Исследовательская деятельность младших школьников.
методическая разработка

Зиннурова Айгуль Данисовна

В данном материале представлены этапы работы над исследовательской деятельностью. Тезисы одной из исследовательских работ для примера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность младших школьников.

Зиннурова Айгуль Данисовна

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Работая с младшими школьниками, я руководствовалась тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста школьника.

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей школьников, конечно, самих школьников. При этом "уровень школьника" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов школы становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты:

  1. Умение работать с информацией.
  2. Опыт целеполагания.
  3. Ребёнок приобрёл опыт планирования.
  4. Расширение кругозора.
  5. Развитие мышления.
  6. Развитие эмоциональной сферы.
  7. Опыт публичного выступления.

Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:

1.     Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2.     Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

3.     Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

4.     Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

5.     Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

6.     Определение последовательности проведения исследования.

7.     Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

8.     Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

9.     Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

10.Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11.Обсуждение итогов завершенной работы.

В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.

Следует отметить, что учебные исследования младших школьников не нуждаются ни в громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении.

Тезис

Тема: Использование сухоцветов в цветочной аранжировке.

Выполнила: Хафизова Арина, ученица 3 «в» класса МОУ СОШ №1 с.Чекмагуш.

Руководитель: Зиннурова Айгуль Данисовна, преподаватель начальных классов.

Цель работы: выявить особенности выращивания, засушивания и хранения сухоцветов.

Объект: Работа с сухоцветами

Задачи:

  1. Изучение и анализ литературы и опыта работы с сухоцветами.
  2. Создать классификацию видов сухоцветов.
  3. Изучить особенности выращивания и сбор в природе.
  4. Разграничить способы сушки готового материала.
  5. Определить виды работ с сухоцветами.

Высушенные цветы и травы являются прекрасным декоративным материалом для составления цветочных композиций. За последние годы интерес к использованию цветочной аранжировки как одной из форм эмоционального развития школьников заметно возрос. И это неудивительно, ведь у сухих растений много преимуществ перед живыми цветами. Во-первых, они долговечнее, во-вторых, доступны каждому. Материал для композиций из сухих растений всегда рядом с нами – в лесах, парках, на лугах и даже на аллеях большого города.

По результатам исследовательской работы были сделаны следующие выводы:

  1. Была обобщена и проанализирована десятилетняя работа по выращиванию сухоцветов.
  2. Все сухоцветы можно разделить на четыре группы по характерным признакам: однолетние сухоцветы, многолетние сухоцветы, декоративные злаки, луковичные сухоцветы.
  3. Выращивание сухоцветов требует более кропотливого отношения, чем обычные цветы.
  4. В зависимости от цветка нужно подбирать разные виды сушки: высушивание цветов в подвешенном состоянии, высушивание в горизонтальном положении, высушивание растений в вертикальном положении, высушивание растений с помощью гигроскопических веществ, консервация растений с использованием глицерина.
  5. Из сухоцветов можно создавать различные аппликации, которые будут радовать нас в течении нескольких лет.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данное направление способствует необходимому выявлению собственных задатков психики, помогает раскрыть творческий потенциал, учит самостоятельному суждению, расширяет кругозор, способствует трудолюбию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...