Программа внеурочной деятельности "Истоки"
рабочая программа
Цель курса: развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы. Дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека.
Задачи курса:
- освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
- развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
- развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
- раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
- продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki.docx | 74.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Истоки»
для 1-4 классов
Автор - составитель:
Гаджимурзаева Г.Ш., учитель начальных классов
2021 – 2022 учебный год
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности« Истоки» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7», утверждённой приказом № ____ от______ 2014 г.и обеспечена УМК по истокам для1–4 кл., авторов И. А. Кузьмина, А. В. Камкина.
Цель курса: развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы. Дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека.
Задачи курса:
- освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
- развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
- развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
- раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
- продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Истоки».
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании. Он позволяет:
-развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
-осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
-создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
-обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
Управленческий – развитие управленческих способностей;
Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.
3.Описание места курса «Истоки» в плане внеурочной деятельности.
Год обучения | Наименование курса | Количество часов |
1. | Мир. Слово. Образ. Книга. | 33 |
2. | Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. | 34 |
3. | Вера. Надежда. Любовь. София. | 34 |
4. | Родные Образы. Умелые дела. Заветные слова. | 34 |
Всего | 135 |
4.Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности «Истоки».
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
Метапредметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию)
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Истоки» является сформированность следующих умений:освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
2-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Истоки» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Истоки» является сформированность следующих умений:
раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
3-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Истоки» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Истоки» является сформированность следующих умений:
дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
4-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Истоки» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Истоки» является сформированность следующих умений:
суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
5. Содержание курса внеурочной деятельности «Истоки»
1 класс – 33 ч.
АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»
Учебный курс «ИСТОКИ» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки.
Базовое содержание курса «ИСТОКИ– 1» объединено в четыре тематических блока – Мир. Слово. Образ. Книга.
Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «ИСТОКИ» имеют первостепенное значение.
«Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги:
1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).
2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте программы «Истоки» для первого года обучения (содержательная часть).
3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.
В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка.
В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).
Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе.
Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка:Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово.
Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом.
Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».
С первого класса ИСТОКИ развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В «Азбуке Истоков» представлены образы защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы.
Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги – живое существо.
Главными целями курса «Истоки» в 1-ом классе являются:
* освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
* развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
* развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
Мир
СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА.Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.
МИР И ЛАД.Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.
ИСТОКИ И ШКОЛА.Истоки глазами детей. Рождественский дар.
ИСТОКИ И РАДУГА.Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.
СКАЗКИ ПУШКИНА.В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
РОДНОЙ КРАЙ.Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
ЩИТ И ГЕРБ.Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово
СЛОВО.Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь.
Слово проверяется делом.
ВЕСНА И СЛОВО.Что пробуждает сад добродетелей в душе человека?
Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.
ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.
СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ.Добро. Доброе слово. Доброе дело.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.
СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ.Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.
АЛЕША ПОПОВИЧ.Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.
ЧАША ЖИЗНИ.Жизнь. Любовь. Добрые дела.
Образ
РОДНИК.Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
ОБРАЗ РОДИНЫ.Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.
ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА.Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.
ОБРАЗ ПРАЗДНИКА.День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.
Книга
КНИГА.Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец.
КНИГА КНИГ.Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.
ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ.Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.
ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ.Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дар. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди. Народная песня. Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книг.
2 класс- 34ч.
«РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ»
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
* раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
* посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
* развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока – «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Несмотря на то, что текст включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений ученика и его близких. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром
Родной очаг
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родите-лей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря?Море – конец света? Тайны моря.Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмар- ка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.
Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
3 класс- 34 ч.
«ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ»
Учебный курс «Истоки» в 3 классе является продолжением начатого в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываютсяценности внутреннего мира человека. «Истоки-3» призваны подвести третьеклассника кистокам духовности, морали, нравственности и этикив том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.
Главными целями этого курса в 3 классе являются:
* дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
* посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
* продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте.
Вера
ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере.
ВЕРНОСТЬ – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.
Надежда
НАДЕЖДА – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.
СОГЛАСИЕ – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.
ПОСЛУШАНИЕ– доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Любовь
ЛЮБОВЬ – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
София
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.
ИСТИНА – неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость.
Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
4 класс – 34 ч.
«ТРАДИЦИИ ОБРАЗА, СЛОВА, ДЕЛА И ПРАЗДНИКА»
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Традиции образа
ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.
Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, названная.
Род, родоначальник и родословие. Виды родословной.
Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.
Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.
Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество (община, артель, слобода). Правила мирского самоуправления.
СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя: «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.
Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ праведного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы).
Образ Покрова в отечественной традиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа.
СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло – черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце – образы просветителей.
Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.
Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Традиции Слова
СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни – важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА.Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты – традиционные проявления родительского благословения.
Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения.
ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь; не все, что думаешь, говори.
Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.
Присяга – слово долга. Обет – добровольное обязательство.
Традиции дела
ТРУД. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу – своя пора.
Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер – золотые руки.
Купцы и предприниматели – деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность. Знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение – защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита веры. Отцы-командиры. Полководцы.
Служение священства – научение вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на духовные нужды.
Суд и управление – сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.
ТВОРЧЕСТВО. Талант – особый дар человека. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь?
Творчество иконописца – передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.
Живописец. Его призвание – раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Народное творчество и его проявления.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела – жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Традиции праздника
ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.
Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье.
Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.
РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины – наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.
ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники – общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.
МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники – важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.
Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.
ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.
Заключительный урок
Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание.
6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся.
1 класс (33 ч)
№ | Тема урока | Виды деятельности учащихся |
1 | Солнышко, мама и папа | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. |
2 | Мир и лад (Поле, школа и семья) | |
3 | Истоки и школа | |
4 | Дар (Рождество) | |
5 | Истоки и радуга | |
6 | Сказки А.С. Пушкина | |
7 | Родной край | |
8 | Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец) | |
9 | Святыни России. Илья Муромец | |
10 | Память | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
11 | Слово | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
12 | Весна и слово | |
13 | Золотое сердечко | |
14 | Серебряное копытце | |
15 | Честное слово. Добрыня Никитич | |
16 | Слово о родителях | |
17 | Святое слово. Алеша Попович | |
18 | Чаша жизни | |
19 | Внимание | |
20 | Экскурсионно-тематический урок. Школьный музей. | |
21 | Родник | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
22 | Образ Родины | |
23 | Образ защитника Отечества | |
24 | Образ праздника (День Победы) | |
25 | Мышление | |
26 | Экскурсионно-тематический урок. Библиотека. | |
27 | Книга | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
28 | Книга книг | |
29 | Живое слово книги | |
30 | Первая книга. Мир книги | |
31 | Первая книга. Мир книги | |
32 | Речь | |
33 | Экскурсионно- тематический урок. Центр народного творчества. |
2 класс ( 34 ч.)
№ | Тема урока | Виды деятельности учащихся |
1 | Имя | Что значит твое имя? Почему тебя так назвали? Для родителей: написать для учителя вопросы, возникшие при знакомстве с учебником Мини-сочинение «Что значит беречь своё имя?» |
2 | Семья | Описать семейный традиции. Презентация. Основные семейные заповеди. Презентация Семейные фото. |
3 | Семья | Оформить красочно работу о семье с родителями. Нарисовать рисунок. |
4 | Род | Закончить с помощью родителей оформление родового древа. |
5 | Дом | Приготовить рассказ о семье. Нарисовать рисунок. Приготовить рассказ о семейной реликвии. |
6 | Дом | Нарисовать, разучить в группе игру или провести конкурс. |
7 | Деревня | Найти иллюстрации. Презентация Рассказать о летних каникулах в деревне. Нарисовать рисунок. |
8 | Город | Мини-сочинение «Мой город» |
9 | «Родной очаг» | Беседа о Божием мире. Просмотр фильма 3. |
10 | Нива и поле | Нарисовать русского воина. |
11 | Нива и поле | |
12 | Лес | Рисунок, фото на природе. Как сберечь природное богатство – лес. Мини-сочинение |
13 | Река | Сочинить сказку. |
14 | Река | Рисунки Презентация Приготовить рассказ о реках Пим и Обь. |
15 | Море-океан | Выполнить рисунок |
16 | Путь-дорога | Сочинение-рассуждение «Послушание в моей семье» |
17 | Дорога жизни | Работа в семье: записать значимые цели семьи |
18 | «Родные просторы» | Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» Оценивающий тренинг. |
19 | Сев и жатва | Работа в паре «Полевые работы», «Пословицы и приметы» - работа в четверке. |
20 | Братья меньшие | Работа в паре «Про кого так говорят?» Ресурсный круг «Кто важнее?» |
21 | Ткачихи-рукодельницы | Рассказ о любимом домашнем животном. Рисунок, фото, презентация |
22 | Ткачихи-рукодельницы | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Ресурсный круг « Ткачихи-рукодельницы». Просмотр диафильма «Как рубашка в поле выросла». Работа в паре «Такие разные ткани» |
23 | Мастера-плотники | Работа в четверке «Инструменты плотника». Ресурсный круг «Мастера-плотники». |
24 | Кузнецы-умельцы | Работа в тройке «Подкуем лошадку», оценивающий тренинг. Ресурсный круг «Кузница». Нарисовать символ Доброты. |
25 | Ярмарка | Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Ресурсный круг «Ярмарка» |
26 | «Труд земной» | Работа в четверке «Труд земной и орудия труда», оценивающий тренинг. |
27 | Слово | Работа в четверке «Какое бывает слово?». Ресурсный круг «Подари доброе слово» . |
28 | Сказка | Работа в четверке «Уроки сказки» (по сказке «Морозко») Просмотр фильма 6 «Сказка перед сном». |
29 | Песня | Ресурсный круг «Душа поет». Работа в четверке «Праздничная песня». |
30 | Праздник | Работа в четверках «Смысл праздника», оценивающий тренинг . Ресурсный круг «Любимый праздник». |
31 | Книга | Ресурсный круг «Любимая книга». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. |
32 | Икона | Ресурсный круг «Икона», «Иконописный образ». |
33 | Храм | Работа в четверке «Храм души», оценивающий тренинг. |
34 | «Труд души» | Ресурсный круг «Мир, в котором мы живем» оценивающий тренинг. |
3 класс (34 ч.)
№ | Тема урока | Виды деятельности учащихся |
1 | Вера | Ресурсный круг «Какие знания даёт кружок «Путешествие к истокам духовности»?» Стихотворение «Солнышко в окошке», видеоряд по тексту стихотворения. |
2 | Вера- опора дела | Работа в паре «Что объединяет Вера?» Стихотворение о вере. |
3 | С верой приходит доброе дело | Работа в паре «Правила нравственности» |
4 | Верность – знак веры | Ресурсный круг «Верность Родине» |
5 | Верность не знает мелочей | Работа в паре «Что помогает хранить верность?» Чтение стихотворения Д. Кедрина «В час испытаний поклонись Отчизне» |
6 | Правда – путь к истине | Работа в паре «Пословицы о правде». Загадки о правде. |
7 | Правда – путь веры | Ресурсный круг «Какой образ является путеводным?». Стихотворение С. Орлова «Россия есть у каждого своя». |
8 | Честь | Работа в паре «Честь». Работа в рабочей тетради «Какие слова ты изберешь для рассказа о честном человеке». Песня О. Газманова «Офицеры» Портреты Кутузова, Ломоносова. |
9 | Береги честь смолоду Экскурсионный урок. | Работа в паре «Честь по заслугам». Ресурсный круг «Береги честь смолоду» |
10 | Надежда | Ресурсный круг «Как в жизни помогает надежда?» |
11 | Тщетная и твёрдая надежда | Работа в четвёрке «Что укрепляет надежду?» |
12 | Согласие | Ресурсный круг «Строительство моста» |
13 | Согласие ума, сердца, души | Работа в четвёрках «Согласие в деле».Басня Крылова «Лебедь, рак да щука». |
14 | Терпение и умение | Работа в четвёрках «В каких делах необходимо терпение?» |
15 | Терпение и спасение | Ресурсный круг «Самый терпеливый человек» |
16 | Послушание опыту | Работа в четвёрках «Послушание». |
17 | Послушание совести и закону. Экскурсионный урок | Работа в четвёрках «Надежда – устремление к доброму исходу дела». |
18 | Любовь-добро, единство-дружба. | Работа в четвёрках «В чём проявляется любовь к ближнему?» |
19 | Семейная любовь | Ресурсный круг «Почему любовь – это труд души?» |
20 | Милосердие | Работа в четвёрках «Милосердие». |
21 | Где гнев - там и милость | Работа в четвёрках «Слово о милосердном человеке» Ресурсный круг «В чём проявляется твоё милосердие?» |
22 | Доброта | Работа в четвёрках «Добрые дела». |
23 | Доброта истинная и ложная | Работа в четвёрке «Доброта истинная и доброта ложная». Ресурсный круг «Что такое делать добро?» |
24 | Покаяние | Работа в четвёрках «Раскаяние». |
25 | Покаяние и любовь | Работа в четвёрках «На пути раскаяния». |
26 | Сад добродетелей Экскурсионный урок | Работа в четвёрках «Сад доброжелателей». Ресурсный круг «Почему любовь делает мир чище и лучше?» |
27 | Ум да разум | Работа в четвёрках «Ум да разум». |
28 | Ум да разум | Ресурсный круг «Ум да разум». |
29 | Истина | Ресурсный круг «Истина в слове». |
30 | Истинный человек | Ресурсный круг «Как занятия «Путешествие к истокам духовности» помогает постичь истину?» |
31 | Знания - плод учения | Работа в четвёрках «Мудрые советы Владимира Мономаха» |
32 | Мудрость | Ресурсный круг «Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?» |
33 | Премудрость | Работа в четвёрке «Истоки победителя». |
34 | Дорога Веры, Надежды, Любви Экскурсионный урок. | Работа в четвёрках «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?» Ресурсный круг «Чему ты научился на занятиях «Путешествие к истокам духовности» |
4 класс (34 ч.)
№ | Тема урока | Виды деятельности учащихся |
1 | «Что такое традиции?» | Ресурсный круг «Что я жду от занятий в этом учебном году?»Записать в тетради, что такое традиция. Мини-сочинение «Какие традиции есть в нашей семье?» |
2 | Первые образы | Ресурсный круг «Как достигается почет и уважение в семье к отцу?» Пословицы и поговорки об отце. Составить свое родословие |
3 | Первые образы | Работа в паре «Роль и место отца и матери в семье. Традиции семьи» Выписать пословицы об отце и матери. Написать мини-сочинение «Моя мама – хранительница очага. Почему её так можно назвать?» |
4 | Первые образы. | Работа в паре «Основы семьи» Ресурсный круг «Моя будущая семья» |
5 | Первые образы. | Оценивающий тренинг «Мир – сообщество» |
6 | Первые образы | Словарная работа по словарю В.Даля. |
7 | Священные образы | Ресурсный круг «Что для меня значат Священные образы?» Работа в паре «Традиции образа Спасителя» |
8 | Священные образы | |
9 | Священные образы | |
10 | Светлые образы | Работа в паре «Путь праведности» |
11 | Светлые образы. | Мини-сочинение «Для чего нам нужно знать традиции Образа» |
12 | Священные слова. | Работа в четверке «Заповеди и заветы». Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?» |
13 | Священные слова | Ресурсный круг «Родительское благословение» Оценивающий тренинг «Родительское благословение». Изображение сердца с лучиками. Пословицы. |
14 | Священные слова | Работа в четверке «Сердечные слова». Ресурсный круг «Может ли сердечное слово примирить людей?» |
15 | Честные слова | Работа в четверке «Традиции честного слова» Ресурсный круг «Образ честного слова» |
16 | Честные слова | Рассказ Б. Ганаго «Слова на века» Правила честного слова. |
17 | Традиции слова. | Ресурсный круг «Как слово помогает человеку?» |
18 | Труд | Работа в четверке «Традиции земледельца». Ресурсный круг «Какие качества человека особенно ценились в крестьянском труде?» Составить по учебнику календарь полевых работ. Сочинить сказку «Земля на зернышке стоит» |
19 | Труд | Работа в четверке «Каково полотно – такова и сорочка» Ресурсный круг «Люби дело – мастером будешь» |
20 | Труд | Работа в четверке «Дерево ценят по корням, а человека по делам» |
21 | Служение | Работа в четверке «Защита Отечества – священный долг» |
22 | Служение | Ресурсный круг «Духовные воины Руси» |
23 | Служение | |
24 | Творчество | Ресурсный круг «В мастерской художника» |
25 | Творчество | Работа в четверке «Рождение иконы». Написать мини-сочинение «Какой талант вы чувствуете в себе и хотели бы его развить?» |
26 | Традиции праведного дела. | Работа в четверке «Праведное дело сродни подвигу» Представление презентаций-проектов «Традиции праведного дела» |
27 | Гулять всем миром | Работа в четверке «Древние праздники Руси». Ресурсный круг «Почему праздники сближают людей?» |
28 | Гулять всем миром | Активное занятие по престольному празднику (карточки). |
29 | Радоваться всей семьёй | Ресурсный круг «Любимый семейный праздник» Работа в четверке «Кума и кум, наставляй на ум» |
30 | Помнить всем Отечеством | Мнемотехника «Праздник памяти и уважения» Ресурсный круг «День рождения города» |
31 | Помнить всем Отечеством | |
32 | Молиться всей церковью | Работа в четверке «Православные праздники» Презентация по тексту учебника Работа по группам – чтение текстов о Пасхе, о Рождестве, о Трех Спасах. Работа по вопросам Составление таблицы (карточки). |
33 | Потрудиться душой | Работа в четверке «Традиции праздника» Ресурсный круг «Праздники в моей жизни» |
34 | Традиции праздника. Обобщающий урок. | Ресурсный круг «Традиции моего Отечества» Чтение стихотворения Н.В. Пахомовой «Признание» |
7. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения курса
Для учителя: Социокультурный системный подход к истокам в образовании «Истоковедение» Том 8, Издание 2-е, -М.: Издательский дом «Истоки», 2010г Составитель И. А. Кузьмин.
Для учащихся:
1класс
- Азбука истоков «Золотое сердечко» учебник 1класс. Составитель Е.Ю. Давыдова, И. А. Кузьмин.
- «Азбука истоков». Тетрадь 1Ч. Е.Ю.Давыдова
- «Азбука истоков». Тетрадь 2Ч. Е.Ю.Давыдова
2класс
1. «Истоки» учебник 2класс. Составитель А.В. Камкин
2. «Истоки» рабочая тетрадь 1Ч. О.А. Бандяк, Н В Котельникова
3. «Истоки» рабочая тетрадь 2Ч. О.А. Бандяк, Н В Котельникова
3класс
1. «Истоки» учебник 3класс. Составитель А.В. Камкин
2. «Истоки» рабочая тетрадь 1Ч. О.А. Бандяк, Н В Котельникова
3. «Истоки» рабочая тетрадь 2Ч. О.А. Бандяк, Н В Котельникова
4 класс
1. «Истоки» учебник 3класс. Составитель А.В. Камкин
2. «Истоки» рабочая тетрадь 1Ч. О.А. Бандяк, Н В Котельникова
3. «Истоки» рабочая тетрадь 2Ч. О.А. Бандяк, Н В Котельникова
8. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Истоки»
1-й класс
результатами изучения курса «Истоки» является сформированность следующих умений: освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
2-й класс
Результатами изучения курса «Истоки» является сформированность следующих умений:
раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
3-й класс
результатами изучения курса «Истоки» является сформированность следующих умений:
дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
4-й класс
результатами изучения курса «Истоки» является сформированность следующих умений:
суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...