Диагностика методика "Цветик-семицветик"
тест
Методика направлена на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_tsvetik-semitsvetik.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Цветик-семицветик»
Методика предназначена для дошкольников и младших школьник. Методика направлена на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний.
Для проведения методики потребуется лист бумаги с нарисованным на нем «Волшебным цветком» с семью разноцветными лепестками. Размер лепестков должен быть таким, чтобы ребенок мог записать в нем свое желание.
С дошкольниками и первоклассниками, у которых не сформированы навыки свободного письма, методика проводится индивидуально. С более старшими учениками она. может проводиться как индивидуально, так и фронтально. Для более младших детей, а также для детей с задержкой психического развития и педагогически запущенных количество лепестков можно уменьшить до трех. Вместе с тем, следует иметь в виду, что количество желаний, высказанных ребенком, само по себе может являться ценным диагностическим показателем.
«Цветки» могут быть приготовлены заранее, но, если позволяет время и условия, лучше предложить их изготовить самим детям, поскольку в этом они полнее включаются в ситуацию и валидность методики повышается.
Инструкция. «Представьте себе, что каждому из вас, как девочке Жене из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» достался волшебный цветок с семью волшебными лепестками. Каждый лепесток выполнит одно желание. Этот цветок нарисован на листе. Напишите на каждом лепестке одно свое желание. А всего каждый из вас сможет написать семь самых заветных своих желаний. Все поняли, что надо сделать?»
После сообщения инструкции психолог отвечает на вопросы детей.
«Итак, начинаем...»
Обработка результатов и интерпретация
- Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей (сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др.), относящиеся к школе, и широкие “общечеловеческие” (“Хочу, чтобы люди никогда не болели”, “Чтобы никто не убивал других людей”, “Нашли все полезные ископаемые” и пр.).
Поскольку само строение методики ориентирует детей прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний “для других” свидетельствуют о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и/или формировании потребности в благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными являются варианты, когда желания “для себя” полностью отсутствуют. - Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений.
Наиболее часто здесь встречаются ответы, о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость, выполнять требования воспитателей и др.
Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований взрослых, а также совершенно конкретных (“мелких”) материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое).
Следует обратить особое внимание на ответы, связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции (“Я хотел бы всех избить, уничтожить”, “Чтобы отомстить всем”, “Чтобы избили всех тех, кто меня обижает) , так и жертвы агрессии: “Чтобы меня не били”, “Чтобы меня кто-нибудь защитил, когда меня снова начнут бить”).
Ответ “не знаю” является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитии их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном “отказе” от желаний, их вытеснении, а также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющей характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы. - Определяется степень “протяженности” желаний во времени.
- Модальность высказывания (“Я хочу”, “Я хотел бы”).
Использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем “праве на желание”, является неблагоприятным симптомом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа диагностики письма учащихся 2-3- классов.
Педагог-психолог Костарева В.Р.Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в программу психологического сопровождения младших школьников и является инструментом ...
Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.
Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...
Педагогическая диагностика учащихся 1 класса
Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...
Диагностика математических представлений по всем возрастам
Дана методика диагностики математических представлений по всем возрастам в ДОУ, работающих по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой....
Диагностика готовности детей к обучению
Для определения готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...
Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся
Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...