календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование (музыка) по теме
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 2-4 кл. Д.Б.Кабалевский – Москва: “Просвещение”, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Данная программа составлена на основе программы по предмету «Музыка» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1-4_klass.docx | 77.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа по музыке 2 класс
Дата | №урока | Тема урока | Кол. Час. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Вид контроля | Домашнее задание | Информационная поддержка | Региональный компонент | |||
ТРИ «КИТА» ( 9 часов ) | |||||||||||||
1 | Музыка вокруг нас. Как появляется музыка? | 1 | Организа-ционный урок | «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргский, «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков | Уметь: выявлять характер музыки; запоминать названия произведений и их авторов | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | |||||||
2 | Три «кита» в музыке | 1 | Изучение нового материяла | «Во поле берёза стояла» (р.н.п.), «Итальянская полька» С. Рахманинов, «Веселый музыкант» А.Филиппенко | Уметь: эмоционально откликаться на музыку; соблюдать певческую установку | Устный опрос | |||||||
3 | Эти разные марш | 1 | Изучение нового материяла | «Военный марш», «Спортивный», «Игрушечный»,»Пионерс-кий» | Уметь: выявлять характер музыки; запоминать названия произведений и их авторов | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | Передача впечатле-ний музыки в рисунке | ||||||
4 | Танцы, танцы, танцы… | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | Танцевальные ритмы. Разнообразие танцевальной музыки. | Знать разнообразные танцевальные жанры (народный, классический бальный танец, современный классический) | Устный опрос | Рисунок наряда для бала,танцевального вечера | ||||||
5 | В звуках вальса | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Вальс цветов» П.Чайковский, «Вальс-шутка» Д.Кабалевский , «Осень» М.Красев | Слушание музыки Музыкально-ритмические движения. | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | |||||||
6 | Фортепиано. Звучащие картины. | 1 | Изучение нового материала | Музыкальный инструмент-фортепиано, его история и устройство. Картины природы - звуками ф-но. | Знать: устройство ф-но; значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист. | Фронтальный опрос, слушание музыки. | Выполнение рисунка на тему рассвета, утренней и вечерней тишины | ||||||
7 | Природа и музыка | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | «Утро», «Вечер» В.Салманов, «Осень» А.Вивальди, «Осень» Ц.Кюи | Уметь: слушать музыку внимательно, запоминать название, авторов, определять характер | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | Подобрать стихи или рассказ к музыкальным произведениям | ||||||
8 | Колыбель- ные. Сочиняем колыбельные песни | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | «Спят усталые игрушки» А.Островского, «Колыбельная медведицы» Е.Крылатова | Охарактеризовать средства музыкальной выразительности; петь звонко, соблюдать певческую установку | Фронтальный опрос, слушание музыки. | Придумать свои песенки на предложенные стихи | ||||||
9 | Обобщающий урок. Исполнение по желанию учащихся. | ||||||||||||
О чем говорит музыка ? ( 7 часов ) | |||||||||||||
10 | О чем говорит музыка? | 1 | Изучение нового материала | «Весёлая. Грустная» Л.Бетховен, «Перепёлочка» (бел.н.п.) | Уметь: выявлять характер музыки; запоминать названия произведений и их авторов | Фронтальный опрос, слушание музыки. | |||||||
11 | Что выража-ет музыка? | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Если добрый ты» Б.Савельев, «Калинка» (р.н.п.) | Уметь узнавать настроение музыки, передавать характер мелодии | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | Выучить текст песни | ||||||
12 | О чем говорит музыка? | 1 | Изучение нового материала | «Разные ребята», «Монтёр» «Три подружки» Д.Кабалев-ский | Уметь: выявлять характер музыки. | Устный опрос | Нарисовать трёх подружек | ||||||
13 | О чем говорит музыка? | 1 | Закрепле-ние знаний | «Подснежник», «Баркаролла» П.Чайковский, «Ёлочка смолистая» | Уметь узнавать настроение музыки, передавать характер мелодии | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | |||||||
14 | Изобразительность в музыке | 1 | Изучение нового материала | «Попутная песня» М.Глинка, «Богатырские ворота» М.Мусоргский | Научиться лучше слушать и понимать музыку; рисовать её в своём воображении | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | |||||||
15 | Изобразительность в музыке | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Полюшко» Л.Книппер, «Носорог» И.Арсеев, «К нам приходит Новый год» | Научиться лучше слушать и понимать музыку; рисовать её в своём воображении | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | Выучить слова песни | ||||||
16 | Изобразительность в музыке | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Утро» и «Вечер» В.Салманова, «Попутная песня» М.Глинка | Обобщение и закрепление темы. | Устный опрос | |||||||
К у д а в е д у т н а с « Т р и к и т а » ( 10 часов ) | |||||||||||||
17 | Куда ведут нас «три кита» | 1 | Изучение нового материала | Опера «Волк и семеро козлят» М.Коваль, «Песня о папе» | Ввести ребят в мир музыки, познакомить с жанром опера | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | Выучить слова песни | ||||||
18 | Куда приводит нас песня? | 1 | Изучение нового материала | Опера «Волк и семеро козлят» М.Коваль, «Золотая свадьба» Р.Паульс | Уметь: различать характер песен; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос | выучить слова песни | ||||||
19 | Куда ведёт нас песня? | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | Финал четвертой симфонии П.Чайковский, Фрагмент симфонии №40 В.Моцарт | Уметь выделять средства музыкальной выразительности; передавать музыкальные впечатления в устной форме. | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | |||||||
20 | Куда ведёт нас песня? | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Наш край», Третий концерт для ф-но Д.Кабалевский, «Журавель» (укр.н.п.), Симфония №4 П.Чайковский | Знать понятие «концерта»; проследить, как песня может привести в симфонию, концерт | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | |||||||
21 | Куда ведёт нас танец? | 1 | Изучение нового материала | Фрагмент балета «Золушка» С.Прокофьев, «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица» П Чайковский | Знать понятие балет, содержание балета; знакомство с составом симфонического оркестра | Устный опрос | нарисовать | ||||||
22 | Куда ведут нас песня и танец? | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Уж как по мосту-мосточку» из оперы «Евгений Онегин», «Неаполитанский танец» П.Чайковский | Уметь слышать в музыке песню и танец, понимать их образное содержание; цветовое изображение танца | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | |||||||
23 | Куда ведет нас марш? | 1 | Изучение нового материала | Марш из оперы «Кармен» Ж.Бизе и «Щелкунчик» П.Чайковский, «Песня о пограничнике» В.Бугославский | Уметь слышать звучание марша в опере, балете на их различный характер | Устный опрос | выучить песню | ||||||
24 | Куда приводит марш? | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | М.Коваль «Волк и семеро козлят», «Весёлый путешественник» М.Старокадомский» | Обобщение и закрепление темы, проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песни | ||||||
25 | Куда приводят киты? | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | П.Чайковский балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин» «Уж как по мосту-мосточку» | Знать творчество П.Чайковского | Устный опрос | |||||||
26 | Куда ведут нас три «кита»? | 1 | Закрепле-ние знаний | Повторение музыкальных произведений, знаний полученных в 3 четверти | Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | |||||||
Что такое музыкальная речь ? ( 8 часов ) | |||||||||||||
27 | Что такое музыкальная речь? | 1 | Изучение нового материала | «Итальянская полька» С.Рахманинов, «Первая утрата» Р.Шуман, «Болезнь куклы» П.Чайковский | Знать музыкальные термины: лад, мелодия, контраст | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | |||||||
28 | Музыкальная речь | 1 | Изучение нового материала | «Крокодил и Чебурашка» И.Арсеев, Фрагменты из балета «Спящая красавица» П. Чайковский | Знать музыкальную форму произведения | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | нарисовать рисунок по теме | ||||||
29 | Музыкальная речь | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Неприятность эту мы переживем» Б.Савельев, «Баба Яга» М.Мусоргский | Уметь внимательно слушать музыку, отличать одно произведение от другого, их характер, петь легко, свободно | Устный опрос | выучить слова песни | ||||||
30 | Что такое музыкальная речь? | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Вечерняя сказка» А.Хачатурян, «Песня жаворонка» П.Чайковский, «В гости» Д.Кабалевский | Знать музыкальный термин темп; уметь распознавать песенность, танцевальность, маршевость | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | |||||||
31 | Музыкальная речь | 1 | Изучение нового материала | Сцена похищения Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка | Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра, оркестра народных инструментов | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | |||||||
32 | Музыкальная речь | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | Продолжить знакомство с симфонической сказкой «Петя и волк» С.Прокофьев | Проследить соответствие музыкальных инструментов музыкальным образом сказки | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | |||||||
33 | Музыкальная речь | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | Продолжить знакомство с симфонической сказкой «Петя и волк» С.Прокофьев | Проследить соответствие музыкальных инструментов музыкальным образом сказки | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | Нарисо-вать понра-вив-шийся эпизод сказки | ||||||
34 | Музыкальная речь | 1 | Закрепле-ние знаний | Повторение музыкальных произведений, знаний полученных в 4 четверти | Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 3 кл. Д.Б.Кабалевский – Москва: “Просвещение”, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Часы первого полугодия посвящены установлению связей между оперой, балетом и симфонией, а второго полугодия – построения формы музыки. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки во 2 классе:
развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
Отличительные особенности программы:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089, от 05. 03. 2004 года;
- авторская программа Д.Б.Кабалевского «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 г.);
- утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3 года обучения.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
- Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- Метод эмоциональной драматургии;
- Метод создания «композиций»;
- Метод игры;
- Метод художественного контекста.
Межпредметные связи
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
- слова и мелодию Гимна России;
- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
- народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
- названия изученных произведений и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами;
владеть компетенциями: эмоционально-целлостной, познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Интернет-ресурсы
Программа по музыке 3 класс
№ | Тема урока | Кол. Час. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | ||
ПЕСЕННОСТЬ, ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ, МАРШЕВОСТЬ ( 9 часов ) | ||||||||||
1 | Песенность, танцеваль-ность, маршевость | 1 | Организа-ционный урок | Увертюра к опере М.Глинки «Руслан и Людмила»; увертюра к опере Ж.Бизе «Кармен» | Уметь: выявлять характер музыки; запоминать названия произведений и их авторов | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
2 | Песенность, танцеваль-ность, маршевость | 1 | Изучение нового материала | «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета Р.Щедрина «Конек-Горбунок», «Скворушка прощается» Т.Попатенко | Знать понятие песенность, танцевальность, маршевость; , проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | Прочитать «Конек-Горбунок» П.Ершова | |||
3 | Песенность в вокально-инструментальной музыке | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | Фрагмент 4 симфонии; «Жаворонок» М.Глинка, «На заре ты её не буди» А.Варламов | Знать понятие романс; уметь слушать музыку внимательно, запоминать название, авторов, определять характер | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | нарисовать рисунок к песне | |||
4
| Песенность в вокально-инструментальной музыке | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Утро» Э.Григ; «Музыкант-турист» Ю.Чичков | Уметь слышать песенность в произведениях Э.Грига; Знать и соблюдать певческую установку | Устный опрос | выучить слова песни | |||
5 | Песенность в вокально-инструментальной музыке | 1 | Закрепле-ние знаний | «Ария Сусанина», «Вставайте, люди русские» С.С.Прокофьев | Уметь определять и сравнивать характер, настроение выразительности в музыкальных произведениях | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
6 | Песенность в вокальном жанре | 1 | Закрепле-ние знаний | Ф.Шуберт «Аве Мария», П.Чайковский «Утренняя молитва» | Уметь внимательно слушать музыку, отличать одно произведение от другого, их характер | Устный опрос | ||||
7 | Танцеваль-ность | 1 | Изучение нового материала | «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок» Р.Щедрин, «Позабудем все, что было» Б.Савельев | Уметь слышать танцевальность в музыке Знать и соблюдать певческую установку | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | нарисовать | |||
8 | Танцеваль-ность | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Дружат дети всей Земли» Д.Львов-Компанеец, «Арагонская хота» М.Глинка, «Полонез» Ф.Шопена | Уметь проводить разбор музыкальных произведений; соотносить содержание произведений с использованными выразительными средствами | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песни | |||
9 | Танцеваль-ность в вокальной и инструментальной музыке | 1 | Закрепле-ние знаний | «Мелодия» П.Чайковский, «Гавот» из балета «Золушка» С.Прокофьев, «Мазурка» Ф.Шопен | Уметь проводить разбор музыкальных произведений; соотносить содержание произведений с использованными выразительными средствами | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | нарисовать | |||
И н т о н а ц и я ( 7 часов ) | ||||||||||
1 | Маршевость в музыке | 1 | Изучение нового материала | 3-я часть 5 симфонии Л.Бетховен, «Царь Горох» Р.Щедрин | Уметь слышать маршевость в музыке; размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе учебных занятий | Устный опрос | ||||
2 | Песенно-танцевальная музыка | 1 | Изучение нового материала | «Ходила младешенька» (р.н.п.); «Прелюдия №7», «Прелюдия №20» Ф.Шопен, «Шествие гномов» Э.Григ | Знать жанровые истоки композиторов-классиков; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песни | |||
3 | Интонация | 1 | Изучение нового материала | «Болтунья» С.Прокофьев, «Песня Зайца и Волка на карнавале» Г.Гладков | Знать представление об интонации; о приеме скороговорки, интонационной выразительности исполнения | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
4 | Интонация | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Кто дежурные? Д.Кабалев-ский, «Колыбельная» П.Чайковский, фрагменты симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьев | Знать выразительные и изобразительные интонации, проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
5 | Интонация. Зерно -интонации | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Аве Мария» Ф.Шуберта, «Три подружки» Л.Бетховен, «Новогодняя ёлка» Т.Попатенко | Уметь слышать зерно интонации в музыкальных произведениях, проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос | выучить слова песни | |||
6 | Интонация | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «У каждого свой музыкальный инструмент» (эст.н.п.), «Ослы» Сен Санс, «Полёт шмеля»Н.Римский-Корсаков | Знать выразительные и изобразительные интонации, вокальные и пластические зерна-интонации | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
7 | Интонация | 1 | Закрепле-ние знаний | Повторение музыкальных произведений, знаний полученных в 3 четверти | Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
Р А З В И Т И Е М У З К И ( 10 ч а с о в ) | ||||||||||
1 | Развитие музыки | 1 | Изучение нового материала | «Почему медведь зимой спит» Л.Книппер, «Марш» Ф.Шуберт | Знать понятие и виды музыкального развития; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос | выучить слова песни | |||
2 | Развитие музыки | 1 | Урок-беседа | С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк» | Знать персонажи музыкального произведения, понимать их настроения и чувства | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
3 | Развитие музыки | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Песня о пограничнике» С.Бугословский, «Петя и волк» С.Прокофьев | Знать ладовое и динамическое развитие музыки | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | нарисовать понравив-шийся эпизод сказки | |||
4 | Развитие музыки | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Купание в котлах», «Царь Горох» Р.Щедрин, финал 1 концерта для ф-но «Веснянка» П.Чайковский | Знать мелодическое, темповое, ритмическое, тембровое развитие музыки; знать понятие концерта | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
5 | Развитие музыки | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Со вьюном я хожу» (р.н.п.), Симфония №4 П.Чайковский, «Во поле берёза стояла» (р.н.п.) | Знать основные принципы развития народной музыки: повтор, контраст, вариационность | Устный опрос | ||||
6 | Развитие музыки | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | Прелюдии №7,20 Ф.Шопен, «Мы сложили песенку» В.Шаинский
| Уметь проводить разбор музыкальных произведений; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песни | |||
7 | Развитие музыки | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Любитель-рыболов» М.Старокадомский, «Вальс», «Марш», «Пьеса» Ф.Шуберт | Знать основные принципы развития музыки; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
8 | Развитие музыки | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Утро», «Песня Сольвейг», Э.Григ, «Самая счастливая» Ю.Чичков | Знакомство с развитием чувств в музыке, с её выразительным и изобразительным развитием | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песни | |||
9 | Развитие музыки | 1 | Урок-лекция | «В пещере горного короля», «Шествие гномов», «Танец Анитры» Э.Григ | Знакомство с темповым развитием музыки; рисование музыки | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | нарисовать | |||
10 | Развитие музыки | 1 | Закрепле-ние знаний | Повторение музыкальных произведений, знаний полученных в 3 четверти | Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
П О С Т Р О Е Н И Е ( Ф О Р М Ы ) М У З Ы К И ( 8 часов ) | ||||||||||
1 | Построение музыки | 1 | Изучение нового материала | «Пастушья песня» (фр.н.п.), «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ | Уметь определять смену частей в произведениях с изменением характера музыки | Устный опрос | ||||
2 | Формы музыки | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Песенка о капитане» И.Дунаевский, «Ария Сусанина» М.Глинка, «Неаполитанская песенка» П.Чайковский | Знать двухчастную музыкальную форму; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песни | |||
3 | Построение музыки | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Зачем нам выстроили дом» Д.Кабалевский, «Спящая княжна» А.Бородин, «Рондо» В.Моцарт | Знать музыкальную форму рондо; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песни | |||
4 | Построение музыки | 1 | Урок-беседа | «Турецкий марш» В.Моцарт, «Камаринская «Л.Бетховен | Знакомство с вариационной формой музыкального произведения | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
5 | Формы музыкаль-ного произведе-ния | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Крокодил и Чебурашка» И.Арсеев, «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ | Развитие и закрепление темы «Формы музыки», проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
6 | Обобщение темы четверти «Формы музыки» | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Весёлый ветер», «Легко на сердце»; Увертюра из оперы «Дети капитана Гранта» И.Дунаевский | Знакомство с творчеством И.Дунаевского; размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песни | |||
7-8 | Обобщение изученного за год | 1 | Закрепле-ние знаний. Урок-концерт | «Марш» из к/ф «Весёлые ребята» И.Дунаевский, «Из чего же…» Ю.Чичков | Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ
4 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству. Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 34 часа, в том числе 3 обобщающих урока. Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя «Методика работы с учебниками» Музыка.1-4 классы» (Просвещение, 2006). Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса: - расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования : формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в дневниках музыкальных впечатлений;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развития на этой основе ассоциативно-образного мышления;
Программа по музыке 4 класс
№ | Тема урока | Кол. Час. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | ||
М У З Ы К А М О Е Г О Н А Р О Д А ( 9 часов ) | ||||||||||
1 | Музыка моего народа | 1 | Изучение нового материала | «Вниз по матушке по Волге» (р.н.п.), «Уж ты зимушка-зима» А.Александров, «Широка страна моя родная» И.Дунаевский | Уметь: выявлять характер музыки; запоминать названия произведений и их авторов | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
2 | Музыка моего народа | 1 | Изучение нового материала | «Песня о Родине» И.Дунаевский, «Светит ме-сяц» (р.н.п.) | Уметь отличать жанры народной музыки и песни; знать понятие вариации | Устный опрос | ||||
3 | Музыка моего народа | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | Мелодия 1-ч. «Третьего фортепьянного концерта» С.Рахманинов, «Тонкая рябина» (р.н.п.) | Знать , как создавалась русская народная песня | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песни | |||
4 | Музыка моего народа | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Частушки», «Озорные частушки» Р.Щедрин, «Со вьюном я хожу» (р.н.п.) | Уметь применять вокально-хоровые навыки в пении, петь легко, свободно | Устный опрос | ||||
5 | Музыка моего народа | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Солдатушки, бравы ребятушки» (р.н.п.), «Эй, ухнем!» (р.н.п.), «Урожайная» И.Дунаевский | Знать военные, трудовые песни, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песни | |||
6 | Музыка моего народа | 1 | Урок-беседа | «Вставайте, люди русские!» «Песня об Александре Невском» С.Прокофьев, «Шел ленинградский паренек» (сов.н.п.) | Знать музыкальное понятие кантата, познакомиться с творчеством С.Прокофьева | Устный опрос | ||||
7 | Музыка моего народа | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | Знакомство с революционной песней, военной песней с использованием поэмы А.Твардовского «Василий Теркин» | Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
8 | Музыка моего народа | 1 | Закрепле-ние знаний | «Ария Сусанина», «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка, «Новороссийские куранты» Д.Шостакович | Закрепить понятие опера; знакомство с творчеством М.И.Глинки, Д.Д. Шостаковича | Устный опрос | ||||
9 | Музыка моего народа | 1 | Закрепле-ние знаний | Повторение музыкальных произведений, знаний полученных в 1 четверти | Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
Р У С С К А Я Н А Р О Д Н А Я М У З Ы К А ( 7 часов ) | ||||||||||
1 | Музыка моего народа | 1 | Изучение нового материала | «Ты, река ль моя, реченька (р.н.п.), «Песня о России» В.Локтева, «Школьный корабль» Г.Струве | Знать понятие обрядовой песни; уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; правильно дышать при пении | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песни | |||
2 | Музыка моего народа | 1 | Урок-беседа | Грамзапись песен Садко из оперы «Садко» Н.А. Римский-Корсаков, «Антошка» В.Шаинский | Знать представление о детском музыкальном фольклоре | Устный опрос | нарисовать | |||
3 | Музыка мое-го народа | 1 | Урок-беседа | Музыка русого православного народа | Знать музыку Русской православной церкви | Устный опрос | ||||
4 | Композитор - имя ему народ. Музыкаль-ные инструментыРоссии | 1 | Изучение нового материала | «Вишня» (яп.н.п.), русские народные наигрыши, «Вариации на японскую народную тему» Д.Кабалевский
| Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инструменты; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песни | |||
5 | Колоколь-ность в музыке | 1 | Урок-лекция | «Славься!» М.Глинка, бой Кремлёвских курантов, фрагменты из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьев | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме; высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах воплощения | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
6 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Зимнее утро», «У камель-ка» П.Чайковский, «Сквозь волнистые туманы» (р.н.п.),»Зимняя дорога» А.Алябьев | Знать название изученных жанров и форм музыки. Уметь передавать настроение музыки и её изменения в пении | Устный опрос | выучить слова песни | |||
7 | Музыка моего народа.В гостях у Деда Мороза. Мороз-персонаж славянского народа | 1 | Закрепле-ние знаний, контроль-ный урок | «Зимний праздник» М.Раухвергера, открытки, рисунки с изображением Деда Мороза , зимы, снеговика, Снегурочки… | Знать возникновение праздника ёлки; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
М У З Ы К А М О Е Г О Н А Р О Д А ( 10 часов ) | ||||||||||
1 -2 | Народные праздники. Масленица | 1 | Изучение нового материала | Масленичные народные песни; хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков | Знать, понимать народную музыку. Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; петь легко, свободно, звонко | Устный опрос | выучить слова песен | |||
3-4 | Оркестр. Ансамбль. Солист. | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Болеро» М.Равель, 1-й концерт для ф-но с оркестром П.Чайковский, «Петя и волк» С.Прокофьев, | Знать понятие оркестр, ансамбль, солист; знать название изученных жанров и форм музыки | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
5 | Оркестр русских народных инструмен-тов | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Светит месяц», частушки, «Тонкая рябина»; песня Садко из оперы «Садко» Римский-Корсаков; «Во кузнице»(р.н.п.) | Знать русские народные инструменты и историю их появления в народе; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песен | |||
6 | Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ | 1 | Изучение нового материала | «Лезгинка», «Молдовеняска», «Веснянка», 1-й концерт для ф-но с оркестром П.Чайковский | Знать музыку молдавского и грузинского народа как часть их национальной культуры; уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе обучения | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
7 | Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Ревет и стонет Днепр широкий» (укр.н.п.), песня о Волге, «Песня о Днепре» М.Фрадкин | Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях | Устный опрос | выучить слова песен | |||
8 | Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Бульба»(бел.н.п.), вариации на тему «Перепёлочка», финал 1 концерта для ф-но с оркестром П.И. Чайковский | Знать музыку белорусского народа как часть их национальной культуры; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
9 | Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Сулико» (груз.н.п.), «Цыплята» Г.Гусейнли, «Колыбельнавя» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян, «Лезгинка» | Знать музыку закавказких народов (грузин, армян, азербайджанцев); уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе обучения | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песен | |||
10 | Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Русская пляска» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян, Мавриги» (узб.н.п.), «Вей, ветерок» (лат.н.п.), «Хор нашего Яна» (эст.н.п.) | Знать музыку узбекского и прибалтийского народа как часть их национальной культуры; уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе обучения | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА | ||||||||||
НЕТ НЕПРЕОДОЛИМЫХ ГРАНИЦ ( 8 часов ) | ||||||||||
1 | Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ | 1 | Изучение нового материала | «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» Дж.Гершвин, «Посадил полынь ,я» (болг. н.п.), «Заход солнца» Э.Григ, «Осенняя песня» П.Чайковский | Знать музыку разных стран: болгарская, негритянская, русская, норвежская; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песен | |||
2 | Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Полька» (чеш.н.п.), «Камаринская», вариации на русскую народную тему Л.Бетховен, «Чардаш» З.Кодая, «Венецианская ночь» М.Глинка | Знать музыку разных стран: немецкую (Бетховен), чешскую, польскую русскую (Глинка); проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос | выучить слова песен | |||
3 | Между музыкой народов мира нет непреодолимых границ | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Катюша» В. Блантера, «Вишня» (яп.н.п.), «Летите голуби» И.Дунаевский, вариации на яп.н.п. «Вишня» Д.Кабалевский | Проследить связь между японской, русской, немецкой музыкой; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
4 | Между музыкой народов мира нет непреодолимых границ | 1 | Урок-беседа | «Жаворонок» ( польская н.п.), мазурка №47, прелюдия №20, прелюдия №7 Ф.Шопен | Знать музыку польского народа как часть их национальной культуры; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | выучить слова песен | |||
5 | Между музыкой народов мира нет непреодолимых границ | 1 | Расшире-ние и углубление знаний | «Рондо в турецком стиле», Симфония №40 В.Моцарт, «Танец чёрных», «Урок в школе» из балета «Тропою грома» К.Караев | Знать музыку азербайджанского композитора К.Караева; с музыкой Моцарта; знакомство с формой «Рондо» | Устный опрос | ||||
6 | Композитор-исполнитель-слушатель | 1 | Закрепле-ние знаний | «Славься!» М.Глинка, «Танец с саблями» А.Хачатурян, «Осенняя песня» П.Чайковский | Знать, как становятся композитором, исполнителем, слушате-лем | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
7 | Музыка всегда со мной | 1 | Закрепле-ние знаний | Кантата «Песня утра, весны и мира», «Вы слышите голос детей», «Доброе утро», «Наша весна» Д. Кабалев- ский | Знать, что такое кантата; проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
8 | Музыка всегда со мной | 1 | Закрепле-ние знаний, контроль-ный урок | Повторение музыкальных произведений, знаний полученных в 4 четверти | Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки вокально-хоровой работы | Устный опрос |
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы по предмету «Музыка» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.
Поскольку программа «Музыка» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанная Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной включает в себя все направления, изложенные в государственном образовательном стандарте 2004 года по образовательной области «Искусство. Музыка»:
- фольклор, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, природе, труду людей, народные обряды и традиции, основные жанры фольклорных сочинении, традиции разных народов мира;
- духовная музыка;
- старинная музыка;
- произведения («золотой фонд») русских и зарубежных композиторов-классиков, сочинения современных композиторов),
автор рабочей программы не вносит изменения в содержание.
Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Образовательная область «Искусство», составляющей частью которой является музыкальное искусство, ориентирована на достижение той же цели.
Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю (за год – 33 часа).
Цель уроков музыки в 1 классе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Целевая установка программы достигается путем введения ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию. Главное – пробудить в первоклассниках интерес к музыке, к музыкальным занятиям, обобщить и систематизировать уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, дать первичные представления о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах.
Задачи уроков музыки в 1 классе таковы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Методы музыкального образования и воспитания младших школьников:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод концентричности организации музыкального материала;
- метод игры;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод создания «композиций»;
- метод художественного контекста.
Содержание программы раскрывается в двух разделах: « Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».
Раздел 1 « Музыка вокруг нас» (1 полугодие)
Основными содержательными линиями этого раздела являются:
- музыка и ее роль в повседневной жизни человека;
- песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно–музыкальных впечатлений человека;
- знакомство с музыкальными инструментами.
Раздел 2 «Музыка и ты» (2 полугодие)
Содержание этого раздела раскрывается по следующим направлениям:
- место музыки в жизни ребенка;
- своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира;
- интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов;
- продолжение знакомства с музыкальными инструментами.
Программа по музыке 1 класс
№ | Тема урока | Кол. Час. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | ||
М У З Ы К А В О К Р У Г Н А С ( 16 часов ) | ||||||||||
1 | Как услышать музыку? | 1 | Организационный урок. Урок-путешест-вие | Вокальные имитации. Новые понятия: звуки музыки, звуки улицы, звуки города | Уметь отличать музыкальные от немузыкальных | Устный опрос | ||||
2 | «И Муза вечная со мной!» | 1 | Изучение нового материала, Урок-концерт | «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.Чайковский, «Песня о школе» Д.Кабалевский | Уметь :выявлять характер музыки; соблюдать основные правила урока: как можно общаться с музыкой | Устный опрос | ||||
3 | Хоровод муз | 1 | Изучение нового материала, Урок-путешест-вие | «Во поле береза стояла» (р.н.п.), «Берёза», русский хоровод, « Сиртаки» (греч. н. т.) | Знать понятие хор, хоровод, их общие признаки. Уметь участвовать в хороводах | Устный опрос | ||||
4 | «Повсюду музыка слышна…» | 1 | Закрепле-ние нового материала, Ролевая игра | Русские народные песни-заклички; игра «Мы-композиторы» | Уметь: принимать участие в элементарной импровизации; понимать музыкальное настроение | Устный опрос. Ролевая игра | Придумать окончание к песням-закличкам | |||
5 | Душа музыки-мелодия | 1 | Закрепле-ние нового материала. | «Чему учат в школе» школе» В.Шаинский, «Детский альбом» , «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.Чайковский | Уметь: откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме; понимать значение мелодии в музыке | Игра на определение самого внимательного (ритм, темп, характер) | Записать «пульс» марша, нарисовать линии мелодии песни, танца | |||
6 | Музыка осени | 1 | Урок примене-ния знаний и умений | «Осенняя песня» П.Чайковский, «До свиданья, мой журавлик» З.Роот, «Капельки» В.Павленко, «Скворушка прощается» Т.Попатенко | Уметь : пробуждать навыки эмоционального восприятия музыки; осмысленно владеть способами певческой деятельности: подпевание, допевание | Прослушивание; контроль дыхания; дирижирование; пение по руке | Выучить песенки об осени | |||
7 | Сочини мелодию | 1 | Закрепле-ние нового материала | «Осень» А.Александров, «Урожай собирай» А.Филиппенко; ролевая игра «Играем в композитора» | Уметь: выделять смысловое содержание мелодии и аккомпанемента в музыке | Выбор наиболее удачных сочинений; поиск нужной интонации | ||||
8 | «Азбука, азбука каждому нужна…» | 1 | Изучение нового материалаУрок –путешест-вие | «Песня о школе» Д. Каба-левский, «Азбука» А.Островский, «Школьный корабль» Г.Струве, «Чему учат в школе» В.Шаинский | Уметь: петь по движению учителя: начало, кульминация, конец фразы; определять мелодию песен | Устный опрос | Выучить песни о школе | |||
9 | Музыкальная азбука | 1 | Закрепле-ние нового материала | Знать понятия: нота, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ, название нот | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | |||||
10 | Музыкаль-ные инструменты | 1 | Урок коррекция знаний | «Песенка с гармошкой» А.Островский, «Веселый музыкант» А.Филиппенко | Знать название музыкальных инструментов (скрипка, рояль, дудочка) | Устный опрос | ||||
11 | Музыкаль-ные инструменты | 1 | Закрепле-ние знаний | «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюк, «Кукушка» К.Дакена, тема птички «Петя и волк» С.Прокофьев | Уметь проводить сравнительный анализ музыкальных произве-дений на основе своеобразного звучания музыкальных произведен. | Устный опрос | ||||
12 | «Садко» | 1 | Закрепле-ние нового материала | Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» Н. Римский-Корсаков | Уметь откликаться в мимике, движениях на музыкальные фрагменты; определять на слух звучание гуслей | Устный опрос | ||||
13 | Звучащие картины | 1 | Закрепле-ние знаний. Урок-экскурсия | «Кукушка» К. Дакена, «Шутка» из сюиты №2, «Полянка» (р.н.н.) | Уметь определять название музыкальных инструментов; выделять принадлежность музыки к народной или композиторской | Устный опрос | ||||
14 | Разыграй песню | 1 | Урок повторение | «Почему медведь зимой спит?» Л.Книппер, «Мелодия» К. Глюк, «Кукушка» К. Дакена | Уметь сопоставлять и различать части: начало, кульминация, концовка | Устный опрос | ||||
15 | Пришло Рождество – начинается торжество | 1 | Изучение нового материала. | «Тихая ночь» Ф.Груббера, «Рождество Христово» (колядка), «Что за дитя» (европейская народная колядка) | Понимать смысл духовного праздника. Уметь петь тихо, выразительно, слышать себя и товарищей | Устный опрос | Выучить тексты песен | |||
16 | Добрый праздник среди зимы | 1 | Контрольный урок | Балет «Щелкунчик» П.Чайковского: «Марш», «Вальс снежных хлопьев», «Па-де-де», «Новогодний хоровод» Г.Струве | Принимать участие в играх, танцах, песнях | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | Выучить понравив-шуюся песню | |||
М У З Ы К А И Т Ы ( 17 часов ) | ||||||||||
17 | Край, в котором ты живешь | 1 | Изучение нового материала. Урок доброты | «Моя Россия» Г.Струве, «Наш край» Д Кабалевский, «Добрый день» Я.Дубравин | Уметь исполнять песню с нужным настроением; высказываться о характере музыки; выучить песни о своем крае | Слуховой контроль (чистота интонации); выразитель-ное исполнение | ||||
18 | Поэт, художник, композитор | 1 | Закрепле-ние знаний | «Пастораль» Г.Свиридов, «Добрый день» Я.Дубравин | Знать: виды искусства имеют собственные средства выразительности; какие краски использовал художник в своей картине | Слуховой контроль; игра на развитие внимания; устный опрос | ||||
19 | Музыка утра | 1 | Закрепле-ние знаний | «Утро» Э.Григ, «Доброе утро» Д.Кабалевский, «Зимнее утро» П.Чайковский, «Утро в лесу» В.Салманов | Уметь: находить нужные слова для передачи настроения. Проявлять способность к сопереживанию | Устный опрос | Нарисовать картину утра | |||
20 | Музыка вечера | 1 | Закрепле-ние зученного материала | «Колыбельная Умки» Е.Крылатов, «Спят усталые игрушки» А.Островский, «Колыбельная» В.Моцарт, «Вечер» В.Салманов | Понимать, что музыка является выразителем человеческих чувств; как музыка рассказывает о жизни природы | Устный опрос | Нарисовать картину вечера | |||
21 | Музыкаль-ные портреты | 1 | Закрепле-ние знаний. Урок –загадка | «Баба-Яга» М.Мусоргский, «Болтунья» С.Прокофьев, «Если добрый ты» Б.Савельев | Знать понятия: портрет, портрет в музыке. Уметь характеризовать свое-образие музыкального образа, образа-портрета, рассказать о музыке | Устный опрос | ||||
22 | «Разыграй сказку!» | 1 | Урок повторение | «У каждого свой музыкальный инструмент» (эст.н.п.), | Знать название музыкальных инструментов (волынка, дудка, рожок) | Устный опрос | ||||
23 | «Музы не молчали…» | 1 | Изучение нового материала | «Богатырская симфония» А.Бородин, «Солдатушки, бравы ребятушки» (р.н.п.),»Песенка о маленьком трубаче» С.Никитин | Уметь: определять характер музыки и передавать её настроение, описать образ русских воинов | Устный опрос | выучить слова песен | |||
24 | Музыкаль-ные инструменты | 1 | Закрепле-ние знаний | «Вот взяла лисица скрипку» А.Филиппенко, «Сладкая грёза» П.Чайковский, «Песенка с гармошкой» А.Филиппенко | Знать особенности звучания музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, гармошка); имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах | Проверка степени культуры слушания музыки; игра на вообра-жаемом музыкальном инструменте | выучить слова песен | |||
25 | Мамин праздник | 1 | Контрольный урок. Урок-концерт | «Бабушка» Л.Мельникова, «Мамина пенка», «Самая счастливая» Ю.Чичков, «Колыбельная» Г.Гладкова | Уметь назвать понравившиеся музыкал-ные произведения, звучавшие на уроке, и объяснить свой выбор | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | Выучить песни о маме и бабушке | |||
26 | Музыкаль-ные инструменты | 1 | ||||||||
27 | Обобщаю-щий урок | 1 | Контрольный урок. Урок-концерт | Произведения, звучащие в 3-й четверти | Уметь проявлять себя в разнообразных формах деятельности; участвовать в различных формах музицирования на уроке | Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный) | ||||
28 | Музыка в цирке | 1 | Урок-коррекция. Урок -цирковое представление | «Выходной марш»и И.Дунаевский, «Мы катаемся на пони» С.Крылова, «Клоуны» Д.Кабалевский | Знать фамилии, имена, отчества композиторов и названия музыкальных произведений, звучащих на укоке | Устный опрос | выучить слова песен | |||
2930 | Дом, который звучит | 1 | Урок -повторение Урок-путешест-вие | «Марш» из балета «Щелкунчик» П.Чайковский, «Золотые рыбки» Р.Щедрин, «Мелодия» К.Глюк, заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» М.Красев, «Песня Садко» Н.Римский-Корсаков, опера «Волк и семеро козлят» М.Коваль | Уметь: назвать понравившиеся произведения, звучащие на уроке, объяснить свой выбор; внимательно слушать музыкальные фрагменты, двигаться в ритме музыки | Устный опрос; музыкальная викторина | ||||
31 | «Ничего на свете лучше нету…» | 1 | Закрепле-ние знаний Урок-путешест-вие | «Песня друзей» («Песня Трубадура») из к/ф «Бременские музыканты» Г.Гладков | Уметь: разыгрывать песню по ролям; участвовать в музыкальном сопровождении; осмысленно воспринимать музыку | Конкурс на лучшее исполнение роли; совместное музицирова-ние; устный опрос | выучить слова песен | |||
32 | Обобщаю-щий урок | 1 | Урок –повторениеобобщение | Слушание произведений и их интонационно-образный анализ; хоровое, ансамблевое и сольное пение разученных песен | Знать название музыкаль ных инструмкнтов, опре-делять их по звучащему фрагменту. Уметь: участвовать в сочинении музыки | Ролевые игры: «Играем в композито-ра», «Сочини песенку»; устный опрос | Нарисовать афишу, нарисовать и красочно оформить программу концерта | |||
33 | Обобщаю-щий урок | 1 | Контрольный урок. Урок-концерт | Вокальная импровизация на заданную интонацию или стихотворный текст; исполнение фрагмента детской оперы; конкурсы знакомой песни, конкурсы дирижеров, барабанщиков; исполнение песен о школе, Родине, дружбе; слушание произведения; интонационно-образный анализ музыки | Уметь через различные формы деятельности показать разнообразное звучание музыкальных произведений | Конкурс на лучшее исполнение фрагмента детской оперы; устный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....