Развитие речи учащихся в начальной школе
статья по русскому языку (1 класс) по теме
Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_uchashchikhsya_nachalnoy_shkoly.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи учащихся начальной школы»
Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.
С первых дней обучения в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений.
За время своей работы я обратила внимание на то, что у детей младшего школьного возраста недостаточно развит речевой аппарат. Речь большинства детей отличается вялостью артикуляции. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 - 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, выражают свои мысли более ярко и полно.
С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:
1. Фонетическая зарядка.
Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)
Как жужжит пчела? ( Ж-ж-ж…))
2. Чтение чистоговорок.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ра-ра-ра - начинается игра.
По слоговой таблице дети сами придумывают чистоговорки.
3. Чтение скороговорок.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
4. Проведение игры " Птичья стая ".
Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.
Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.
Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.
Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся
На протяжении всего начального обучения необходимо систематически проводить словарную (лексическую) работу по выявлению значения слов. В ходе такой работы учащиеся узнают о многозначности слов, о синонимах, антонимах, о правильном употреблении их в речи. Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях.
Учеников необходимо постепенно приучать пользоваться толковым и орфографическим словарями.
По мере развития навыка устных рассказов следует вводить письменные творческие работы -
сочинения. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть
самой разнообразной.
Виды творческих работ на уроках русского языка
1. Творческое списывание:
Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Прежде чем проводить списывание, отрабатывается правописание орфограмм.
Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.
2.Работа с фразеологизмами.
Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.
Дуется как ... на крупу
Писать как ... лапой
3.Описание по аналогии.
Составление небольших рассказов, подобных прочитанным - работа, стоящая на грани простого изложения и творческого описания. Изменения, которые дети вносят в свой рассказ, нередко бывают подлинно творческими.
4.Изложение- миниатюра.
Творческая работа данного вида помогает усвоить содержание и стиль образцового текста.
Задание: Напиши изложение- миниатюру по данному тексту, употребив предложение с прямой речью. Озаглавь в соответствии с основной мыслью.
Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач уроков русского языка. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждают у учащихся наблюдательность, развивают чувство языка.
Опыт работы по развитию речи подсказывает, что нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая планируется на каждый урок и на перспективу.
Результативность работы по развитию речи видна при написании сочинений и изложений, оценивание которых осуществляется в соответствии с нормами оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для работы по развитию речи обучающихся в начальной школе
Методический материал может быть использован как на уроках литературного чтения, так и изобразительного искусства. Представляет собой сборник памяток и опор для работы обучающихся...
Приёмы развития письменной речи учащихся в начальной школе.
В материале представлены основные виды работ по развитию письменной речи учащихся начальных классов....
Целесообразность работы по развитию устной и письменной речи учащихся в начальной школе. Борзенкова И. М.
Статья о целесообразности работы по развитию речи учащихся начальных классах....
Статья «Развитие речи учащихся в начальной школе»
В статье приводятся примеры некоторых видов работ по развитию речи, которые я использую на своих уроках.Представлены детские работы....
Исследовательская работа на тему "Индивидуальные особенности речи учащихся в начальной школе"
Роль хорошо развитой речи невозможно переоценить в учебной деятельности школьника. Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Многие исследователи и педагоги отмечают, что речь иг...
Приёмы развития письменной речи учащихся в начальной школе
Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития...
Конспект урока развития речи. 3 класс. "Начальная школа 21 века"
Развитие письменной речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развитие речи - часть содержания начального курса русского языка и...