Работа над развитием речи обучающихся в начальной школе.
статья (1, 2, 3 класс)

В данной статье рассматриваются виды работ на уроках, направленные на  развитие речи обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_razvitiem_rechi_v_nachalnoy_shkole._statya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №385

Красносельского района Санкт-Петербурга

Работа над развитием речи обучающихся в начальной школе. Статья.

                                                                                                       подготовила

                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                       Стасюк Татьяна Вячеславовна

Санкт-Петербург

2024

Научить детей правильному, беглому, осознанному, образному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

На уроках необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, образного и осознанного чтения от класса к классу.

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности.

Большое внимание на уроках литературного чтения уделяем работе с текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и жизненных ситуациях:

1.        Нахождение информации. Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания.

2.        Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста.

3.        Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения.

В начальной школе используются следующие виды работ с текстом: чтение всего текста

(первичное, ознакомительное), деление текста на смысловые части, составление плана,

 Пересказ текста (подробный, краткий, выборочный, творческий), выборочное чтение (с определенным заданием), чтение в лицах, чтение «цепочкой» по предложению, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос, нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста;

- выделение опорных слов (словосочетаний)

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия:

1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся.

2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.

5. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Он обусловлен тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе и разными индивидуальными особенностями.

Работа с текстом ведётся и на уроках русского языка. Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

Важное значение имеет работа по восстановлению текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом),

аннотация к прочитанному произведению, запись описания пейзажа или портрета персонажа, сочинение считалок, сказок, рассказов.

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики работа по развитию речи ведется при работе  с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

 На уроках изобразительного искусства: рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму, познавательного характера. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

На уроках технологии ведется работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы.

 Важно помнить, что только в читающей семье у ребенка формируется стойкий интерес к чтению. Поэтому учителю необходимо вести разъяснительную работу с родителями. Выработанная привычка к самостоятельному ежедневному чтению сослужит хорошую службу школьнику. Следует руководить чтением ребенка не только в младшем, но и в старшем школьном возрасте.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Список использованной литературы:

1. Акатова, Т.И. Языковая функциональная грамотность и языковая культура студентов: психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 2006.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. –М: Просвещение, 2008 год

3. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для  учителя. -  М.: Вентана-Граф, 2018.

5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для работы по развитию речи обучающихся в начальной школе

Методический материал может быть использован как на уроках литературного чтения, так и изобразительного искусства. Представляет собой сборник памяток и опор для работы  обучающихся...

Работа по развитию речи с учащимися начальных классов

Основной стержень занковского урока: деятельность самих учащихся, которые активно наблюдают и сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Путь познания на уроках идет от учеников, для...

Развитие речи учащихся в начальной школе

Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культ...

Статья «Развитие речи учащихся в начальной школе»

В статье приводятся примеры некоторых видов  работ по развитию речи, которые я использую на своих уроках.Представлены детские работы....

Условия для адресной работы с различными категориями обучающихся в начальной школе

Учитель начальных классов  делится опытом создания условий для адресной работы с различными категориями обучающихся....

Конспект урока развития речи. 3 класс. "Начальная школа 21 века"

Развитие письменной речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развитие речи - часть содержания начального курса русского языка и...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе над развитием речи обучающихся с ОВЗ.

В статье представлен практический опыт взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе над развитием речи обучающихся с нарушением интеллекта. Комбинированные занятия, совместно пр...