Статья "Организация работы по развитию таланта и творческих способностей у обучающихся учреждений дополнительного образования"
статья

Воробьева Алина Александровна

В статье подробно описывается организация и осуществление работы по развитию таланта и творческих способностей у обучающихся учреждений дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.А. Воробьева,

педагог дополнительного образования

БОУ ДО «Центр творческого развития

и гуманитарного образования»

Тарского муниципального района

Омской области

Организация работы по развитию таланта и творческих способностей у обучающихся учреждений дополнительного образования

Проблема развития детских талантов на сегодняшний день является актуальной для России. Эта актуальность обусловлена значительным сужением возможностей для воспроизводства человеческих ресурсов  в последнее время. Особую остроту данной проблеме придает тот факт, что на фоне своих сверстников из других стран дети и молодежь из России показывают весьма скромные результаты по уровню своих творческих и интеллектуальных возможностей. Основным направлением выявления и поддержки талантливых детей является организация конкурсов, олимпиад, фестивалей различного уровня для выявления одарённых детей в различных сферах деятельности. [4]

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Содержание данных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ. [1]

Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способствует проявлению новообразований в самодеятельности. Для того чтобы активизировать творческий процесс в различных объединениях, кружках по интересам и привлечь наибольшее количество участников в учреждениях дополнительного образования, организатор обязан творчески подходить к каждому индивидуально. Стараясь помочь найти личности «себя» в любой роли позитивной деятельности, руководителю необходимо создать единый творческий ансамбль, в котором легко перейти от подражательности к инициативе. [3]

Основными препятствиями в выявлении и поддержке талантов являются: дефицит квалифицированных педагогических кадров, способных эффективно работать с одарёнными детьми; низкая мотивация учителей в поддержке талантливых и одаренных детей школьного возраста; недостаток квалифицированных кадров в системе дополнительного образования детей; слабое развитие системы дистанционного обучения в рамках сопровождения одарённых школьников; ограниченность ресурсов в селе, в том числе кадровых, и, как следствие, невысокий уровень общеобразовательной подготовки у обучающихся сельских и отдалённых школ и др. Особенно актуальны данные проблемы для регионального уровня. [2]

На мой взгляд, особенно ярко можно проследить организацию деятельности по развитию таланта у детей и молодежи, которые посещают  учреждения дополнительного образования. Так, например, обучающиеся художественной студии «Кисть», руководителем которой я являюсь, - постоянные участники конкурсов различного уровня (городского, муниципального, областного, международного и всероссийского). Это участие небезуспешно, ежемесячно ребята становятся призерами, лауреатами различных степеней. Работа обучающихся в студии включает как подготовку к конкурсам, так и занятия, которые также направлены на развитие творческих умений и навыков,  таланта ребят. Ребята разрабатывают творческие проекты по различным темам изобразительного искусства, а затем выступают с ними. Кроме базового курса в программу студии включены темы по работе в нетрадиционных техниках рисования, таких как кляксография, пуантилизм, монотипия и др. Такие занятия, несомненно, вносят вклад в развитие детского таланта и творческих способностей.

Список использованной литературы:

  1. Леонидова Г.В. Генерализация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – № 1.
  2. Лунякова Л.Г. Одаренные дети – ресурс человеческого потенциала современной России: материалы интернет-конференции «Дети и молодежь», март 2010.
  3. Черкова М.А. Творческая деятельность как средство развития личности учащихся. – Кемерово, 1995.
  4. План внеучебной деятельности ФГОС // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.niro.nnov.ru?id=28953


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по теме:"Развитие творческих способностей младших школьников в дополнительном образовании"

СодержаниеВведение …………………………………………………………………………………..2Условия возникновения и становления опыта …………………………………………2Актуальность и перспективность опыта ………………………………………………..3Теоретическая база опыта...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Методическая разработка на тему: «Особенности работы с одаренным и мотивированным к обучению ребенком в учреждении дополнительного образования. Индивидуальный образовательный маршрут.»

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология, которая способствует самореализации обучающихся и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адап...

Взаимодействие детского сада и учреждения дополнительного образования в рамках реализации сетевых программ (из опыта работы по дополнительной программе "Знайка")

В статье расматриваются вопросы  организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Представлены формы мероприятий, п...

К проблеме развития творческих способностей младшего школьника средствами дополнительного образования

Одна из основных задач учреждений дополнительного образования - раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности...

Применение новых педагогических технологий с целью развития творческих способностей обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Сообщение о применении новых педагогичсеких технологий на занятиях по изобразительной деятельности в учреждениях дополнительного образования...