Презентация "Дисциплина в классе"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Предназначена для молодых специалистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distsiplina_v_klasse.pptx | 1.92 МБ |
distsiplina_v_klasse.docx | 35.19 КБ |
pamyatka_nachni_s_sebya.docx | 15 КБ |
pamyatka_pravilo100_.docx | 13.37 КБ |
prichiny_narusheniya_distsipliny.docx | 14.88 КБ |
pyamyatka_kak_vovlech_detey_v_uchebnyy_protsess.docx | 15.67 КБ |
situatsii.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Введение 1. Актуальность 2. Причины плохой дисциплины 3. Рекомендации педагогу по управлению собой 4. Мотивация и вовлечение в процесс
Актуальность Изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.
Понятие о дисциплине Дисциплина (лат. disciplina — учёба, воспитание, школа ). Дисциплина — поведенческая модель человека, направленная на следование порядку, закону или установленным правилам.
Причины плохой дисциплины Нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам Материнская депривация, то есть отказ от воспитания ребёнка и передача его в руки бабушек . Попустительский стиль семейного воспитания.
Причины плохой дисциплины Неправильная постановка акцентов в подготовке ребёнка к школе. Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания. Установление детьми собственной власти над коллективом. Месть как цель "плохого" поведения .
Причины плохой дисциплины Избегание собственных неудач . Эффект стадности, которому подвержен большой процент детей . Негативное влияние СМИ, компьютера .
Начните с себя
Начните с себя
Правило «100%» Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока . Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке.
Правило «100%» Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Если не удается оперативно, не прибегая к крайним мерам, разрешить ситуацию, постарайтесь не сорвать урок.
Главная проблема детей
Как вовлечь детей в учебный процесс? Задание за опоздания на урок; «Нет» хоровым ответам; Ранее пресечение плохого поведения учеников; Привлечение помощников; «Минутка тишины»; Не кричать; «Внимание — это средство, а не цель»; Рассадка детей – в ваших руках; Покажите, что все контролируете.
Список контактов Зуева Н аталья Владимировна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Топкинская ООШ Адрес Кемеровская область, Топкинский муниципальный округ, село Топки, Микрорайон, 8А Телефон 89050658375 e- ma il : natasha.zueva68@yandex.ru
Возможности тиражирования практики Причины нарушения дисциплины Памятка «Начни с себя» Памятка «Правило 100%» Пямятка «Как вовлечь детей в учебный процесс»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
«Дисциплина в классе»
мастер –класс по её поддержанию
Содержание
Введение
1. Понятие о дисциплине
2. Причины плохой дисциплины
3. Рекомендации педагогу по управлению собой
4. Мотивация и вовлечение в процесс
Введение
Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимали, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.
Что же такое дисциплина?
- Во-первых, дисциплина – это то, с чем ребенок не рождается, то, чего в нём от природы нет, и то, что необходимо в него «вложить». И потому дисциплинированность детей и дисциплина в школе – это всегда есть определенный результат воспитания, который очень важен для характеристики как самих детей, так и оценки школы.
- Во–вторых, понятие «дисциплина» (как определённый порядок, следование норме) всегда воспринимается людьми как противопоставление свободе. Как ограничение, принуждение, лишение.
- В-третьих, очень не ясна, запутанна, противоречива связь между внешней дисциплиной и нравственностью как сугубо внутренним, интимным состоянием человека.
Как известно, существует четыре основных способа дисциплинирования:
1)через боль и страх;
2)через возвышение самолюбия и чести:
3)через переживание естественных последствий:
4)через порицание, даже исключение из общества.
А.С.Макаренко, который работал, как известно, с категорией социально травмированных детей, не мог пройти мимо проблемы дисциплины. Он утверждал, что «дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение». А.С.Макаренко говорил, что дисциплина украшает коллектив, что дисциплиной надо детям гордиться. Ему принадлежит замечательная формула, снявшая противоречие между дисциплиной - свободой и дисциплиной - запретом:
как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему!
Итак, обобщая сказанное, можно заключить, что дисциплина – понятие для школы законное. Она не только не унижает ребенка или педагога, она возвышает обоих: это условие совместной работы, это ценность, которую необходимо созидать, беречь и охранять. Но как с ней работать, как включить её в пространство школьной свободы и права? Ведь наше общество хочет построить правовое государство и воспитать законопослушную личность.
В школе не бывает тихо. Здесь всегда шум, гам, разговоры. Это нормальная обстановка, ведь с детьми никогда не бывает скучно.
На переменах шум – это норма. А вот на уроках?
В школьном коридоре во время урока тихо только относительно. Пройдите от двери кабинета до двери: в одном классе спокойным ровным голосом объясняют материал, в другом слышится шум и возня ребят. От чего зависит уважение к учителю? Почему с одним могут пойти на открытый конфликт, а другому достаточно сделать паузу, и это будет сигналом не шуметь?
Сегодня я хочу поговорить об этом, поделиться с вами моими секретами работы со школьниками. За 30 летний педагогический опыт я научилась успокаивать детей взглядом. Надеюсь, что мои советы будут вам полезны.
Каковы же причины нарушения дисциплины ? (Назовите их пожалуйста).
Вывод: причин нарушения дисциплины на уроках великое множество, но мы считаем, что это основные проблемные моменты, на которые необходимо уделить своё внимание каждому педагогу. Ещё раз уточним эти моменты.
- Нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат остаточные явления раннего органического поражения, частые болезни).
- Материнская депривация, то есть отказ от воспитания ребёнка и передача его в руки бабушек
- Уклонение от воспитания ребёнка. (Поиск хорошей работы, заработков, отсутствие жилья).
- Попустительский стиль семейного воспитания. (Попустительский стиль, предоставление бесконтрольной свободы действий, заняты своими делами, собой…, непоследовательное использование методов поощрения и наказания, демонстрация двуличного отношения к окружающим, формируется конформный тип личности
- Неправильная постановка акцентов в подготовке ребёнка к школе.
(Овладевая письмом и счётом при подготовке к школе:
- Не учатся общаться
- Не учатся слушать учителя, товарищей во время урока и других занятий
- Главное: сидеть спокойно, слушать и слышать, правильно выполнять задания, быть активным, любознательным, инициативным).
- Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.
(Суть «плохого» поведения – демонстративность, потребность во внимании – базовая психологическая потребность, получить «плохое» внимание лучше, чем не получить никакого хотят взаимодействовать, но не знают как).
- Установление детьми собственной власти над коллективом.
- Месть как цель "плохого" поведения.
- Избегание собственных неудач.
(Хотят быть незаметными, редко взаимодействуют с классом, учителем, думают, что не соответствуют запросам учителей, родителей, откладывают «на потом», не доводят дело до конца, уходят с уроков.)
- Эффект стадности, которому подвержен большой процент детей.
(Сильно стремление стать «своим», приобрести признание одноклассников, не могут противостоять группе с определёнными нормами поведения).
- Негативное влияние СМИ, компьютера.
Сюда же можно отнести причины, зависящие от учителя :
- Стили преподавания (Авторитарный стиль общения)
- Дисциплина поддерживается страхом
- «Шумовые» воздействия
- Словесные оскорбления
- Высмеивание перед классным коллективом
Цель каждого учителя: увлекательность, разнообразие видов работы, дружелюбное отношение, знание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка
Задачи учителя
- Научиться идентифицировать причину и цель нарушения поведения
- Стараться правильно строить общение с учеником
- Заменить неконструктивный способ на правильный и эффективный.
- Уметь корректировать негативное поведение не причиняя вреда и не теряя своего авторитета.
Давайте рассмотрим несколько ситуаций. (каждой группе по одной ситуации)
Решение проблемных ситуаций по группам.
Чтобы не случалось в школе подобных ситуаций, давайте посмотрим, что мы можем сделать.
Первое, что нужно сделать – начать с себя. Поработайте с собой, своим голосом, речью, манерой общения, стилем преподавания педагога,
- У учителя должен быть сильный голос. Не нужно кричать, срываться. Просто говорите громко, уверенно, четко. Не всем это дано с рождения, но он точно приходит с опытом. Нужно тренироваться.
- Будьте лаконичны. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.
- Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.
- Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.
Допустим, вы собирались сказать: "Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание". Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове ("Ребята, достаньте...") и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: "Ребята..." Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.
- Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.
- Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).
- Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.
- Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.
Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.
Следующая задача – завладеть вниманием всех учеников в классе. Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке. Это абсолютно реально. Нужно лишь знать некоторые тонкости.
Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок. Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех, даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени.
1. Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока. Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.
2. Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке. Например: "Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим". Используйте этот навык, когда замечаете, что внимание учеников скоро рассеется. Чем раньше вы напомните, тем лучше.
3. Анонимная индивидуальная коррекция. Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: "Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего".
4. Индивидуальная коррекция. Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок. Например: "Квентин, я просила всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал то же самое".
5. Мгновенная публичная коррекция. Не всегда удается сделать замечание незаметно для остальных. Публичная коррекция позволит ограничить объем внимания к нарушителю и объяснить, чего от него ждут, а не ругать или рассказывать, что он сделал не так. Например: "Дима, куда ты смотришь? Задние парты, не зеваем!".
6. Наказание. Если не удается оперативно, не прибегая к крайним мерам, разрешить ситуацию, постарайтесь не сорвать урок. Как и при прочих видах коррекции, наказывать следует быстро, ненавязчиво и без лишних эмоций. В идеале учитель должен располагать арсеналом приемов, чтобы адекватно реагировать на любое нарушение и справляться с ним решительно и без колебаний.
Мы часто говорим о мотивации и дисциплине, забывая при этом о двух не менее важных понятиях, это вовлечение и объяснение. А вовлечение это один из главных компонентов в обучении. Мы вовлекаем детей через доступное объяснение материала, дети мотивируются и проблем с дисциплиной практически не бывает. Это идеальная формула, но мы с вами понимаем, что в действительности этого очень сложно достигнуть.
И как бы мы не обращали внимание на поведение и дисциплину детей, какие бы новые формы работы не использовали, как бы не готовились к уроку, всё равно найдутся такие ученики, которые смогут отвлечь себя и других.
Итак, как вовлечь детей в учебный процесс?
- Часто бывает, что дети опаздывают на урок, кто-то один раз в четверть, а кто-то и на каждое занятие. Естественно, это отвлекает и учителя, и учащихся. Поэтому мы встречаем опоздавших с коробочкой вопросов или небольших заданий по преподаваемому предмету. То есть, если ты пришёл поздно, то тяни вопрос и отвечай (с порога включаем его в работу, чтобы в будущем не расслаблялся). Тем самым, мы не просто тратим на него время, а с пользой для всех.
- Всем нам нравится, когда дети слышат учителя и подчиняются его требованиям, но бывает и так, что учащиеся выкрикивают ответы, говорят одновременно или перебивают друг друга. В этом случае мы можем просто спрашивать тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам, остальных игнорировать. После ещё раз обговорить правила работы и сказать, что отвечать и выходить к доске будут те, кто не кричит и не мешает остальным. Естественно, дисциплина никогда не будет идеальной, над ней нужно работать всегда, из урока в урок. Поэтому постоянно акцентируем на ней наше внимание, без этого никак.
- Ловите на раннем этапе. Лучшие учителя мгновенно замечают, что глаза ученика начинают блуждать, и пресекают его дурные намерения еще до того, как тот успеет что-то сделать.
- Привлекайте самых шумных и непоседливых детей к себе в помощники (раздать листочки, тетради, проверить выполнение задания, написать на доске правило, формулу и прочее) и обязательно хвалите, им этого не хватает, поэтому они жаждут внимания учителя и всего класса. И вообще, не забывайте благодарить детей за все хорошее, что они делают. Это повышает их внимательность.
- "Минутка тишины" - дайте классу 1-2 минуты посидеть с закрытыми глазами, можно даже полежать на парте. Этот приём снижает активность и успокаивает детей. Поверьте, лучше вы потратите пару минут на "сон", чем 10 минут, чтобы их успокоить.
- Если же дети шумят, не слушаются, не увлечены процессом, попробуйте следующие методы:
- Поднимите всех на ноги и продолжите вести так урок минут 5, они утомятся.
- Совершите неожиданное действие: колокольчик, отвернуться к окну, вести урок в конце кабинета
- "Кто меня слышит – встаньте/хлопните/прыгните", кто не в теме, обратит на вас внимание.
- НИКОГДА НЕ КРИЧИТЕ, вам всё равно не перекричать 15-20 человек, да и никому не нравится, когда на них кричат. Просто любите свой предмет и ученики «заразятся» вашей любовью.
- Средство, а не цель. Внимание — это средство, а не цель. Ученикам нужно вас слушать, чтобы достичь успехов в учебе. "Смотрите на меня, иначе не поймете" — эта фраза скажет гораздо больше, чем такая: "Все должны смотреть на учителя. Если я прошу вас о чем-то, вы должны это делать".
- Возьмите рассадку в классе в свои руки. Если ученики садятся в классе так, как хотят сами, вероятность, что дисциплина будет нарушена, в три раза выше, чем если бы это сделали вы. Почему так происходит? Дети, вероятнее всего, выберут места рядом с разговорчивыми друзьями и подальше от учителя, чтобы спокойно сидеть в телефоне. Но можно найти и интересную альтернативу принудительному рассаживанию. Найдите верный способ сделать так, чтобы нарушителей дисциплины было легко обнаружить.
- Покажите, что все контролируете. Не просто давайте указания, но и следите за их выполнением, при этом ученики должны понимать, что вы не дремлете. Каждые пару минут оглядывайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Перед тем как что-то попросить, обязательно делайте паузу и смотрите на учеников. Проговаривайте все, что видите: "Спасибо, Алена. Спасибо, Никита. Первый ряд, смотрим на меня". Тем самым вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят, словно у вас есть "радар".
По началу, возможно, будет тяжело и непривычно. Но со временем все делается на автомате, даже не замечаешь, что это какой-то прием. Просто часть нашей школьной жизни.
Коллеги, благодарю за внимание. Буду рада ответить на ваши вопросы.
Предварительный просмотр:
Памятка
«Начни с себя»
Первое, что нужно сделать – начать с себя. Поработайте с собой, своим голосом, речью, манерой общения, стилем преподавания педагога.
- У учителя должен быть сильный голос. Не нужно кричать, срываться. Просто говорите громко, уверенно, четко. Не всем это дано с рождения, но он точно приходит с опытом. Нужно тренироваться.
- Будьте лаконичны. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.
- Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.
- Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.
Допустим, вы собирались сказать: "Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание". Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове ("Ребята, достаньте...") и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: "Ребята..." Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.
- Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.
- Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).
- Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.
- Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.
Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.
Предварительный просмотр:
Памятка
«Правило 100%»
Задача учителя – завладеть вниманием всех учеников в классе. Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке. Это абсолютно реально. Нужно лишь знать некоторые тонкости.
Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок. Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех, даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени.
1. Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока. Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.
2. Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке. Например: "Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим". Используйте этот навык, когда замечаете, что внимание учеников скоро рассеется. Чем раньше вы напомните, тем лучше.
3. Анонимная индивидуальная коррекция. Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: "Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего".
4. Индивидуальная коррекция. Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок. Например: "Миша, я просила всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал то же самое".
5. Мгновенная публичная коррекция. Не всегда удается сделать замечание незаметно для остальных. Публичная коррекция позволит ограничить объем внимания к нарушителю и объяснить, чего от него ждут, а не ругать или рассказывать, что он сделал не так. Например: "Дима, куда ты смотришь? Задние парты, не зеваем!".
6. Наказание. Если не удается оперативно, не прибегая к крайним мерам, разрешить ситуацию, постарайтесь не сорвать урок. Как и при прочих видах коррекции, наказывать следует быстро, ненавязчиво и без лишних эмоций. В идеале учитель должен располагать арсеналом приемов, чтобы адекватно реагировать на любое нарушение и справляться с ним решительно и без колебаний.
Предварительный просмотр:
Причины нарушения дисциплины
- Нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат остаточные явления раннего органического поражения, частые болезни).
- Материнская депривация, то есть отказ от воспитания ребёнка и передача его в руки бабушек
- Уклонение от воспитания ребёнка. (Поиск хорошей работы, заработков, отсутствие жилья).
- Попустительский стиль семейного воспитания. (Попустительский стиль, предоставление бесконтрольной свободы действий, заняты своими делами, собой…, непоследовательное использование методов поощрения и наказания, демонстрация двуличного отношения к окружающим, формируется конформный тип личности
- Неправильная постановка акцентов в подготовке ребёнка к школе.
(Овладевая письмом и счётом при подготовке к школе:
- Не учатся общаться
- Не учатся слушать учителя, товарищей во время урока и других занятий
- Главное: сидеть спокойно, слушать и слышать, правильно выполнять задания, быть активным, любознательным, инициативным).
- Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.
(Суть «плохого» поведения – демонстративность, потребность во внимании – базовая психологическая потребность, получить «плохое» внимание лучше, чем не получить никакого хотят взаимодействовать, но не знают как).
- Установление детьми собственной власти над коллективом.
- Месть как цель "плохого" поведения.
- Избегание собственных неудач.
(Хотят быть незаметными, редко взаимодействуют с классом, учителем, думают, что не соответствуют запросам учителей, родителей, откладывают «на потом», не доводят дело до конца, уходят с уроков.)
- Эффект стадности, которому подвержен большой процент детей.
(Сильно стремление стать «своим», приобрести признание одноклассников, не могут противостоять группе с определёнными нормами поведения).
- Негативное влияние СМИ, компьютера.
Сюда же можно отнести причины, зависящие от учителя :
- Стили преподавания (Авторитарный стиль общения)
- Дисциплина поддерживается страхом
- «Шумовые» воздействия
- Словесные оскорбления
- Высмеивание перед классным коллективом
Предварительный просмотр:
Памятка
Как вовлечь детей в учебный процесс?
- Часто бывает, что дети опаздывают на урок, кто-то один раз в четверть, а кто-то и на каждое занятие. Естественно, это отвлекает и учителя, и учащихся. Поэтому мы встречаем опоздавших с коробочкой вопросов или небольших заданий по преподаваемому предмету. То есть, если ты пришёл поздно, то тяни вопрос и отвечай (с порога включаем его в работу, чтобы в будущем не расслаблялся). Тем самым, мы не просто тратим на него время, а с пользой для всех.
- Всем нам нравится, когда дети слышат учителя и подчиняются его требованиям, но бывает и так, что учащиеся выкрикивают ответы, говорят одновременно или перебивают друг друга. В этом случае мы можем просто спрашивать тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам, остальных игнорировать. После ещё раз обговорить правила работы и сказать, что отвечать и выходить к доске будут те, кто не кричит и не мешает остальным. Естественно, дисциплина никогда не будет идеальной, над ней нужно работать всегда, из урока в урок. Поэтому постоянно акцентируем на ней наше внимание, без этого никак.
- Ловите на раннем этапе. Лучшие учителя мгновенно замечают, что глаза ученика начинают блуждать, и пресекают его дурные намерения еще до того, как тот успеет что-то сделать.
- Привлекайте самых шумных и непоседливых детей к себе в помощники (раздать листочки, тетради, проверить выполнение задания, написать на доске правило, формулу и прочее) и обязательно хвалите, им этого не хватает, поэтому они жаждут внимания учителя и всего класса. И вообще, не забывайте благодарить детей за все хорошее, что они делают. Это повышает их внимательность.
- "Минутка тишины" - дайте классу 1-2 минуты посидеть с закрытыми глазами, можно даже полежать на парте. Этот приём снижает активность и успокаивает детей. Поверьте, лучше вы потратите пару минут на "сон", чем 10 минут, чтобы их успокоить.
- Если же дети шумят, не слушаются, не увлечены процессом, попробуйте следующие методы:
- Поднимите всех на ноги и продолжите вести так урок минут 5, они утомятся.
- Совершите неожиданное действие: колокольчик, отвернуться к окну, вести урок в конце кабинета
- "Кто меня слышит – встаньте/хлопните/прыгните", кто не в теме, обратит на вас внимание.
- НИКОГДА НЕ КРИЧИТЕ, вам всё равно не перекричать 15-20 человек, да и никому не нравится, когда на них кричат. Просто любите свой предмет и ученики «заразятся» вашей любовью.
- Средство, а не цель. Внимание — это средство, а не цель. Ученикам нужно вас слушать, чтобы достичь успехов в учебе. "Смотрите на меня, иначе не поймете" — эта фраза скажет гораздо больше, чем такая: "Все должны смотреть на учителя. Если я прошу вас о чем-то, вы должны это делать".
- Возьмите рассадку в классе в свои руки. Если ученики садятся в классе так, как хотят сами, вероятность, что дисциплина будет нарушена, в три раза выше, чем если бы это сделали вы. Почему так происходит? Дети, вероятнее всего, выберут места рядом с разговорчивыми друзьями и подальше от учителя, чтобы спокойно сидеть в телефоне. Но можно найти и интересную альтернативу принудительному рассаживанию. Найдите верный способ сделать так, чтобы нарушителей дисциплины было легко обнаружить.
- Покажите, что все контролируете. Не просто давайте указания, но и следите за их выполнением, при этом ученики должны понимать, что вы не дремлете. Каждые пару минут оглядывайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Перед тем как что-то попросить, обязательно делайте паузу и смотрите на учеников. Проговаривайте все, что видите: "Спасибо, Алена. Спасибо, Никита. Первый ряд, смотрим на меня". Тем самым вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят, словно у вас есть "радар".
По началу, возможно, будет тяжело и непривычно. Но со временем все делается на автомате, даже не замечаешь, что это какой-то прием. Просто часть нашей школьной жизни.
Предварительный просмотр:
Проблемные ситуации,
связанные с нарушением дисциплины
Ситуация 1: «Испытание».
В одном из 8 классов школы был учащийся, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одной молодому педагогу. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Педагог сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван.
Оценка: имеет место быть неизрасходованный заряд молодой здоровой злости: на себя, на молодость педагога.
Прогнозирование: Если молодой педагог будет постоянно срываться с плана урока на замечания этому учащемуся, то это будет подпиткой его вредности, и, в то же время, будет расти неуверенность молодого педагога в своей профессиональной компетентности.
Решение: педагог взяла себя в руки и начала вести свое занятие далее по плану, остальные учащиеся сидели спокойно и выполняли все задания. Так продолжалось 3 урока. Понимая, что не дождется никакой реакции педагога, учащийся перестал стучать по парте и до конца учебного года дисциплину не нарушал.
Ситуация 2. Случай на физкультуре.
Ситуация произошла в школе (8 класс) в физкультурном зале на соревнованиях по футболу между классами. Между учениками параллельных классов возник какой-то конфликт. Педагог побежал разбираться, в чем дело (уже почти дошло до драки). Когда он подошел к мальчикам и попытался вмешаться, один из учащихся послал педагога матом (он не понял, что это учитель). Когда же он осознал, что сотворил – отвернулся и продолжил спорить с другим учеником. Педагог добился того, чтобы встал вопрос об отчислении этого учащегося из школы (но его не отчислили).
Оценка: ситуация непростая. Причиной послужило возбужденное, взбудораженное состояние ученика, вызванное случившимся конфликтом. Учащийся сказал такое сгоряча, не обратив внимание на того, кому он это говорит. Когда же он понял, что это его обращение было направлено на педагога, он посчитал, что важнее в данный момент доказать свою правоту в конфликте с другим учеником (подростковый возраст – время реализации себя в первую очередь в коллективе сверстников), а потом уже выяснять отношения с учителем.
Прогнозирование: такой способ выхода из ситуации со стороны педагога однозначно вызовет проблемы в его дальнейшем общении с этим учащимся и, вполне вероятно, со многими другими учащимися (ведь они все друг за друга стоят горой). Провинившийся ученик, возможно, и сам бы понял свой проступок и извинился бы за свое поведение. Также, данная ситуация может вызвать протестное поведение у учащегося, он может начать прогуливать школу.
Решение: в данной ситуации педагог должен был сказать учащемуся следующее: «Давайте, мы ваш конфликт разрешим после матча – стадион все-таки не место для выяснения отношений и надо продолжать игру», а затем обратиться к этому ученику с такими словами: «Мне было очень неприятно и обидно услышать от тебя такие слова. Возможно, ты сказал их не специально, погорячившись, но мне бы хотелось услышать извинения и понять, что такое больше не повториться». Таким образом, педагог показал бы учащимся, что из любого конфликта можно найти рациональный выход.
Ситуация 3. Слабый ученик.
В классе есть ученик-слабак, и другие ученики не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит плохую оценку.
Оценка: Слабый, затравленный насмешками одноклассников ученик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником поневоле, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Его одноклассники ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.
Прогнозирование: Ученик должен не бояться сделать ошибку. Одноклассники должны научатся поддерживать друг друга и принимать других такими, какие они есть. Педагог поймет, что необходимо осуществлять индивидуальный подход в общении с ним.
Решение: Чтобы создать гармонию отношений в классе (группе), педагогу необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческой задание, знакомство, с результатами которого может вызвать интерес всего класса (группы). Это поможет ученику раскрыться, показать его внутренние способности и нераскрытые возможности. Для этой же цели подойдет совместное решение заданий, выполнение общественных поручений.
Ситуация 4. Профессиональная этика.
Урок информатики. Примерно за 10 минут до конца урока, педагог вызывает к доске Никиту. Он должен составить программу на языке Pascal, используя алгоритм, изученный на уроке. Звенит звонок. Педагог просит всех выйти из класса, а Никиту остаться и решить задачу. Но учащиеся не уходят, а обступают Никиту, который стоит у доски. Звучат реплики: «Да ты что, совсем глупый», «Это же совсем просто» и.т.д. В результате это начинает раздражать Никиту, и он просит педагога, что бы она попросила остальных выйти из класса. Педагог подходит к толпе и смотрит на доску: «Ай-ай-ай, Никита. Ты даже простую программу не можешь правильно составить». Учащиеся начинают смеяться, а Никита хватает портфель и выбегает из класса.
Оценка: Конец урока. Все уже расслабились, в том числе и Никита. Он просто по своей рассеянности неправильно переписал задачу, и сам не смог найти ошибку. Он обратился за помощью к педагогу, так как она всегда помогает, если что-то не получается.
Прогноз: Никита надеялся на помощь учителя, а она поступила так же, как одноклассники, то есть посмеялась над ним. Скорее всего, она не хотела обидеть своего ученика и сказала это не со зла. Но, зная взрывной характер Никиты, она могла бы предположить финал данной ситуации. Скорее всего, что Никита обиделся на учителя и своих одноклассников, так как они не помогли ему в трудной ситуации. На следующем уроке никто не вспомнил об этом инциденте. Но, возможно, Никита не поможет своему однокласснику в аналогичной же ситуации, а посмеется вместе с остальными.
Решение: Педагог могла попросить других учеников выйти из класса и осталась бы с Никитой один на один. Попросила бы его успокоиться, сосредоточиться, найти ошибку и решить пример.
Ситуация 5. Материальные ценности.
На перемене двое учеников, мальчик и девочка, громко спорят. Подошедший педагог узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер. Педагог отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет.
Оценка: в данной ситуации поведение педагога мало отличается от поведения своих учеников. Она решает, кто прав и кто виноват, не предпринимая усилий для того, чтобы сгладить конфликт разумным способом, и тем самым усугубляет его.
Прогнозирование: психологически комфортная обстановка в классе во многом зависит от поведения педагога, задачей которого является не только привить ученикам знания в рамках образовательной программы, но и научить их быть более терпимыми друг другу, стараться идти на компромисс. Авторитарное поведение педагога в подобной ситуации, вряд ли, станет хорошим примером для учащихся, более того в классе возрастет количество межличностных конфликтов, которое может привести к конфронтации между учениками или между учительницей и учеником или группой учеников.
Решение: Педагог должна доверительно поговорить с обоими учениками, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы их обоих. Например, постараться найти того, кто смог бы починить плейер. Оптимальный вариант решения проблемы - склонить учащихся к примирению без всяких условий и компенсаций. Но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников, чтобы они решили вопрос о компенсации на тех условиях, которые устраивали бы обе стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...