календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование (музыка) по теме

 Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 2-4 кл. Д.Б.Кабалевский – Москва: “Просвещение”, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). 

Данная программа составлена на основе программы по предмету «Музыка» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1-4_klass.docx77.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Программа   по  музыке  2  класс

Дата

№урока

Тема урока

Кол. Час.

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки уч-ся

Вид контроля

Домашнее задание

  Информационная поддержка

Региональный компонент

                                                                         ТРИ «КИТА»  ( 9 часов )

1

Музыка вокруг нас. Как появляется музыка?

1

Организа-ционный урок

«Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргский, «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков

Уметь: выявлять характер музыки;  запоминать названия произведений и их авторов

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

2

Три «кита» в музыке

1

Изучение нового материяла

«Во поле берёза стояла» (р.н.п.), «Итальянская полька» С. Рахманинов, «Веселый музыкант» А.Филиппенко

Уметь: эмоционально откликаться на музыку; соблюдать певческую установку

Устный опрос

3

Эти разные марш

1

Изучение нового материяла

«Военный марш», «Спортивный», «Игрушечный»,»Пионерс-кий»

Уметь: выявлять характер музыки;  запоминать названия произведений и их авторов

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

Передача впечатле-ний музыки в рисунке

4

Танцы, танцы, танцы…

1

Расшире-ние и углубление знаний

Танцевальные ритмы. Разнообразие танцевальной музыки.

Знать разнообразные танцевальные жанры (народный, классический бальный танец, современный классический)

Устный опрос

Рисунок наряда для бала,танцевального вечера

5

В звуках вальса

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Вальс цветов» П.Чайковский, «Вальс-шутка» Д.Кабалевский , «Осень» М.Красев

 Слушание музыки Музыкально-ритмические движения.

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

6

Фортепиано. Звучащие картины.

1

Изучение нового материала

Музыкальный инструмент-фортепиано, его история и устройство. Картины природы - звуками ф-но.

Знать:  устройство  ф-но; значение слов: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист.

Фронтальный опрос, слушание музыки.

Выполнение рисунка на тему рассвета, утренней и вечерней тишины

7

Природа и музыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

«Утро», «Вечер» В.Салманов, «Осень» А.Вивальди, «Осень» Ц.Кюи

Уметь: слушать музыку внимательно, запоминать название, авторов, определять характер

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

Подобрать стихи или рассказ к музыкальным произведениям

8

Колыбель-      ные. Сочиняем колыбельные песни

1

Сообщение и усвоение новых знаний

«Спят усталые игрушки» А.Островского, «Колыбельная медведицы» Е.Крылатова

 Охарактеризовать средства музыкальной выразительности; петь звонко, соблюдать певческую установку

Фронтальный опрос, слушание музыки.

Придумать свои песенки на предложенные стихи

9

Обобщающий    урок.    Исполнение  по   желанию  учащихся.

                                                                                  О  чем  говорит  музыка ? ( 7 часов )    

10

О чем говорит музыка?

1

Изучение нового материала

«Весёлая. Грустная» Л.Бетховен, «Перепёлочка» (бел.н.п.)

Уметь: выявлять характер музыки;  запоминать названия произведений и их авторов

Фронтальный опрос, слушание музыки.

11

Что выража-ет музыка?

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Если добрый  ты» Б.Савельев, «Калинка» (р.н.п.)

 Уметь   узнавать    настроение  музыки, передавать характер мелодии

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

Выучить текст песни

12

О чем говорит музыка?

1

Изучение нового материала

«Разные ребята», «Монтёр»   «Три подружки» Д.Кабалев-ский

Уметь: выявлять характер музыки.

Устный опрос

Нарисовать трёх подружек

13

О чем говорит музыка?

1

Закрепле-ние знаний

«Подснежник», «Баркаролла» П.Чайковский, «Ёлочка смолистая»

 Уметь   узнавать    настроение  музыки, передавать характер мелодии

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

14

Изобразительность в музыке

1

Изучение нового материала

«Попутная песня» М.Глинка, «Богатырские ворота» М.Мусоргский

Научиться лучше слушать и понимать музыку; рисовать её в своём воображении

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

15

Изобразительность в музыке

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Полюшко» Л.Книппер, «Носорог» И.Арсеев, «К нам приходит Новый год»

Научиться лучше слушать и понимать музыку; рисовать её в своём воображении

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

Выучить слова песни

16

Изобразительность в музыке

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Утро» и «Вечер» В.Салманова, «Попутная песня» М.Глинка

Обобщение и закрепление темы.

Устный опрос

                                              К у д а   в е д у т  н а с  « Т р и   к и т а » ( 10 часов )

17

Куда ведут нас «три кита»

1

Изучение нового материала

Опера «Волк и семеро козлят» М.Коваль, «Песня о папе»

Ввести ребят в мир музыки, познакомить с жанром опера

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

Выучить слова песни

18

Куда приводит нас песня?

1

Изучение нового материала

Опера «Волк и семеро козлят» М.Коваль, «Золотая свадьба» Р.Паульс

Уметь: различать характер песен; проявлять навыки вокально-хоровой работы

Устный опрос

выучить слова песни

19

Куда ведёт нас песня?

1

Расшире-ние и углубление знаний

Финал четвертой симфонии П.Чайковский, Фрагмент симфонии №40 В.Моцарт

Уметь выделять средства музыкальной выразительности; передавать музыкальные впечатления в устной форме.

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

20

Куда ведёт нас песня?

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Наш край», Третий концерт для ф-но Д.Кабалевский, «Журавель» (укр.н.п.), Симфония №4 П.Чайковский

Знать  понятие «концерта»; проследить, как песня может привести в симфонию, концерт

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

21

Куда ведёт нас танец?

1

Изучение нового материала

Фрагмент балета «Золушка» С.Прокофьев, «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица» П Чайковский

Знать понятие балет, содержание балета; знакомство с составом симфонического оркестра

Устный опрос

нарисовать

22

Куда ведут нас песня и танец?

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Уж как по мосту-мосточку» из оперы «Евгений Онегин», «Неаполитанский танец» П.Чайковский

Уметь слышать в музыке песню и танец, понимать их образное содержание; цветовое изображение танца

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

23

Куда ведет нас марш?

1

Изучение нового материала

Марш из оперы «Кармен» Ж.Бизе и «Щелкунчик» П.Чайковский, «Песня о пограничнике» В.Бугославский

Уметь слышать звучание марша в опере, балете на их различный характер

Устный опрос

выучить песню

24

Куда приводит марш?

1

Расшире-ние и углубление знаний

М.Коваль «Волк и семеро козлят», «Весёлый путешественник» М.Старокадомский»

Обобщение и закрепление темы, проявлять навыки вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песни

25

Куда приводят киты?

1

Расшире-ние и углубление знаний

П.Чайковский  балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин» «Уж как по мосту-мосточку»

Знать творчество П.Чайковского

Устный опрос

26

Куда ведут нас три «кита»?

1

Закрепле-ние знаний

Повторение музыкальных произведений, знаний полученных в 3 четверти

Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

                                                                           Что  такое  музыкальная  речь ? ( 8 часов )

27

Что такое музыкальная речь?

1

Изучение нового материала

«Итальянская полька» С.Рахманинов, «Первая утрата» Р.Шуман, «Болезнь куклы» П.Чайковский

Знать музыкальные термины: лад, мелодия, контраст

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

28

Музыкальная речь

1

Изучение нового материала

«Крокодил и Чебурашка» И.Арсеев, Фрагменты из балета «Спящая красавица» П. Чайковский

Знать музыкальную форму произведения

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

нарисовать рисунок по теме

29

Музыкальная речь

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Неприятность эту мы переживем» Б.Савельев, «Баба Яга» М.Мусоргский

Уметь внимательно слушать музыку, отличать одно произведение от другого, их характер, петь легко, свободно

Устный опрос

выучить слова песни

30

Что такое музыкальная речь?

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Вечерняя сказка» А.Хачатурян, «Песня жаворонка» П.Чайковский,  «В гости» Д.Кабалевский

Знать  музыкальный термин темп; уметь распознавать  песенность, танцевальность, маршевость 

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

31

Музыкальная речь

1

Изучение нового материала

Сцена похищения Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка

Знать  музыкальные инструменты симфонического оркестра, оркестра народных инструментов

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

32

Музыкальная речь

1

Расшире-ние и углубление знаний

Продолжить знакомство с симфонической  сказкой «Петя и волк» С.Прокофьев

Проследить соответствие музыкальных инструментов музыкальным образом сказки

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

33

Музыкальная речь

1

Расшире-ние и углубление знаний

Продолжить знакомство с симфонической  сказкой «Петя и волк» С.Прокофьев

Проследить соответствие музыкальных инструментов музыкальным образом сказки

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

Нарисо-вать  понра-вив-шийся эпизод сказки

34

Музыкальная речь

1

Закрепле-ние знаний

Повторение музыкальных произведений, знаний полученных в 4 четверти

Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

               



Пояснительная записка

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 3 кл. Д.Б.Кабалевский – Москва: “Просвещение”, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

 В соответствии с Базисным учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Часы первого полугодия посвящены установлению связей между оперой, балетом и симфонией, а второго полугодия – построения формы музыки. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

       Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

       Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи уроков музыки во 2 классе:

развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;

понимание учащимися содержания  простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;

  1. накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке;  первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
  2. совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.

                            Отличительные особенности программы:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089, от 05. 03. 2004 года;
  3. авторская программа  Д.Б.Кабалевского «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 г.);
  4. утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  5. требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3 года обучения.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  1. Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  2. Метод эмоциональной драматургии;
  3. Метод создания «композиций»;
  4. Метод игры;
  5. Метод художественного контекста.

                                      Межпредметные связи

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного  и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень)
                   
Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать

  1. слова и мелодию Гимна России;
  2. смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
  3. названия изученных жанров и форм музыки;
  4. народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
  5. названия изученных произведений и их авторов;
  6. наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

  1. узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  2. определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
  3. определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  4. передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
  5. исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
  6. исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
  2. исполнения знакомых песен;
  3. участия в коллективном пении;
  4. музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
  5. передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами;

владеть компетенциями: эмоционально-целлостной, познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки;
  2. исполнения знакомых песен;
  3. участия в коллективном пении;
  4. музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
  5. передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
  2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  3. Интернет-ресурсы

Программа   по  музыке  3  класс

Тема урока

Кол. Час.

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки уч-ся

Вид контроля

Домашнее задание

  Дата

                                          ПЕСЕННОСТЬ, ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ, МАРШЕВОСТЬ  ( 9 часов )           

1

Песенность, танцеваль-ность, маршевость

1

Организа-ционный урок

Увертюра к опере М.Глинки «Руслан и Людмила»; увертюра к опере Ж.Бизе «Кармен»

Уметь: выявлять характер музыки;  запоминать названия произведений и их авторов

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

2

Песенность, танцеваль-ность, маршевость

1

Изучение нового материала

«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета Р.Щедрина «Конек-Горбунок», «Скворушка прощается» Т.Попатенко

Знать понятие песенность, танцевальность, маршевость; , проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

Прочитать «Конек-Горбунок» П.Ершова

3

Песенность в вокально-инструментальной музыке

1

Расшире-ние и углубление знаний

Фрагмент 4 симфонии; «Жаворонок» М.Глинка, «На заре ты её не буди» А.Варламов

Знать понятие романс; уметь слушать музыку внимательно, запоминать название, авторов, определять характер

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

нарисовать рисунок к песне

4

   

Песенность в вокально-инструментальной музыке

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Утро» Э.Григ; «Музыкант-турист» Ю.Чичков

Уметь слышать песенность в произведениях Э.Грига; Знать  и соблюдать певческую установку

Устный опрос

выучить слова песни

5

Песенность в вокально-инструментальной музыке

1

 Закрепле-ние знаний

«Ария Сусанина», «Вставайте, люди русские» С.С.Прокофьев

Уметь определять и сравнивать характер, настроение выразительности в музыкальных произведениях

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

6

Песенность в вокальном жанре

1

Закрепле-ние знаний

Ф.Шуберт «Аве Мария», П.Чайковский «Утренняя молитва»

Уметь внимательно слушать музыку, отличать одно произведение от другого, их характер

Устный опрос

7

Танцеваль-ность

1

Изучение нового материала

«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок» Р.Щедрин, «Позабудем все, что было» Б.Савельев

Уметь слышать танцевальность  в музыке Знать  и соблюдать певческую установку

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

нарисовать

8

Танцеваль-ность

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Дружат дети всей Земли» Д.Львов-Компанеец, «Арагонская хота» М.Глинка, «Полонез» Ф.Шопена

Уметь проводить разбор музыкальных произведений; соотносить содержание произведений с использованными выразительными средствами

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песни

9

Танцеваль-ность в вокальной и инструментальной музыке

1

Закрепле-ние знаний

«Мелодия» П.Чайковский, «Гавот» из балета «Золушка» С.Прокофьев, «Мазурка» Ф.Шопен

Уметь проводить разбор музыкальных произведений; соотносить содержание произведений с использованными выразительными средствами

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

нарисовать

                                                                               И н т о н а ц и я  ( 7 часов )

1

Маршевость в музыке

1

Изучение нового материала

3-я часть 5 симфонии Л.Бетховен, «Царь Горох» Р.Щедрин

Уметь слышать маршевость  в музыке; размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе учебных занятий

Устный опрос

2

Песенно-танцевальная музыка

1

Изучение нового материала

«Ходила младешенька» (р.н.п.); «Прелюдия №7», «Прелюдия №20» Ф.Шопен, «Шествие гномов» Э.Григ

Знать жанровые истоки композиторов-классиков;  проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песни

3

Интонация

1

Изучение нового материала

«Болтунья» С.Прокофьев, «Песня Зайца  и Волка на карнавале» Г.Гладков

Знать представление об интонации; о приеме скороговорки, интонационной выразительности исполнения

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

4

Интонация

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Кто дежурные? Д.Кабалев-ский, «Колыбельная» П.Чайковский, фрагменты симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьев

Знать  выразительные и изобразительные интонации, проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

5

Интонация. Зерно -интонации

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Аве Мария» Ф.Шуберта, «Три подружки» Л.Бетховен, «Новогодняя ёлка» Т.Попатенко

Уметь слышать зерно интонации в музыкальных произведениях, проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос

выучить слова песни

6

Интонация

1

Расшире-ние и углубление знаний

«У каждого свой музыкальный инструмент» (эст.н.п.), «Ослы» Сен Санс, «Полёт шмеля»Н.Римский-Корсаков

Знать  выразительные и изобразительные интонации, вокальные и пластические зерна-интонации

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

7

Интонация

1

Закрепле-ние знаний

Повторение музыкальных произведений, знаний полученных в 3 четверти

Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

                                                             Р А З В И Т И Е   М У З К И  ( 10  ч а с о в  )

1

Развитие музыки

1

Изучение нового материала

«Почему медведь зимой спит» Л.Книппер, «Марш» Ф.Шуберт

Знать понятие и виды музыкального развития; проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос

выучить слова песни

2

Развитие музыки

1

Урок-беседа

С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»

Знать персонажи музыкального произведения, понимать их настроения и чувства

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

3

Развитие музыки

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Песня о пограничнике» С.Бугословский, «Петя и волк» С.Прокофьев

Знать ладовое и динамическое развитие музыки

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

нарисовать  понравив-шийся эпизод сказки

4

Развитие музыки

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Купание в котлах», «Царь Горох» Р.Щедрин, финал 1 концерта для ф-но  «Веснянка» П.Чайковский

Знать мелодическое, темповое, ритмическое, тембровое развитие музыки; знать понятие концерта

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

5

Развитие музыки

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Со вьюном я хожу» (р.н.п.), Симфония №4 П.Чайковский, «Во поле берёза стояла» (р.н.п.)

Знать основные  принципы развития народной музыки: повтор, контраст, вариационность

Устный опрос

6

Развитие музыки

1

Расшире-ние и углубление знаний

Прелюдии №7,20 Ф.Шопен,

 «Мы сложили песенку» В.Шаинский

   

Уметь проводить разбор музыкальных произведений;  проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песни

7

Развитие музыки

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Любитель-рыболов» М.Старокадомский, «Вальс», «Марш», «Пьеса» Ф.Шуберт

Знать основные  принципы развития  музыки;  проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

8

Развитие музыки

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Утро», «Песня Сольвейг», Э.Григ, «Самая счастливая» Ю.Чичков

Знакомство с развитием чувств в музыке, с её выразительным и изобразительным развитием

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песни

9

Развитие музыки

1

Урок-лекция

«В пещере горного короля», «Шествие гномов», «Танец Анитры» Э.Григ

Знакомство с темповым развитием музыки; рисование музыки

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

нарисовать

10

Развитие музыки

1

Закрепле-ние знаний

Повторение музыкальных произведений, знаний полученных в 3 четверти

Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

                                   П О С Т Р О Е Н И Е  ( Ф О Р М Ы ) М У З Ы К И ( 8 часов )

1

Построение  музыки

1

Изучение нового материала

«Пастушья песня» (фр.н.п.), «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт»  Э.Григ

Уметь определять смену частей в произведениях с изменением характера музыки

Устный опрос

2

Формы музыки

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Песенка о капитане» И.Дунаевский, «Ария Сусанина» М.Глинка, «Неаполитанская песенка» П.Чайковский

Знать  двухчастную  музыкальную форму; проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песни

3

Построение  музыки

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Зачем нам выстроили дом» Д.Кабалевский, «Спящая княжна» А.Бородин, «Рондо» В.Моцарт

Знать музыкальную форму рондо; проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песни

4

Построение  музыки

1

Урок-беседа

«Турецкий марш» В.Моцарт, «Камаринская «Л.Бетховен

Знакомство с вариационной формой музыкального произведения

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

5

Формы музыкаль-ного произведе-ния

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Крокодил и Чебурашка» И.Арсеев, «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»  Э.Григ

Развитие и закрепление темы «Формы музыки», проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

6

Обобщение темы четверти «Формы музыки»

1

Расшире-ние и углубление знаний

 «Весёлый ветер», «Легко на сердце»;  Увертюра из оперы «Дети капитана Гранта» И.Дунаевский

Знакомство с творчеством И.Дунаевского; размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песни

7-8

Обобщение изученного за год

1

Закрепле-ние знаний. Урок-концерт

«Марш» из к/ф «Весёлые ребята» И.Дунаевский, «Из чего же…» Ю.Чичков

Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО  МУЗЫКЕ

4  КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству. Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1-4 классы» авторов  Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой                                                                                                 Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 34 часа, в том числе 3 обобщающих урока.                                                 Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя «Методика работы с учебниками» Музыка.1-4 классы» (Просвещение, 2006).                                                         Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к  своим истокам.                                                Основными формами контроля знаний, умений и  навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.                                Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:                                         -  расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

                -  выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

                -  воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

        -  развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

        -  формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

        -  формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

        -  развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования : формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в дневниках музыкальных впечатлений;

        -  расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развития на этой основе ассоциативно-образного мышления;

Программа   по  музыке  4  класс

Тема урока

Кол. Час.

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки уч-ся

Вид контроля

Домашнее задание

  Дата

                                                       М У З Ы К А  М О Е Г О  Н А Р О Д А   ( 9 часов )           

1

Музыка моего народа

1

Изучение нового материала

«Вниз по матушке по Волге» (р.н.п.), «Уж ты зимушка-зима» А.Александров, «Широка страна моя родная» И.Дунаевский

Уметь: выявлять характер музыки;  запоминать названия произведений и их авторов

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

2

Музыка моего народа

1

Изучение нового материала

«Песня о Родине» И.Дунаевский, «Светит ме-сяц» (р.н.п.)

Уметь отличать  жанры народной музыки и песни; знать понятие вариации

Устный опрос

3

Музыка моего народа

1

Расшире-ние и углубление знаний

Мелодия 1-ч. «Третьего фортепьянного концерта» С.Рахманинов, «Тонкая рябина» (р.н.п.)

Знать , как создавалась русская народная песня

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песни

4

Музыка моего народа

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Частушки», «Озорные частушки» Р.Щедрин, «Со  вьюном я хожу» (р.н.п.)

Уметь применять вокально-хоровые навыки в пении, петь легко, свободно

Устный опрос

5

Музыка моего народа

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Солдатушки, бравы ребятушки» (р.н.п.),  «Эй, ухнем!» (р.н.п.),  «Урожайная» И.Дунаевский

Знать военные, трудовые песни, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песни

6

Музыка моего народа

1

Урок-беседа

«Вставайте, люди русские!» «Песня об Александре Невском» С.Прокофьев, «Шел ленинградский паренек» (сов.н.п.)

Знать музыкальное понятие кантата, познакомиться с творчеством С.Прокофьева

Устный опрос

7

Музыка моего народа

1

Расшире-ние и углубление знаний

Знакомство с революционной песней, военной песней с использованием поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»

Уметь определять и сравнивать  характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

8

Музыка моего народа

1

Закрепле-ние знаний

«Ария Сусанина», «Славься!»  из оперы «Иван Сусанин» М.Глинка, «Новороссийские куранты» Д.Шостакович

Закрепить понятие опера; знакомство  с творчеством М.И.Глинки, Д.Д. Шостаковича

Устный опрос

9

Музыка моего народа

1

Закрепле-ние знаний

Повторение музыкальных произведений, знаний полученных в 1 четверти

Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

                                                           Р У С С К А Я  Н А Р О Д Н А Я  М У З Ы К А  ( 7 часов )  

1

Музыка моего народа

1

Изучение нового материала

«Ты,  река ль моя, реченька  (р.н.п.),  «Песня  о  России»   В.Локтева, «Школьный корабль» Г.Струве

Знать понятие обрядовой песни; уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; правильно дышать при пении

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песни

2

Музыка моего народа

1

Урок-беседа

Грамзапись песен Садко из оперы «Садко» Н.А. Римский-Корсаков,  «Антошка» В.Шаинский

Знать представление о детском музыкальном фольклоре

Устный опрос

нарисовать

3

Музыка мое-го народа

1

Урок-беседа

Музыка русого православного народа

Знать музыку Русской православной церкви

Устный опрос

4

Композитор - имя ему народ. Музыкаль-ные  инструментыРоссии

1

Изучение нового материала

«Вишня» (яп.н.п.), русские народные наигрыши, «Вариации на японскую народную тему» Д.Кабалевский

         

Знать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инструменты; проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песни

5

Колоколь-ность в музыке

1

Урок-лекция

«Славься!» М.Глинка, бой Кремлёвских курантов, фрагменты из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьев

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме; высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах воплощения

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

6

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Зимнее утро»,  «У камель-ка»  П.Чайковский, «Сквозь волнистые туманы» (р.н.п.),»Зимняя дорога» А.Алябьев

Знать название  изученных жанров и форм музыки. Уметь передавать настроение музыки и её изменения в пении

Устный опрос

выучить слова песни

7

Музыка моего народа.В гостях у Деда Мороза. Мороз-персонаж славянского народа

1

Закрепле-ние знаний, контроль-ный урок

«Зимний праздник» М.Раухвергера, открытки, рисунки с изображением Деда Мороза , зимы,  снеговика, Снегурочки…

Знать возникновение праздника ёлки;   проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

                                                                М У З Ы К А  М О Е Г О  Н А Р О Д А   ( 10  часов )                                                                          

1 -2  

Народные праздники. Масленица

1

Изучение нового материала

Масленичные народные песни; хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков

Знать, понимать народную музыку. Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; петь легко, свободно, звонко

Устный опрос

выучить слова песен

3-4

Оркестр. Ансамбль. Солист.

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Болеро» М.Равель, 1-й концерт для ф-но с оркестром П.Чайковский, «Петя и волк» С.Прокофьев,

Знать понятие оркестр, ансамбль, солист; знать название  изученных жанров и форм музыки

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

5

Оркестр русских народных инструмен-тов

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Светит месяц», частушки, «Тонкая рябина»; песня Садко из оперы «Садко» Римский-Корсаков; «Во кузнице»(р.н.п.)

Знать русские народные инструменты и историю их появления в народе; проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песен

6

Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ

1

Изучение нового материала

«Лезгинка», «Молдовеняска», «Веснянка», 1-й концерт для ф-но с оркестром П.Чайковский

Знать  музыку молдавского и грузинского народа как часть их национальной культуры;  уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе обучения

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

7

Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Ревет и стонет Днепр широкий» (укр.н.п.), песня о Волге, «Песня о Днепре» М.Фрадкин

Уметь определять и сравнивать  характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Устный опрос

выучить слова песен

8

Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Бульба»(бел.н.п.), вариации на тему «Перепёлочка», финал 1 концерта для ф-но с оркестром П.И. Чайковский

Знать  музыку белорусского  народа как часть их национальной культуры; проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

9

Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Сулико» (груз.н.п.), «Цыплята» Г.Гусейнли, «Колыбельнавя» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян, «Лезгинка»

Знать музыку закавказких народов (грузин, армян, азербайджанцев);  уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе обучения

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песен

10

Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Русская пляска» из балета «Гаянэ» А.Хачатурян, Мавриги» (узб.н.п.), «Вей, ветерок» (лат.н.п.), «Хор нашего Яна» (эст.н.п.)

Знать  музыку узбекского и прибалтийского народа как часть их национальной культуры;  уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе обучения

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

                        МЕЖДУ  МУЗЫКОЙ  МОЕГО  НАРОДА  И  МУЗЫКОЙ  РАЗНЫХ  НАРОДОВ  МИРА

                                                            НЕТ  НЕПРЕОДОЛИМЫХ  ГРАНИЦ  ( 8 часов )

1

Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ

1

Изучение нового материала

«Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» Дж.Гершвин, «Посадил полынь ,я» (болг. н.п.), «Заход солнца» Э.Григ, «Осенняя песня» П.Чайковский

Знать музыку разных стран: болгарская, негритянская, русская, норвежская; проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песен

2

Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Полька» (чеш.н.п.), «Камаринская», вариации на русскую народную тему Л.Бетховен, «Чардаш» З.Кодая, «Венецианская ночь» М.Глинка

Знать  музыку разных  стран:  немецкую (Бетховен), чешскую, польскую   русскую (Глинка);  проявлять навыки   вокально-хоровой  работы

Устный опрос

выучить слова песен

3

Между музыкой народов мира нет непреодолимых границ

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Катюша»  В. Блантера,  «Вишня» (яп.н.п.), «Летите  голуби» И.Дунаевский, вариации на яп.н.п. «Вишня» Д.Кабалевский

Проследить связь между японской, русской, немецкой музыкой; проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

4

Между музыкой народов мира нет непреодолимых границ

1

Урок-беседа

«Жаворонок» ( польская н.п.), мазурка №47, прелюдия №20, прелюдия №7 Ф.Шопен

Знать  музыку польского  народа как часть их национальной культуры; проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

выучить слова песен

5

Между музыкой народов мира нет непреодолимых границ

1

Расшире-ние и углубление знаний

«Рондо в турецком стиле», Симфония №40 В.Моцарт, «Танец чёрных», «Урок в школе» из балета «Тропою грома» К.Караев

Знать музыку азербайджанского композитора К.Караева; с музыкой Моцарта; знакомство с формой «Рондо»

Устный опрос

6

Композитор-исполнитель-слушатель

1

Закрепле-ние знаний

«Славься!» М.Глинка, «Танец с саблями» А.Хачатурян, «Осенняя песня» П.Чайковский

Знать,  как становятся композитором, исполнителем, слушате-лем

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

7

Музыка всегда со мной

1

Закрепле-ние знаний

 Кантата «Песня утра, весны и мира», «Вы слышите голос детей», «Доброе утро», «Наша весна» Д. Кабалев- ский

Знать, что такое кантата; проявлять навыки  вокально-хоровой работы 

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

8

Музыка всегда со мной

1

Закрепле-ние знаний, контроль-ный урок

Повторение музыкальных произведений, знаний полученных в 4 четверти

Обобщение и закрепление темы четверти, проявлять навыки  вокально-хоровой работы

Устный опрос

             

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы по предмету «Музыка» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.

Поскольку программа «Музыка» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы, разработанная Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной  включает в себя все направления, изложенные в государственном образовательном стандарте 2004 года по образовательной области «Искусство. Музыка»:

- фольклор, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, природе, труду людей, народные обряды и традиции, основные жанры фольклорных сочинении, традиции разных народов мира;

- духовная музыка;

        - старинная музыка;

- произведения («золотой фонд») русских и зарубежных композиторов-классиков, сочинения  современных композиторов),

автор рабочей программы не вносит изменения в содержание.

Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Образовательная область «Искусство», составляющей частью которой является музыкальное искусство, ориентирована на достижение той же цели.

Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю (за год – 33 часа).

Цель уроков музыки в  1 классе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

 Целевая установка программы достигается путем введения ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию. Главное – пробудить в первоклассниках интерес к музыке, к музыкальным занятиям, обобщить и систематизировать уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, дать первичные представления о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах.

 

Задачи уроков музыки в 1 классе таковы:

  1. развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  2. понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  3. освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  4. изучение особенностей музыкального языка;
  5. формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Методы музыкального образования и воспитания младших школьников:

  1. метод эмоциональной драматургии;
  2. метод концентричности организации музыкального материала;
  3. метод игры;
  4. метод перспективы и ретроспективы;
  5. метод создания «композиций»;
  6. метод художественного контекста. 

Содержание программы раскрывается в двух разделах: « Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».

Раздел 1 « Музыка вокруг нас» (1 полугодие)

Основными содержательными линиями этого раздела являются:

-  музыка и ее роль в повседневной жизни человека;

        - песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно–музыкальных впечатлений человека;

-  знакомство с музыкальными инструментами.

Раздел 2 «Музыка и ты» (2 полугодие)

Содержание этого раздела раскрывается по следующим направлениям:

- место музыки в жизни ребенка;

- своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира;

- интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов;

- продолжение знакомства с музыкальными инструментами.

Программа   по  музыке  1  класс

Тема урока

Кол. Час.

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки уч-ся

Вид контроля

Домашнее задание

  Дата

                                                              М У З Ы К А  В О К Р У Г  Н А С     ( 16 часов )           

1

Как услышать музыку?

1

Организационный урок. Урок-путешест-вие

Вокальные имитации. Новые понятия: звуки музыки, звуки улицы, звуки города

Уметь отличать музыкальные от немузыкальных

Устный опрос

2

«И Муза вечная со мной!»

1

Изучение нового материала, Урок-концерт

«Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.Чайковский, «Песня о школе» Д.Кабалевский

Уметь :выявлять характер музыки; соблюдать основные правила урока: как можно общаться с музыкой

Устный опрос

3

Хоровод муз

1

Изучение нового материала, Урок-путешест-вие

«Во поле береза стояла» (р.н.п.), «Берёза», русский хоровод, « Сиртаки» (греч. н. т.)

Знать понятие хор, хоровод, их общие признаки. Уметь участвовать в хороводах

Устный опрос

4

«Повсюду музыка слышна…»

1

Закрепле-ние  нового материала, Ролевая игра

Русские народные песни-заклички; игра «Мы-композиторы»

Уметь: принимать участие в элементарной импровизации; понимать музыкальное настроение

Устный опрос. Ролевая игра

Придумать окончание к песням-закличкам

5

Душа музыки-мелодия

1

Закрепле-ние  нового материала.

«Чему учат в школе»  школе» В.Шаинский, «Детский альбом» , «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.Чайковский

Уметь: откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме; понимать значение мелодии в музыке

Игра на определение самого внимательного (ритм, темп, характер)

Записать «пульс» марша, нарисовать линии мелодии песни, танца

6

Музыка осени

1

Урок примене-ния знаний и умений

«Осенняя песня» П.Чайковский, «До свиданья, мой журавлик» З.Роот, «Капельки» В.Павленко, «Скворушка прощается» Т.Попатенко

Уметь : пробуждать навыки эмоционального  восприятия  музыки; осмысленно владеть способами певческой деятельности: подпевание, допевание

Прослушивание; контроль дыхания; дирижирование; пение по руке

Выучить песенки об осени

7

Сочини мелодию

1

Закрепле-ние  нового материала

 «Осень» А.Александров, «Урожай собирай» А.Филиппенко; ролевая игра «Играем в композитора»

Уметь: выделять смысловое содержание мелодии и аккомпанемента в музыке

Выбор наиболее удачных сочинений; поиск нужной интонации

8

«Азбука, азбука каждому нужна…»

1

Изучение нового материалаУрок –путешест-вие

«Песня о школе» Д. Каба-левский, «Азбука» А.Островский, «Школьный корабль» Г.Струве, «Чему учат в школе»  В.Шаинский

Уметь: петь по движению учителя: начало, кульминация, конец фразы; определять мелодию песен

Устный опрос  

Выучить песни о школе

9

Музыкальная азбука

1

Закрепле-ние  нового материала

Знать понятия: нота, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ, название нот

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

10

Музыкаль-ные инструменты

1

Урок коррекция знаний

«Песенка с гармошкой» А.Островский, «Веселый музыкант» А.Филиппенко

Знать название музыкальных инструментов (скрипка, рояль, дудочка)

Устный опрос

11

Музыкаль-ные инструменты

1

Закрепле-ние знаний

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюк, «Кукушка» К.Дакена, тема птички «Петя и волк» С.Прокофьев

Уметь проводить сравнительный анализ музыкальных произве-дений на основе своеобразного звучания музыкальных произведен.

Устный опрос

12

«Садко»

1

Закрепле-ние  нового материала

Песня Садко «Заиграйте,  мои  гусельки», «Колыбельная Волховы» Н. Римский-Корсаков

Уметь откликаться в мимике, движениях на музыкальные фрагменты; определять на слух звучание гуслей

Устный опрос

13

Звучащие картины

1

Закрепле-ние знаний. Урок-экскурсия

«Кукушка» К. Дакена, «Шутка» из сюиты №2, «Полянка» (р.н.н.)

Уметь определять  название музыкальных инструментов; выделять принадлежность музыки к народной или композиторской

Устный опрос

14

Разыграй песню

1

Урок повторение

«Почему медведь зимой спит?» Л.Книппер, «Мелодия» К. Глюк, «Кукушка» К. Дакена

Уметь сопоставлять и различать части: начало, кульминация, концовка

Устный опрос

15

Пришло Рождество – начинается торжество

1

Изучение нового материала.

«Тихая ночь» Ф.Груббера, «Рождество Христово» (колядка), «Что за дитя» (европейская   народная колядка)

Понимать смысл духовного праздника. Уметь петь тихо, выразительно, слышать себя и товарищей

Устный опрос

Выучить тексты песен

16

Добрый праздник среди зимы

1

Контрольный урок

Балет «Щелкунчик» П.Чайковского: «Марш», «Вальс снежных хлопьев», «Па-де-де», «Новогодний хоровод» Г.Струве

Принимать участие в играх, танцах, песнях

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

Выучить понравив-шуюся песню

                                                         М У З Ы К А   И  Т Ы  ( 17 часов )

17

Край,  в котором ты живешь

1

Изучение нового материала. Урок доброты

«Моя Россия» Г.Струве, «Наш край» Д Кабалевский, «Добрый день» Я.Дубравин

Уметь исполнять песню с нужным настроением; высказываться о характере музыки; выучить песни о своем крае

Слуховой контроль (чистота интонации); выразитель-ное исполнение

18

Поэт, художник, композитор

1

Закрепле-ние знаний

«Пастораль» Г.Свиридов, «Добрый день» Я.Дубравин

Знать: виды искусства имеют собственные средства выразительности; какие краски использовал художник в своей картине

Слуховой контроль; игра на развитие внимания; устный опрос

19

Музыка утра

1

Закрепле-ние знаний

«Утро» Э.Григ, «Доброе утро» Д.Кабалевский, «Зимнее утро» П.Чайковский, «Утро в лесу» В.Салманов

Уметь: находить нужные слова для передачи настроения. Проявлять способность к сопереживанию

Устный опрос

Нарисовать картину утра

20

Музыка вечера

1

Закрепле-ние  зученного материала

«Колыбельная Умки» Е.Крылатов, «Спят усталые игрушки» А.Островский, «Колыбельная» В.Моцарт,  «Вечер» В.Салманов

Понимать, что музыка является выразителем человеческих чувств; как музыка рассказывает о жизни природы

Устный опрос

Нарисовать картину вечера

21

Музыкаль-ные портреты

1

Закрепле-ние знаний. Урок –загадка

«Баба-Яга» М.Мусоргский, «Болтунья» С.Прокофьев, «Если добрый ты» Б.Савельев

Знать понятия: портрет, портрет в музыке. Уметь характеризовать свое-образие  музыкального образа, образа-портрета, рассказать о музыке

Устный опрос

22

«Разыграй сказку!»

1

Урок повторение

«У каждого свой музыкальный инструмент» (эст.н.п.),

Знать название музыкальных инструментов (волынка, дудка, рожок)

Устный опрос

23

«Музы не молчали…»

1

Изучение нового материала

«Богатырская симфония» А.Бородин, «Солдатушки, бравы ребятушки» (р.н.п.),»Песенка о маленьком трубаче» С.Никитин

Уметь: определять характер музыки и передавать её настроение, описать образ русских воинов

Устный опрос

выучить слова песен

24

Музыкаль-ные инструменты

1

Закрепле-ние знаний

«Вот взяла лисица скрипку» А.Филиппенко, «Сладкая грёза» П.Чайковский, «Песенка с гармошкой» А.Филиппенко

Знать особенности звучания музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, гармошка); имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах

Проверка степени культуры слушания музыки; игра на вообра-жаемом музыкальном инструменте

выучить слова песен

25

Мамин праздник

1

Контрольный урок. Урок-концерт

«Бабушка» Л.Мельникова, «Мамина пенка», «Самая счастливая» Ю.Чичков, «Колыбельная» Г.Гладкова

Уметь назвать понравившиеся  музыкал-ные  произведения, звучавшие на уроке, и объяснить свой выбор

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

Выучить песни о маме и бабушке

26

Музыкаль-ные инструменты

1

27

Обобщаю-щий урок

1

Контрольный урок. Урок-концерт

Произведения, звучащие в 3-й четверти

Уметь проявлять себя в разнообразных формах деятельности; участвовать в различных формах музицирования на уроке

Устный опрос (индиви-дуальный и фронталь-ный)

28

Музыка в цирке

1

Урок-коррекция. Урок -цирковое представление

«Выходной марш»и И.Дунаевский, «Мы катаемся на пони» С.Крылова, «Клоуны» Д.Кабалевский

Знать фамилии, имена, отчества композиторов и названия музыкальных произведений, звучащих на укоке

Устный опрос

выучить слова песен

2930

Дом, который звучит

1

Урок -повторение Урок-путешест-вие

«Марш» из балета «Щелкунчик» П.Чайковский, «Золотые рыбки» Р.Щедрин, «Мелодия» К.Глюк, заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» М.Красев, «Песня Садко» Н.Римский-Корсаков, опера «Волк и семеро козлят» М.Коваль

Уметь: назвать понравившиеся произведения, звучащие на уроке, объяснить свой выбор;  внимательно слушать музыкальные фрагменты, двигаться в ритме музыки

Устный опрос; музыкальная викторина

31

«Ничего на свете лучше нету…»

1

Закрепле-ние знаний Урок-путешест-вие

«Песня друзей» («Песня Трубадура») из к/ф «Бременские музыканты» Г.Гладков

Уметь: разыгрывать песню по ролям; участвовать в музыкальном сопровождении; осмысленно воспринимать музыку

Конкурс на лучшее исполнение роли; совместное музицирова-ние; устный опрос

выучить слова песен

32

Обобщаю-щий урок

1

Урок –повторениеобобщение

Слушание произведений и их интонационно-образный анализ; хоровое, ансамблевое и сольное пение разученных песен

Знать  название музыкаль   ных  инструмкнтов, опре-делять их по звучащему фрагменту. Уметь: участвовать в сочинении музыки

Ролевые игры: «Играем в композито-ра», «Сочини песенку»; устный опрос

Нарисовать афишу, нарисовать и красочно оформить программу концерта

33

Обобщаю-щий урок

1

Контрольный урок. Урок-концерт

Вокальная импровизация на заданную интонацию или стихотворный текст; исполнение фрагмента детской оперы; конкурсы знакомой песни, конкурсы дирижеров, барабанщиков; исполнение песен о школе, Родине, дружбе; слушание произведения; интонационно-образный анализ музыки

Уметь через различные формы деятельности показать разнообразное звучание музыкальных произведений

Конкурс на лучшее исполнение фрагмента детской оперы; устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....