Исследовательская деятельность младших школьников.
методическая разработка
В данном материале представлены этапы работы над исследовательской деятельностью. Тезисы одной из исследовательских работ для примера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа младших школьников | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность младших школьников.
Зиннурова Айгуль Данисовна
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.
Работая с младшими школьниками, я руководствовалась тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:
- принцип доступности;
- принцип поуровневости;
- принцип временного развития;
Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста школьника.
Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей школьников, конечно, самих школьников. При этом "уровень школьника" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов школы становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.
Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты:
- Умение работать с информацией.
- Опыт целеполагания.
- Ребёнок приобрёл опыт планирования.
- Расширение кругозора.
- Развитие мышления.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Опыт публичного выступления.
Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:
1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
10.Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11.Обсуждение итогов завершенной работы.
В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
Следует отметить, что учебные исследования младших школьников не нуждаются ни в громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении.
Тезис
Тема: Использование сухоцветов в цветочной аранжировке.
Выполнила: Хафизова Арина, ученица 3 «в» класса МОУ СОШ №1 с.Чекмагуш.
Руководитель: Зиннурова Айгуль Данисовна, преподаватель начальных классов.
Цель работы: выявить особенности выращивания, засушивания и хранения сухоцветов.
Объект: Работа с сухоцветами
Задачи:
- Изучение и анализ литературы и опыта работы с сухоцветами.
- Создать классификацию видов сухоцветов.
- Изучить особенности выращивания и сбор в природе.
- Разграничить способы сушки готового материала.
- Определить виды работ с сухоцветами.
Высушенные цветы и травы являются прекрасным декоративным материалом для составления цветочных композиций. За последние годы интерес к использованию цветочной аранжировки как одной из форм эмоционального развития школьников заметно возрос. И это неудивительно, ведь у сухих растений много преимуществ перед живыми цветами. Во-первых, они долговечнее, во-вторых, доступны каждому. Материал для композиций из сухих растений всегда рядом с нами – в лесах, парках, на лугах и даже на аллеях большого города.
По результатам исследовательской работы были сделаны следующие выводы:
- Была обобщена и проанализирована десятилетняя работа по выращиванию сухоцветов.
- Все сухоцветы можно разделить на четыре группы по характерным признакам: однолетние сухоцветы, многолетние сухоцветы, декоративные злаки, луковичные сухоцветы.
- Выращивание сухоцветов требует более кропотливого отношения, чем обычные цветы.
- В зависимости от цветка нужно подбирать разные виды сушки: высушивание цветов в подвешенном состоянии, высушивание в горизонтальном положении, высушивание растений в вертикальном положении, высушивание растений с помощью гигроскопических веществ, консервация растений с использованием глицерина.
- Из сухоцветов можно создавать различные аппликации, которые будут радовать нас в течении нескольких лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данное направление способствует необходимому выявлению собственных задатков психики, помогает раскрыть творческий потенциал, учит самостоятельному суждению, расширяет кругозор, способствует трудолюбию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"
Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Проектная деятельность...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...