
  2. 2 группа выполняет рисунок простым карандашом, закрашивает ленту и звезду.
  3. 3 группа выполняет открытку простым карандашом. Обратите внимание на опорные точки на ваших открытках, они вам помогут правильно нарисовать открытку.

(Звучит аудиозапись песен военных лет. Учитель контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

– Сравниваем свою работу с образцом. Обратите внимание на ширину полосок, расположение звезды и т.п.
– Красками работаем по плану. 
(На доске план работы акварельными красками).

(Приложение 3)

Х. Подведение итогов урока

– С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке? Какие песни понравились и запомнились больше всего? Какие чувства они у вас вызвали?
– Какое практическое задание выполняли?

Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили рисовать открытку, комментирует оценки.

Мы очень надеемся на то, что вам стал ближе праздник Великой Победы. И встретив в эти праздничные дни на улице ветерана, вы подойдете к нему, поздравите и скажете такое простое и важное слово: «Спасибо!»

На память о сегодняшнем уроке я хочу подарить вам георгиевские ленточки, символ благодарности и гордости за тех, кто подарил нам мир.

XI. Домашнее задание

– Дорисовать и подписать поздравительную открытку.



Предварительный просмотр:

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!

Припев:
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!

Припев

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!

Припев



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Песни Великой Победы Великая Победа!

Слайд 2

Открытый интергированный урок ( музыка+изобразительное искусство) для 3-го класса «Великая Победа!» Урок подготовили: Учитель музыки Коробкина Т.С. Учитель ИЗО Фёдорова Е. П.

Слайд 3

Цели урока: Познакомить учащихся с историей создания песен о Великой Отечественной войне; Изготовить поздравительную открытку к 9 мая.

Слайд 4

Задачи урока: Дидактические: Обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых произведениях Закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках декоративного рисования Коррекционно-развивающие: Коррекция и развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки и адекватной реакции на события, воплощенные в них. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны Воспитывать умение выслушивать другого учение и отвечать на поставленные вопросы.

Слайд 7

Священная война Слова В. Лебедев-Кумач Музыка А. Александров

Слайд 8

Авторы песни «Священная война» В. Лебедев-Кумач А. Александров

Слайд 10

призывная грозная мужественная суровая

Слайд 11

Катюша Слова М. Исаковский Музыка М. Блантер

Слайд 12

Авторы песни «Катюша» М. Исаковский М. Блантер

Слайд 14

БМ -13

Слайд 16

День Победы Слова В. Харитонов Музыка Д. Тухманов

Слайд 17

Авторы песни «День Победы» В. Харитонов Д. Тухманов

Слайд 18

Лев Лещенко Исполнитель песни «День Победы»

Слайд 20

Физминутка марш

Слайд 22

«Несовместимы дети и война» Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете! Припев: Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна И как огонь с водой несовместимы, Несовместимы дети и война! Мы пушки сохраним, чтоб дать салют, Стволы их станут трубами органа, И в дружном хоре голоса сольют Под мирным небом в песне мира страны! Припев Чтоб без войны все в мире жить могли, Пусть льдины злобы и вражды растают! Дружить давайте, дети всей земли! Пусть наша дружба с нами вырастает ! Припев

Слайд 23

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец поздравительной открытки



Предварительный просмотр:

Дополнительное оформление доски и стендов

 



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец поздравительной открытки



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

План работы акварельными красками

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки, изобразительного искусства, чтения 2 класс "Весна:поэт - художник - композитор"

Урок интрересен не только для детей, но и для педагогов, хотя подготовки немало. Урок с презентацией....

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

"Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве"; 3 класс

Раскрывается образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства. Воспитывается чувство уважения к произведениям искусства раскрывающим образ Божьей М...

Календарно-тематическое планирование в 3 классе по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, технологии ( УМК "Школа России")

КТП по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, музыке, изобразительному искусству, технологии....