Формирование информационной компетентности младших школьников
статья

Ветлужских Оксана Николаевна

Данный материал поможет формировать у ребёнка  информационные компетенции

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мало знать, надо и применять.                

                                                Мало очень хотеть, надо и делать!»

                                                 ( англ. писатель  А́ртур Чарльз Кларк)

 « Формирование информационной  компетентности  младших школьников».

   Мы живём в информационном обществе, поток информации растёт большими темпами, в условиях стремительного развития информационных технологий возрастает роль информационной деятельности человека, поэтому современный ребёнок должен ориентироваться в информационном потоке. Меняется и роль учителя - он должен стать координатором информационного потока.

  За всю долгую  историю развития человеческое общество накопило огромный объём информации. Каждое следующее поколение людей старалось сохранить её, передавая накопленные знания (информацию), следующим поколениям. В наше время информация хранится в  разных источниках в устной форме, в письменной форме (книги, рукописи, периодика, плакаты), цифровой (ИКТ).  Неуклонно растёт поток информации, появляются новые отрасли производства, которые требуют новых грамотных специалистов. Современному человеку необходима способность ориентироваться во  всё возрастающем потоке информации, умение использовать современные технологии, умение прообразовывать их, оптимально используя информацию в практической деятельности. Другими словами, нужно не только много знать, но и уметь применять знания. Задача современной школы определяется не в том, чтобы утолить информационный голод ученика, а в том, чтобы сформировать его информационную компетентность, т.е. воспитать умелого пользователя информационного наследия человечества.

Термин «информация» происходить от латинского  «information», что означает разъяснение, осведомление,  изложение. Понятие «компетентность» в образовании А.Х.Хуторским даётся как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для  качественной продуктивной деятельности по отношению к ним».

Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

  Информационная компетентность характеризуется, как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации:

-поиск информации

- обработка информации

- передача информации

- хранение информации

Информационные компетенции включают в себя: 

  • владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернетом;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту.

Информационная компетентность относится к группе ключевых компетенций школьников. Современный школьник не должен быть вольным слушателем, который только впитывает готовые знания. Опыт  показывает, что умение ребёнка  работать с информацией определяет в полной мере успешность его обучения не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Надо отметить, что далеко не все  имеют данное умение, даже будучи выпускником учебного заведения. Поэтому формирование информационной компетентности следует начинать с первой ступени общего образования.

Методы формирования информационной компетенции:

Поиск и сбор информации:

задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;

задания с избытком информации; задания с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

Обработка информации:

  • задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно
  • следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
  • составление планов к тексту;
  • подготовка вопросов к тексту;
  • составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
  • задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
  • задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

Передача информации:

  • подготовка докладов, сообщений по теме;
  • подготовка плакатов, компьютерных презентаций к учебному материалу;
  • подготовка «учебных пособий» по теме;
  • подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

Действие ученика, имеющего сформированные навыки работы с информацией:

– Знаю, где найти!

– Нашёл!

– Применил.

– Могу рассказать другим.

– Могу использовать, чтобы получить информацию на более высоком уровне.

Обучение младших школьников приёмам работы с текстовой информацией:

Основным информационным источником в школе была и остаётся учебная книга. В условиях развития обучения расширяется и количество текстовых источников: словари, справочники, энциклопедии, научно-популярная литература. Поэтому, текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и правомерного его использования в качестве образца выполнения действий изучаемого предмета учителю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы. Поэтапно от класса к классу могут быть использованы следующие приемы работы с текстом, которые единые и можно использовать на всех предметах:

  • Комплексный анализ текста
  • Реконструкция текста
  • Сложение целого  из частей
  • Верные - неверные утверждения
  • Синквейн
  • Поэтическая разминка
  • «Диалог с автором»
  • Чтение с комментированием
  • Игра «Следопыт». (Быстро найди ответ на вопрос учителя). И т.д.

Основные методы свертывания информации:

  • выписки – почти дословное (иногда дословное) воспроизведение текста;
  • тезисы - краткий вывод, главная мысль прочитанного, определение сущности любыми словами;
  • дайджест - краткое изложение какой - либо информации; главные мысли автора, наиболее важные сообщения, факты и цифры;
  • конспект - краткое, связное и последовательное изложение содержания;
  • аннотация - краткая характеристика, раскрывающая содержание, назначение.

Практические приёмы работы с информацией

Прием маркировки текста 

 Во время чтения делать на полях страницы пометки

Можно использовать значки:

(+) – знал(-а)

(- ) – узнал (-а) новое

(?) – вызывает сомнение и вопросы / не понял, есть вопросы

(хз) ?!- хочу знать

Заполнение таблицы:

+

-

?

?!(ХЗ)

Вы бы хотели получить более подробные сведения

Прием делает зримым процесс накопления знания/ информации, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания.

Прием «Бортовые журналы», «Дневники»

Что мне известно по данной теме/ проблеме

Что нового я узнал из текста

Ключевые моменты заносятся в бортовой журнал (возможно на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах), связывая со своим личным опытом, видением мира.

«Двухчастный дневник»

Цитата

Комментарии

Учащиеся выписывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали воспоминания, ассоциации

Дают комментарий: что заставило записать именно эту цитату

  • Таблица “З-Х-У” (“Знаю – Хочу знать – Узнал”)
  • Кластер 
  • Прием «Плюс- минус- интересно» и / или «Плюс- минус- вопрос»
  • «Трехчастный дневник»
  • Прием «Кто? Что? Где? Когда? Что делает? Почему?» в форме таблицы
  • Ромашка Блума
  • Антиципация
  • Прием «Кольца Венна» 
  • Составление схемы Фишбоун

  • Приём «шляпы де Боно»:  
  • Приём «Дерево предсказаний»
  • Приём «Виртуальный гость»:
  • Приём «несоответствий» (коллизий)
  • Индивидуальное чтение со стопами  и работа над прочитанным текстом и др.

    Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации - кодирование информации

Одна и та же информация может быть представлена (закодирована) в нескольких формах: звуковой, текстовой, числовой, графической и т.д.

Успешность обучения школьника в значительной степени зависит от того, насколько каждый конкретный ученик умениями, навыками:

-кодирования

- декодирования

-перекодировки

     Проблема рационализации приёмов работы с учебной информацией в начальной школе может быть в значительной степени решена посредством применения различных систем кодирования.

Ведущая система кодирования  информации, которой обладает ребёнок – это умение обозначать понятия словами.

   На уроках мы учим школьников  приёмам кодирования информации в звуках, буквах, цифрах, графике. Реже – в мимике и жестах. Мимика и жесты способны рационализировать процесс усвоения знаний. Между тем, упражнения с использованием на уроке мимики, жестов и прочих телодвижений, могут быть не только забавны, но и очень полезны.

   Высшим уровнем функционирования знаково-символических средств в различных видах деятельности считается моделирование. В материалах ФГОС НОО знаково-символическое моделирование выделено как одно из познавательных универсальных учебных действий, которыми должен овладеть выпускник начальной школы.

 Понятие кодирования напрямую связано с понятием рационализации труда. Рационализацией учебного труда младших школьников мы называем явление, при котором за меньшее количество времени усваивается большее количество материала, и при этом сохраняется хорошее настроение и самочувствие детей. Кодирование вносит разнообразие в учебную деятельность, увлекает детей, способствует лучшему запоминанию понятий, смысловых связей, алгоритмов.

   Систематическая работа по развитию информационно-библиографических умений, ориентировке в книге, в тексте реализуется в рамках внеурочной деятельности и на уроках литературного чтения совместно с библиотекарем.

Цель:

Формирование библиографических умений: подбор литературы, использование словарей, справочников, энциклопедий, сужение круга поиска информации, ориентировка в книге и т.д. (содержание курса представлено в приложении)

   В  ходе изучения окружающего мира осваивая  технологию сбора данных, можно продолжить развитие информационной компетентности, используя функции телефона.  Изучить функцию «Диктофон», «Извлечение записанной информации с переносом в компьютер» с поэтапными шагами планирования её достижения на основе имеющихся знаний и умений и осуществить:

  • сбор данных в виде фотоизображений (домашних животных), сделанных с помощью мобильного телефона;
  • сбор данных  цифровой  фиксации звуков с помощью диктофона на мобильном телефоне  (записать звуки,  издаваемые домашними животными,  ведь мы – жители сельской местности);
  • создание  банка данных фотоизображений и  звуков (издаваемых домашними   животными)

       В сочетании и гармоничном использовании различных видов работы с информацией видится возможность повышения эффективности обучения младших школьников что позволяет усвоить эту информацию всем детям (любого уровня интеллектуального развития)

Результаты работы:

Из результатов видно, что дети умеют воспринимать информацию, осмыслить её, ориентироваться в тексте, вычленять нужное.

    Формируя информационную компетентность учащихся начальной школы,  осуществляется и  развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе.



Предварительный просмотр:

«Мало знать, надо и применять.                

                                                Мало очень хотеть, надо и делать!»

                                                 (А́ртур Чарльз Кларк)

 « Формирование информационной  компетентности  младших школьников».

   Мы живём в информационном обществе, поток информации растёт большими темпами, в условиях стремительного развития информационных технологий возрастает роль информационной деятельности человека, поэтому современный ребёнок должен ориентироваться в информационном потоке, Меняется и роль учителя - он должен стать координатором информационного потока.

  За всю долгую  историю развития человеческое общество накопило огромный объём информации. Каждое следующее поколение людей старалось сохранить её, передавая накопленные знания (информацию), следующим поколениям. В наше время информация хранится в  разных источниках в устной форме, в письменной форме (книги, рукописи, периодика, плакаты), цифровой (ИКТ).  Неуклонно растёт поток информации, появляются новые отрасли производства, которые требуют новых грамотных специалистов. Современному человеку необходима способность ориентироваться во  всё возрастающем потоке информации, умение использовать современные технологии, умение прообразовывать их, оптимально используя информацию в практической деятельности. Другими словами, нужно не только много знать, но и уметь применять знания. Задача современной школы определяется не в том, чтобы утолить информационный голод ученика, а в том, чтобы сформировать его информационную компетентность, т.е. воспитать умелого пользователя информационного наследия человечества.

Термин «информация» происходить от латинского  «information», что означает разъяснение, осведомление,  изложение. Понятие «компетентность» в образовании А.Х.Хуторским даётся как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для  качественной продуктивной деятельности по отношению к ним».

Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

  Информационная компетентность характеризуется, как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации:

-поиск информации

- обработка информации

- передача информации

- хранение информации

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной  форме.

Информационные компетенции включают в себя: 

  • владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернетом;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту.

Информационная компетентность относится к группе ключевых компетенций школьников. Современный школьник не должен быть вольным слушателем, который только впитывает готовые знания. Опыт  показывает, что умение ребёнка  работать с информацией определяет в полной мере успешность его обучения не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Надо отметить, что далеко не все  имеют данное умение, даже будучи выпускником учебного заведения. Поэтому формирование информационной компетентности следует начинать с первой ступени общего образования.

Методы формирования информационной компетенции:

Поиск и сбор информации:

задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;

задания с избытком информации; задания с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

Обработка информации:

  • задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно
  • следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
  • составление планов к тексту;
  • подготовка вопросов к тексту;
  • составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
  • задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных 
  • материалов;
  • задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

Передача информации:

  • подготовка докладов, сообщений по теме;

      подготовка плакатов, компьютерных презентаций к учебному материалу;

          подготовка «учебных пособий» по теме;

        подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

Действие ученика, имеющего сформированные навыки работы с информацией:

– Знаю, где найти!

– Нашёл!

– Применил.

– Могу рассказать другим.

– Могу использовать, чтобы получить информацию на более высоком уровне.

Обучение младших школьников приёмам работы с текстовой информацией:

Основным информационным источником в школе была и остаётся учебная книга. В условиях развития обучения расширяется и количество текстовых источников: словари, справочники, энциклопедии, научно-популярная литература. Поэтому, текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и правомерного его использования в качестве образца выполнения действий изучаемого предмета учителю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы. Поэтапно от класса к классу могут быть использованы следующие приемы работы с текстом, которые единые и можно использовать на всех предметах даже в старших классах:

  • Комплексный анализ текста
  • Реконструкция текста
  • Сложение целого  из частей
  • Верные-неверные утверждения
  • Синквейн
  • Поэтическая разминка
  • «Диалог с автором»
  • Чтение с комментированием
  • Игра «Следопыт». (Быстро найди ответ на вопрос учителя).

Основные методы свертывания информации:

  • выписки – почти дословное (иногда дословное) воспроизведение текста;
  • тезисы - краткий вывод, главная мысль прочитанного, определение сущности любыми словами;
  • дайджест - краткое изложение какой - либо информации; главные мысли автора, наиболее важные сообщения, факты и цифры;
  • конспект - краткое, связное и последовательное изложение содержания;
  • аннотация - краткая характеристика, раскрывающая содержание, назначение.

Таблица “З-Х-У” (“Знаю – Хочу знать – Узнал”)

  Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Цели ее применения:

1. Обучение умению определять уровень собственных знаний.

2. Пробуждение интереса к получению новой информации.

3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Пошаговое описание метода.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

На уроке обобщения знаний о глаголе используется интерпретация таблицы :

 

Знаю

Умею

Хочу узнать

1) Понятие о глаголе как часть речи.

 

 

 

2) Глаголы и фразеологизмы.

 

 

 

3) Изменение глаголов по числам.

 

 

 

4) Понятие о временных формах глагола.

 

 

 

5) Неопределенная форма глагола.

 

 

 

6) Изменение глаголов по временам.

 

 

 

7) Употребление и правописание частицы не.

 

 

 

Прием маркировки текста 

 Во время чтения делать на полях страницы пометки

Можно использовать значки:

(+) – знал(-а)

(- ) – узнал (-а) новое

(?) – вызывает сомнение и вопросы / не понял, есть вопросы

(хз) ?!- хочу знать

Заполнение таблицы:

+

-

?

?!(ХЗ)

Вы бы хотели получить более подробные сведения

Прием делает зримым процесс накопления знания/ информации, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания.

Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, “с высоты птичьего полёта”. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое. Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала.

http://festival.1september.ru/articles/608098/Image5750.gif

Вышеописанная технология обучения на основе творческой переработки текста позволяет учить интересно, быстро, качественно и даёт учащимся чувство удовлетворения.

Прием «Плюс - минус- интересно» и / или «Плюс- минус- вопрос»

Можно использовать на стадии осмысления и на стадии рефлексии,  приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.

+(П)

Информация, которая с точки зрения ученика, носит позитивный характер

-(М)

негативный

И

Информация, которая интересна

?

Есть вопросы (графа может отсутствовать)

Прием «Бортовые журналы», «Дневники»

Что мне известно по данной теме/ проблеме

Что нового я узнал из текста

     Ключевые моменты заносятся в бортовой журнал (возможно на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах), связывая со своим личным опытом, видением мира. Этот приём помогает не только систематизировать материал, но и развивать навыки письменной связной речи. В бортжурнале можно помещать и описания, и рисунки, и схемы, и таблицы. Можно изучение той или иной природной зоны представить как составление рекламы турфирмы.

«Двухчастный дневник»

Цитата

Комментарии

Учащиеся выписывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали воспоминания, ассоциации

Дают комментарий: что заставило записать именно эту цитату

«Трехчастный дневник»

Цитата

Комментарии

Вопросы

Прием «Кто? Что? Где? Когда? Что делает? Почему?» в форме таблицы

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Что делает?

Почему?

"Ассоциативный куст"

Тепло

Спички

Пламя

Опасность

Печь

   Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.

Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Ромашка Блума

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.   При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Классификация вопросов Б.Блума:

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова «Почему». Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы..? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы..?
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание таблицы умножения?

img5.jpg https://3.bp.blogspot.com/-w9pga3MStqk/VvZQgAjPo9I/AAAAAAAAAWY/WpjBw42jY38JZZIX7nXqrmweU-b09V8vg/s1600/romashka.jpg

Антиципация

Антиципация (лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания.

  1. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
  2. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.

Разновидности антиципации:

а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.

б) Восстановление текста с пропущенными элементами.

в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.

г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Рекомендации:

  • Приём восстановления текста с пропущенными элементами можно использовать при работе с новым материалом. Учащиеся получают формулировки правил, определений, положений с пропусками. В процессе анализа учебного материала недостающие элементы вставляются в заготовку.

Прием «Кольца Венна» 

http://i.ytimg.com/vi/YQzfRj9wiWM/mqdefault.jpg

Прием «Кольца Венна», или «Диаграмма Венна», стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге «Символическая логика». Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. «Кольца Венна» помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.

Как работать с приемом «Кольца Венна»

1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.

Например, на уроке математики можно сравнить понятия разных геометрических фигур — квадрата, ромба, трапеции. На уроке литературы — героев произведения.

2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.

3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).

Составление схемы Фишбоун

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

http://katti.ucoz.ru/_pu/57/s72771529.jpg

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки— на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода Фишбоун на уроке

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

Приём «шляпы де Боно»:  (Набор цветных шляп: белая, чёрная, жёлтая, зелёная, голубая, красная.)  Приём заключается в том, что  после изучения произведения или темы , примеряя каждую из шляп учащиеся дают свою оценку изученному, обязательно аргументируя своё мнение фактами изученной информации.

Белая – определение понятиям.

Чёрная – пессимисты.

Жёлтая–оптимисты.

Зелёная – определённая (специальная информация).

Голубая – вопросы по тексту.

Красная – эмоции.

Этот приём оживляет изучение учебной информации. Работу можно проводить по группам, которые разделяются по количеству шляп (количество шляп можно ограничить). Хорошо подходит этот приём на уроках окружающего мира

При изучении темы «Горы»  по окружающему миру. Можно использовать групповую работу , а при отчёте использовать данныё приём.

Белая – расскажут о строении горы (подошва, склон, вершина);

Чёрная – расскажут о том, насколько бывают коварны горы, наличии в горах схода лавин, опасности для альпинистов  горных ущелий и нехватке в воздухе на вершине высочайшей горы кислорода;

Жёлтая – расскажут о том, что горы часто используются для занятий спортом, какие редкие растения растут только в горных областях.

Зелёная – расскажут о том, из какие горные породы составляют горы. Чем отличаются «молодые» горы и «старые» горы, назовут самые высокие горы на Земле или на территории России;

Голубая – подготовят и зададут вопросы по теме (можно в форме викторины или кроссворда);

Красная – должны проанализировать научный текст учебника, отметить какое впечатление произвели факты текста, расскажут обо  всём положительном жизни в горной местности.

Приём «Дерево предсказаний»

 Этот приём в чём-то схож с приёмом антипации. Этот приём впервые был придуман американским учителем Джоржом Беллансом, работающим с художественным текстом. Предположения строятся по поводу развития сюжетной линии в литературном произведении. Приём построен таким образом: «ствол дерева» – тема, «ветви» – это предположения, которые расходятся по двум направлениям: с одной стороны – это «возможно», с другой – «вероятно» (количество ветвей может быть разным). На ветвях добавляются «листья» - обоснование этих предположений. Этот приём требует более высокого уровня знаний о литературных произведений в целом, поэтому его лучше проводить в 3-4 классах.

Приём «Виртуальный гость»: Получив информацию от детей по изучаемой теме, можно сравнить её с цитатами великих учёных или путешественников, которые могут подтвердить факты изучаемого материала. Этот приём удобно использовать на уроках окружающего мира.

Приём «несоответствий» (коллизий)

Этот приём заключается в нахождении несоответствий между старыми и новыми знаниями. Или несоответствия между знаниями разного уровня. Можно применять на уроках русского языка. Например; несоответствие между написанием и произношением слова: гриб – гри(п), дуб – ду(п).  Наблюдение за группой таких слов можно смотивировать на нахождение правила, связанного с данной проблемой. Можно использовать рассмотрение несоответствия между житейскими и научными знаниями.

Индивидуальное чтение со стопами  и работа над прочитанным текстом.

Учитель нацеливает учащихся на повторное чтение текста с использованием пометок карандашом на полях:

V – эту информацию знал, знаю, вспомнил;

+ - это новая для меня информация;

? – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

1 класс:

Дата диагностики:______________

фамилия, имя учащегося _____________________________________

                             

Куница.

     Живёт в густом лесу небольшой хищный зверёк – куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от неё убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды – куница и ими будет лакомиться.

       

                                                                   В.Чаплина

  1. Прочитай текст про себя и вслух.
  2. Подчеркни то, что ты знал о кунице - синим карандашом, а что узнал только что – красным.
  3. Подчеркни зелёным карандашом слова, которые помогут ответить на вопрос  «Почему куницу автор сравнил с кошкой?».
  4. Выпиши слова, отвечающие на вопрос «Чем питается куница?».
  5. Хотел бы ты узнать о жизни куницы больше?  ( да  -  нет )
  6. Подчеркни, в каких источниках ты больше всего можешь найти информацию об этом зверьке? (в учебнике по Окружающему миру, в Интернете, в научно-популярном журнале).
  7. Если сможешь, раздели текст на две логические части. Придумай название каждой части.
  8. Как бы по-другому ты назвал этот текст?

2 класс:

Дата диагностики:______________

фамилия, имя учащегося _____________________________________

                             

                               

Ива.

      На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви в цветах – в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется большим жёлтым шариком. Жёлтый шар гудит – так много пчёл берут в нём первый мёд.

       К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли

 – нет сил махать крылышками.

 Остались ночевать на цветах.

1. Прочитай текст про себя и вслух.

2. Подчеркни то, что ты знал о иве - синим карандашом, а что узнал только что – красным.

3. Подчеркни зелёным карандашом слова, которые помогут ответить на вопрос  «Почему иву автор сравнил с жёлтым шаром?».

4. Выпиши слова, отвечающие на вопрос «как выглядит ива в пору цветения?».

5. Хотел бы ты узнать о  данном растении больше?  ( да  -  нет )

6. Подчеркни, в каких источниках ты больше всего можешь найти информацию об этом зверьке? (в учебнике по Окружающему миру, в Интернете, в научно-популярном журнале).

     7.  Если сможешь, раздели текст на две логические части. Придумай        название каждой части.

     8. Как бы по другому ты назвал этот текст?

  1. Назовите месяц, когда цветёт ива, если не можете это сделать укажите, где можно найти ответ на этот вопрос?

  1. Какова главная мысль данного текста?

Обучение младших школьников  приёмам библиографического поиска, ориентировке в книге, в тексте.

   Систематическая работа по развитию информационно-библиографических умений младших школьников реализуется на уроках чтения при помощи библиотекаря.

Цель:

Формирование библиографических умений: подбор литературы, использование словарей, справочников, энциклопедий, сужение круга поиска информации и т.д.

Содержание курса:

Рекомендуемые темы уроков

Информационно-библиографические представления.

1. Мир особой тишины

Опыт адекватного поведения в читальном  зале. Волшебное свойство тишины. Увлекательное чтение.

2. Читательские ориентиры.

Путеводитель по библиотеке: справочные стенды, указатели, каталоги. Увлекательное чтение. Читательский дневник – адреса любимых книг. Коллективное создание мини-картотеки «Увлекательное чтении»

3. Понятие об информационном запросе

Ваш помощник и гид – библиотекарь. Море книг и способы ориентирования в этом море. Тематическое расположение книг в библиотеке. Обучение работе у стеллажей. Первый опыт формулирования информационного запроса. Подготовка мини-сообщений на заданную тему.

4. Библиографический поиск.

Знакомство с разными способами библиографического поиска при выполнении учебного задания. Сужение круга поиска информации рациональными приёмами. Опыт оценки качества найденной информации с точки зрения соответствия информационному запросу.

5. Час свободного чтения. Понятие об аннотации.

Выбор учащимися книг по собственному вкусу.. Увлекательное чтение. Правила знакомства с новой книгой. Назначение и составление аннотаций по прочитанной книге.

6. Ориентировочный аппарат книги.

Экономия сил во время учёбы – реально ли это? От чего зависит скорость информационного поиска. Правила использования ориентировочного аппарата книги. Иллюстрации, аннотации, оглавление и т.д. Система закладок. Упражнения на скорость выполнения информационно-поисковых заданий.

7. Увлекательное чтение. Закрепление навыков информационного поиска.

Закрепление умений, полученных на предыдущих занятиях. Чтение по интересам.

8. Встреча с новым понятием.

Способы поведения при встрече с новым понятием в учебной литературе. Поиск непонятных слов, попытки их самостоятельного толкования. Виды словарей, энциклопедий. Способы работы со словарями. Упражнения на скорость информационного поиска. Взаимные задания детей по поиску толкования и правильного написания слов.

9.Урок-игра «Непонятные слова»

Закрепление навыков работы со словом. Коллективное изготовление газеты «Непонятные слова»

10. Урок-игра «Учёный совет»

Игры в сжимании информации. Краткое содержание прочитанного. Закрепление умений и навыков информационного поиска в ходе игры.

11. Навыки ориентировки в тексте.

 Умеешь ли ты читать быстро. Что значит «просматривать текст». Способы скорочтения. Как найти главное  в тексте. Чем отличается главное от второстепенного. Выделение в тексте фрагментов содержания, подтверждающих главную мысль.

12. Хитрые вопросы

Развитие умений и навыков ориентировке в тексте. Использование закладок и пометок при поиске ответов на вопросы к тексту. Опыт высказывания, суждения и аргументации.

13. Зачем придумана шпаргалка.

Особенности человеческой памяти. Изменение объёма информации с целью более прочного запоминания. Запоминание на основе ассоциаций, графических образов, рифм. Способы рационального кодирования информации с помощью рисунка.

14. Час читательских удовольствий.

 Чтение с увлечением. Шуточный конкурс шпаргалок. Конкурс читательских дневников.

Кодирование и знако-символическое моделирование

    Кодирование информации – процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, обработки, хранения или автоматической переработки (Википедия)

   Одна и также информация может быть представлена (закодирована) в нескольких формах: звуковой, текстовой, числовой, графической и т.д.

Успешность обучения школьника в значительной степени зависит от того, насколько каждый конкретный ученик умениями, навыками:

-кодирования

- декодирования

-перекодировки

Проблема рационализации приёмов работы с учебной информацией в начальной школе может быть в значительной степени решена посредством применения различных систем кодирования.

Ведущая система кодирования  информации, которой обладает ребёнок – это умение обозначать понятия словами.

На уроках мы учим школьников  приёмам кодирования информации в звуках, буквах, цифрах, графике. Реже – в мимике и жестах. Мимика и жесты способны рационализировать процесс усвоения знаний. Между тем, упражнения с использованием на уроке мимики, жестов ипрочих телодвижений, могут быть не только забавны, но и очень полезны.

Упражнение «Прятки»

Учитель или ученик читают слова: местный, чудесный, опасный и т.д..Если в слове нет непроизносимых согласных, ученики сидят за партой как обычно. Если в слове спряталась буква - «неслышимка», дети делают руками, напоминающий крышу домика, в котором укрылась буква.

«Секретные орфограммы»

  Дети выбирают из упражнения слова с тремя видами орфограмм. Работают в парах  -  молча. Первый ученик указкой показывает в тексте слова с любой из орфограмм. Второй – молча показывает ему на пальцах  условленный символ этой орфограммы, например:

Парная согласная – пальцы рук, соединённые в рукопожатие.

Удвоенная согласная – 2 пальца руки вверх v

Непроизносимая согласная – скрещение над головой рук   x

Когда все слова с орфограммами найдены, ученики записывают слова в три столбика, соответственно трём указанным выше типам орфограмм. При необходимости консультируются друг у друга, объясняясь жестами.

Пойми меня (упражнение в замене графической информации мимикой и жестами)

     В соревновании участвуют две команды. От одной из команд к столу учителя подходит игрок, достает из потайного места (сундучка, мешочка и т. п.) записку, читает ее «про себя», а потом пытается «показать» своей команде текст написанного на бумаге предложения без слов, только с помощью мимики и жестов. Если команда угадывает фразу почти точно, ей засчитывается победное очко. Затем идет за запиской представитель другой команды. Побеждает команда, набравшая больше очков. После игры можно обсудить с детьми, какие формы передачи информации были наиболее удачными.

 Жестами можно кодировать словарные слова

Использование графических изображений при решении задач

Рисуем задачи (конкурс)

   Детям даны на дом тексты нескольких задач изученных видов. Задание: выбрать одну задачу и зарисовать ее на альбомном листе так, чтобы были понятны условие и вопрос. На следующий день рисунки вывешиваются на классной доске. Ученики выбирают наиболее понятные рисунки, рассказывают о своей задаче по рисунку. Коллективно выбираются лучшие рисунки к задачам, выявляются их достоинства. Определяется победитель конкурса. Он на время становится в классе консультантом по решению задач.

В классе проводится самостоятельная работа по решению задач, условия которых рисовали ученики. Консультант оказывает одноклассникам индивидуальную помощь.

Графическое кодирование информации на уроках русского языка.

Понятие. Символ понятия Осьминожка по имени Глагол (обозначение грамматического понятия графическим символом)

- Есть в русском языке слова, которые отвечают на вопросы что делает?, что делают? и т. п. Посмотрите на рисунок. Что делают лапки этого осьминога?

http://pandia.ru/text/77/238/images/image012_7.jpg

- Назовите другие слова, отвечающие на вопросы что делает?, что делают? Найдите такие слова в учебнике. Запишите текст упражнения в тетрадь.

- Если слово «что-то делает», оно называется глагол. У нашего друга Осьминожки много лап. Он любит что-нибудь делать этими лапками и любит слова, которые «что-нибудь делают». Найдите теперь такие слова в своей тетради.

Над каждым словом нарисуйте маленького Осьминожку: http://pandia.ru/text/77/238/images/image014_53.gif http://pandia.ru/text/77/238/images/image015_53.gif http://pandia.ru/text/77/238/images/image016_49.gif http://pandia.ru/text/77/238/images/image017_50.gif

Так мы теперь будем отмечать глаголы в наших тетрадях.

Примечание. Перед глаголом не бывает предлогов. Чем раньше дети научатся видеть глаголы в тексте, тем меньше ошибок будет в тетрадях. Для обозначения предлога придумаем ему символ — значокhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image018_48.gif

Символы орфограмм

Мои друзья орфограммы (обозначение грамматических понятий графическими символами)

 Символы ударных и безударных гласных

http://pandia.ru/text/77/238/images/image019_7.jpg http://pandia.ru/text/77/238/images/image020_5.jpg

    Гласная ударная всегда улыбается. Мы в ней никогда не ошибаемся. Но есть гласные буквы - плаксы. Это буквы А, О, Е, И, Я. Плачут они потому, что в их написании ребята часто допускают ошибки. (На рисунках-памятках в верхнем левом углу изображен листочек: зеленый - на ударной гласной и красный (знак опасности) - на безударной.)

В большинстве случаев успокоить буквы-плаксы и не ошибиться в их написании можно, подобрав проверочные слова.

Поставь ударение в словах: мячи, лесник, полянка, лиса, хороший.

Найди буквы-плаксы.

Расставь над ними такие значки. C:\Users\1\Desktop\f641806s-960.jpg

Как сделать, чтобы эти буквы не плакали?

Помоги им, подбери проверочные слова.

Символы парных согласных

http://pandia.ru/text/77/238/images/image021_5.jpg

Буквы встали парами: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С. Они дружат, потому что обозначают похожие звуки, только один из звуков - звонкий, второй - глухой. Иногда в словах звонкие звуки оглушаются.

Чтобы не ошибаться в написании таких слов, парные согласные надо проверять.

http://pandia.ru/text/77/238/images/image022_42.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image023_41.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image024_36.gifПроверять будем так:

столб - столбы

столб столбы,

Другие символы орфограмм придумываем вместе.

Примерные символы:

значок гласной после шипящей похож на змею;

значок удвоенной согласной напоминает две ягодки на одном кустике;

прямоугольник с флажком - символ заглавной буквы в предложении и в именах собственных.

Поиск орфограмм в текстах.

Задание: Найди орфограммы, расставь над словами значки орфограмм:

Игра  Подарок от Фонетики.

- Фонетика помогает нам не только слышать каждый звук. Она помогает правильно считать в слове слоги, буквы и звуки.

Произнесите слово мышь. Сколько в нем слогов? (1)

Запишите слово мышь. Сколько в слове букв? (4)

Запишите транскрипцию слова мышь. Сколько звуков изображено в квадратных скобках? ([мыш] - 3 звука)

Рассмотрите транскрипцию внимательно.

Сколько в транскрипции гласных звуков? (1 - [ы])

Сколько согласных звуков? (2 - [м], [ш])

Сейчас мы сделали устный фонетический разбор слова: рассказали, сколько в слове слогов, букв, звуков, сколько звуков гласных, сколько согласных.

Теперь запишем: мышь - 1 слог, 4 б., 3 зв., 1 гл., 2 согл.

Чтобы мы не забыли порядок фонетического разбора, девочка Фонетика дарит каждому ученику класса монетку с волшебными буквами: СБЗГС. Догадайтесь, что зашифровано в этих буквах (С - слоги, Б - буквы, 3 - звуки, Г - гласные, С - согласные).

http://pandia.ru/text/77/238/images/image029_7.jpg

Монетка с закодированным порядком фонетического разбора. На обратной стороне монеты - роспись Фонетики.

Запись, зашифрованную буквами, надо заучить наизусть, а монетку спрятать поглубже в карман или в пенал, чтобы не потерять

Примечание. Благодаря яркому сюжету и реальному подарку от главного действующего лица игры ученики хорошо понимают и запоминают связь понятий: фонетика - фонемы (звуки) - фонетический разбор. Сам порядок фонетического разбора теперь будет храниться у каждого ученика буквально в кармане. Услышав от учителя фразу «сделаем фонетический разбор слова...», дети могут достать монетку и использовать ее как памятку.

Фонетический разбор в картинках

(работа с наборным полотном)

   Знакомство с фонетикой и фонемами в 1- 2 классах не обеспечивает достаточного развития умения давать звукобуквенную характеристику слова. Претензии на этот счет традиционно высказывают учителям начальных классов учителя русского языка основной общеобразовательной школы. И справедливо: после букварного периода этот вид работы в начальной школе не пользуется популярностью. Фонетический разбор - трудоемкое и мало интересное детям занятие. Но его можно и нужно сделать интересным и даже увлекательным, если на помощь придут значки-символы

Кодовые обозначения в фонетическом разборе слова

http://pandia.ru/text/77/238/images/image037_20.gif- гласный звук

http://pandia.ru/text/77/238/images/image038_4.jpg- ударный гласный звук http://pandia.ru/text/77/238/images/image039_3.jpg - безударный гласный звук

http://pandia.ru/text/77/238/images/image040_19.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image041_18.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image042_17.gif - согласный звук

http://pandia.ru/text/77/238/images/image043_18.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image024_36.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image043_18.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image044_17.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image045_18.gif - парный согласный - непарный согласный

http://pandia.ru/text/77/238/images/image046_19.gif- звонкий согласный http://pandia.ru/text/77/238/images/image047_18.gif - непарный согласный

http://pandia.ru/text/77/238/images/image048_19.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image049_17.gif- твердый согласный (как молоток) - мягкий согласный (как подушечка)

Образец фонетического разбора

http://pandia.ru/text/77/238/images/image050_18.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image050_18.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image051_15.gif - СБЗГС

http://pandia.ru/text/77/238/images/image052_15.gif[ ] – http://pandia.ru/text/77/238/images/image053_3.jpg

http://pandia.ru/text/77/238/images/image054_15.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image043_18.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image043_18.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image055_14.gif[ ] – http://pandia.ru/text/77/238/images/image046_19.gifhttp://pandia.ru/text/77/238/images/image049_17.gif

    При наличии карточек с кодовыми символами понятий фонетический разбор можно делать на наборном полотне в классе. «Рисуночный» фонетический разбор понятнее, интереснее. Но главное - он экономит время. На выполнение такого вида разбора достаточно трех минут на каждом уроке.

     Опытным путем проверено, что дети с удовольствием выполняют «рисуночный» фонетический разбор в тетради. Причем озвучивание его ничем не отличается от классической формы выполнения этого задания. Так что заучивание терминов, усвоение алгоритма действия идет в оптимальном темпе. Отказываться от графических символов в пользу обычной текстовой записи фонетического разбора должны сами школьники по мере их взросления и осознания того, что они уже могут обойтись без рисунков-подсказок. Процесс этот не следует форсировать. Полагаем, у каждого ученика есть право на индивидуальный темп работы и на выбор инструментария для усвоения учебного действия.

     В  ходе изучения окружающего мира осваивая  технологию сбора данных, можно продолжили развитие информационной компетентности в функциях телефона.  Создали  модель развития информационной грамотности с новой целью (изучить функцию «Диктофон», «Извлечение записанной информации с переносом в компьютер»), с поэтапными шагами планирования её достижения на основе имеющихся знаний и умений и осуществили:

  • сбор данных в виде фотоизображений домашних животных, сделанных с помощью мобильного телефона;
  • сбор данных  цифровой  фиксации звуков с помощью диктофона на мобильном телефоне  (записать звуки,  издаваемые домашними животными,  ведь мы – жители сельской местности);
  • создание  банка данных фотоизображений и  звуков,  издаваемых домашними   животными, для  проведения  викторины.

Диагностика уровня сформированности информационной компетенции.

Для начала необходимо определить, какие умения подлежат оценке.

  1. Уровень сформированности умения планировать информационный поиск

Умения

Проявление в деятельности

Умеет

Не умеет

Определение недостающей информации

Указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет

     

Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных источников

     

Определение источника недостающей информации

Указывает, в каком типе источников следует искать заданную информацию, или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска

       

Планирует наблюдение, его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска

     

Планирует эксперимент, его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска

     

Определяет способы  сбора информации

( анкетирование, опрос)

     

     

Поясню это на примере урока окружающего мира по теме «Океан и его обитатели. В процессе обсуждения имеющейся информации об океанах формируются вопросы об их названиях и площади, глубоководных впадинах и обитающих в глубинах животных, планктоне и т.д.  Потребность в поиске новой информации выявляет и необходимость определения источников  ее нахождения.

Для поиска и извлечения необходимой информации учащийся должен уметь работать с различными источниками (словарями, энциклопедиями, Интернетом, каталогом и т.д.), проводить эксперимент и наблюдение по заранее составленному плану.

           

                             

  1. Уровень сформированности умения извлекать  информацию                                                 

Умения

Проявление в деятельности

Умеет

Не умеет

Нахождение нужной информации в источниках различного типа

Пользуется справочниками, энциклопедиями

     

Пользуется библиографическими изданиями

     

Пользуется списками публикаций в периодических изданиях, карточным каталогом

     

Ориентируется на сайте по ссылкам

     

Пользуется электронным каталогом, поисковыми системами Интернет

     

В диалоге задает вопросы на понимание, уточнение

     

Извлечение информации через эксперимент

Формулирует проблему

     

Определяет цель эксперимента

     

Выдвигает гипотезу, используя логические выражения «если, то», «не только, но и»

       

Проводит опыт согласно составленному плану

   

Фиксирует результат опыта

   

Извлечение информации через наблюдение

Определяет цель наблюдения

   

Составляет план  наблюдения

     

Фиксирует результат наблюдения

   

Способ извлечения информации путем проведения эксперимента предполагает выдвижение предположений и их проверку. Например, на уроке по теме «Условия прорастания семян» второклассники получают задание – описать их. В качестве способа нахождения информации дети выбирают эксперимент. В ходе работы диагностируется умение выделять проблему (на каком расстоянии должны находиться семена при посадке,  куда поставить коробку с семенами, как часто поливать их и т.д.), выдвигать гипотезу, фиксировать результат эксперимента (рисунок до эксперимента и после).  Проведя эксперимент, учащиеся получают  информацию о прорастании семян.  Теперь необходимо эту информацию обработать и представить.

Обработка информации включает в себя способности замысливать и делать умозаключения в соответствии с поставленной задачей, связывать новую информацию с освоенной ранее, переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, схему, график и наоборот), редактировать и создавать собственный текст с использованием мультимедийных средств и компьютерных технологий.

  1. Уровень сформированности умения обрабатывать информацию

Умения

Проявление в деятельности

Умеет

Не умеет

Оценка и анализ полученной информации

Сравнивает полученные результаты в ходе эксперимента с информацией, найденной в справочной литературе

Сравнивает полученные результаты в ходе наблюдения с информацией, найденной в справочной литературе

Систематизация полученной информации

Анализирует полученную информацию, сравнивая различные источники нахождения информации, указывает обнаруженные противоречия  

   

Выделяет главное и второстепенное

 

Отбрасывает избыточную информацию

 

Устанавливает причинно- следственные связи

 

Структурирование информации, представление ее в различных формах

Переводит информацию из текста в таблицу  

 

Переводит информацию из таблицы в текстовую форму

 

Представляет информацию в виде диаграммы

   

Представляет информацию в виде шкалы

   

Создает электронную презентацию

 

Делает доклад

 

Выводы на основе аргументации

Находит вывод и аргументы на основе проведенного опыта

 

Находит вывод и аргументы на основе проведенного наблюдения

 

Делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения. Рефлексирует

   

     

Чтобы увидеть, насколько освоено на данный момент то или иное умение, достаточно предложить учащимся выполнить задания предметного содержания. Так, например, для оценки сформированности умения первоклассников структурировать информацию и представлять ее в различных формах (переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу), детям  предлагается прочитать текст и заполнить таблицу, вписывая всех животных и указывая, сколько у каждого из них бывает детенышей.

Сколько у кого детей?

У большинства крупных животных детенышей, как правило, бывает немного: обычно не больше одного- двух. Им больше не выкормить: трудно. В лесу живет лосиха. У нее родился лосенок. У енота – 3-4 детеныша. У орла–белохвоста гнездо в том же лесу. В гнезде два орленка. У чижа, у зяблика, овсянки - по пяти птенцов. У серой куропатки – двадцать, а у страуса–папы –  до тридцати малышей. Почему так? Меньше потомства имеют те, которые выкармливают птенцов в гнезде. А те, у которых птенцы сами могут передвигаться и добывать пищу, способны вырастить гораздо больше потомства.

        Оценка умения учащихся переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу) производилась по двум критериям: полнота и правильность.

Полнота заполнения столбца «Название животных»: 3 балла (в столбце записаны все 8 животных); 2 балла (6-7); 1 балл (4-5); 0 баллов (менее 4).

Правильность заполнения столбца «Сколько у кого детей?»: 3 балла (в столбце указано количество детенышей без ошибок); 2 балла (допущено не более одной); 1 балл (допущено не более двух); 0 баллов (три и более)                                                                                                         

  1. Сформированность умения вычленять в тексте нужную информацию, схематически представлять информацию  в виде таблицы

Фамилия, имя

Название животного

Сколько у кого детей

Полнота

Правильность

Правильность

   

         Затем материал обобщается в виде электронных презентаций, сообщений, творческих работ. Системная пошаговая работа с учащимися вырабатывает у них осознанное критическое отношение к получаемой информации, стимулирует поиск ответов на возникающие вопросы.

Вывод.

Таким образом, практическая реализация методов поможет как выявлению уровней сформированности информационной компетентности школьника, так и формированию информационной компетентности ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетентности младших школьников

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...

Формирование информационных умений и навыков у младших школьников

В данной презентации я попытаюсь расскрыть этапы формирования информационных умений и навыков на примере проведения библиотечных уроков....

Формирование информационной грамотности младшего школьника

Форирование информационной грамотности младшего школьника. Материал содержит презентацию , текстовый документ , в котором рассматривается понятие "информационная грамотность",какое отражение данная те...

Статья "Формирование информационной культуры у младших школьников"

Многочисленные документы правительства РФ свидетельствуют о том что образование и развитие человека XXI века неполноценны без информационной культуры, которая помогает ему адаптироваться к жизни ...

Тема по самообразованию «Повышение компетентности младших школьников через формирование информационной культуры и информационной грамотности» 2014г

В докладе говорится о формировании информационной культуры и информационной грамотности младших школьников....