Функциональная грамотность 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Раднаева Елена Викторовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsionalnaya_gramotnost_1_klass.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

(общеинтеллектуальное  направление)

1класс

         

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов  освоения  Программы НОО.

Цель: создание условий для развития функциональной грамотности.

Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:

- формирование умения читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;

- совершенствование культуры чтения, интереса и мотивации к чтению книг;

- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.;

- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

- учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;

-  поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

- приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

Программа состоит из четырех блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно - научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Место курса

На реализацию  рабочей программы  в 1- м классе отводится 33  часа 

(1 раз в неделю).

Содержание программы

    Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

   Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

  Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

   Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные  результаты:

Познавательные  универсальные учебные действия:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-овладевать  логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно - следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково - символические средства, в том числе моделирование;

-  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-  делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

-  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

-  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно – научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно - научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно - научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.


Тематическое планирование

1 класс (33 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

В. Бианки. Лис и мышонок.

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

В. Сутеев. Живые грибы.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

Грузинская сказка. Лев и заяц.

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

Е. Пермяк. Четыре брата.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

http://school- collection.edu.ru

https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/materialview/ atomic_objects/651804

Итого

8

2.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

Про козу, козлят и капусту.

Про петушка и жерновцы.

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

Про наливные яблочки.

Про Машу и трех медведей.

Про старика, старуху, волка и лисичку.

Про медведя, лису и мишкин мед.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

http://school-collection.edu.ru

https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/material_ view/atomic_objects/75768

Итого

8

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

За покупками.

Находчивый колобок.

День рождения мухи-цокотухи.

Буратино и карманные деньги.

Кот Василий продает молоко.

Лесной банк.

Как мужик и медведь прибыль делили.

Как мужик золото менял.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

http://school-collection.edu.ru

https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/material_ view/atomic_objects/75768

Итого

8

4.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Как Иванушка хотел попить водицы.

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

Про репку и другие корнеплоды.

Плывет, плывет кораблик.

Про Снегурочку и превращения воды.

Как делили апельсин.

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

Иванова соль.

В. Сутеев. Яблоко.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

http://school-collection.edu.ru

https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/material_ view/atomic_objects/75768

Итого

9

Итого 33

  Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения

по плану

По факту

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

1

В. Сутеев. Живые грибы.

1

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

1

Е. Пермяк. Четыре брата.

1

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

1

Про козу, козлят и капусту.

1

Про петушка и жерновцы.

1

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

1

Про наливные яблочки.

1

Про Машу и трех медведей.

1

Про старика, старуху, волка и лисичку.

1

Про медведя, лису и мишкин мед.

1

За покупками.

1

Находчивый колобок.

1

День рождения мухи-цокотухи.

1

Буратино и карманные деньги.

1

Кот Василий продает молоко.

1

Лесной банк.

1

Как мужик и медведь прибыль делили.

1

Как мужик золото менял.

1

Как Иванушка хотел попить водицы.

1

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

1

Про репку и другие корнеплоды.

1

Плывет, плывет кораблик.

1

Про Снегурочку и превращения воды.

1

Как делили апельсин.

1

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

1

Иванова соль.

1

В. Сутеев. Яблоко. Промежуточная аттестация

1

Итого:

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/

Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...

Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности», 3 класс, 2022

Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности»  разработана на основе ФГОС, требований к результатам освоения основной образовательной п...

Мастер-класс на тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности  младших школьников на уроках русского языка....

Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности) 3 класс

Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности), 3 класс...